Логистические системы на транспорте
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Понятие транспортно-логистическая система 3
3. Базовые положения систем 4
4. Влияние логистических аспектов на транспорт 6
5. Заключение 10
Список литературы 11
До 50 % всех затрат на логистику связано с транспортными издержками. Кроме того, транспортная логистика является одним из способов повышения конкурентоспособности внешнеторговых грузов.
Понятие «транспортно-логистическая система» существенным образом отличается от понятия транспортная система. Различие заключается в том, что транспортно-логистическая система нацелена, прежде всего, на высококачественное удовлетворение запросов потребителей ее услуг. Можно утверждать, что транспортно-логистическая система — это система конкурентного транспортного сервиса, предполагающая свободу выбора потребителями необходимых им услуг. Такая система включает в себя несколько участников, действия которых должны быть скоординированы и ориентированы на получение наиболее эффективного общего результата при максимально возможном удовлетворении интересов потребителей услуг и каждого участника системы.
Доля транспортной составляющей в цене товарной продукции на рынках ее сбыта является значительной. В цене готовой продукции эта доля оценивается в 5 — 10%, а в цене сырьевых товаров она значительно выше — 50% и более. Транспортная составляющая особенно велика при большой дальности доставки товарной продукции, например, при внешнеторговых сверхдальних перевозках. Поэтому вполне справедлива и актуальна старинная русская пословица «За морем телушка — полушка, да рубль перевозу».
Рассмотренные базовые положения общей теории систем позволяют использовать системный подход во многих областях научной и практической деятельности, в том числе связанной с организацией и управлением потоковыми процессами, т.е. логистикой.
Только системный подход дает возможность представить изучаемый процесс как комплекс взаимосвязанных его элементов или подсистем, объединенных общей целью этого процесса. Можно твердо утверждать, что логистическая методология опирается на системный подход. Поэтому и понятие «логистическая система» является фундаментальным в теоретическом аппарате логистики. Под логистической системой понимается оптимизированная совокупность функционально связанных элементов (процессов, периодов, объектов), по которым последовательно продвигаются материальные, финансовые, информационные потоки, а для их продвижения подключаются потоки услуг. Системный подход предполагает согласованное функционирование всех этих элементов для достижения намеченной цели — сокращения затрат, времени и повышения уровня сервиса.
При проектировании и анализе систем их можно подразделять на элементы и подсистемы. В логистических системах обычно выделяют подсистемы функционального и обеспечивающего предназначения.
Функциональная подсистема объединяет те элементы, которые связаны с оптимальной реализацией основных функций логистики при продвижении товарных или грузовых потоков (транспортировка, складирование, упаковка, управление запасами) и пассажирских потоков на общественном транспорте (обеспечение удобного подхода к месту посадки в транспортное средство, сервис в месте ожидания транспортного средства, перевозка пассажиров и их обслуживание в дороге, пересадка, хранение багажа и др.).
Обеспечивающая подсистема нацелена на поддержку функциональной подсистемы. В ее элементную базу входят информационные, финансовые, экспедиторские, страховые, справочные, охранные, медицинские и другие функции. Проектирование и анализ логистической системы предполагает ее деление на составляющие подсистемы и их элементы, выявление и устранение в них «узких» мест, поиск вариантных возможностей (резервов) сокращения затрат и времени на продвижение потоковых процессов, лучшее использование ресурсов, разработку на этой основе модели повышения эффективности бизнеса, удовлетворение интересов потребителей продукции и услуг.
Важнейшим свойством любой логистической системы является ее синергетика. Это свойство проявляется в результате совмещения действий подсистем, из которых образована логистическая система. Общий эффект от такого совмещения оказывается выше суммы эффектов, создаваемых в отдельности всеми подсистемами. Это свойство впервые теоретически обосновал немецкий ученый Герман Хакен. К эффекту синергетики мы часто стремимся в жизни, планируя совмещение тех или иных действий (работ) ради экономии времени и затрат.
Можно привести пример, связанный с работой транспортного диспетчера. Ему для своевременного принятия оптимального управленческого решения необходимо одномоментно обладать полным объемом информации, синхронно поступившей из разных источников. Получение этой информации в полном объеме, но последовательно или с опозданием, не даст возможности диспетчеру представить общую картину сложившейся ситуации и принять лучшее решение.
В целях синхронизации работы транспорта и производства в хозяйственной деятельности транспортных организаций стали широко применяться различные логистические технологии. Наибольшее распространение на транспорте получили системы, работающие на основе технологии «строго по графику» — KANBAN («канбан») и JIT («точно в срок»). Суть применения данных систем к транспорту состоит в том, что если в основном производстве используется технология «строго по графику» без информации о содержании существенных объемов запасов необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, то в закупочной и сбытовой логистике перевозки осуществляются соответственно через короткие интервалы (система «канбан») и в строго определенное время (система «точно в срок»). По указанной технологии подача грузов клиентуре в необходимых случаях ведется с точностью до минут.
Пример. Автомобиль с главного конвейера автосборочного завода поступает не на склад, а в вагон, и одновременно специальное погрузочное устройство, управляемое ЭВМ, обеспечивает постановку следующего вагона под погрузку очередной партии автомашин. Такая технология позволяет обходиться без громоздкого и дорогостоящего складского хозяйства и ускорять оборачиваемость капитала. В результате нормативы запасов материальных ценностей резко сокращаются. Использование системы «JIT» позволяет доставить материальные ресурсы или готовую продукцию в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции.
Существенным фактором в применении концепции «точно в срок» играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов (компонентов), полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как для предприятия работающего по технологии «JIT» любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. В соответствии с этой концепцией поставщики становятся по существу партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе. Для эффективного использования технологии «JIT» компании должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.
Под влиянием логистических систем «канбан» и «точно в срок» пользователи транспортных услуг стали отдавать предпочтение таким критериям, как соблюдение временных графиков доставки грузов (в зависимости от продолжительности планируемой поставки считаются допустимыми следующие отклонения: для 8-12 недель — 25%; 4-8 недель — 10%, менее 4 недель — 1%), ответственность за удовлетворение текущих потребностей и возможность отслеживания движения груза. Повышение значимости названных критериев наблюдалось у 90% фирм, принявших на вооружение рассматриваемые логистические системы. Одновременно половина из этих фирм повысила интерес к таким факторам, как близость расположения терминалов, величина тарифов, протяженность маршрутов и наличие специализированного подвижного состава.
Внедрение логистической концепции в практику мирохозяйственных связей позволило в определенной степени увеличить объем перевозок грузов морским и особенно воздушным транспортом в межконтинентальном сообщении. Распределение программ производства, снабжения и сбыта, работающих «строго по графику» – это результат совершенствования методов производства товаров и доставки их на рынок. Взаимосвязь и взаимозависимость всех логистических элементов, включая транспорт, обусловили необходимость комплексного подхода к их дальнейшему развитию, на базе которого и происходило формирование инновационных транспортных систем сбора и распределения материальной продукции.
Стремление иметь логистические системы с более высоким уровнем обслуживания и низким уровнем запасов товарно-материальных ценностей на дальних линиях снабжения привело к возникновению различных вариантов управления этими системами, а именно:
· к изменению традиционных способов консолидации грузов,
· выполнению операций на расположенных вблизи складах,
· осуществлению новых видов услуг по сбору и распределению грузов
· объединению систем поставщиков и производителей.
При традиционных способах оказания услуг сокращение времени доставки грузов достигается путем комбинирования быстрого обслуживания клиентуры транспортными компаниями общего пользования и специальной ускоренной обработки грузов в пунктах их консолидации. Ответственность за организацию работы канала снабжения обычно несет заказчик. Фирмы по сбору грузов объединяют мелкие партии, поступающие от нескольких поставщиков. Консолидированные грузы отправляются непосредственно заказчикам либо на его склады или в случае необходимости в распределительные центры, где они разукрупняются и мелкими партиями в течение одного-двух дней доставляются заказчику. Часто отправку мелкопартионных грузов осуществляют либо служба доставки, либо транспортные компании, специализирующиеся на перевозке небольших упаковок грузов.
