Виды и примеры деятельности: что это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.
Разноечто это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.
Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.
Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.
Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.
Что такое деятельность
Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.
Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:
- Процесс принятия решения.
- Вовлечение в деятельность.
- Целеполагание.
- Проектирование программы действий.
- Осуществление программы действий.
- Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Виды деятельности человека
Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.
Труд
Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.
В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.
Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.
Учение
Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.
Игра
Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.
Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.
Общение
Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.
Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.
Творчество
Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.
Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.
Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.
Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.
Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре:
- Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
- Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
- Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
- Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».
Смотреть видео
Виды деятельности человека — Обществознание
Виды деятельности человека
Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.
Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
1. Общение
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
2. Игра (игровая деятельность)
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
3. Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.

4. Труд (трудовая деятельность)
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Другие виды деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Общение
- Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
- Проверить знания по Обществознанию.
Виды деятельности человека, практическая, социально-преобразовательнная, духовная, общественная, прогностическая, ценностно ориентировочная, классификация основных видов деятельности
Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.
Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».
Любая деятельность строится на четырех главных элементах:
- объекте (предмет, который подвергается изменениям),
- субъекте (тот, кто совершает деятельность),
- цели (предполагаемый результат того или иного действия),
- мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).
Основные виды деятельности человека
К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).
В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.
Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.
Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.
Данная категория включает в себя:
- ценностную (мировоззренческую),
- прогностическую (планирование будущего),
- познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.
Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.
На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.
Практическая деятельность
Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.
Социально-преобразовательная деятельность
Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.
Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.
Духовная деятельность
Данная категория предполагает преобразовательные процессы относительно сознания человека, что подразумевает:
- воздействие на творческую мысль и научное познание,
- формирование, изменение взглядов на жизнь,
- планирование будущих событий.
Духовная жизнь человека основывается на:
- научной,
- творческой,
- религиозной деятельности.
Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.
Общественная деятельность
Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.
На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.
Прогностическая деятельность
Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.
Результатами проектирования становятся:
- планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций,
- идеальные модели для общественных изменений,
- идеи новых форм государственного и политического устройства.
Ведущие виды деятельности игра, общение и труд
Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.
Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.
Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.
Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.
Виды профессиональной деятельности человека
Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.
Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.
В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:
- Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
- Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
- Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, бактерии), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
- Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
- Человек художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.
Пример прогрессивной деятельности
В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.
В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.
Реакционная деятельность
В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:
- введение опричнины,
- указ о создании Военных поселений,
- введение продуктового эмбарго и т. д.
Материальная деятельность
Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.
Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.
Коллективная деятельность и ее примеры
Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.
Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность менеджмента оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.
Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.
Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.
Заключение
Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков другие, для социологов третьи.
Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.
ЕГЭ. Человек Тема 6. Деятельность |
Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.
Что такое деятельность?
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Виды деятельности
1.Материальная (практическая):
- Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
- Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)
2.Духовная
- Познавательная (познание мира, общества, человека)
- Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
- Прогностическая (предвидение, планирование будущего)
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
- Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.
Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!
Мельникова Вера Александровна
Деятельность человека и ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
- Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.
МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.
Есть различные критерии классификации деятельности:
- по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
- по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
- по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
- по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
- по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
- по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
- по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные формы человеческой деятельности:
- Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
- Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
- Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
- Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:
1) комбинирование уже имеющихся знаний;
2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;
3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
А) | освоение опыта предыдущих поколений | 1) | труд |
Б) | преобразование предметов окружающего мира | 2) | общение |
В) | обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия | 3) | учение |
Г) | осуществление реального действия воображаемыми средствами | 4) | творчество |
5) | игра |
Типы и примеры действий по управлению временем
Обновлено 5 марта 2020 г.
Медицинское освидетельствование: Соня Брунер
Время управление относится к с помощью время эффективно а также продуктивно. А синоним за эффективность, хороший время управление делает Это возможное за ты к сделать в большинство вне из каждый минута. Несколько другой типы из время управление виды деятельности имеют был используемый к Помогите люди строить в навыки который вести к больше эффективность.Вот являются некоторые из эти типы, вместе с Примеры из каждый.
Источник: rawpixel.com
Ледокол Время Управление Деятельность
Ледокол виды деятельности являются полезный когда Вы начало а дольше группа встреча или когда Вы первый формирование а команда. Они как правило быстрый виды деятельности. Oни обычно требовать люди к Работа вместе, так они отличный когда ты хочу люди к получить знакомый Быстрее.
