Реорганизация и ликвидация юридического лица — Студопедия
Реорганизация юридического лица является одним из способов его прекращения, отличающаяся от ликвидации наличием правопреемства. Исключение составляет реорганизация путем выделения, при котором реорганизуемое юридическое лицо продолжает свое существование (лишь регистрируются изменения, вносимые в учредительные документы).
Реорганизация общества может быть осуществлена в следующих формах:
1. Слияние — это объединение двух или более хозяйственных субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо).;
2. Присоединение — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу;
3. Разделение — прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей нескольким (двум и более) вновь создаваемым юридическим лицам.;
4. Выделение;
5. Преобразование — прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому вновь создаваемому юридическому лицу иной организац.-прав. формы..
При реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы существующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение), либо появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы.
Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 63 ГК ПМР).
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества.
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ГК ПМР и состоит из следующих этапов:
1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидац. комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ГК ПМР. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.
11.Реорганизация и ликвидация юридического лица.
11. Реорганизация и ликвидация юридического лица.
Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав(обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Реорганизация осуществляется в пяти формах:
§ слияние;
§ присоединение;
§ разделение;
§ выделение;
§ преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Добровольная ликвидация
Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.
Порядок ликвидации
1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.
2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.
3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
Вопрос 70. Реорганизация и ликвидация юридического лица.. Экзамен на адвоката
Вопрос 70. Реорганизация и ликвидация юридического лица.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК). В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК). При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК).
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК)
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Кредитор юридического лица – открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.
Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.
Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.
Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном ГК.
В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица – должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.
Особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1-5 настоящей статьи к кредитным организациям не применяются.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом[22] (ст. 61 ГК).
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
-по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
-по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Порядок ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК). Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения – денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК):
-в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
-во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознагражденийавторам результатов интеллектуальной деятельности;
-в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
-в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц — Студопедия
Способы образования ЮЛ:
При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: (1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или (2) представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка. Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом. Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках). При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона о конкуренции).
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.
Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст. 15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБР, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.
Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам обществ с ограниченной ответственностью, союзов и ассоциаций, помимо устава, относится также учредительный договор. В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является. Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.
Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.
Устав юридического лица утверждается общим собранием учредителей. Он определяет правовое положение юридического лица в процессе его деятельности, регулирует имущественные отношения между участниками юридического лица, а также между ними и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.
Для ряда некоммерческих организаций закон допускает возможность осуществления ими своей деятельности на основании общего или типового положения об организациях данного вида. Например, муниципальные и государственные дошкольные образовательные учреждения действуют на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении *(69).
Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм либо осуществляющих определенные виды деятельности установлены законодательством, регулирующим правовое положение соответствующих юридических лиц. К примеру, в силу ст. 13 Закона РФ «Об образовании» в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. *(70) в уставе образовательного учреждения должны быть указаны цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.
Изменения в учредительных документах (в том числе изменения сведений о размере уставного капитала, о порядке формирования исполнительных органов юридического лица, о порядке распределения прибыли и иных сведений) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном гл. VI Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу. Однако если третьи лица действовали с учетом таких изменений, юридическое лицо и учредители не могут ссылаться на то, что они не зарегистрированы.
2. Прекращение юридического лица. Прекращение юридического лица следует отличать от прекращения им своей деятельности, когда само юридическое лицо как субъект права продолжает существовать в неизменном виде, не осуществляя какую-либо фактическую финансово-хозяйственную деятельность. Прекращение юридического лица есть утрата им своей правосубъектности, которая наступает в результате реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица. При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме — в порядке универсального правопреемства — переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:
1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.
Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.
Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.
Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.
Прежде всего, на субъектов, принявших решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (пп. 1, 2 ст. 60 ГК).
Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК) *(71).
Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.
Как правило, реорганизация осуществляется по инициативе самих учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного законом или учредительными документами на принятие решения о реорганизации.
В случаях, когда в силу прямого указания закона на реорганизацию в форме слияния, присоединения или преобразования требуется согласие уполномоченного государственного органа *(72), это не меняет ее добровольного характера, поскольку инициатива в реорганизации все равно исходит от самого юридического лица.
