Услуги — Социальное предпринимательство в России
Сферы деятельностиВсе сферы …ТранспортОбразованиеТуризмСельское хозяйствоРазвитие территорииЭнергоэффективностьЗдравоохранениеСоциально ориентированные НКОСтроительствоБлагоустройствоПереработка отходовОтдых и досугКультура и искусствоНародные промыслыПродукты питанияСфера услугИнновацииИнтернет и ITДругоеПрофориентация и трудоустройствоCоциальное обслуживание гражданПомощь пострадавшим в стихийных бедствиях, катастрофах, конфликтахМедтехника, протезно-ортопедические, другие техсредстваКультурно-просветительская деятельностьУслуги гражданам с ограниченным доступом к образованиюВовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных группПрофилактика социально опасных форм поведения гражданИздательская деятельность в области образования, науки и культурыСодействие самозанятостиЗдравоохранение и содействие здоровому образу жизниФизическая культура и массовый спортЗанятия в детских и молодежных кружках, секциях, студияхЭкология
РегионыВсе регионы …Москва и Московская обл.Санкт-Петербург и областьАдыгеяАлтайский крайАмурская обл.Архангельская обл.Астраханская обл.Башкортостан(Башкирия)Белгородская обл.Брянская обл.БурятияВладимирская обл.Волгоградская обл.Вологодская обл.Воронежская обл.ДагестанЕврейская обл.Ивановская обл.Иркутская обл.Кабардино-БалкарияКалининградская обл.КалмыкияКалужская обл.Камчатская обл.КарелияКемеровская обл.Кировская обл.КомиКостромская обл.Краснодарский крайКрасноярский крайКурганская обл.Курская обл.Липецкая обл.Магаданская обл.Марий ЭлМордовияМурманская обл.Нижегородская (Горьковская)Новгородская обл.Новосибирская обл.Омская обл.Оренбургская обл.Орловская обл.Пензенская обл.Пермский крайПриморский крайПсковская обл.Ростовская обл.Рязанская обл.Самарская обл.Саратовская обл.Саха (Якутия)СахалинСвердловская обл.Северная ОсетияСмоленская обл.Ставропольский крайТамбовская обл.ТатарстанТверская обл.Томская обл.Тува (Тувинская Респ.)Тульская обл.Тюменская обл.УдмуртияУльяновская обл.Уральская обл.Хабаровский крайХакасияХанты-Мансийский АОЧелябинская обл.Чечено-ИнгушетияЧитинская обл.ЧувашияЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская обл.Межрегиональный проектОбщероссийский проектРеспублика АлтайКрым
Вход — Социальное предпринимательство в России
Сферы деятельностиВсе сферы …ТранспортОбразованиеТуризмСельское хозяйствоРазвитие территорииЭнергоэффективностьЗдравоохранениеСоциально ориентированные НКОСтроительствоБлагоустройствоПереработка отходовОтдых и досугКультура и искусствоНародные промыслыПродукты питанияСфера услугИнновацииИнтернет и ITДругоеПрофориентация и трудоустройствоCоциальное обслуживание гражданПомощь пострадавшим в стихийных бедствиях, катастрофах, конфликтахМедтехника, протезно-ортопедические, другие техсредстваКультурно-просветительская деятельностьУслуги гражданам с ограниченным доступом к образованиюВовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных группПрофилактика социально опасных форм поведения гражданИздательская деятельность в области образования, науки и культурыСодействие самозанятостиЗдравоохранение и содействие здоровому образу жизниФизическая культура и массовый спортЗанятия в детских и молодежных кружках, секциях, студияхЭкология
АудиторииВсе аудитории …Пожилые людиРодители с детьмиЛюди с ограниченными возможностями, инвалидыСельские жителиСоциально-незащищенные жителиДети-сироты, приемные семьиМолодежьДошкольникиУчащиеся младших классовУчащиеся средней школыСтудентыРаботающая молодежьБезработныеЛица без определенного места жительстваДобровольцы, сторонники НКОВзрослые от 30 до 45 летВзрослые от 45 до 60 летНеполные семьиДругоеНекоммерческие организации
РегионыВсе регионы …Москва и Московская обл.Санкт-Петербург и областьАдыгеяАлтайский крайАмурская обл.Архангельская обл.Астраханская обл.Башкортостан(Башкирия)Белгородская обл.Брянская обл.БурятияВладимирская обл.Волгоградская обл.Вологодская обл.Воронежская обл.ДагестанЕврейская обл.Ивановская обл.Иркутская обл.Кабардино-БалкарияКалининградская обл.КалмыкияКалужская обл.Камчатская обл.КарелияКемеровская обл.Кировская обл.КомиКостромская обл.Краснодарский крайКрасноярский крайКурганская обл.Курская обл.Липецкая обл.Магаданская обл.Марий ЭлМордовияМурманская обл.Нижегородская (Горьковская)Новгородская обл.Новосибирская обл.Омская обл.Оренбургская обл.Орловская обл.Пензенская обл.Пермский крайПриморский крайПсковская обл.Ростовская обл.Рязанская обл.Самарская обл.Саратовская обл.Саха (Якутия)СахалинСвердловская обл.Северная ОсетияСмоленская обл.Ставропольский крайТамбовская обл.ТатарстанТверская обл.Томская обл.Тува (Тувинская Респ.)Тульская обл.Тюменская обл.УдмуртияУльяновская обл.Уральская обл.Хабаровский крайХакасияХанты-Мансийский АОЧелябинская обл.Чечено-ИнгушетияЧитинская обл.ЧувашияЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская обл.Межрегиональный проектОбщероссийский проектРеспублика АлтайКрым
Фото — Социальное предпринимательство в России
Сферы деятельностиВсе сферы …ТранспортОбразованиеТуризмСельское хозяйствоРазвитие территорииЭнергоэффективностьЗдравоохранениеСоциально ориентированные НКОСтроительствоБлагоустройствоПереработка отходовОтдых и досугКультура и искусствоНародные промыслыПродукты питанияСфера услугИнновацииИнтернет и ITДругоеПрофориентация и трудоустройствоCоциальное обслуживание гражданПомощь пострадавшим в стихийных бедствиях, катастрофах, конфликтахМедтехника, протезно-ортопедические, другие техсредстваКультурно-просветительская деятельностьУслуги гражданам с ограниченным доступом к образованиюВовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных группПрофилактика социально опасных форм поведения гражданИздательская деятельность в области образования, науки и культурыСодействие самозанятостиЗдравоохранение и содействие здоровому образу жизниФизическая культура и массовый спортЗанятия в детских и молодежных кружках, секциях, студияхЭкология