1. крошечный Задачи
В этот ледокол время управление деятельность, ты Начало по изготовление вверх а список из небольшой виды деятельности за в участники к делать.В список Можно включают 15-20 Предметы нравиться: Бег около в номер, изготовление что нибудь за в лидер находка вне 5 вещи около каждый Другой, а также Больше. Рядом каждый пункт, дайте а точка ценность за завершение который пункт.
Делить в большой группа в меньше группы а также дайте каждый группа а копировать из в список. Расскажи их их работа является к сделать как много точки как возможное в 10 минут. Начало в таймер а также позволять в весело начать. Впоследствии разговаривать около как в группа сделанный решения, как множественный задачи мог быть выполнено вместе, а также как в отдельные лица функционировал как а группа.
2. Время Восприятие Задача
Просить в участники к Закрыть их глаза. Потом, инструктировать их к открыто их глаза после что Oни верить является 30 секунд. Впоследствии сказать их к уведомление который не каждый открыт их глаза в в те же самые время. Объясните который время восприятие не униформа за все люди в все ситуации.
3. обнаружение Что нибудь В Обычный
Каждый человек потребности а карандаш а также бумага за этот деятельность. В идея является за каждый человек к разговаривать к как много люди как возможное а также записывать вниз один вещь Oни имеют в общий с который человек.В человек с в большинство люди на их список выигрывает а приз. Объясните который эффективный общение увеличивается продуктивность.
Источник: rawpixel.com
Жизнь Уроки
Время управление виды деятельности Можно быть используемый к учить уроки около в ценность из время. Oни Можно Показать как хороший время управление помогает ты установлен приоритеты а также улучшить твой жизнь. Жизнь уроки виды деятельности мая быть демонстрации или индивидуальный или группа виды деятельности.
1.Майо Банка
В майонез банка деятельность является довольно часто используемый как а демонстрация но Это Можно быть используемый как а совместный деятельность вместо. Получить а большой банка горные породы, гравий, а также песок. Просить в участники к заполнить вверх в банка с как много из в материал как возможное. когда они законченный, просить что приказ Oни положить в Предметы в в банка.
Потом, Показать что случается когда ты заполнить в банка в в приказ из большой горные породы, гравий, а также тогда песок. Вы получить Больше из в больше Предметы в в банка из курс! Потом, объяснять который когда ты расставлять приоритеты в «большой» вещи первый, ты имеют что большинство важный но все еще имеют номер в твой жизнь за в меньше Предметы.
2. Проводить Это Или Терять Это
Проводить Это или терять Это является а бумага а также карандаш деятельность. Дайте в участники ан воображаемый 86 4 000 долл. США к проводить Однако Oни выберите к проводить Это. Их работа является к записывать вниз в выбор Oни сделать около что к купить с в Деньги. Oни не могу выберите к установлен в стороне Деньги в сбережения но Oни терять без разницы Oни не отметка за расходы.
Расскажи в участники который 86 400 является в количество из секунды в каждый день. Если Oни не использовать те 86 400 секунды делать что нибудь продуктивный те секунды являются просто впустую.
3. Большой Картинка
Дайте каждый группа а головоломка головоломка, но не позволять их видеть что в законченный головоломка будем смотреть нравиться. Расскажи в группы к положить их головоломка вместе как быстро как возможное. Потом, стоп в упражнение а также дайте их в Фото из в законченный головоломка. Группы обычно Можно положить в головоломка вместе много Быстрее один раз Oни видеть что их прицеливание за. Впоследствии разговаривать около как в группа функционировал после Oни пила в Фото. Напомнить их который принимая а смотреть в в большой картина первый Можно улучшить их в общем и целом эффективность.
Источник: rawpixel.com
Планирование Деятельность
Некоторые время управление виды деятельности Можно Помогите люди сделать актуальный планы за как к проводить их время. Эти виды деятельности являются не только поучительно но Oни Можно также имеют а практичный заявление.
1. Час Мощность
Дайте участники а страница из бумага отмечен выключен в 24 пронумерованный квадраты. Расскажи их к записывать в рутина виды деятельности Oни делать каждый день в в площадь за который час.Потом, дайте их еще один страница отмечен выключен в 24 квадраты а также просить их к заполнить в квадраты с просто в непродуктивный виды деятельности Oни делать в Работа. Потом, дайте их а в третьих такой лист, а также просить их к комбинировать в Информация от в первый два страниц.