Однако в предусмотренных законом случаях производится и принудительная реорганизация в форме разделения или выделения, которая осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или суда. Обязанность осуществить реорганизацию возлагается на учредителей. В случае, если они этого не сделают в установленный срок, полномочия по реорганизации возлагаются судом на назначаемого им в этих целях внешнего управляющего (п. 2 ст. 57 ГК). При этом гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица сохраняются.
Ликвидация юридического лица. Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.
Прежде всего, право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам). Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п. 2 ст. 119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).
Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК. Так, она возможна в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям *(74). Принудительная ликвидация возможна и в иных случаях, предусмотренных ГК.
В законе может быть предусмотрена обязанность участников юридического лица либо его органов, уполномоченных учредительными документами, принять решение о ликвидации. Например, хозяйственные общества и унитарные предприятия могут быть ликвидированы в связи с уменьшением стоимости чистых активов до размера менее уставного капитала. В таких ситуациях принятие учредителями (участниками, акционерами) решения о ликвидации юридического лица нельзя считать добровольным, поскольку они обязаны к этому в силу императивного указания закона. Если соответствующими лицами или органами решение о ликвидации не будет принято, юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке по иску управомоченного государственного органа или органа местного самоуправления.
Процесс ликвидации юридического лица состоит из нескольких последовательных стадий. Прежде всего, лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК). Далее лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.
По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия, на основании установленного размера и состава кредиторской задолженности, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения).
При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований. В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В предусмотренных законом случаях ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Документы, касающиеся ликвидации, ликвидационная комиссия передает органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК).
Если в ходе принятия решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация производится в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Реорганизация и ликвидация юридического лица — Студопедия
Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав(обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Реорганизация осуществляется в пяти формах:
слияние;
присоединение;
разделение;
выделение;
преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Порядок образования юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица
Законодательство Российской Федерации выделяет 4 способа образования юридического лица:
1. Распорядительный порядок – юридическое лицо возникает на основе распоряжения собственника имущества.
2. Разрешительный порядок – необходимо согласие третьего лица, например, создание малого предприятия на базе основного (дочерняя структура)
3. Явочно-нормативный порядок – не требует специальных разрешений. На основе закона происходит образование юридического лица.
4. Договорно-правовой – помимо существующих для создания юридического лица предпосылок необходимо заключение договора об образовании юридического лица, например, общество с ограниченной ответственностью – при численности участников более одного человека заключение учредительного договора обязательно.
Говоря об инициативе законодатель имеет в виду инициативу кого-либо из учредителей, т.е. лица или группы лиц по инициативе которых создается юридическое лицо. Ими могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе и государство в лице уполномоченных органов.
Государственная регистрация
Государственная регистрация представляет собой строго установленную законодательством процедуру, в результате которой в едином государственном реестре юридических лиц появляется новая запись о регистрации нового юридического лица.
Значение государственной регистрации:
· при помощи государственной регистрации определяется момент возникновения правосубъектности юридического лица
· в результате государственной регистрации происходит учет юридических лиц и создается возможность налогообложения
· фиксируются наименование и другие признаки юридического лица
· определяется момент ликвидации юридического лица и реорганизации
Порядок проведения государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности утвержден Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 г. и постановлением Правительства РФ №439 от 19.06.2002 г. «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
Реорганизация и ликвидация юридического лица
Реорганизация и ликвидация юридического лица представляет собой прекращение деятельности юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ выделяются пять форм реорганизации,
1. Разделение. Одно юридическое лицо делится на два, прежнее юридическое лицо прекращает существование.
2. Выделение. Из состава существующего юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом прежнее юридическое лицо продолжает существовать в измененном состоянии
Реализация двух перечисленных форм производится:
а) по воле учредителей
б) независимо от воли юридического лица по решению уполномоченных государственных органов – принудительное разделение
3. Слияние. Два и более юридических лица прекращают существование в результате чего возникает новое юридическое лицо, которому переходят права и обязанности прежних существовавших юридических лиц
4. Присоединение. Одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращают существование и вливается в состав другого юридического лица
5. Преобразование. Изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Три перечисленных формы производятся по воле учредителей и участников. Но в случаях установленных законом юридические лица могут быть реорганизованы лишь с согласия уполномоченных органов (федеральная антимонопольная служба России)
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, но существуют исключения – реорганизация в форме присоединения – юридическое лицо, к которому присоединяется другое лицо считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.