АудиторииВсе аудитории …Пожилые людиРодители с детьмиЛюди с ограниченными возможностями, инвалидыСельские жителиСоциально-незащищенные жителиДети-сироты, приемные семьиМолодежьДошкольникиУчащиеся младших классовУчащиеся средней школыСтудентыРаботающая молодежьБезработныеЛица без определенного места жительстваДобровольцы, сторонники НКОВзрослые от 30 до 45 летВзрослые от 45 до 60 летНеполные семьиДругоеНекоммерческие организации
РегионыВсе регионы …Москва и Московская обл.Санкт-Петербург и областьАдыгеяАлтайский крайАмурская обл.Архангельская обл.Астраханская обл.Башкортостан(Башкирия)Белгородская обл.Брянская обл.БурятияВладимирская обл.Волгоградская обл.Вологодская обл.Воронежская обл.ДагестанЕврейская обл.Ивановская обл.Иркутская обл.Кабардино-БалкарияКалининградская обл.КалмыкияКалужская обл.Камчатская обл.КарелияКемеровская обл.Кировская обл.КомиКостромская обл.Краснодарский крайКрасноярский крайКурганская обл.Курская обл.Липецкая обл.Магаданская обл.Марий ЭлМордовияМурманская обл.Нижегородская (Горьковская)Новгородская обл.Новосибирская обл.Омская обл.Оренбургская обл.Орловская обл.Пензенская обл.Пермский крайПриморский крайПсковская обл.Ростовская обл.Рязанская обл.Самарская обл.Саратовская обл.Саха (Якутия)СахалинСвердловская обл.Северная ОсетияСмоленская обл.Ставропольский крайТамбовская обл.ТатарстанТверская обл.Томская обл.Тува (Тувинская Респ.)Тульская обл.Тюменская обл.УдмуртияУльяновская обл.Уральская обл.Хабаровский крайХакасияХанты-Мансийский АОЧелябинская обл.Чечено-ИнгушетияЧитинская обл.ЧувашияЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская обл.Межрегиональный проектОбщероссийский проектРеспублика АлтайКрым
Выгода и общество: как развивается социальное предпринимательство
Решать общественные проблемы с применением бизнес-подхода становится модно — тем более что социальное предпринимательство поощряется государством.
Летом этого года социальное предпринимательство (СП) получило в российском законодательстве официальный статус и было выделено в отдельную область малого и среднего предпринимательства (МСП). Закреплена законодательно и деятельность социального предприятия.
Согласно новой редакции закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», инициированной Минэкономразвития РФ, такой бизнес направлен на трудоустройство социально не защищенных групп (людей с ограниченными возможностями, сирот, пенсионеров, беженцев, переселенцев и т.п.), производство товаров (работ, услуг) для таких категорий граждан, достижение общественно полезных целей.
По оценке заместителя генерального директора по продвижению новых проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольги Захаровой, в настоящий момент в стране насчитывается порядка 70 тыс. предприятий, которые потенциально соответствуют критериям социального предприятия. Точный перечень компаний с этим статусом в Едином реестре субъектов МСП должен появиться уже в апреле 2020 года.
Важно не пропустить установленные законом сроки подачи документов для включения в реестр — до 1 марта 2020 года, говорит директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. В дальнейшем, по ее словам, это даст социальным предпринимателям возможность получить господдержку.
Социальный бизнес, как и любой другой, вырастает из решения конкретных проблем потребителей, но при этом решает проблемы социально уязвимых категорий населения. Порой он и вовсе рождается из благотворительности, считает Ольга Захарова: «Это своего рода эволюция благотворительных проектов — финансово устойчивые проекты, направленные на решение социальных задач».
Социальные предприниматели — наиболее активная часть сообщества, считает менеджер проектов Центра общеакадемических образовательных инициатив Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Анна Бурашникова: «Они видят проблемы в сообществе и готовы проявить инициативу в их решении». Но это отнюдь не благотворительность, отмечает она.
Сильной стороной социального предпринимательства является поиск нестандартных бизнес-моделей и механизмов, отмечает в статье в журнале «Мир социального предпринимательства» (2019) директор Центра социального предпринимательства НИУ ВШЭ Александра Московская. При этом предприятия такого типа отличаются высокими коммерческой устойчивостью, уровнем оптимизма и ростом объемов продаж, ссылается она на опыт Великобритании, где господдержка и статистика развития СП ведется более десяти лет.
Начало институционализации социального предпринимательства в России связывают с основанием в 2007 году главой ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд и сегодня предоставляет гранты и беспроцентные займы социальным проектам. В 2012 году, отмечают в НИУ ВШЭ, термин «социальное предпринимательство» впервые появился в федеральных нормативных документах.
Вступление в 2015 году в действие закона «Об основах социального обслуживания граждан» (442-ФЗ), направленного на развитие негосударственного сектора и конкуренции в сфере социального обслуживания, стало еще одним стимулом для СП.