В логистических системах, работающих «строго по графику», основной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, — это новые услуги автомобильных и железнодорожных компаний по сбору и распределению грузов. Такие услуги транспортных предприятий обеспечивают ускорение перевозки на большие расстояния от поставщиков к производителям или рынкам конечной продукции и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах комплектования грузов. В результате проводимые операции обычно являются менее дорогостоящими и обеспечивается более высокое качество обслуживания, чем при конкурирующих способах распределения. Кроме того, компании, пользующиеся новыми услугами, извлекают прямые выгоды, как-то: уменьшается продолжительность цикла обработки заказа, а хранение запасов товарно-материальных ценностей заменяется транспортными потоками.
К более совершенным способам сбора и распределения грузов относятся смешанные контейнерные железнодорожные перевозки во внутреннем и международном сообщениях, осуществляемые на большие расстояния по системе «точно в срок», а также межрегиональные перевозки грузов, выполняемые автотранспортными компаниями между принадлежащими им региональными пунктами, которые обычно отстоят один от другого на 850 км и более.
Самый современный вариант логистического обслуживания клиентуры по программе «точно в срок» (при дальних расстояниях перевозок грузов) — это интегрированные системы снабжения поставщика и производителя. В таких системах имеются новейшие типы ЭВМ, связанные с центральной «ЭВМ распределения», которая выдает данные о наличии запасов товарно-материальных ценностей, в том числе в пунктах укрупнения партий груза и на всем пути его следования.
Кроме программ, реализующих технологию «строго по графику» на транспорте широкое применение получила система SDP. Система представляет собой усовершенствованный c помощью электронного обмена данными между всеми поставщиками вариант JIT. Свое название SDP («гарантированное снабжение») система получила благодаря выполняемым задачам. Она использует автоматизированную систему планирования потребностей в материалах, что значительно повышает точность поставки продукции.
Основным положением «гарантированного снабжения» стало планирование замкнутой цепочки перевозок. Система обеспечивает погрузку и доставку материальных ресурсов в соответствии с заданным графиком. Кроме того, помимо перевозки материалов, может осуществляться возврат многооборотной тары и контейнеров.
Еще одним эффективным методом транспортной логистики, позволяющим обслуживать несколько торговых точек, является метод кольцевых маршрутов. Составление кольцевых маршрутов может осуществляться методом, известным как алгоритм Свира.
Суть алгоритма заключается в том, что «полярная ось», начинает постепенное движение в одном из направлений, «стирая» при этом с координатного поля изображенные на нем магазины-потребители товара. Как только сумма заказов от магазинов достигает максимальной вместимости транспортного средства, фиксируется сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечается путь объезда потребителей.
Следует отметить, что данный случай дает хорошие результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.
Активное развитие информационных технологий, а также логистики вызвало появление на транспорте различных логистических систем и технологий, что значительно упростило процесс управления транспортным процессом, а также позволило сократить затрачиваемые ресурсы. В следствии этого, стало повышаться качество обслуживания транспортных компаний, возросла их прибыль. Стала наблюдаться тенденция развития транспортной отрасли в целом.
1. Гаджинский А. М. «Логистика»: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. ИВЦ «Маркетинг», 2009. – с.689
2. Николайчук В. «Заготовительная и производственная логистика». Питер. 2009. – с.421
3. Николайчук В. «Логистика в сфере распределения». Питер. 2009. – с.351
4. Федоров Л. С., Персианов В. А., Мухаметдинов И. Б. Общий курс транспортной логистики:- КноРус; 2011 г., 312 стр.
Создание и перспективы развития транспортно-логистических систем на предприятии
Создание и перспективы развития транспортно-логистических систем на предприятии
Создание и перспективы Развития транспортно-логистических систем на предприятии
Транспортно-логистическая система – совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков.
Оптимальная транспортно-логистическая система – система, обеспечивающая максимальный экономический эффект при достаточном уровне надежности и качества услуг в рамках имеющихся ресурсных ограничений.
Развитие системы – управляемый и эффективный рост как количественных, так и качественных показателей системы, приближающей ее к оптимальному состоянию.
В условиях развития рыночных отношений для транспортных предприятий основной целью деятельности является качественное обслуживание грузовладельцев (потребителей транспортной продукции). В условиях сокращения объема перевозок и роста конкуренции со стороны других видов транспорта (прежде всего автомобильного) железнодорожному транспорту для получения прибыли необходимо применять новые технологии.
Транспортно-логистическим системам присущи следующие цели функционирования:
• финансовые цели, которые выражаются в форме прибыли при рентабельности и ликвидности;
• производственно-технические цели, которые выражаются общей производительностью и производительностью отдельных подразделений, минимизацией отдельных периодов времени в процессе производства;
• техническая эффективность, т.е. технические параметры и ресурсоемкость производства, и др.
Каждый уровень управления транспортно-логистических систем решает свои задачи (стратегические, оперативные и тактические). Предполагается, что подразделения, входящие в ТЛК, обладают определенной независимостью. Соотношение между независимостью и зависимостью подразделений целесообразно рассматривать с позиции синергии, т.е. суммарного эффекта системы. В этом случае появляется возможность эффективно комбинировать сочетания отдельных подразделений или подсистем транспортно-логистических систем (терминальных комплексов, элементов логистической транспортной цепи) с целью получения более высокого эффекта для всей системы. Элементами логистической транспортной цепи могут быть грузовладельцы, железнодорожный и другие виды транспорта, обеспечивающие процесс доставки грузов. В этом случае особое значение приобретают терминальные системы.
При создании транспортно-логистических систем целесообразно использовать функциональный подход. При его реализации цепочка развития рассматриваемого предприятия имеет вид: потребности грузовладельцев — функции транспортно-логистических систем — цели функционирования транспортно-логистических систем — синтез организационной структуры транспортно-логистических систем. Реализация функционального подхода позволяет применять новые решения в области организационной структуры предприятия, в частности основанной на идеях реинжиниринга, а также учесть один из принципов логистики — ориентацию на потребителя.
В условиях нестабильной внешней среды возможен переход от стратегического управления к более эффективному в этом случае стратегическому предпринимательству, которое является основным инструментом достижения синергии в многоуровневом транспортно-логистических систем. При этом достигается стратегическая ориентация и синхронизация планов элементов транспортно-логистических систем и логистической транспортной цепи, обеспечивающих реализацию целей логистики по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузовладельцев. Транспортно-логистические системы в своем составе имеют подразделения, проводящие маркетинговые обследования, которые дают информацию для принятия решений (сектор маркетинга и тарифной политики).