Последствия реорганизации
1. При слиянии, присоединении и преобразовании права и обязанности переходят к другому лицу в соответствии с передаточным актом
2. При разделении и выделении права и обязанности переходят по разделительному балансу
Ликвидация юридических лиц
Статья 61 ГК РФ – прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Можно выделить два вида:
1. Добровольная ликвидация. Решение принимается учредителями (участниками) юридического лица, либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами сам принимает решение о прекращении его деятельности
2. Принудительная ликвидация. Осуществляется по решению суда в том числе в случае признания предприятия банкротом. Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Закон устанавливает перечень случаев когда производится ликвидация, а также устанавливает порядок ликвидации.
Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. — Студопедия
1. Порядок и способы создания юридических лиц.
2 . Государственная регистрация юридических лиц.
3. Реорганизация юридического лица: понятие и способы.
4. Ликвидация юридического лица: понятие и основания.
1.
Создание юридического лица осуществляется по воле его учредителей, в качестве которых могут выступать как частные лица, так и публичные образования. В некоторых случаях законодательством предъявляются дополнительные требования к составу, количеству учредителей. Так, казенное предприятие может быть учреждено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. В соответствии с п. 3 ст. 108 Гражданского кодекса РФ число членов производственного кооператива не должно быть менее пяти.
Традиционно различают два способа создания юридических лиц:
§ нормативно-явочный (заявительный) порядок и
§ разрешительный порядок.
Большинство юридических лиц создаются в нормативно-явочном порядке. При этом не требуется разрешение органов государственной власти. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации юридического лица, за исключением случаев нарушения формальных требований, предъявляемых при регистрации юридических лиц. При разрешительном порядке необходимо получение разрешения органов государственной власти. В настоящее время такой порядок применяется в отношении банков, страховых организаций, юридических лиц, претендующих на занятие доминирующего положения на рынке.
2.
Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных вышеназванным законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, а именно:
§ непредставления необходимых для государственной
регистрации документов;
§ представления документов в ненадлежащий регистрирующий
орган.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а
также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
3.
Законодательством определены две формы прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.
Реорганизация юридического лица— это прекращение юридического лица (юридических лиц) с правопреемством (переходом прав и обязанностей от одного лица к другому). Исключение составляют случаи выделения, когда юридическое лицо не прекращает свою деятельность.
Реорганизация и ликвидация юридического лица как и создание требуют государственной регистрации. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Реорганизация осуществляется в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При слиянииюридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединенииюридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделенииюридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделениииз состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразованииюридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (например, общество с ограниченной ответственностью преобразовывается в открытое акционерное общество).
Ликвидация юридических лиц — Корпоративный консультант
Ликвидация юридических лиц
Ликвидация юридического лица — это комплексная и многоэтапная процедура, так как помимо прекращения деятельности юридического лица и регистрации записи о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, Также предполагается разумное управление активами предприятия и полные расчеты с кредиторами.
Только выявление и удовлетворение всех законных требований кредиторов (или, как это предусмотрено законом о банкротстве юридического лица ), делают ликвидацию юридического лица , с законодательной точки зрения, полной и позволяют избежать будущие требования кредиторов и государства.
В связи с этим крайне важно изначально детально оценить ситуацию внутри компании (группы компаний) и выбрать подходящий момент для начала ликвидации юридического лица .
Довольно часто предприниматели, а также юристы не в полной мере осознают важность определенных действий в рамках процесса ликвидации . Формальное завершение ликвидации юридического лица является краеугольным камнем, а возможные последствия не известны и не задумываются, а даже скрываются.
Ликвидация юридического лица в составе холдинга часто приводит к сокращению расходов, оптимизации управления и повышению прозрачности бизнеса.
Корпоративный юрист сотрудников имеют большой опыт ликвидации юридических лиц . Мы помогаем ликвидировать юридических лиц со значительными активами, филиалами и представительствами, многочисленными контрагентами и сотрудниками.