Нынешний этап развития социального бизнеса, по мнению Александры Московской, связан с более глубоким пониманием «социальности» бизнеса — не через отраслевую принадлежность, а через социальное назначение предприятия (куда направляется прибыль, какие блага получают целевые группы, где находятся целевые группы в цепочке производимого СП блага) и закладывает основу гибкости его регулирования.
Спектр задач
Социальные предприниматели решают широкий спектр социальных задач: от дошкольного образования до ухода за тяжелобольными людьми, говорит директор департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов Дмитрий Богданов.
Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow выделяет три самых востребованных направления в этой отрасли: образовательные услуги для людей разного возраста; трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья; экологические проекты.
Государственные фонды поддерживают общественно значимые проекты не только финансово. Фонд поддержки социальных проектов АСИ запустил бесплатную обучающую онлайн-программу для новичков в социальной сфере. При фонде работает акселератор, деятельность которого направлена на повышение бизнес-компетенций, поиск новых каналов монетизации, «упаковку» проектов для привлечения инвесторов.
Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE на конкурсной основе готовит, поддерживает и сопровождает социально ориентированных предпринимателей из молодежной студенческой среды.
Господдержка реализуется и через центры инноваций социальной сферы в регионах. Правительство Югры в 2016 году запустило пилотный проект «Социальные инвестиции» с фондом региональных социальных программ «Наше будущее».
Сегодня СП может воспользоваться, по сути, мерами господдержки малого и среднего бизнеса, предусмотренными нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», — например, через центры «Мой бизнес». Однако вступление в силу поправок в закон о МСП обещает расширение программ поддержки для социально ориентированного бизнеса. По крайней мере, как ранее заявляла гендиректор Корпорации МСП Наталья Ларионова, в корпорации ждали принятия закона.
Законом предполагается, в частности, содействие СП в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, проведении ярмарок, деловых конгрессов и выставок.
«Необходимо продолжать развивать коммуникацию между государством и малым бизнесом, делать ее более понятной и доступной, чтобы предоставляемые возможности были более востребованными», — говорит сооснователь и директор Impact Hub Moscow Екатерина Халецкая.
Совместно с государством
В государственной социальной сфере бизнес способен совершить настоящую революцию, считает Ольга Захарова: повысить доступность, ассортимент и качество услуг, а также оптимизировать бюджетные расходы. «Развитие социального предпринимательства позволяет сформировать экосреду, где во главу угла поставлено не извлечение прибыли, а создание лучших условий для людей с использованием всех имеющихся ресурсов — государства, бизнеса, общества», — считает она. При этом социальный бизнес, госполитика в социальной сфере и благотворительные проекты не соперничают, а дополняют друг друга.
Важно открывать для негосударственных поставщиков рынок бюджетных социальных услуг: детские сады, дополнительное образование, услуги сиделок и многое другое, говорит генеральный директор Фонда социальных инвестиций и член правления «Опоры России» Сергей Голубев.
«Было бы здорово сделать своего рода лабораторию с пилотами для социальных предпринимателей в одной или нескольких госструктурах, — говорит начинающий социальный предприниматель, создатель развивающих наборов для детей Landybox Елена Тимохина. — На примере моего проекта это могла бы быть закупка коробочек Landybox и занятия по ним в отдельно взятом детском саду, обкатка решения, а затем его масштабирование. Подобные лаборатории есть у многих корпораций, было бы интересно воплотить это и с государством».
«Успешный социальный предприниматель — ценный консультант для государства, способный мыслить вне шаблона и находить неординарные решения социальных проблем», — уверена Екатерина Халецкая. К тому же, уточняет она, принятие поправок к закону о МСП способствует росту интереса СМИ к теме социального предпринимательства. А значит, о нем узнает больше людей, и число социальных предпринимателей вырастет. Это очень важно, указывает Анна Бурашникова: «Придание социальному предпринимательству юридического статуса позволит более четко идентифицировать его в информационном пространстве. Население нашей страны пока с трудом различает понятия «благотворительность», «социальное предпринимательство» и «бизнес в социальной сфере».
На краудфандинговой площадке Planeta.ru в 2015 году по инициативе фонда «Наше будущее» появилась отдельная категория проектов «Социальное предпринимательство». Это было сделано для того, чтобы люди лучше представляли себе, что такое вообще социальное предпринимательство как явление, рассказывает PR-директор Planeta.ru Наталья Игнатенко. Однако после «легализации» понятия на государственном уровне оно найдет поддержку у гораздо большего количества людей.
Просто поговорить
В числе ключевых проблем, обозначенных участниками рынка, — нехватка коммуникации, низкий уровень информированности, отсутствие механизмов, которые позволяли бы сделать поддержку социальных предпринимателей эффективной, говорит Ольга Захарова.
«Взаимодействие с государством необходимо как минимум для сопоставления позиций, методов и подходов при решении социальной проблемы. Социальные предприниматели никогда не отказываются от поддержки, прежде всего имущественной (льготной аренды, в первую очередь) и налоговой», — отмечает Дмитрий Богданов.
Кроме того, социальное предпринимательство — крайне сложная сфера бизнеса, со своей спецификой. «У производителей средств технической реабилитации, например, нередко различаются клиенты (те, кто платит) и благополучатели (те, кому нужен продукт). Им нужно проводить разные маркетинговые кампании для этих целевых аудиторий, активно взаимодействовать с Фондом социального страхования и многое другое», — рассказывает Сергей Голубев.
Еще одна проблема основателей социальных стартапов — эмоциональное выгорание. Поэтому важна помощь сообщества единомышленников, которое формируется благодаря площадкам-посредникам и образовательным проектам, обращает внимание Екатерина Халецкая.
Социальное предпринимательство появилось в России — Российская газета
За бизнесом, который помогает государству заботиться о гражданах, официально закрепили определение социального. Закон об этом сегодня публикует «Российская газета».