методологичекие принципы – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Vestnik of the Mari State University 97
Chapter «Agriculture. Economics». 2018, vol. 4, no. 2
УДК 338.47
DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-97-104
УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
П. Х. Азимов
Таджикский технический университет имени академика М. С. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан
MANAGEMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM EFFICIENCY: METHODOLOGICAL PRINCIPLES
P. H. Azimov
Tajik Technical University named after academician M. S. Osimi, Dushanbe, Republic of Tajikistan
Актуальность исследования. Рост и усложнение межгосударственных торгово-экономических отношений требуют создания условий для повышения эффективности управления ими. Состояние транс-портно-логистических систем во многом определяет эффективность региональных и межгосударственных торгово-экономических связей. В таких условиях требуется формирование методологических принципов эффективного управления транспортно-логистическими системами. Целью исследования является разработка методологических принципов эффективного управления транспортно-логисти-ческой системой. Для достижения данной цели последовательно решаются следующие задачи: а) оценка состояния инвестирования в транспортную инфраструктуру; б) анализ показателей инвестиционной деятельности в сфере транспорта Республики Таджикистан; в) оценка показателей эффективности развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан; г) уточнение основных понятий и положений методологии; д) уточнение понятий «управление», «эффективность», «управление эффективностью». По итогам решения поставленной в настоящей статье задачи получены следующие результаты. В исследовании обосновывается значимость измерения эффективности развития транспортно-логистических систем. Сделан вывод о том, что не всегда значительные объемы инвестиций в развитие транспортно-логистичес-кой инфраструктуры обеспечивает рост уровня транспортно-логистического обслуживания. Определена роль принципов в методологии деятельности. Приведено авторское мнение в отношении содержания понятий «управление», «эффективность», «управление эффективностью», «транспортно-логис-тические системы». Приведена система принципов управления эффективностью транспортно-логисти-ческих систем. Раскрыто содержание принципов целеполагания. Сформулированы принципы эффективного планирования развития транспортно-
The relevance of research. The growth and complication of interstate trade and economic relations require the creation of conditions for improving the effectiveness of their management. The state of transport and logistics systems largely determines the effectiveness of regional and interstate trade and economic relations. In such conditions, the formation of methodological principles for the effective management of transport and logistics systems is required. The purpose of the study is to develop methodological principles for effective management of the transport and logistics system. To achieve this goal, the following tasks are consistently addressed: a) assessment of the state of investment in transport infrastructure; b) analysis of indicators of investment activity in the transport sector of the Republic of Tajikistan; c) evaluation of the performance indicators of the development of the transport and logistics system of the Republic of Tajikistan; d) clarification of the main concepts and provisions of the methodology; e) clarification of the concepts of «management», «efficiency», «performance management». Based on the results of the solution of the problems posed in this paper, the following results were obtained. The study proves the importance of measuring the efficiency of the development of transport and logistics systems. It is concluded that not always a significant amount of investment in the development of transport and logistics infrastructure provides an increase in the level of transport and logistics services. The role of principles in the methodology of activity is defined. Author’s opinion is given regarding the content of the concepts «management», «efficiency», «efficiency management», «transport and logistics systems». The system of principles of management of efficiency of transport-logistical systems is resulted. The content of the principles of goal-setting is disclosed. The principles of effective planning of the development of transport and logistics systems are formulated. The author’s
© Азимов П. Х., 2018
логистических систем. Представлено авторское мнение в отношении содержания комплекса принципов эффективной организации и эффективного контроля функционирования транспортно-логистической системы. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. Разработанные автором методологические принципы управления эффективностью транспортно-логистическими системами могут быть положены в основу соответствующих механизмов и стратегии долгосрочного развития транспортно-логистического комплекса страны. В своей совокупности разработанные основополагающие положения охватывают основные функции управления и представляют собой систему методологических принципов управления транспортно-логистическими комплексами.
Ключевые слова: транспортно-логистические системы, эффективность, методология, принципы, система, методологические принципы.
opinion on the content of the complex of principles of effective organization and effective control of the functioning of the transport and logistics system is presented. The obtained results make it possible to draw the following conclusions. The methodological principles of managing the efficiency of transport and logistics systems developed by the author can be used as the basis for appropriate mechanisms and strategies for the long-term development of the country’s transport and logistics complex. In their totality, the developed basic provisions cover the basic functions of management and are a system of methodological principles for the management of transport and logistics complexes.
Keywords: transport-logistics systems, efficiency, methodology, principles, system, methodological principles.
Растущее количество различных форм межгосударственной интеграции в мировой экономике, увеличение объемов товарного (и, как следствие, грузового) оборота между странами, усложнение отраслевой и территориальной структуры экспортно-импортных операций повышают значимость региональных транспортно-логистических 1200 —
систем. Растущие инвестиции в развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры во всем мире с участием государства и частного сектора (рис. 1) требуют повышенного внимания к вопросам управления эффективностью использования и функционирования объектов транс-портно-логистических систем.
1000 800 600 400 200 0
967
443
272,2
ш
81,4
165
102,5
134
108,0
Дорожная инфраструктура Портовая инфраструктура Инфраструктура
воздушного транспорта
□ Число проектов, ед. □ Инвестиции, млн. долл.
Рис. 1. Количество и объем инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в мире за 1990 — 1 квартал 2017 гг. / Fig. 1. Number and volume of investment projects for the development of transport infrastructure in the world for 1990 — Q1 2017
Источник: данные Всемирного Банка.
Железнодорожная инфраструктура
Как видно, при численности реализованных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в мире за период с 1990 г. по 1 квар-
тал 2017 г., составившей 1709 инфраструктурных проектов, совокупный объем инвестиций составил 564,1 млрд долларов.
Vestnik of the Mari State University
Chapter «Agriculture. Economics». 2018, vol. 4, no. 2
99
Активное инвестирование в развитие транспортной инфраструктуры не всегда становится залогом повышения эффективности ее использования. Об этом свидетельствует низкая корреляция затрат на инвестирование в транспортную инфраструктуру и результаты измерения индекса эффективности ло-
12 000,0 —
10 000,0
8 000,0
s и о
S
8 6 000,0 «
4
5
4 000,0
2 000,0
0,0
14 ф-
14
14 •Ф
2011 г.
2012 г.
2013 г.
гистики [14]. К примеру, в Республике Таджикистан рост объемов инвестирования в развитие объектов транспортной инфраструктуры (рис. 2) не сопровождался ростом эффективности логистического обслуживания как взаимосвязанной подсистемы транспортно-логистического комплекса (рис. 3).
16,3
2014 г.
2015 г.
2016 г.
18 16 14 12 10 8 6 4 2
Инвестиции в сферу транспорта, млн. сомони Ввод в действие основных фондов в сфере транспорта, млн. сомони • Удельный весь инвестиций в транспорт в совокупном объёме инвестиций, %
Рис. 2. Показатели инвестиционной активности в сфере транспорта Республики Таджикистан, 2011-2016 гг. / Fig. 2. Indicators of investment activity in the transport sector of the Republic of Tajikistan, 2011 -2016
Источник: на основе данных «Транспорт и связь Республики Таджикистан». Статистический сборник. Душанбе, 2017. 34 с.
3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
146
2007 г.
2010 г.
2012 г.
2014 г.
153 2016 г.
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180
0
|…..I Место в мире • Индекс LPI
Рис. 3. Позиции Республики Таджикистан в мире по индексу эффективности логистики (LPI-индекс), 2007-2016 гг. / Fig. 3. Positions of the Republic of Tajikistan in the world on the index of logistics efficiency (LPI-index), 2007-2016
Источник: LPI [Электронный ресурс] / The World Bank. URL: https://lpi.worldbank.org (дата обращения: 14.01.2018).
Проблемы, направления и механизмы их решения в отношении транспортно-логистического комплекса Республики Таджикистан, в том числе отдельные вопросы, связанные с повышением эффективности его функционирования за счет принятия системных мер, затрагивались нами в предыдущих работах [1; 2]. Дальнейшее совершенствование управления транспортно-логистической системой страны требует решения других научных задач.
Влияние транспортно-логистических систем на состояние экономического развития регионов многогранно. Это требует решения ряда методологических вопросов. В частности, возникает научная проблема формирования системы принципов управления транспортно-логистическими системами. Целью настоящей работы является
формирование системы методологических принципов управления эффективностью транспортно-логистических систем.
Под методологией понимают:
— систему принципов и способов организации и осуществления практической деятельности, а также учение об этой системе;
— учение о структуре, внутренней логической организации, методах и средствах построения деятельности.
Хотя принципы и относят лишь к одному из элементов методологии (рис. 4), их роль в построении взглядов о деятельности является определяющей, поскольку формируют исходные, основополагающие положения, которые реализуются в других элементах системы.
Рис. 4. Место принципов в методологии деятельности / Fig. 4. Place of principles in the methodology of activities
Источник: составлено на основе [13].
Отдельным аспектам управления эффективностью транспортно-логистических систем, комплексов и их элементов посвящены монографические [9] и диссертационные исследования, а также публикации в периодических изданиях [3; 4; 5; 8; 10; 11].
Выбор принципов управления эффективностью транспортно-логистических систем требует уточнения основных понятий рассматриваемой деятельности: «транспортно-логистическая система», «управление», «эффективность», «управление эффективностью».
Под транспортно-логистическими системами нами понимается множество взаимодействующих на различных уровнях (международном, национальном, региональном, локальном) объектом материальной и нематериальной инфраструктуры, субъектов управления, во взаимосвязи формирующих транспортно-логистическое пространство, позволяющее решать задачи оптимального хранения и складирования грузов оптимальной, их транспортировки и доставки до конечных потребителей.