когда они законченный, Oни должен имеют некоторые пустой квадраты. Расскажи их который эти пустой квадраты представлять их продуктивный время. В заключение, просить их к смотреть за время расточители который Oни Можно ликвидировать к дайте самих себя Больше продуктивный время.
2.Положив А Ценность На Время
Есть люди записывать вниз что Oни сделал в день перед, тогда имеют их место а Деньги ценность на в вещи Oни сделал в соответствии к как много Это был стоимость к их к имеют Это сделанный. В заключение, предлагать который Oни фокус на в виды деятельности который Уступать в величайший награды.
3. Как Длинный Делает Это Взять?
Эта деятельность является отличный за обучение как к выделить время за другой задачи. Дайте каждый человек а таймер перед ты все начать а занятый день.Есть люди Часы в после каждый задача Oни полный а также хранить трек из в деятельность а также время потрачено на Это.
В в конец из в день, разговаривать около как определенный задачи взять Больше время чем другие. Также, обсудить как имея реалистичный ожидания из как длинный что нибудь будем взять Можно быть ценный в планирование к сделать в Лучший использовать из их время.
Источник: rawpixel.com
Навыки Обучение
Обучение время управление навыки является всегда а Цель из время управление виды деятельности.Определенный виды деятельности являются сосредоточенный конкретно на обучение в навыки который будем Помогите люди строить планы а также Работа эффективно.
1. Пустыня Остров
Делить вверх в группа если его большой или имеют все в участники Работа вместе. Расскажи их к представить они принимая а поездка к а пустыня остров. Их работа является к записывать вниз что Oни необходимость а также хочу к взять с их. Расскажи в группа который Oни имеют два минут к записывать вниз как много Предметы как Oни Можно. Объясните который Oни получить точки за каждый полезный пункт, но нет точки будем быть вычтенный за бесполезный Предметы.
когда Oни Конец, объяснять к их который Oни Можно использовать в те же самые мозговой штурм техника к строить планы за задачи Oни необходимость или хочу к делать каждый день.
2. Бумага Лодка Завод
Сделать вверх команды из 5 участники каждый. Выбрать а лидер за каждый команда. Взять в лидеры в а отдельный номер а также Показать их как к сделать а бумага лодка. Есть их сделать один к быть конечно Oни Понимаю в процесс. Потом, сказать их который ты хочу 40 лодки из в те же самые размер а также внешний вид. Oни имеют 15 минут к использовать их команда к выполнить в задача.
когда в игра является над, вознаграждение любой группы который выполнено твой приказ с в право качество а также количество из лодки. Просить в победа группа лидер (и) к объяснять как Oни общался в Детали из в приказ к их группа. Обсудить как недопонимание по в лидер Можно помешать в группы способность к полный в приказ правильно а также на время.
3. Сбор Вверх Блоки
Время управление виды деятельности Можно учить люди в умение из расстановка приоритетов. В сбор вверх блоки место а большой установлен из цветной блоки случайно на в этаж или а Таблица.Расскажи участники Oни являются к выбирать вверх как много блоки как возможное, но Oни должен выбирать их вверх один в а время а также с их недоминантный рука. Вызов а Начало к в упражнение. когда а минута имеет прошло, сказать их их время является вверх. добавлять вверх в блоки Oни выбранный вверх, давая один точка за каждый блок.
Следующий, сказать в группа Вы собирается к Начало в упражнение еще раз, но этот время есть а точка система участвует. Каждый цвет из блоки будем быть стоимость а другой количество из точки (такой как 1 точка за желтый 2 точки за синий 3 точки за красный и т.п.) В в конец из а минута вознаграждение в команда или индивидуальный который есть в большинство точки. Эта помогает их развиваться в умение из расстановка приоритетов быстро а также эффективно.
Источник: rawpixel.com
Почему Время Управление Является Важный В Твой Каждый день Жизнь
Время управление виды деятельности являются обычно используемый в предприятия или Другой организации. Все же, обучение время управление навыки Можно Помогите ты улучшить твой каждый день жизнь тоже. Если ты находить который ты являются тратить а много из время а также не выполнение твой цели, ты мая необходимость к проводить некоторые время развивающийся те навыки на твой своя.