Осенью Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) представит свои предложения по льготам и мерам помощи таким предпринимателям, рассказал «РГ» президент «ОПОРЫ России», член совета директоров корпорации Александр Калинин.
По новому закону предприятие малого или среднего бизнеса может быть отнесено к категории социальных, если соответствует одному из четырех условий. Первое: в компании трудятся граждане, которых можно отнести к социально уязвимой категории. Это могут быть инвалиды, многодетные родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей, воспитанники детских домов, пенсионеры и люди предпенсионного возраста — итоговый перечень определит правительство. Таких работников в числе всех сотрудников должно быть не меньше половины, а доля их зарплат в фонде оплаты труда должна составлять, как минимум, четверть.
Второе условие: компания обязана обеспечить доступ товаров, работ и услуг, которые производит социально незащищенная категория граждан, к рынкам сбыта. Полученные в результате доходы по итогам предыдущего календарного года должны составлять не менее 50 процентов в общем объеме доходов. Такой же должна быть и доля чистой прибыли, направленной на осуществление этой деятельности.
Третье условие: получить статус «социальных» смогут предприятия, которые производят товары или оказывают услуги для социально незащищенной категории граждан. Доля доходов от этой деятельности должна опять же быть не менее 50 процентов от общего объема.
И четвертое условие. В законе указаны и конкретные сферы деятельности, которые будут считаться «социальными». В их числе оказание услуг в сфере дополнительного образования, реабилитация и уход на дому, организация отдыха детей, инвалидов и пенсионеров, обучение волонтеров.
По словам Александра Калинина, отсутствие закрепленного законом понятия «социального предпринимательства» затрудняло поддержку такого бизнеса со стороны государства. «Регионы и муниципалитеты с большой осторожностью предоставляли льготы социальным предпринимателям, так как опасались, что завтра придет прокуратура или Счетная палата и проверяющие спросят, на каком основании были установлены преференции. Теперь этой проблемы не будет», — отметил Калинин.
Региональные и муниципальные власти смогут сами определять, как помогать социальному бизнесу — в законе специально решили не прописывать конкретные инструменты, чтобы не ограничивать инициативу на местах, пояснил собеседник «Российской газеты».
Что касается Корпорации МСП, то для поддержки новой категории предпринимателей могут быть созданы гарантийные и кредитные продукты с льготными процентами. «Думаю, осенью мы уже будет готовы принять такие решения на уровне совета директоров», — уточнил Александр Калинин.
По оценке «ОПОРЫ России», сейчас в нашей стране около 10 тысяч предпринимателей, которых по тем или иным критериям можно отнести к социальным.
Что такое социальное предпринимательство
За счет чего живет социальный бизнес? Раньше предпринимателям помогали льготные займы упомянутого фонда «Наше будущее». Сейчас схем финансирования больше: это могут быть «умные» гранты от крупных инвесторов, которые смотрят на отдачу KPI, а также венчурные инвестиции (вложения в молодые инновационные компании) или частные вклады за долю в бизнесе. На сегодняшний день для социальных предпринимателей нет никаких налоговых послаблений, преференций и дотаций. Их дает некоммерческая деятельность в социально значимых сферах, поэтому большинство компаний регистрируются как фонды с гибридной формой финансирования. Но уже через 2-3 года все может поменяться, уверена Екатерина Халецкая, один из главных экспертов по теме и руководитель компании Impact Hub, помогающей соцбизнесу встать на ноги. В 2019-м был принят закон, закрепляющий социальное предпринимательство как вид коммерческой деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, и при Госдуме появились рабочие группы, активно планирующие форму его поддержки – денежными субсидиями, софинансированием и так далее. Это дает надежду на то, что ситуация изменится в лучшую сторону. «К социальному предпринимательству приходят по-разному, – объясняет Халецкая. – Одни пытаются решить проблему, с которой столкнулись сами, – например, семья с особенным ребенком. Другие оказывают кому-то помощь и начинают всерьез интересоваться вопросом. Третьи загораются самой идеей социально значимых коммерческих проектов». ImpactHub – международная ассоциация. Екатерина и ее единомышленники основали российское отделение семь лет назад. Сейчас подобных компаний уже несколько: центр содействия инновациям в обществе «СОЛь», «Технологии возможностей» (проекты на стыке бизнеса и науки), детский хаб «Навстречу переменам», проект «Мастера», помогающий креативным предпринимателям. «В отличие от других сфер, в нашей исключительную роль играет мотивация, – говорит Халецкая. – Те, кто занимается социальным предпринимательством, гораздо реже выгорают». Важную роль в масштабировании соцбизнеса играет доходность. «Чем больше на рынке успешных компаний, тем больший интерес к этой сфере проявляют инвесторы самого разного уровня – от частных инициатив до крупных корпораций вроде «Росатома» или «Билайна», – объясняет коллега Халецкой Анастасия Гулявина, сооснователь Impact Hub и один из экспертов ImpactInvesting Club, объединяющего потенциальных «доноров». В качестве примера привлекательного с точки зрения инвестиций регионального проекта Анастасия приводит экоотель, появившийся на развалинах бывшей турбазы в деревне Голубино Архангельской области и дающий возможность заработать местным жителям.
«Социальное предпринимательство — новый вектор развития социальной сферы в регионах»
Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Совет Федерации, 25 ноября 2020 года)
Настоящий аналитический вестник подготовлен по материалам заседания Совета по развитию социальных
инноваций субъектов Российской Федерации при Совете
Федерации на тему «Социальное предпринимательство –
новый вектор развития социальной сферы в регионах»,
состоявшегося 25 ноября 2020 года.
Вестник содержит
выступления руководства федеральных министерств,
ведущих экспертов, в нем представлен опыт субъектов
Российской Федерации. В настоящем издании также
опубликованы документ, принятый по итогам заседания
Совета, информационно-аналитические материалы и статистические данные по вопросам развития социального
предпринимательства.