Vestnik of the Mari State University
Chapter «Agriculture. Economics». 2018, vol. 4, no. 2
Понятия «управление» и «эффективность» и их сочетание являются одними из наиболее дискуссионных в экономической мысли.
Раскрывая содержание понятия «управление», исследователи предлагают выделять его основное свойство, отражающее природу и характер управленческой деятельности. К такому интегративному свойству относят, в частности эффективность. Согласимся с тем, что именно такое интегра-тивное качество, как эффективность обеспечивает управленческой деятельности системообразующий характер [12]. Управление определяют как процесс воздействия управляющего субъекта на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.
Управление эффективностью сложных экономических систем имеет органическую взаимосвязь с эффективностью функционирования таких систем, отражая цель системы управления по созданию благоприятных условий (организационных, экономических, правовых, институциональных, технологических и других) для реализации целей и задач управляемой подсистемы.
Попытки решения научной проблемы формулирования точной трактовки понятия «эффективность» делались в многочисленных исследованиях. Как показывает продолжающаяся дискуссия на этот счет, данная проблема все еще не решена и авторы расходятся во мнении, какой смысл вкладывать в данное понятие. Не ставя задачи решения этой проблемы в данной статье, выберем все же трактовку, которая в большей мере соответствует цели настоящего исследования.
Систематизируя дефиниции понятия «эффективность», выделяют следующие подходы к определению данного термина:
1. Как достижение определенного эффекта (получение результатов).
2. Как соотношение полученных эффектов (результатов) к затратам на их получение.
3. Как реализацию целей при соответствующим установкам управляющей надсистемы соотношении затрат и результатов [6; 7; 12; 14].
В данной работе под эффективностью по отношению к механизмам управления транспортно-логистическими системами будет пониматься:
— соответствие поставленных целей и задач развития транспортно-логистических систем полученным результатам по результатам принятия управленческих, организационных, технических и иных мер;
— соотношение полученных результатов с затратами для получения этих результатов в детальной разбивке по отдельным компонентам функционирования транспортно-логистических систем;
— степень отраслевого соответствия фактических показателей эффективности аналогичным в сопоставимых по параметрам транспортно-логис-тических системах.
С учетом содержания процесса управления, особенностей управления эффективностью транс-портно-логистических систем, их устройством, нами предлагаются следующие группы принципов управления эффективностью транспортно-логистических систем (табл.).
Система методологических принципов управления эффективностью транспортно-логистических систем / The system of methodological principles for managing the efficiency of transport and logistics systems
№ Принцип/ Principle Содержание / Content Области и направления реализации принципа / Areas and directions of the implementation of the principle
1 2 3 4
I. Принципы эффективного целеполагания и планирования
1 Соответствие стратегическому и текущему целеполаганию Выбор целевых параметров эффективности осуществляется в соответствии со сформулированными в стратегиях и программах развития транспортно-логистических систем целями и задачами Выбор комплекса показателей и индикаторов эффективности достижения задач развития транспортно-логистических систем
2 Взаимосвязь показателей Показатели эффективности в своей совокупности позволяют обеспечить системность формулируемых целей и задач развития транспортно-логистической системы Выбор сбалансированных показателей, характеризующих степень достижения поставленных задач
Окончание табл.
1 2 3 4
III. Принципы эффективной организации
3 Выбор ответственных лиц Формирование стратегических планов и программ развития транспортно-логистических систем осуществляется с привязкой качества стратегических документов к конкретным лицам, ответственным за вопросы стратегического планирования Разработка стратегических планов развития транспортно-логистических систем и наполнение содержания основных элементов таких планов
4 Адекватности организационной структуры управления транспорт-но-логистической системой Соответствие организационной структуры управления транспортно-логистической системой мероприятиям по ее развитию Выбор модели организационной структуры управления транспортно-логистической системой мероприятиям по ее развитию и характера взаимосвязей между ее элементами
5 Детализации задач Задачи эффективного развития транспортно-ло-гистической системы связываются с функциями каждого элемента организационной структуры управления транспортно-логистической системой мероприятиям по ее развитию Планирование задач в отношении элементов организационной структуры управления
III. Принципы эффективной реализации
6 Экономическая целесообразность Выбор конкретных мероприятий для развития транспортно-логистических систем осуществляется с целью обеспечения выгоды для всех сторон, участвующих в их реализации Обоснование выбора комплекса мер для эффективного развития транспортно-логистической системы
7 Реализуемость Система мер и задач развития транспортно-логис-тической системы формулируется исходя из реальной возможности реализации таких мер в поставленные сроки Обоснование выбора комплекса мер для эффективного развития транспортно-логистической системы
V. Принципы эффективного контроля
8 Измеримость Предполагает выбор количественных, измеримых показателей для целей контроля функционирования транспортно-логистической системы Построение эффективной системы контроля и мониторинга эффективности функционирования транспортно-логис-тической системы
9 Периодичность Означает необходимость выбора четких временных интервалов для проведения оценки эффективности транспортно-логистической системы региона (страны) Создание эффективных механизмов контроля эффективности функционирования транспортно-логистической системы
Источник: разработано автором.
В своей совокупности данные группы представляют собой систему методологических принципов управления транспортно-логистическими комплексами. Предложенная система принципов может дополняться в зависимости от конкретных
условий и факторов, влияющих на функционирование транспортно-логистической системы: географических, структурных (территориальных, отраслевых, продуктовых), экономических, технологических.
Литература
1. Азимов П. Х. Проблемы и перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Таджикистан // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. Т. 27. № 1. С. 7-12.
2. Азимов П. Х. Проблемы транспортно-логистической деятельности в Республике Таджикистан // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-2. С. 15-19.
3. Бочков П. В. Экономическая эффективность контейнерного обслуживания транспортно-логистических систем // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 20. С. 17-20.
Vestnik of the Mari State University
Chapter «Agriculture. Economics». 2018, vol. 4, no. 2
4. Веселов Н. В., Рогов А. А., Кравчук И. С., Бортник О. А. Экспертное обеспечение транспортной логистики: монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 230 с.
5. Горев А. Э. К вопросу об эффективности управления транспортно-логистическими системами // Проблемы современной экономики. 2005. № 1-2. С. 58-61.
6. Денисов В. Т., Медведева Ю. П., Денисов Д. Д., Резник А. Е. Сущность эффективности и ее повышение // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 6-13.
7. Евдокимова Т. В. Анализ генезиса теоретических подходов к понятию и оценке эффективности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3 (23). С. 22-27.
8. Кирий К. А., Коновалова Т. В., Надирян С. Л. Оценка эффективности инвестиций в транспортно-логистических системах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 285-287.
9. Коновалова Т. В., Науменко М. А. Эффективность управления в транспортно-логистических системах: монография. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2010. 184 с.
10. Коновалова Т. В., Науменко М. А. Система оценки эффективности функционирования транспортно-логистического центра // Транспорт: наука, техника, управление. 2012. № 3. C. 62-65.
11. Корчагин В. А., Суворов В. А., Чекрыжов Е. А. Математическая модель и алгоритм решения, повышающие эффективность функционирования транспортно-логистических систем // Вестник Тихоокеанского государственного университета.
2013. № 2 (29). С. 91-100.
12. Курский В. А., Чачина Е. Б. Повышение эффективности системы управления предприятием: методология и подходы для формирования механизма // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.
2014. № 4-1. С. 73-82.
13. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования: монография. М.: Либроком. 280 с.
14. Тикин В. С. Эффективность — не коэффициент // Экономические науки. 2009. № 56. С. 94-97.
References
1. Azimov P. H. Problemy i perspektivy razvitija transportno-logisticheskoj sistemy Respubliki Tadzhikistan [Problems and prospects of the development of the transport and logistics system of the Republic of Tajikistan]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija Jekonomika ipravo. = Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law, 2017, vol. 27, no. 1, pp. 7-12. (In Russ.).