А Терапевт Можно Помогите ты Понимаю в природа из время лучше. Oни Можно Помогите ты учиться как к установлен приоритеты так который ты Можно Работа Больше эффективно к улучшение твой жизнь. Если ты Чувствовать Вы тратить твой жизнь а также не в состоянии к делать что-нибудь к достичь твой цели, ты мая Чувствовать бессильный или даже подавлен. Если который случается, говорящий к а Терапевт Можно Помогите ты получить твой жизнь назад на трек к строить в будущее ты хочу.
Вы мая говорить с а лицензированный советник в BetterHelp.com за удобный онлайн терапия который костюмы твой потребности а также твой график.когда ты учиться как к сделать в большинство из каждый минута из твой жизнь ты Можно наслаждаться сами Больше а также делать в вещи который имеют в большинство смысл за ты.
.Какие бывают виды активной учебной деятельности?
Существует множество различных видов активной учебной деятельности, которые требуют от учащихся динамичной и энергичной роли в своем образовании. Активное обучение возлагает на студентов большую ответственность, чем традиционные и более пассивные образовательные задания. Некоторые виды активной учебной деятельности, основанной на практических заданиях и обучении на основе действий, включают воспроизведение исторических событий, наблюдение за насекомыми в их естественной среде обитания, решение математических задач в группе с использованием манипуляторов и создание презентации о работе художественная или документальная литература.Смысл многих из этих образовательных мероприятий состоит в том, чтобы учащиеся узнали больше, активно участвуя в достижении целей обучения, за которые они несут ответственность, исходя из идеи, что чем больше им требуется для взаимодействия с информацией, тем более глубоко они ее обдумывают. и узнать это.
Чтение интересной книги может быть активным учебным занятием.На уроках обществознания активная учебная деятельность часто включает воспроизведение исторических событий и проведение дебатов. Студентам, получившим задание воспроизвести исторические события, возможно, придется прочитать первичные и вторичные документы из истории и современные отчеты о событии, синтезировать эту информацию, а затем записать и разыграть событие в групповой обстановке. После того, как группы разыграли свои интерпретации события, класс может проанализировать событие более подробно, а также обсудить в группах спорные вопросы или позиции, связанные с историческим событием.
Активная учебная деятельность побуждает студентов быть более практичными.Преподаватели естественных наук могут предлагать учащимся участвовать в активной учебной деятельности, например изучать характеристики различных насекомых, а затем наблюдать за этими насекомыми, их поведением и условиями, в которых они живут в природе.Класс мог бы узнать о муравьях, их среде обитания, типах работы, которую они выполняют, и типах пищи, которую они едят. Затем они могли пойти в лес, найти колонии муравьев, а также наблюдать и записывать свои находки в группах. Затем эти группы могли встретиться, завершить свои наблюдения в виде диаграмм, рисунков и повествовательных текстов и рассказать своим одноклассникам то, что они узнали, и вопросы, которые у них остались. Последующее мероприятие может включать возвращение в места обитания муравьев для дальнейшего наблюдения и попыток ответить на оставшиеся вопросы о жизни муравьев.
Активная учебная деятельность может включать в себя написание рассказовСтуденты курсов математики могут участвовать в активной учебной деятельности, такой как решение сложной геометрической задачи, разделение на группы и использование манипуляторов для решения задачи.Учащиеся могут использовать манипуляторы — или пластмассовые геометрические формы — учебник математики, калькуляторы и друг друга, чтобы найти жизнеспособное решение своей проблемы. Как только они решат поставленную перед ними задачу, эти ученики смогут представить свою работу всему классу. Такие занятия дают студентам возможность учить друг друга и могут быть более эффективными, чем просто прослушивание лекции о том, как решить подобную проблему. Учителя действуют больше как фасилитаторы и наставники, чем лидеры, когда контролируют активную учебную деятельность.
Участие в классе играет важную роль в активном обучении.Курсы изучения языков и английского языка могут позволить студентам активно изучать и повышать свои навыки понимания прочитанного и литературного анализа, предлагая им выбрать интересную научно-популярную или художественную книгу для чтения и завершить проект.Проект может быть многогранным и включать в себя внимательное чтение учащимися, ведение дневниковых записей, ответы на вопросы эссе, создание углубленной модели или подробного визуального представления книги, а затем разработку презентации для класса. Студенты могли представить свои визуальные эффекты и информацию о книге и о том, как она связана с ними, прежде чем отвечать на вопросы своих учителей и одноклассников о ней.