Материалы вестника могут быть полезны в законодательной деятельности сенаторов Российской
Федерации, депутатов Государственной Думы, работе
федеральных органов исполнительной власти,
законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Вступительное слово заместителя Председателя Совета Федерации, председателя Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Галины Николаевны Кареловой
- Татьяна Александровна Илюшникова, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
- Наталия Ивановна Зверева, директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее»
- Николай Александрович Милькис, директор департамента экономического развития – заместитель губернатора Ханты- Мансийского автономного округа – Югры
- Ленара Хакимовна Иванова, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – Министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
- Надежда Афиногеновна Карисалова, заместитель министра инвестиций, промышленности и науки Московской области
- Артем Евгеньевич Шадрин, директор Института социально- экономического проектирования НИУ ВШЭ
- Наталья Борисовна Починок, ректор ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
- Решение Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по итогам заседания на тему «Социальное предпринимательство – новый вектор развития социальной сферы в регионах»
- Приложение 1. Информационный материал Министерства экономического развития Российской Федерации
- Приложение 2. Реестр социальных предпринимателей. Итоги 2020 года
- Приложение 3. Информационный материал Федеральной службы государственной статистики.
- Приложение 4. Информационный материал о действующих мерах поддержки социального предпринимательства в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре
- Приложение 5. Информационно-аналитический материал Аналитического управления Аппарата Совета Федерации на тему «Социальное предпринимательство – новый вектор развития социальной сферы в регионах»
- Приложение 6. Информационный материал Правового управления Аппарата Совета Федерации на тему «Социальное предпринимательство – новый вектор развития социальной сферы в регионах»
Под общей редакцией
начальника Аналитического управления
Аппарата Совета Федерации
А.Е. Петрова
Составители:
М.А. Щербаткина, Ф.Ю. Быков, И.В. Барбашин, О.Б. Аникеева, О.В. Павленко,
Д.Р. Алимова, Т.Л. Ушакова
Возникновение социального предпринимательства в России
Аннотация
Назначение
Целью данной статьи является построение типологии социального предпринимательства в Российской Федерации и описание связанных моделей, основанных на глубоком понимании текущего институционального контекста и позиционирования социального предпринимательства на арене рыночной и нерыночной деятельности.
Дизайн / методология / подход
Настоящий документ основан на вторичных источниках данных, включая юридические документы, годовые отчеты и веб-сайты организаций, связанных с социальным предпринимательством.
Выводы
В данной статье делается вывод о том, что социальное предпринимательство в России находится между гражданским обществом, государством и рынком, и именно государство стало главной движущей силой развития социального предпринимательства.
Оригинальность / ценность
Данная статья впервые рассматривает социальное предпринимательство в современной России как явление с «полуофициальным» статусом. Исходные модели и сама типология социального предпринимательства базируются на недавно введенной концепции «социально-предпринимательской миссии».
Ключевые слова
Благодарности
Статья подготовлена при поддержке JTI Россия. Авторы хотели бы поблагодарить редакторов и анонимных рецензентов за их терпение и чрезвычайно полезные отзывы во время подготовки этой статьи. Оба автора внесли одинаковый вклад в работу.
Цитата
Благов, Ю. и Арай Ю. (2019), «Возникновение социального предпринимательства в России», Social Enterprise Journal , Vol.15 No. 2, pp. 158-178. https://doi.org/10.1108/SEJ-05-2018-0043
Издатель
:Emerald Publishing Limited
Авторские права © 2019, Emerald Publishing Limited
Collaborate for Impact — развитие социального предпринимательства и социальных инвестиций в целях экономического и социального единства в Восточном партнерстве и России
Краткое описание
Проект направлен на содействие развитию более благоприятной экосистемы социального предпринимательства в регионе Восточного партнерства и России.Это будет достигаться за счет повышения осведомленности, продвижения социальных инноваций и соответствующих обменов с различными политиками и заинтересованными сторонами, принимающими решения, что в конечном итоге приведет к увеличению числа социальных инвесторов, социальных предпринимателей и сотрудничества во всем регионе. Помимо предоставления финансовой поддержки для создания фондов венчурной благотворительности в регионе, действие проекта будет включать конкретные компоненты для Армении, в том числе Фонд чрезвычайной помощи Covid-19 для социальных предприятий, а также программы инкубации и ускорения.
Цели
Общая цель проекта — способствовать созданию более благоприятной экосистемы для социального предпринимательства в странах Восточного партнерства и России.
Конкретные цели проекта должны привести к:
1) Увеличение количества социальных инвесторов в странах Восточного партнерства и России.
2) Повышение уровня сотрудничества в области социального предпринимательства на региональном и местном уровне между странами Восточного партнерства и Россией.
3) Повышение уровня навыков и бизнес-компетенций среди социальных предприятий и ОГО, получающих выгоду от инкубационной / акселерационной деятельности в Армении.
4) Содействие социальным инновациям и развитие новых бизнес-моделей для финансирования ОГО и целевых предприятий.
Кратко о действиях
- Картографические исследования, другие мероприятия по сбору данных и исследования, проведенные в странах Восточного партнерства и России.
- Информационно-образовательные мероприятия, организованные на региональном и национальном уровне.
- Созданы круги / клубы социальных инвесторов в странах Восточного партнерства.
- Стипендии для местных заинтересованных сторон и организованы учебные поездки.
- Создан целевой веб-сайт для проекта, созданы веб-сайты для местных стран и активна онлайн-платформа для обмена ресурсами, связями, проектами и сделками.
- Подготовлена взаимосвязь политики для стран Восточного партнерства и России.
- Чрезвычайный фонд в Армении создан за счет финансовой поддержки третьих сторон.