2. Azimov P. H. Problemy transportno-logisticheskoj dejatel’nosti v Respublike Tadzhikistan [Problems of transport and logistics in the Republic of Tajikistan]. Fundamental’nye i prikladnye issledovanija v sovremennom mire = Fundamental and Applied Studies in the Modern World, 2016, no. 16-2, pp. 15-19. (In Russ.).
3. Bochkov P. V. Jekonomicheskaja jeffektivnost’ kontejnernogo obsluzhivanija transportno-logisticheskih sistem [Economic efficiency of container service of transport and logistics systems]. Strategija ustojchivogo razvitija regionov Rossii = Strategy of sustainable development of Russian regions, 2014, no. 20, pp. 17-20. (In Russ.).
4. Veselov N. V., Rogov A. A., Kravchuk I. S., Bortnik O. A. Jekspertnoe obespechenie transportnoj logistiki: monografija [Expert support of transport logistics]. Moskow: Publishing and trading corporation «Dashkov and Co.», 2013. 230 p. (In Russ.).
5. Gorev A. Je. K Voprosu ob jeffektivnosti upravlenija transportno-logisticheskimi sistemami [On the issue of the effectiveness of the management of transport and logistics systems]. Problemy sovremennoj jekonomiki = Problems of modern economy, 2005, no. 1-2, pp. 58-61. (In Russ.).
6. Denisov V. T., Medvedeva Ju. P., Denisov D. D., Reznik A. E. Sushhnost’ jeffektivnosti i ee povyshenie [Essence of efficiency and its enhancement]. Povolzhskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal = Volga Region Journal of Trade and Economics, 2010, no. 3, pp. 6-13. (In Russ.).
7. Evdokimova T. V. Analiz genezisa teoreticheskih podhodov k ponjatiju i ocenke jeffektivnosti [Analyzing the genesis of theoretical approaches to the concept and evaluation of efficiency]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2013, no. 3 (23), pp. 22-27. (In Russ.).
8. Kirij K. A., Konovalova T. V., Nadirjan S. L. Ocenka jeffektivnosti investicij v transportno- logisticheskih sistemah [Evaluation of Investment efficiency in Transport and Logistics systems]. Gumanitarnye, social’no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki = Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2014, no. 8, pp. 285-287. (In Russ.).
9. Konovalova T. V., Naumenko M. A. Jeffektivnost’ upravlenija v transportno-logisticheskih sistemah: monografija [Efficiency of management in transport-logistic systems]. Krasnodar: JSC «Publishing House — South», 2010, 184 p. (In Russ.).
10. Konovalova T. V., Naumenko M. A. Sistema ocenki jeffektivnosti funkcionirovanija transportno-logisticheskogo centra. [System for assessing the efficiency of the transport and logistics center]. Transport: nauka, tehnika, upravlenie = Transport: science, equipment, management, 2012, no. 3, pp. 62-65. (In Russ.).
11. Korchagin V. A., Suvorov V. A., Chekryzhov E. A. Matematicheskaja model’ i algoritm reshenija, povyshajushhie jeffektivnost’ funkcionirovanija transportno-logisticheskih sistem [Mathematical model and algorithm of solution, increasing the efficiency of the functioning of transport and logistics systems]. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Pacific State University, 2013, no. 2 (29), pp. 91-100. (In Russ.).
12. Kurskij V. A., Chachina E. B. Povyshenie jeffektivnosti sistemy upravlenija predprijatiem: metodologija i podhody dlja formirovanija mehanizma [Increasing the effectiveness of the enterprise management system: Methodology and approaches for the formation of the mechanism]. Izvestija Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki = News of the Tula state university. Economic and legal sciences, 2014, no. 4-1, pp. 73-82. (In Russ.).
13. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya: monografiya [Methodology of scientific research]. Moskow: Librokom, 280 p. (In Russ.).
14. Tikin V. S. Jeffektivnost’ — ne kojefficient [Efficiency is not a factor]. Jekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2009, no. 56, pp. 94-97. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 15.03.2018 г.
Submitted 15.03.2018.
Для цитирования: Азимов П. Х. Управление эффективностью транспортно-логистической системы: методологические принципы // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 97-104. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-97-104
Citation for an article: Azimov P. H. Management of transport and logistics system efficiency: methodological principles. Vestnik of the Mari State University. Chapter «Agriculture. Economics». 2018. vol. 4, no. 2, pp. 97-104. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-97-104
Азимов Пулод Хакимович, кандидат экономических наук, доцент, Таджикский технический университет имени академика М. С. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан, [email protected]
Pulod H. Azimov, Ph. D. (Economics), associate professor, Tajik Technical University named after academician M. S. Osimi, Dushanbe, Republic of Tajikistan, [email protected]
Региональная транспортно-логистическая система как объект изучения теории региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
73
В.Г. АФАНАСЬЕВА
Валерия Геннадьевна АфАНАСЬЕВА — аспирантка кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ.
В 2012 г. окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Автор 1 публикации.
Область научной специализации — региональная экономика.
^ ^ ^
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ* *
Региональная экономика как наука многогранна, одним из объектов ее изучения выступает региональная транспортно-логистическая система, которая выступает одним из компонентов региональной экономики. Региональная экономика определяет структуру и состав производительных сил, расположение потребителей, структуру и направления движения товарной массы. Логистика с позиции системного подхода обеспечивает взаимодействие всех участников экономической деятельности в цепях поставок с целью уменьшения суммарных издержек в товародвижении [8, с. 173].
Региональная транспортно-логистическая система (РТЛС) может складываться стихийно независимыми агентами или сознательно формироваться в качестве целостной системы. РТЛС можно рассматривать как специфическую форму пространственной организации логистической сферы (кластер). Необходимо отметить, что региональные аспекты логистики, применительно к условиям России, изучены недостаточно тщательно, несмотря на то, что в наше время это весьма актуальная тема. Актуальность обусловливается тем, что транспортно-логистическая система — одна из приоритетных сфер экономики любого субъекта РФ, важнейший источник финансовых поступлений в бюджет. От эффективности ее работы зависит устойчивое развитие экономики региона, условия и уровень жизни населения.
Следует отметить, что при изменении общественного строя и появления новых условий хозяйствования в нашей стране возникла потребность в изучении проблематики РТЛС, в том числе и с позиции региональной экономики. В связи с этим появились работы таких авторов, как В.С. Колодин «Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка», который определял эту систему как «совокупность функций, форм, методов и средств всех субъектов логистического процесса, участвующих в организации товародвижения. Она представляет собой единую целостность и включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения региональной крупномасштабной хозяйственной системы» [3, с. 49].
В работе А.Л. Носова «Региональная логистика» утверждается: «важнейший элемент региональной логистической системы — информационный, в составе которого находится телекоммуникационная инфраструктура. Степень ее развитости определяет возможность применения тех или иных логистических технологий в регионе, возможность взаимодействия участков логистического процесса и общего управления региональной логистикой» [5, с. 75].
ГРНТИ 06.61.33 © В.Г. Афанасьева, 2014
* Публикуется по рекомендации д.э.н., проф. Э.Л. Файбусовича.
74
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
В работе В.М. Разумовского и А.И. Солодкого говорится: «Транспортно-логистические системы и региональное развитие», транспортный комплекс России характеризуется в территориальном отношении неравномерным развитием, что сказывается на формировании и распределении грузо- и пассажиропотоков. Разнообразие природных и социально-экономических условий регионального развития и разная степень транспортной освоенности географического пространства России обусловливают соответствующие различия в условиях перевозок грузов и пассажиров [6, с. 270].
Д.И. Кокурин в работе «Влияние логистической инфраструктуры на состояние экономики: региональный аспект» указывает, что РТЛС имеет довольно сложную и емкую структуру, которая включает в себя коммерческую, финансовую, информационную, сервисную, транспортную, складскую логистику, а также логистику снабжения, производства, сбыта, запасов. Каждое звено транспортнологистической системы основывается на понимании соответствующего вида экономической деятельности как экономической системы разного уровня (мирового, регионального, муниципального) [2, с. 58].