В ходе активной учебной деятельности учитель может задавать вопросы, чтобы узнать, что ученики уже знают по предмету..Шесть типов заданий для TBL | TeachingEnglish | British Council
В этой статье мы рассмотрим различные типы заданий и увидим, какие из них чаще всего используются в учебниках. Я также предлагаю способы их корректировки, чтобы они стимулировали больше возможностей для смыслового взаимодействия и побуждали учащихся давать более длинные ответы. Наконец, я показываю, как можно разработать классифицированный набор задач по теме.
Определение задач, подобных задачам
В моей первой статье «Критерии определения задач для TBL» мы рассмотрели шесть вопросов, которые дали нам критерии, помогающие нам идентифицировать задачи и «преобразовывать» потенциальные задачи, подобные задачам, в задачи.Итак, теперь мы можем определить действия в учебном блоке, которые могут стать задачами и сформировать основу цикла задач с помощью;
- Предзадачные мероприятия,
- Задача — Планирование — Отчетный цикл,
- Действия после выполнения задания, как показано в упражнении «Планирование вечеринки в классе».
Однако задачи обычно имеют различную маскировку. Некоторые учебники содержат довольно много заданий, но очень немногие используют слово «задача» для их описания. Они часто подпадают под заголовки разделов, например: Говорите! Слушать вызов; Подумайте… затем сравните идеи; Принять решение; С напарником… В группах… Ваша очередь… Вопросы и ответы… Обсуди … Расскажи своему партнеру … Написание … Чтение или даже по грамматике или словарю …
Например, в учебнике для начинающих «Total English» задание: «Кто ваша любимая икона 20 века? Расскажите своему партнеру об этом человеке. »Находится в конце раздела грамматики« был / были », который следует за чтением.
Есть несколько способов превратить это в более полезную задачу — как показано в разделе «Критерии определения задач для TBL», и вы также можете создать градуированный набор задач вокруг этой темы, как показано ниже.
Три типа задач
Действия, подобные приведенным ниже, обычно могут стать эффективными задачами:
Составление списка и / или мозговой штурм
Вы можете перечислить людей, места, вещи, действия, причины, повседневные проблемы, действия в различных обстоятельствах и т. Д.
Примеры:
- (1) В парах составьте список из четырех или пяти человек, которые были известны в 20 веке, и укажите хотя бы одну причину для включения каждого человека; Можете ли вы вспомнить самый загруженный день вашего партнера?
- (2) Самостоятельно составьте список всего, что он / она делал.Затем посоветуйтесь со своим партнером. Вы что-то забыли?
Упорядочивание и сортировка
Это может быть последовательность, ранжирование или классификация.
Примеры:
- (3) В парах просмотрите свой список известных людей. Какие люди, скорее всего, останутся популярными и станут иконами 20-го века? Расположите их от самых популярных до наименее популярных и будьте готовы оправдать свой заказ другой паре.
- (4) Посмотрите на четыре картинки.Они перепутаны. Работать в парах. Поместите четыре картинки в последовательность, чтобы они рассказывали историю. Приготовьтесь рассказать свою историю другой паре.
Сопоставление
Вы можете сопоставить подписи / тексты / записанные отрывки к изображениям; короткие заметки или заголовки к более длинным текстам, например новости.
Примеры:
- (5) Прочтите тексты — каждый об известном человеке, но имя человека не названо — и посмотрите фотографии. Сопоставьте каждый текст с фото. Затем поговорите со своим партнером и расскажите, как вы смогли сопоставить их.Приготовьтесь рассказать классу, как вы это сделали.
- (6) Прочтите четыре заголовка от A до D. Сопоставьте два фрагмента информации (данные в 1-8 ниже) с каждым заголовком. Объясните партнеру, как вы это сделали. Какие подсказки вы нашли? Вы оба использовали одни и те же ключи?
Есть ли у вас в учебниках подобные задания? Иногда в учебниках в начале разделов используются действия по составлению списков, упорядочиванию и сопоставлению, чтобы ввести или исправить полезные слова и фразы для подготовки к основным темам.Результаты обычно ясны (например, заполненный список, набор согласованной информации). Но хотя они дают ценную информацию о соответствующем тематическом языке в форме чтения текстов или записей, они редко стимулируют активное взаимодействие учащихся в их нынешнем виде.