- В Армении внедрена программа акселерации / инкубации.
- Организованы конкурсы идей для ОГО, социальных предприятий и целевых предприятий.
- Представлены лучшие практики социального предпринимательства / социальных инвестиций из стран Восточного партнерства и России.
- Фонды венчурной благотворительности созданы в Армении, Украине, Грузии.
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность в Российской Федерации
Страница из
НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (Оксфорд.Universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 15 августа 2021 г.
- Раздел:
- (стр.199) Глава 10 Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность в Российской Федерации
- Источник:
- Социальное предпринимательство и предприятия в экономическом и социальном развитии
- Автор (ы):
Руслан Садыртдинов
- Издательство:
- Oxford University Press
DOI: 10.1093 / oso / 9780197518298.003.0011
В этой главе рассматривается реализация концепций социального предпринимательства и корпоративной социальной ответственности (КСО) в России. КСО и социальные предприятия динамично развиваются в России с середины 2000-х годов, и автор считает, что их можно использовать для ускорения дальнейших социальных и экономических преобразований. Обозначены вопросы, касающиеся российских историй успеха социальных предприятий и социально ответственного корпоративного поведения. Акцент делается на выявлении государственных и частных институтов и инструментов, поддерживающих социальную деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.Описываются методики оценки КСО в России. Из-за неполных данных в нефинансовых отчетах сложно провести анализ затрат и выгод для проектов КСО. Вместо этого выбираются показатели для нефинансовых отчетов, и индексы строятся путем измерения качества и частоты их раскрытия. Глава завершается описанием основных проблем и потенциальных движущих сил, способствующих дальнейшему развитию.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, корпоративная социальная ответственность, переходный период, Россия
Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендииOxford Online требуется подписка или покупка.Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.
Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.
Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этой книге, обратитесь к своему библиотекарю.
Для устранения неполадок, пожалуйста, посетите наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста свяжитесь с нами .
Образовательных программ по социальному предпринимательству: международный опыт и российские особенности: бизнес и менеджмент Книга Глава
В главе представлен обзор российского и международного опыта реализации образовательных программ в области социального предпринимательства. Авторы анализируют специфику возникновения и развития этих программ, отражающих дуализм сущности социального предпринимательства. В главе представлена классификация программ на мировом рынке бизнес-образования по типам и формам реализации.Авторы перечисляют особенности обучения в сфере социального предпринимательства в России. Они подробно рассматривают дополнительную программу профессионального обучения без отрыва от производства под названием «Управление проектами для социальных предпринимателей», которая проводится в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке Фонда Citi с 2012 года. Они пришли к выводу, что Важно обучать бизнес-лидеров, посещающих программы MBA / EMBA, чтобы помочь им сформировать компетенции социального предпринимательства, направленные на создание общих ценностей.
TopВведение
Социальное предпринимательство само по себе не является новым явлением; однако в последние годы он пережил резкий рост во всем мире, включая Российскую Федерацию. И социальное предпринимательство, и его научная концептуализация развиваются вместе с практикой в этой области (Арай, 2013, с. 111–112). На это есть несколько причин. С одной стороны, существует множество социальных проблем на всех уровнях (от локального до глобального), а с другой — очевидная неспособность общества эффективно решать эти проблемы с помощью традиционных механизмов, таких как государственная поддержка, усилия многосторонних организаций. и некоммерческие организации, а также корпоративное социальное воздействие.В то же время сущность социального предпринимательства, его возможности и особенности функционирования все еще остаются предметом обсуждения (Mair, Marti, 2006; Light, 2008; Austin, Stephenson, Wei-Skilllern, 2010; Santos, 2012; Defourny & Nyssens, 2017).
Стало очевидным, что социальное предпринимательство является «частью растущего и согласованного движения, стремящегося найти альтернативные решения некоторых из наиболее трудноразрешимых социальных проблем мира, движения, в котором, как мы считаем, сообщество бизнес-школ должно сыграть решающую роль. »(Лоуренс и др., 2012, с.320). Исторически социальное предпринимательство изучалось как часть или в тесной связи с противоречивой теорией социального предпринимательства как предприятия с гибридным характером (Jäger & Schröer, 2014). Социальное предпринимательство существует за счет баланса между социальными и экономическими целями, и «образование в области социального предпринимательства привлекло повышенное внимание за последнее десятилетие с особым акцентом на проблеме сочетания деловых и социальных ценностей» (Zhu et al., 2016, p.607). Более того, все связанные с гибридом балансы и дисбалансы являются «контекстно-зависимыми». Некоторые авторы уже провели сравнительные исследования в нескольких странах и регионах (Kerlin, 2006; Fostering Social Entrepreneurship, 2006; Defourny & Nyssens, 2010), но Российская Федерация еще не исследована. По словам Керлина, социальное предпринимательство в Центральной и Восточной Европе находится между рынком, международной помощью и гражданским обществом. Тем не менее, такая ситуация не имеет отношения к правовому и социально-экономическому контексту Российской Федерации, где роль международной помощи стабильно снижается, а институты гражданского общества только появляются.
Ситуация в Российской Федерации усложняется тем, что термин «социальное предпринимательство», определяемый как «предпринимательская деятельность, направленная на смягчение или решение социальных проблем» (Зверева, 2015, с. 9), еще не получил широкого распространения. определенное место в правовом поле, и соответствующий законодательный акт все еще находится на рассмотрении.