Появление этих работ свидетельствует о том, что существует потребность в особом разделе регионально-экономической науки, которую можно назвать региональной логистикой. Следует отметить, что до настоящего времени это направление не сложилось в единую систему, в связи с отсутствием четкого определения предмета изучения. В данной работе в качестве предмета региональной логистики предлагается РТЛС.
Региональная транспортно-логистическая система — это основа механизма целевого и рационального использования ресурсов в разных формах и структурах их присутствия в регионе. Для России, с ее огромной территорией, большим разнообразием природных и экономических условий, различным уровнем социально-экономического развития и специализации производства в отдельных регионах, первостепенное значение приобретает формирование региональных транспортно-логистических систем.
Таким образом, транспортно-логистические системы отдельных регионов страны, несмотря на общие подходы к анализу и синтезу подобных систем, будут отличаться друг от друга конфигурацией, набором логистических посредников, видами и параметрами материальных, финансовых и информационных потоков, организацией менеджмента и связи и т. п.
По характеру обслуживания территорий логистику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя логистика направлена на координацию и усовершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах страны. Внешняя логистика связана с вопросами регулирования потоковых процессов, которые выходят за пределы страны.
РТЛС отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство, организацию, управление. Главными свойствами РТЛС в идеале являются оптимальность и адаптивность. Необходимым и предварительно заданным свойством является оптимальность. От итогов управляющих воздействий и реализуемых оценок зависит оптимальность применения определенных систем. Оптимизационные решения, принимаемые в логистических системах, позволяют сохранить стабильность управления при принятии последующих управленческих решений, упрощают выбор альтернативных вариантов и облегчают анализ вопросов, от которых зависят первичные предпосылки решения проблем управления потоковыми процессами.
Важнейшей характеристикой транспортно-логистической системы является цикл, который определяется периодом времени, необходимым для проведения заказа на поставку конкретного товара, его изготовления, включая приобретение необходимых для этого ресурсов, и непосредственно на доставку продукции, заказанной потребителем, на склад или к другому месту назначения.
Логистический цикл состоит из: 1) времени на оформление заказа в определенном порядке; 2) времени на доставку и передачу заказа поставщику; 3) времени выполнения заказа поставщиком, которое включает 4) время доставки готовой продукции заказчику.
Среднегодовые темпы прироста рынка транспортно-логистических услуг составляют 5-7 %. По данным международных консалтинговых компаний, более трети доходов в мире торгового бизнеса приходится на логистических посредников [1, с. 280]. В отраслях региональной экономики предприятия ежегодно перепоручают выполнение до 30 % своих логистических функций сторонним предприятиям-посредникам.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
75
Логистическими посредниками являются транспортные компании, выполняющие полный комплекс качественных транспортно-логистических решений по доставке грузов. Одним из эффективных способов исследования рынка транспортно-логистических услуг являются ежегодные исследования и составление рейтинга самых крупных логистических компаний.
Так эксперты Южно-Российского исследовательского центра «ФАКТОР» провели опрос, участниками которого стали более 1000 ведущих организаций страны. Респонденты из 12 городов РФ — Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Самары, Саратова и Уфы — назвали 17 самых узнаваемых транспортно-экспедиционных компаний, услугами которых они пользуются [6].
Таблица 1
Рейтинг узнаваемых транспортно-экспедиционных компаний по итогом опроса
Место нахождения центрального офиса Транспортная компания 100 %-ное соотношение от количества опрошенных респондентов
Москва и Санкт-Петербург Другие города
Санкт-Петербург Деловые линии 87 82
Москва ПЭК 73 74
Москва Автотрейдинг 71 71
Москва Грузовозофф 64 66
Москва Байкал Сервис 56 66
Москва Желдорэкспедиция 66 62
Екатеринбург КИТ 22 25
Москва Аттента 11 24
Москва ГлавДоставка 13 23
Москва Реил Континент 13 20
Москва DPD 19 19
Москва СкифКарго 21 18
Москва Мейджик Транс 11 11
Москва ЦАП 7 11
Москва ТЭС 9 9
Москва Транс Вента 6 8
Москва Светлана и Ко 6 7
По итогам опроса оказалось, что ТК «Деловые линии» была признана лучшей транспортноэкспедиционной компанией абсолютным большинством респондентов. «Первая экспедиционная компания» («ПЭК») оказалась на втором месте: 73 % опрошенных в Москве и Санкт-Петербурге и 74 % в других городах назвали ее самой узнаваемой, а 9 и 6 % соответственно — лучшей. И на третьем месте — ТЭК «Автотрейдинг». Она получила по 71 % голосов от москвичей с петербуржцами и жителей других городов в рейтинге узнаваемости, а лучшей ее признали 7 % в Москве и Санкт-Петербурге и 8 % в других городах.
Интересно, что в списке транспортно-экспедиционных компаний фигурирует и транспортная компания «Грузовозофф»: она известна 66 % респондентов. В 2012 г. компания была объявлена банкротом. Тем не менее 1-2 % опрошенных все еще считают ее лучшей на отечественном рынке грузоперевозок [4].
Следует отметить, что многие транспортно-логистические компании хорошо известны и узнаваемы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Отсюда можно сделать вывод, что логистическая система наглядно показывает, каков уровень экономики в том или ином регионе страны.
Из 17 представленных транспортных компаний главные офисы, за исключением двух, находятся в Москве. Это трансрегиональные транспортные компании, имеющие филиалы по всей России, практически в каждом крупном городе региона.
В таблице 2 (составлена автором по данным с сайтов транспортных компаний (ТК)) представлены данные по количеству филиалов в регионах лидирующих транспортных компаний. По этим данным можно увидеть, что большая часть субъектов РФ охвачена деятельностью указанных ТК и имеет до-
76
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
статочное количество филиалов. Но не стоит забывать о том, что практически у каждой транспортной компании есть сервис «доставки до дверей». Подобный сервис предоставляет возможность за дополнительную плату доставить груз до нужного пункта назначения. Но вопрос цены будет зависеть напрямую от удаленности места назначения от терминала транспортной компании.
Таблица 2
Количество филиалов лидирующих транспортно-экспедиционных компаний
Компания Количество филиалов Общее число регионов
Деловые линии 122 76
ПЭК 115 76
Автотрейдинг 176 80
Региональная транспортно-логистическая система как составная часть экономики региона в наше время становится все более интересным и важным объектом изучения для региональной экономики как науки. Транспортно-логистическая система тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики региона, что позволяет оказывать определенное влияние на экономическую деятельность субъекта. Региональная транспортно-логистическая система имеет ряд аспектов, попытка раскрыть которые предпринята в данной статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2013. 432 с.
2. Кокурин Д.И., Назарин К.Н. Влияние логистической инфраструктуры на состояние экономики: региональный аспект / Логистика и управление цепями поставок. 2011. № 4 (45). С. 57-67.
3. Колодин В.С. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 174 с.
4. Независимая исследовательская компаниия Южно-Российский исследовательский центр «Фактор». URL: http://www.opros-center.info
5. Носов А.Л. Региональная логистика. М.: Альфа-Пресс, 2007. 168 с.
6. Разумовский В.М., Солодкий А.И. Транспортно-логистические системы и региональное развитие // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). С. 270-273.
7. Умный логист. URL: http:// www.umniylogist.ru
8. Циунчик В.В., Савкин Д.А. Моделирование региональной логистической системы // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010. № 10. С. 173-175.
Логистические системы и их роль в современной экономике
Развитие экономики страны требует развития логистики и логистических систем как основы ускорения в продвижении материальных потоков, информационных потоков и потоков финансов.
Ключевые слова: логистические системы, причины и определяющие факторы, достижение конкурентных преимуществ.
Поступательное развитие экономики нашей страны в ближайшее будущее без развития логистической системы и структуры невозможно. Общемировые тенденции глобального мирового экономического развития свидетельствуют, что формирование рынков потребностей приводит не только к развитию рынка производителей. Следствием этого процесса, под влиянием ряда причин и факторов, происходит развитие логистики и логистических систем в целом.