Ссылки по теме:
.Ликвидация юридических лиц: важные аспекты
Что такое ликвидация юридических лиц? Это процедура, результатом которой является исключение той или иной организации из ЕГРЮЛ. Почему многие предприниматели не могут самостоятельно ликвидировать юридическое лицо, через которое они вели свой бизнес, и обратиться для этого к юристам? Суть в том, что любая ликвидация предприятий чревата множеством нюансов, которые необходимо знать. Самостоятельное их изучение возможно, но для достижения поставленных целей гораздо проще обратиться к профессионалам.
Ликвидация юридических лиц — длительный процесс. Причины принятия решения о его начале могут быть разными. В одних случаях они связаны с наличием чрезмерных долгов, в других — с потерей актуальности бизнеса и так далее.
Прежде всего, следует сказать, что это может быть не только добровольно, но и принудительно. Как видно из названий, в первом случае учредители принимают решение о ликвидации своей организации, во втором случае они обязаны это сделать.Кто может обязать ликвидировать юридическое лицо? Только суд, больше никто такими полномочиями не владеет.
Ликвидация юридических лиц связана с прохождением многочисленных процедур, сбором документов и так далее. Также важно помнить, что в его процессе удовлетворяются требования кредиторов. За счет чего выполняются эти требования? За счет средств с расчетного счета организации, а также за счет средств, которые будут получены после продажи имущества компании.Люди получат то, что им нужно (в определенном порядке). Речь идет, в свою очередь, об удовлетворении этих требований. Что получат сами основатели? Только вот кредитор никуда не денется. Распределение оставшейся суммы между кредиторами прямо пропорционально их долям в уставном капитале.
Ликвидация юридических лиц, как правило, откладывается только тогда, когда у фирмы слишком много долгов. Они могут быть не только кредиторам, но и налоговым, внебюджетным фондам и так далее.Если нет возможности рассчитаться со всеми, то организацию могут объявить банкротом.
Ликвидация юридических лиц: банкротство
Банкротство также называется несостоятельностью. Здесь все бывает довольно сложно. Суд не только принимает решение о признании компании неплатежеспособной, но также назначает ликвидационную комиссию и ликвидатора.
Особенность банкротства заключается в том, что по его окончании будет продано все имущество предприятия, и кредиторы, не получившие ничего, не смогут предъявить требования к учредителям.Кстати, личная имущественная ответственность ложится только в самых исключительных случаях.
Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Реорганизация часто отождествляется с ликвидацией. Какая разница? Дело в том, что в нем есть место преемственности. Его формы следующие:
— слияние;
— присоединение;
— выделение;
— отдел.
Ликвидация юридических лиц — очень сложный процесс.
.Ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Москве
Первым шагом является составление письменного заявления участником компании, в котором указывается причина прекращения хозяйственной деятельности. Данное заявление подается в уполномоченный орган для внесения сведений в государственный реестр о том, что субъект хозяйствования находится на стадии ликвидации.
Второй шаг — созвать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора.Это ответственность членов компании. Они также устанавливают сроки, в течение которых компания будет ликвидирована.
Третий шаг — освещение в СМИ. В средствах массовой информации публикуется сообщение о ликвидации юридического лица. Как правило, эта информация подается в «Ведомости государственной регистрации». В примечании должна быть указана информация о порядке и сроках предъявления требований кредиторами.
Четвертым этапом ликвидации юридических лиц индивидуальных предпринимателей является расчет задолженности перед контрагентами и кредиторами по обязательным платежам в бюджет.Речь идет о отчислениях в такие организации, как ФНС, Пенсионный фонд, Федеральный фонд медицинского страхования, Федеральный страховой фонд, а также о погашении задолженности спонсорам, инвесторам, кредиторам и другим лицам, предоставляющим средства на развитие вашего бизнеса.
Это один из ключевых шагов, от которого зависит репутация компании. Если вы «списываете» долги или избегаете неплатежей, вы можете существенно затянуть процесс ликвидации бизнес-структуры.
После выплаты долга составляется промежуточный ликвидационный баланс.Это делается для того, чтобы понять, сколько денег осталось на счету компании. На этом этапе также рекомендуется взять документ из Пенсионного фонда, подтверждающий, что вы подали всю необходимую информацию в территориальный орган Пенсионного фонда.