В общественном сознании предпринимательство вряд ли ассоциируется с созданием рабочих мест для матерей с маленькими детьми, предоставлением туристических услуг для людей с ограниченными возможностями и доставкой товаров для отдаленных слоев населения по доступным ценам.В результате общественность склонна рассматривать социального предпринимателя как особый тип людей, которые создают «социальные ценности», стремятся «сделать мир лучше». Действительно, социальное предпринимательство требует более целенаправленной моральной мотивации, чем занятие традиционным бизнесом. Тем не менее, социальное предпринимательство, каким бы сложным ни было его типологическое описание, по-прежнему остается частным случаем ведения бизнеса (Благов, Арай, 2010, с. 111–112). Более того, именно социальное предпринимательство в его концентрированной форме отражает тенденцию к поиску инновационных путей решения социальных и экологических проблем как новую парадигму взаимоотношений общества и бизнес-сообщества.
Оценка механизмов и рейтинг регионов России
Якимец В.Н.
Др. Кандидат социологических наук, главный научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия. [email protected]
Никовская Л.И.
Др. Кандидат социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии УФНИАН РАН, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия[email protected]
DOI: 10.31857 / S013216250004962-1ID статьи: 7659
Для цитирования:
Якимец В.Н., Никовская Л.И. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России.
Социологические исследования. 2019. № 5. С. 99-109Аннотация
Анализируется поддержка социальных предприятий в регионах России. Приведена авторская методика исследования: цели, задачи, гипотезы, ожидаемые результаты, концепция рейтинга регионов России по степени развитости механизмов поддержки.Оценка механизмов поддержки по критериям осведомленности, качества и значимости была получена в ходе опроса трех групп респондентов — социальных предпринимателей, сотрудников ресурсных центров и государственных служащих. Оценки качества опорных механизмов в ряде регионов представлены в графическом виде. На основе рейтинговых расчетов по 38 субъектам РФ установлено, что эти регионы попали в три группы по интенсивности поддержки (хорошая, средняя и слабая).Более половины регионов (24) находятся в группе средней интенсивности поддержки социального предпринимательства, ни один регион не попал в группу высокой интенсивности поддержки. Представлена авторская методология исследования: цели, задачи, гипотезы, ожидаемые результаты, концепция построения рейтинга регионов России по степени развитости механизмов поддержки. Оценки качества опорных механизмов в ряде регионов представлены в графическом виде. На основании рейтинговых расчетов показано, что большинство регионов находится в зоне со средней интенсивностью поддержки социальных предпринимателей.Исследование показало, что социальное предпринимательство в ряде регионов России находится на начальной стадии становления.
Ключевые слова
социальные предприятия; социальное предпринимательство; механизмы поддержки в регионах России; критерии оценки механизмов; рейтинг регионов по оценкам механизмов поддержки
Список литературы
Dolfsma W. (2017) Неудачи государства. Общество, рынки и правила. Москва: Инт. Гайдара.
Московская А.А. (ред.) (2011) Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. Москва: ВШЭ.
Нечаев Д.Н., Селиванова Е.С. (2018) К «новой» индустриализации: политические условия реализации региональной государственной промышленной политики в Российской Федерации (на примере Центральных федеральных округов). Воронеж: Научная книга.
Радыгин А.Д., Ентов Р.М. (2012) Неудачи правительства: теория и политика. Вопросы экономики . № 12: 4–30.
Зверева Н., Якимец В. (2013) Социальное предпринимательство в России: состояние, проблемы и перспективы. В: Межотраслевое взаимодействие в социальной сфере. Москва: Минэкономразвития РФ: 87–93.
Ключевые игроки и потенциал развития Алена Нефедова :: SSRN
27 стр. Размещено: 1 дек 2015 г. Последняя редакция: 11 декабря 2015 г.
Дата написания: 23 ноября 2015 г.
Аннотация
В данной статье представлен обзор различных подходов к определению социального предпринимательства и представлены результаты исследования процесса его развития в России.В то время как этот вид бизнеса институционализирован в экономике США и некоторых европейских стран, где для него разработаны специальные законы и в определенных случаях предоставляются значительные налоговые льготы, в российском обществе он находится в исходном состоянии.
Его развитие в российской экономике во многом будет зависеть от действий ключевых игроков на формирующемся организационном поле, а не только от социально-экономических и исторических условий. В результате серии экспертных интервью на первом этапе исследования были определены ключевые игроки, в частности «Наше будущее» — фундамент региональных социальных программ, служивших монопольным источником финансовой поддержки социального предпринимательства во время исследования.
Чтобы выяснить, какая модель социального предпринимательства формируется в России, было рассмотрено 186 заявок, поданных разными организациями в поисках поддержки для финансирования социального предпринимательства. Заявки подавались в течение трехлетнего периода деятельности Фонда. Обзор показал, что Фонд в основном поддерживает те социальные программы, которые могут стать независимыми от внешних финансовых источников.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, организационное поле, некоммерческие организации, новый институционализм
Классификация JEL: L26
Рекомендуемое цитирование: Предлагаемая ссылка
Россия, Ю.Студенты С. ломают стереотипы и продвигают социальное предпринимательство на конференции лидеров «Демократические партнеры»: 4/01
16.04.01Лиза Трей, служба новостей (650) 725-0224; электронная почта: [email protected]
Распределение студентов из России и США стереотипы и продвижение социального предпринимательства в руководстве «Демократических партнеров» конференцияЛюдмила Курочкина, слепая 20-летняя, хочет создать ресурсный центр инвалидов для Студенты в Екатеринбурге, ее родном городе в России.Лиза Перова, 20 лет, планирует создать онлайн база вакансий для выпускников, поступающих на плотную работу рынок в Санкт-Петербурге. Брайан Бэбкок, a студент Вест-Пойнт мечтает о создании обмен информацией в режиме онлайн между военными кадеты в США и бывшем Советском Союзе Союз. Алена Бочарова из Санкт-Петербурга. СПбГУ и Ариана Торчина из Университета Вирджинии хотят создать совместный интерактивный сайт для студентов и факультет, разрушающий после холодной войны стереотипов и способствует развитию двусторонних сетей.