Важнейшими причинами и определяющими факторами из них стали: демографический взрыв, увеличивший население планеты за прошедшие 50 лет более чем в два раза; бурный рост промышленного производства, всплески и спады кризисных явлений; ускорение технического прогресса и распространение новых наукоемких и информационных технологий; компьютерная интеллектуализация управления производственными процессами и инфраструктурными системами, диверсификация производства и бизнеса; рост уровня жизни в пользу новых субъектов экономического развития, из числа развивающихся регионов в стране и в мире.
С позиций бизнеса логистика — это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации его за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными потоками, сервисными потоками, и сопутствующими им потоками информации и финансов.
Актуальность логистики в России состоит в том, что огромные пространства разделяют производителей и потенциальных потребителей друг от друга. Состояние транспортной инфраструктуры и развитие транспорта являются сдерживающими факторами в национальном макроэкономическом масштабе.
Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического, связанного с регулированием хозяйственных процессов.
Экономический фактор. К настоящему времени определяющим стал поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли предприятий, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителей, оказания ему комплекса услуг. Поэтому, в условиях рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» становиться определяющим, а потенциал логистики является исполнительным аппаратом, воплощающим этот принцип.
Организационно-экономический фактор. Одновременно с происходящими в российской экономике процессами перехода государственной собственности в частный сектор и дроблением хозяйственных структур, происходит автоматизация и информатизация управления новых структурных образований, децентрализация управления, получают развитие процессы диверсификации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике, предполагающей наличие различных форм собственности, всё больше проявляют себя интеграционные формы управления и тенденции к координации, которые особенно характерны для процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складской структуры, транспорта и транспортной инфраструктуры на основе логистических принципов и подходов.
Информационный фактор. Развитие корпоративных информационных сетей и всплеск IT-информации, связей на основе Интернета, которые стали причиной и одновременно следствием интенсивного развития рыночных отношений, взаимно обусловливающих друг друга. Информатика в информационном пространстве наиболее выгодно соединила рынок, производителей и логистику, стала важной составляющей логистических процессов безальтернативно объединив все информационные потоки.
Технический фактор. Логистика, являясь системой управления, объединяет субъекты управления и составляющие объекты, развивается на основе современных технических решений и достижений в транспортной и складской логистике. В сфере управления внедряются высокопроизводительные компьютеры и современные средства автоматизации, новое программное обеспечение управления, что гарантирует лидерство на рынке товаров и услуг. В свою очередь, предпринимательская инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют разработку и применение новой техники и технологий в процессах продвижения материальных потоков. В условиях конкуренции от технического прогресса требуются эффективные технологии, средства и надёжные методы управления.
Специфический фактор. Наибольшую актуальность логистика в России приобретает ввиду необходимости государственной поддержки процессов продвижения товаров. Применение государственного управления в продвижении и регулировании логистических процессов. Поддержка применима и эффективна не только на уровне микроэкономики предприятий и организаций — непосредственных участников процесса товародвижения, но и на уровнях региональных экономик и экономики федерального значения.
Активный интерес, который проявляется к логистике в России, объясняется впечатляющими результатами, которые были получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. В большинстве зарубежных стран активное развитие логистики привело к появлению логистических систем. Бурный рост логистических систем привёл к тому, что они перешагнули границы одного государства. На сегодняшний день развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей.
Причины возрастания интереса к логистике и логистическим системам обусловлены потребностями развития бизнеса и национальной экономики России. Изначально усилия предприятий в производстве продукции направлялись, в основном, на снижение себестоимости продукции. В настоящее время предложение начинает превышать спрос, поэтому предприниматели и бизнесмены всё больше начинают признавать важность применения в деятельности логистических принципов и подходов.
Достижение весомых и значимых результатов в сфере производственно-экономической деятельности сегодня требует непрерывного движения и развития. Компаниям, стремящимся к занятию и удержанию лидирующих позиций в сегментах рынка, необходимо деятельностное приложение усилий за удержание своих позиций. Условия непрерывного роста и развития новых перспективных направлений заставляют нивелировать изменения, происходящие в современном бизнесе. Меняется все — изменение рыночной конъюнктуры, спроса, и предложения, технологии и материалы. Возрастающая конкуренция не оставляет места расслабившимся лидерам. Чтобы обойти конкурентов, недостаточно предложить минимальную цену, необходимо точно и своевременно выполнить требования заказчика и при этом сократить затраты на изготовление и доставку товара потребителю. Принимая во внимание, что условия глобализации мировой экономики соединяют в производстве одного продукта результаты усилий деятельности многих компаний, то становится понятна сложность решаемых задач. Упростить решение призвано внедрение в практику бизнеса логистики и принципов логистического управления.
Рост масштабов применения логистики в экономической деятельности хозяйствующих субъектов объясняется стремлением достижения конкурентных преимуществ в производстве — через рациональное использование имеющихся мощностей, сокращение запасов оборотных средств, кооперацию, диверсификацию, оптимизацию планирования и т. д. Благодаря прогрессивной стратегии построения каналов поставок и распределения, применению сетевых стратегий в совершенствовании торгового обслуживания, сокращению интервалов времени от приобретения сырья и материалов до реализации готовой продукции конечным потребителям или посредникам.
Находясь в составе экономической системы более высокого порядка, предприятия, производящие продукцию, не могут обойтись без взаимодействия с другими организациями, составляющими инфраструктуру рынка. Именно экономические и организационные связи предприятий-производителей товаров и услуг дают возможность осуществить обменные процессы и довести изготовленную продукцию до потребителя. Логистика выступает необходимой составляющей этих процессов. Экономическое пространство логистики коррелирует с понятием логистическая система, которая объединяет представления об эффективной интеграции логистической деятельности в рамках цепей поставок
Для России, не смотря на сложности, созданные внешнеполитическими факторами, сохраняется внутренняя политическая и социально-экономическая стабильность, идёт процесс формирования и развития логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем. Это имеет первостепенное значение, так как позволяет поднять на более высокий технологический уровень экономику страны в целом, ускорить интеграцию в мировое экономическое и информационное пространство, создать привлекательный образ (имидж) государства со стабильной экономикой.
Таким образом, в современных условиях логистика и логистические системы становятся важными элементами потенциала развития рыночной экономики нашей страны, важным производственным сегментом экономики. Логистика всё более отчётливо вырисовывает свою специфическую роль энергичного локомотива, приводящего в движение транспортный конвейер поставки услуг, перевозки грузов, организации потоков при производстве продукции тем самым обеспечивающего движение вперед к достижению целей повышения благосостояния всех граждан Российской Федерации, национальной и экономической независимости нашей Родины.
Литература:
1. Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика и управление цепями поставок. Основы логистики. Теория и практика. Учебник.– М.: Проспект, 2012. 608 с.
2. Дыбская В. В., Зайцев Е. И. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес процессов в цепях поставок. Учебник.– М.: Эксимо, 2008. 944 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, система, бурный рост, информационное пространство, логистик, логистическая система, производство продукции, развитие логистики, технический прогресс, транспортная инфраструктура.