Стимулирование большего взаимодействия
Все приведенные выше примеры основаны на действиях из реальных учебников, но в каждом случае я добавил еще один или два шага, чтобы стимулировать дополнительное использование языка, ориентированного на значения.
- В 1 и 3 учащихся просят объяснить причины или обосновать свое решение
- На этапах 2, 5 и 6 они выполняют задания индивидуально, затем объясняют своему партнеру, как они их выполняли
- На этапах 3, 4 и 5 их просят подготовиться к объяснению, как они выполнили задание, или рассказать свою историю другой паре или всему классу.
Еще три типа задач
Сравнение: поиск сходств и различий
Задачи сравнения могут быть основаны на двух очень похожих текстах или изображениях (классический пример — «Найди отличия»), местах или событиях и т. Д., В которых учащиеся имеют опыт.Учащиеся также могут сравнивать свою собственную работу с работой другого учащегося, другой пары или группы.
Примеры:
- Сравните свой список возможных икон 20-го века со списком вашего партнера. Были ли у вас общие люди? Расскажите друг другу, почему вы выбрали их. Сколько причин вы оба придумали? Наконец, объедините два списка, но оставьте их до пяти человек.
- Расскажите свою картинную историю другой паре и послушайте их. Сравните истории — составьте список основных сходств и различий.
К настоящему времени вы заметили, что многие из этих задач имеют те же темы, что и в предыдущих задачах. Можно построить «набор задач» на одну и ту же тему, каждая из которых вытекает из предыдущей. Это отличный способ укрепить уверенность учащихся — как только они ознакомятся с базовым словарным запасом по теме, они могут затем выполнить ряд действий, перерабатывая язык темы и используя его для различных целей в наборе задач.
Решение проблем
Учебники часто содержат задания, основанные на общих проблемах — загрязнениях, отношениях, шумных соседях и так далее.Но иногда задачи по решению проблем решаются слишком быстро — учащиеся соглашаются с первым решением, которое приходит в голову, используя минимальный язык, например «Шумные соседи? Хорошо, так что звоните в полицию. Инструкции по решению проблемы дорожного движения в центре города в приведенном ниже примере включают шесть или семь способов создания более насыщенного взаимодействия. Какие из этих способов вы могли бы использовать на своих занятиях?
Пример:
- Представьте себе центр города, где слишком много движения. По двое придумайте три альтернативных решения этой проблемы.Перечислите преимущества и недостатки каждой альтернативы. Затем решите, какая альтернатива будет самой дешевой, самой инновационной, самой экологически чистой. Сообщите о своих решениях другой паре / группе / классу и обсудите с ними, какое решение лучше всего предложить местному правительству.
Более сложные задачи, такие как сравнение и решение проблем, иногда включают процессы, обнаруженные в более простых задачах, например, перечисление — см. Предыдущие примеры.Вышеупомянутая задача — решение проблемы — включает в себя перечисление и довольно много сравнений и оценок.
Обмен личным опытом и рассказывание историй
Мероприятия, на которых учащихся просят рассказать о своем личном опыте и рассказывать истории, ценны, потому что они дают учащимся возможность говорить дольше и более продолжительно. И это то, что мы часто делаем в реальной жизни. Однако, как мы видели в упражнении «Бабушки и дедушки» в разделе «Критерии определения задач для TBL», инструкции для занятий, в которых учащимся предлагается рассказывать о вещах из своей личной жизни, часто довольно расплывчаты и открыты.Чтобы стимулировать более широкое взаимодействие, нам обычно нужно добавить четкую цель, сделать инструкции более точными и указать четкие точки завершения. См. Критерии определения задач для TBL, которые дают несколько способов корректировки подобных действий.
Резюме
На данный момент мы определили и прокомментировали шесть типов задач, которые иногда встречаются в учебниках или которые могут быть адаптированы из подобных задач. Мы увидели, что вокруг одной темы можно построить набор задач. Мы рассмотрели способы стимулирования более широкого взаимодействия учащихся и предоставления дополнительных возможностей для подлинного использования языка, ориентированного на значения, и максимизации ответов учащихся.