Это «первые» проекты. И все они возникли в результате недельной конференция «Демократические партнеры: Американо-российский саммит студенческих лидеров. «In второй год своего существования конференция была организована и управляется группой студентов Стэнфордского университета, воспитавших 100 000 долларов США в виде спонсорства от William and Фонд Флоры Хьюлетт, Дэвид и Люсиль Packard Foundation, Институт Международные исследования и Стэнфорд.
«Я узнал, что Стэнфорд студенты не только заинтересованы в зарабатывании денег, у них есть серьезные социальные проблемы «, — сказал Амер Ахмед, младший специалист по биологии человека и политология и организатор конференций.
Он говорит, что его одноклассники хотят сделать разница не в том, что держит «прославленный» цикл лекций, где американцы рассказывают россиянам, как исправить свою демократию «, но установив личные контакты, которые способствуют дипломатии и социальная активность с нуля.
Конференция была впервые задумана в 1999 г. тогдашние студенты Мэтью Спенс и Коди Харрис, который хотел найти более осмысленный путь объединить молодых россиян и американцев с общими целями и интересами. Койт Блэкер, содиректор Института Международные исследования, которые стали главный советник факультета сказал студентам, что это важно, чтобы конференция произвела «результат» — практический результат.
Следовательно, план по разработке и внедрению проекты общественных работ в обеих странах были Родился. Идея взлетела — в этом году конференции, двое российских студентов из первых конференция вернулась, чтобы поделиться своим опытом создание университетского дебатного клуба в Москве и программа по отправке детей-беженцев из Чечня в летние лагеря в Волгограде.В студенты рассказали о том, как преодолевали препятствия и мотивировал незнакомцев помогать им в стране где сервисные проекты увольняются людьми напоминая о принудительном «добровольном» труде программы советского времени.
«Это было непросто», — сказал 18-летний Маша Рубановская, президент дискуссионного клуба в Высшей школе экономики в Москве. «Люди не хотели вмешиваться.» Рубановская сказала, что ей нужно было показать, как волонтеры было бы полезно помочь ей. После того, как она получила пять студентов раздают политический газете, она «расплатилась» с ними пригласив их на экономический семинар, она объяснил.
Конференция этого года, завершившаяся в апреле 11, собрали 25 российских и 15 американских студентов из университетов страны и 10 студенческие организаторы из Стэнфорда.Претенденты были выбран на основе доказательств личных и студенческое руководство, владение английским языком для Россияне, продемонстрировавшие знание американо-российского отношения и личное заявление. «Мы хотел вдохновляющую искру «, — сказал Ахмед.
Они поняли.
Блэкер сказал, что конференция этого года несколько важных результатов.
«Очень перспективная группа молодых россиян. лидеры встретились со своими американскими аналоги «, — сказал он.»Сеть они установили, будут продолжать развиваться лет «. В будущем, сказал Блэкер, студенты, скорее всего, окажутся на должностях авторитет и возможность использовать контакты и дружба, завязанная на конференции.
«Вы уходите с чувством важность того, что они знают друг друга прямо «, — сказал он.
Российские студенты также узнали, как искусно U.Студенты S. получают доступ к учебному заведению. Ресурсы. По словам Блэкера, в России студенты столкнулся с гораздо более иерархической и негибкой система.
Кроме того, у россиян была возможность чтобы убедиться, что конференция была организована студентами усилие, в котором преподаватели играли ограниченную роль. «Это поразительно и вдохновляет их, — сказал Блэкер.
Наконец, российские участники испытали неформальность и легкость общение между студентами Стэнфорда и факультет.»Факультет в России, как правило, снисходительно, — сказал он. — Это хорошо для их, чтобы увидеть другую модель ».
На конференции основное внимание уделялось не только тому, как задумать, профинансировать и реализовать общественные работы проекты, но также включали ряд мероприятий и мероприятия, направленные на разрушение стереотипов, налаживание сотрудничества и воодушевление общественности служба. Бывший сенатор США Гэри Харт дал вступительная речь о том, что значит жить в настоящая республика.»У вас не может быть демократического республика без обязанностей, а также прав, — сказал он. — Жизнь в обществе это не то, что вы можете получить, это то, что вы можете дать назад. «
Панель внешней политики США и России отношения показали презентации Блэкера; Григорий Фрейдин, заведующий кафедрой Славянские языки и литературы; история Профессор Норман Наймарк; и Игорь Маслов, офицер консульства России в Сане Франциско.Выступавшие согласились с тем, что отношения между двумя бывшими сверхдержавами перешла в более реалистичную, осторожную фазу и что каждая сторона должна научиться быть больше прагматичный.
«Слишком много говорить, что у нас есть партнерство, — сказал Наймарк. — Но мы у нас другие отношения, чем у нас 20 лет назад «. В обоих обществах больше доступ друг к другу на разных уровнях то, что почти не существовало во время холода Война.Обращаясь к конференции, Маслов сказал: «Я считаю, что эти программы очень эффективны на улучшение отношений между США и Россией. Ты молодые, открытые, и у вас есть возможность понять позицию и менталитет каждого прочее «
Бывший министр обороны США Уильям Перри, профессор менеджмента и инженерии, выступил с программной речью, вдохновив студенты, чтобы продолжить карьеру на государственной службе.«Государственная служба — это не способ добиться славы. или удача, — сказал он. удовлетворение, которое я получил от работы [в качестве защиты секретарь] было больше, чем стоили «. Ссылаясь на цитату бывшего президента США Джон Ф. Кеннеди, он сказал: «Каждый человек может иметь значение, и каждый человек должен попробуйте «
После выступления Курочкина сказала, что у нее никогда не рассматривал карьеру в правительстве.«Может, мне стоит», — сказала она. «Я категорически против дискриминации. Возможно, я мог бы стать министром образования ».
-30-
Лиза Трей
Добавить комментарий