Управление заказами на перевозку |
|
Взаимодействие с привлеченными перевозчиками |
|
Оптимизационный модуль |
|
Учет рекламы и штрафов | Подсистема для регистрации рекламаций, участвующих от заказчиков, перевыставление этих затрат на субподрядчиков, принимающих в перевозке, и отнесение на собственные затраты. |
Учет работы водителей | Расчет рабочего времени водителей выполняется при обработке путевых и ремонтных листов. Кроме этого предусмотрена возможность специальными документами, вводить отклонения в использовании водителями рабочего времени. На основании этих данных автоматически формируется табель учета рабочего времени — унифицированная форма Т-13. |
Учет ремонтов и сервисного обслуживания | На основании предварительных заказов программа формирует ремонтные листы — документы, регистрирующие выполненный ремонт, техническое обслуживание, замену шин и аккумуляторов. В случае проведения ремонта на собственной ремонтной зоне, документ «Ремонтный лист» в случае отсутствия ремонта на стороннем автосервисе в документе указываются количество и стоимость выполненных работ.Если в ремонте участвуют водители, то время, затраченное на работу, попадет в табель учета рабочего времени водителей. |
Учет комплектации автотранспорта | Программа «запоминает» место установки и даты установки или замены каждой шины, и автоматически при обработке листов листов учитывает пробег по каждой шине, стоящих в данный момент на автомобиле. Отчеты по контролю решения срока износа шин выполняют оперативно принимать о необходимости их замены. |
Учет ДТП | В программе ведется учет дорожно-транспортное происшествий (ДТП). В соответствующих документах заносятся данные автомобиля и водителя, участвовавшие в ДТП, список остальных сторонних участников ДТП, данные экспертизы и страховой компании. |
Финансовый учет | Справочник тарифов имеет сложную иерархическую структуру, позволяющую настраивать различные области действия прейскурантов: для контрагентов и договоров контрагентов, для маршрутов, для моделей ТС.Тарифы могут быть заведены на любой параметр выработки, программа позволяет настроить зависимость тарифа от объема выполненной работы, установить фиксированные тарифы. |
ПТО | Ведение справочника транспортных средств, учет выработки ТС и оборудования, контроль сроков замены шин и аккумуляторов, учет ДТП, контроль окончания сроков действия таких документов, как полисы ОСАГО, медицинские справки, водительские удостоверения и др. |
Учет ГСМ | Расчет расхода топлива выполняется в путевом листе при его обработке. Нормативный расход считается согласно нормам расхода, которые настраиваются в справочнике «Модели транспортных средств». |
Интеграция с системами мониторинга |
|
transport logistics — Перевод на русский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Ближайшая цель: помочь странам в разработке политики в области транспортной логистики и , а также в повышении профессионализма и компетентности поставщиков логистических услуг.
Ближайшая цель: существование страны помощь в разработке политики в области транспортной логистики и повышении уровня профессионализма и компетентности поставщиков логистических услуг.Это приводит к острой ценовой конкуренции, которая ведет к снижению эффективности и качества услуг транспортной логистики .
Это вызывает жесткую конкуренцию цен, услуг в области транспортной логистики .Новые разрабатываемые модули включают торговлю товарами: копрой и кокосовым маслом; содействие торговле; торговое финансирование; транспортная логистика, и страхование.
К реализации осуществления следующих новых модулей: товарная торговля, копра и кокосовое масло; упрощение процедур торговли; финансирование торговли; транспортная логистика и инфраструктура.Во многих странах отрасль транспортной логистики состоит из множества мелких операторов, при этом ни одна компания не занимает достаточно значительную долю рынка, чтобы обеспечить эффект масштаба.
Во многих странах транспортная логистика из нескольких операторов, при этом ни одна компания не имеет доли на рынке, достаточной для того, чтобы получать экономию за счет масштабных операций.Комитет выразил признательность секретариату за предоставление технических экспертов, проведение исследований, организацию семинаров и разработку руководящих принципов по транспортной логистике в его усилиях по поддержке развития логистических систем в странах-членах.
Комитет выразил признательность секретариата за предоставление услуг экспертов, проведение исследований, практикумов и руководящих принципов по транспортной логистике в его усилиях создания логистических систем в странах-членах.Для достижения этой цели ключевыми шагами в транспортном секторе являются повышение топливной эффективности, усиление электрификации транспортных средств, использование альтернативных видов топлива и экологически безопасных видов биотоплива, а также серьезные изменения в поведении водителей / потребителей и транспортная логистика , включая смены видов транспорта.
Основными мерами в транспортном секторе для достижения этой цели являются повышение эффективности использования топлива, более широкая электрификация транспортных средств, использование альтернативных видов топлива и устойчивого биотоплива, а также серьезные изменения в поведении водителей / потребителей и в транспортной логистике , включая перераспределение перевозок по видум транспорта.Руководство по разработке политики транспортной логистики ;
Рабочая группа отметила все более важную связь между экономической глобализацией и быстрыми изменениями и развитием транспортной логистики и управления цепочками поставок.
Рабочая группа отметила все более эффективная связь между экономической глобализацией и быстрыми изменениями и преобразованиями в области транспортной логистики и управления цепочками поставок.Изучение и реализация мероприятий по повышению эффективности транспортной логистики .
ITL = Информация для транспортной логистики , () = нумерация в таблице 4.5
Широкое внедрение принципов транспортной логистики с использованием новых информационных технологий;
И хотя был достигнут некоторый прогресс в области упрощения формальностей и транспортной логистики , требуется значительно больший прогресс.
Однако, несмотря на прогресс, необходимо проделать работу в области упрощения процедур упрощения перевозок и транспортной логистики .Сложности разумной политики в области транспортной логистики заключаются в ее способности создать среду, которая укрепляет и способствует бесперебойной и эффективной работе логистической системы.
Сложность реализации здравой политики в области транспортной логистики заключаются в том, будет ли она способна создать условия, которые будут активизировать и упрощать бесперебойное и эффективное функционирование логистической системы.Увеличение торговли внутри континента принесет выгоды, но для этого потребуются вспомогательные меры, включая улучшение торговли и транспортной логистики , а также более эффективную передачу технологий, отвечающую местным условиям.
Активизация торговых связей в рамках континента сулит большие выгоды, но требует стимулирования мер, в том числе мер по совершенствованию торговой и транспортной логистики и обеспечения более эффективной передачи технологии с учетом местных условий.Также ожидается, что увеличение затрат на энергию будет способствовать более эффективному использованию энергии, например, за счет улучшенной транспортной логистики и перехода на железнодорожный и водный транспорт, где это необходимо.
Кроме того, ожидается повышение эффективности энергопотребления за счет, к примеру, логистического совершенствования транспортной системы и переходу, в необходимых случаях, использование железнодорожного и водного транспорта.Сбор и распространение передового опыта и разработка руководящих принципов для формулирования политики в области транспортной логистики станет полезным инструментом для оказания странам региона помощи в их усилиях по совершенствованию логистики.
Обобщение и распространение передовой практики и выпуск руководств по разработке политики в области транспортной логистики обеспечит полезный инструмент для оказания странам региона помощи в их усилиях по совершенствованию логистики.В областях транспортной логистики , финансов и участия частного сектора, устойчивого транспорта, безопасности дорожного движения и транспорта, а также целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, секретариат сосредоточил внимание на деятельности по наращиванию потенциала.
В области транспортной логистики , финансов и частного сектора, устойчивого развития транспорта, безопасности дорожного движения и развития тысячелетия, секретариат сосредоточил внимание на мероприятиях по укреплению.Конференция отметила усилия, предпринятые несколькими странами-членами для повышения эффективности транспортной логистики путем развития интермодальных перевозок, создания информационных сетей по логистике между странами, заключения соглашений о межстрановых мультимодальных перевозках и использования спутниковых систем отслеживания контейнеров.
Конференция также отметила усилия, которые предпринимают несколько стран-членов в целях повышения эффективности транспортной логистики содействия развитию интермодальных перевозок; создание межстрановой информационной сети по логистике; заключения межстрановых многосторонних соглашений; и использования систем спутникового сопровождения контейнеров.LifeLogistics является одним из брендов международной Группы компаний Global Transport Investments (GTI) и предоставляет эффективные и гибкие решения в области складской и транспортной логистики , а также дистрибуции товаров.
LifeLogistics, является одним из брендов международной Группы компаний Global Transport Investments (GTI) и эффективные и гибкие решения в области складской и транспортной логистики , а также дистрибуции товаров.В отношении транспортной логистики в 2007 и 2008 годах секретариат сотрудничал с национальными грузовыми экспедиторами и логистическими ассоциациями в проведении исследования существующих кодексов поведения, минимальных стандартов и квалификаций, критериев членства, стандартных условий торговли и требований к регистрации.
Что касается транспортной логистики , то в 2007 и 2008 годах секретариат сотрудничал с национальными ассоциациями экспедиторов грузов и логистики в проведении испытаний, действия кодексов поведения, минимума стандартов и требований, критериев членства, стандартных условий торговли и требований к регистрации..
Добавить комментарий