Другие виды деятельности, такие как викторины, анкеты и проекты, также могут способствовать активному взаимодействию, если они настроены таким образом, чтобы обеспечить максимальное участие учащихся. Задания также могут быть основаны на чтении и прослушивании текстов. Три примера таких уроков по задачам, как эти, вы можете скачать по адресу http://www.willis-elt.co.uk/taskbased.html
.В моей следующей статье я покажу, как мы можем использовать материал учебников, чтобы помочь структурировать последовательность задач, включая действия перед выполнением задачи, цикл задач, ведущий к языковому фокусу и формированию целенаправленной работы.
Ссылки
Задачи в этой статье основаны на действиях из:
- Face2face Ниже среднего Крис Редстоун и Гилли Каннингем (Cambridge University Press, 2005)
- Total English Starter Джонатан Бигрейв (Пирсон Лонгман 2007)
Дополнительная литература
Дополнительные сведения о типах задач см. В главах 4 и 5 книги Проведение обучения на основе задач Дэйв Уиллис и Джейн Уиллис (Oxford University Press, 2006)
Автор Джейн Уиллис, консультант, писатель, Великобритания
Следующая статья > От основных задач и целевых задач к языковому фокусу и грамматике
.20 интерактивных учебных занятий в интерактивном классе
Интерактивное обучение — это обучение студентов, как они активно участвуют в процессе обучения. Есть разные способы создать такое участие. В большинстве случаев это
- Взаимодействие преподавателя и ученика
- Взаимодействие студентов и студентов
- использование аудио, видео, видео
- практических занятий и упражнений
Вы поощряете своих учеников быть активными членами вашего класса, думать самостоятельно, используя свой мозг, что приводит к сохранению долговременной памяти.Улучшатся не только знания студентов, но и их интерес, сила, знания, командный дух и свобода выражения мнений.
В этом сообщении в блоге я расскажу об использовании интерактивных методов обучения, которые побуждают уделять больше внимания материалу урока. Мы увидим некоторые интерактивные обучающие инструменты, интерактивные обучающие идеи и интерактивные обучающие игры.
Я не только расскажу об использовании интерактивных методов обучения, но также дам вам несколько примеров методов, используемых в настоящем классе.
Готовы? Вот несколько наиболее эффективных способов заинтересовать ваших учеников!
3 Эффективные интерактивные стратегии обучения для поощрения речи в классе
Во-первых, я хочу привлечь внимание к некоторым видам деятельности. Следующие ниже интерактивные задания для учащихся — это три наиболее эффективных способа побудить больше говорить в классе.
1. Думай, объединяй и делись
Задайте задачу или вопрос по определенной теме и разделите своих учеников на пары.Дайте каждой паре учеников достаточно времени, чтобы они могли прийти к правильному выводу, и позвольте детям поделиться своим мнением. Таким образом, ваши ученики будут вовлечены, общаются и будут помнить о классе больше, чем когда-либо прежде.
2. Мозговой штурм
Интерактивный мозговой штурм в основном проводится в групповых занятиях. Этот процесс полезен для генерации творческих мыслей и идей. Мозговой штурм помогает студентам научиться работать вместе и, прежде всего, учиться друг у друга.Вы будете удивлены, увидев все их замечательные идеи! Посмотрите эти 8 забавных приложений для мозгового штурма, которые вы можете использовать в своем классе, или используйте виджет Mindmap BookWidgets для структурирования мышления.
3. Базовая сессия
Участники объединяются в сессионные группы, посвященные одной теме. В каждой группе каждый ученик вносит свои мысли и идеи. Поощряйте обсуждение и сотрудничество между учениками в каждой группе. Каждый должен учиться на опыте и опыте друг друга.Как учитель, вы можете дать своим ученикам несколько ключевых слов, чтобы зажечь разговор.
Конечно, есть много других идей интерактивного обучения. Я разделил деятельность на разные категории:
- Индивидуальная деятельность студентов
- Занятия в паре учащихся
- Занятия в студенческих группах
- Интерактивные игровые действия
Индивидуальная деятельность студентов
4. Выходные листы
Их лучше всего использовать в конце занятия.Вы попросите студентов в течение одной минуты написать по конкретному вопросу. Его можно обобщить до «что было самым важным, что вы узнали сегодня» . Затем вы можете решить, собираетесь ли вы начать разговор об этом на следующем уроке. Вы можете спросить их, помнят ли они еще то, что записали. Нужен цифровой шаблон выходного талона? Попробуйте этот от
.
Добавить комментарий