Пятый шаг — увольнение персонала, если таковой имеется. Вам необходимо расторгнуть трудовой договор, погасить задолженность по заработной плате, закрыть текущий счет и уничтожить печати. После этого ликвидационная комиссия отправляет в налоговые органы ряд документов:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.Готовится по форме P16001; ликвидационный баланс, утвержденный участниками. Обращаем ваше внимание, что с момента публикации в средствах массовой информации отметки о ликвидации юридического лица индивидуального предпринимателя до формирования ликвидационного баланса проходит не менее двух месяцев. Именно в этот период проводится выездная налоговая проверка.
Но с момента подачи документов в налоговую службу должно пройти 6 дней.По истечении этого срока вы получите либо документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица индивидуального предпринимателя, либо об отказе в ликвидации компании с указанием причин отклонения заявки.
.Ликвидация юридического лица в РА —
Порядок ликвидации юридического лица:
Одной из самых популярных юридических услуг в Ереване и во всей Республике Армения является ликвидация юридического лица. Постараемся кратко и доступно передать особенности ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица в Республике Армения может быть формальной или неформальной. Неформальная ликвидация предполагает смену директора или реорганизацию юридического лица.Ликвидация юридического лица не влечет наследования прав и обязанностей другими лицами. Формальная ликвидация является добровольной и / или принудительной.
Принудительная ликвидация юридического лица в Республике Армения осуществляется только по постановлению суда, например, когда юридическое лицо задерживается за осуществлением деятельности без лицензии, если лицензия требуется в соответствии с законодательством Республики Армения, является поймали за совершением запрещенной законом деятельности или с нарушением законодательства РА или иных правовых актов и т. д.
Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется по решению общества. Обычно добровольная ликвидация связана с проблемами хозяйственной деятельности компании и / или проблемами с налоговыми органами. Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется следующим образом.
Общее собрание участников и / или акционеров:
- Принимает решение (а) о ликвидации юридического лица;
- Назначает ликвидационную комиссию для определения порядка и сроков ликвидации, а также информирует СМИ;
- Информирует уполномоченный регистрирующий орган о принятом решении; орган, осуществляющий государственную регистрацию, делает отметку о том, что данное лицо находится в процессе ликвидации, а также отмечает эту информацию в свидетельстве о регистрации юридического лица;
- Передает управление ликвидационной комиссии.
Ликвидационная комиссия обязана:
- Опубликовать объявление о ликвидации общества в СМИ с указанием места его нахождения и срока предъявления требований кредиторами;
- Уведомить всех кредиторов о ликвидации юридического лица;
- Обратиться в налоговые органы с заявлением о снятии с учета и потребовать проверки ликвидируемого юридического лица;
- Принять решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и закрытии всех банковских счетов юридического лица;
- На основании данного решения уведомить регистрирующий орган о завершении всех процедур, связанных с ликвидацией юридического лица;
- Уведомить регистрирующий орган о завершении всех работ по ликвидации и подать заявление о государственной регистрации ликвидации, ликвидационный баланс и квитанцию об уплате государственной пошлины.
Уполномоченный регистрирующий орган на основании документов о ликвидации составляет и выдает соответствующее заявление, удостоверяющее окончательную ликвидацию юридического лица.
Существуют и альтернативные, неформальные методы ликвидации юридического лица. Самый простой способ неформальной ликвидации юридического лица — смена директора (директоров) или материнской компании. В этом случае все обязанности по отчетности формально переходят к новому руководителю с момента уведомления о решении о смене директора в соответствующий орган.Процедура смены главы и учредителя компании займет от десяти до четырнадцати рабочих дней, после чего будут получены все необходимые документы, такие как решение о переизбрании директора, договор уступки доли (акций), выписка из реестра юридических лиц и акт приемки-передачи документов предприятия.
Мы в ООО «Вардан Хечян» имеем большой опыт, связанный с ликвидацией компаний в Ереване и остальной части РА, наши юристы помогут ликвидировать вашу компанию быстро и без дополнительных затрат.
Добавить комментарий