Правовые основы — это… Определение, понятие и структура
У каждой сферы общественных правоотношений есть своя правовая база. Ни одно деяние, совершаемое сегодня человеком, обществом или государством, не обходится без юридического регулирования. Что представляют собой правовые основы деятельности? Как выстроена базовая юридическая система в Российской Федерации? Ответы на эти вопросы будут представлены в нашей статье.
Роль права
Правом называют юридически закрепленные правила поведения. Право есть в любом государстве мира. При этом государством называют особый политический институт, целью которого является контролирующая, организующая и направляющая деятельность в отношении общества.
Государственно-правовые основы играют важную роль в жизни общества. Специалисты в области права выделяют здесь следующие направления деятельности:
- регулирование экономики;
- предотвращение и устранение опасных социальных конфликтов;
- защита действующего государственного строя;
- поддержание в обществе порядка и стабильности;
- государственная оборона;
- защита интересов страны на межгосударственном поле и т. д.
Правовые основы — это юридически закрепленные правила поведения. Выражаются они в виде законов и подзаконных актов. О роли законов будет рассказано далее.
Норма права
Правовая норма формируется, устанавливается и охраняется государством. Она предоставляет участникам правоотношений нормативные обязанности и субъективные полномочия. Из этого можно сделать вывод, что нормой права называется общеобязательное правило поведения.
Все нормы права выстроены на основе морали. Они носят конкретно-определяющий характер. Совокупности норм по тому или иному вопросу представлены в нормативно-правовых актах.
Вопрос о том, что именно может называться нормативным актом, зависит от типа правовой системы, действующей в том или ином государстве. Например, в романо-германской системе правовые источники делятся на публичные и частные. К публичным относятся законы, подзаконные акты, доктрины и иногда обычаи. Российское право функционирует по романскому варианту. Есть также англо-саксонская система, где особую роль играет судебный прецедент. Некоторые ученые выделяют и третью правовую отрасль — мусульманскую. Здесь правовая основа — это Коран.
Правовые основы РФ
Российская Федерация является правовым государством. Что это значит? Какие признаки характерны для нашей страны? В основном государственном законе, Конституции, закрепляется следующее:
- всеобщее равенство людей перед судом и законом;
- обеспечение свобод и прав человека и гражданина;
- реализация принципа разделения властей;
- разрешение конфликтов через независимый и справедливый суд.
В правовом государстве власть ограничивает саму себя. Достигается подобный эффект путем реализации принципа разделения властей. В России, согласно закону, развито гражданское общество. Именно оно следит за качеством полномочий, реализуемых государством. В экономической сфере Россия признает свободу рыночных отношений.
Таким образом, большинство принципов, установленных в российской Конституции, указывает на нашу страну как на правовое государство. Каждый из представленных принципов будет чуть подробнее рассмотрен далее.
Конституция
Для начала следует разобраться с тем, что же представляет собой основной государственный закон — Конституция. Это правовая основа государства, которая содержит в себе множество различных норм и принципов.
Конституцию изучает отдельная правовая дисциплина — конституционное право. Эта научная отрасль изучает организацию государственной власти, основные формы ее существования, взаимоотношения между обществом и человеком.
Конституция обладает высшей юридической силой в стране. Ни один принимаемый нормативный акт не может противоречить ее положениям. В основном законе страны прописаны права, свободы и обязанности человека и общества.
Человек, личность, гражданин
Нормативно-правовые основы регулируют жизнь людей. Каждый человек является членом общества, но не каждое лицо в обществе может быть гражданином. Чем отличается человек от гражданина, а гражданин — от личности? Как соотносятся в праве эти три категории? Следует чуть подробнее изучить субъекты права.
Человек — понятие не правовое, а, скорее, биологическое. Каждый человек с рождения обладает личными правами: на жизнь, здоровье, свободу, развитие и т. д. Если человек обладает гражданством какой-либо страны, то он становится гражданином. Однако подобным статусом он обладает только у себя на родине. Здесь же следует выделить один важный принцип: не каждый человек является гражданином, но каждый гражданин — это человек.
Понятие личности не часто используется в праве, поскольку относится, скорее, к социологии. Однако основы правового регулирования затрагивают и личностей. Во многом это связано с понятиями правоспособности и дееспособности. Чем больше у человека прав, тем выше у него шансы стать полноценной личностью.
Органы власти
Принцип разделения властей — это правовая основа Российского государства. В России власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь обладает значительной долей зависимости друг от друга. Законодательные органы принимают нормативные акты, исполнительная власть следит за их исполнением, а судебные инстанции наказывают за несоблюдение законов. Это целостная и гармоничная система, свидетельствующая о правовой направленности государства.
Какое место в системе органов власти занимает глава государства? Президент находится над всеми органами. Он контролирует их деятельность, а также наделяет полномочиями некоторых должностных лиц.
Местное самоуправление
Важное место в структуре организационно-правовых основ занимает система местного самоуправления (МС). Это организация самостоятельной деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление следит за муниципальной собственностью, охраняет права и свободы жителей отдельной территории, а также ведет диалог с государственной властью.
Основным юридическим источником системы местного самоуправления является Федеральный закон «Об общих принципах МС в России». На основе этого закона выстраиваются акты локального значения на тех или иных территориях.
Отрасли права
Система российского права состоит из норм, институтов и отраслей. Как мы уже выяснили, нормой права именуется правило поведения. Каждая норма объединяется в институт — составляющий элемент юридической отрасли. Сама отрасль регулирует отношения в той или иной общественной области.
Основными правовыми отраслями в Российской Федерации считаются:
- конституционная;
- гражданская;
- уголовная;
- трудовая;
- административная;
- семейная;
- гражданская и уголовная процессуальная;
- налоговая и т. д.
Для каждой сферы характерны определенные права и обязанности. Реализуются они за счет понятий правоспособности и дееспособности. Способность осуществлять свои права характерна для всех граждан. Однако есть группа прав, реализация которых возможна только с наступлением совершеннолетия. Здесь речь идет о категории дееспособности. Наконец, существует деликтоспособность — возможность нести ответственности за свои поступки.
Право влияет на человека при помощи юридических фактов. Сами факты делятся на события — не зависящие от воли человека, и действия — зависящие от человека факты.
Правовые основы деятельности
Правовые основы деятельности
Конституция Российской Федерации
Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных…
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых…
Правовые основы: определение, понятие и терминология
У каждой сферы общественных правоотношений есть своя правовая база. Ни одно деяние, совершаемое сегодня человеком, обществом или государством, не обходится без юридического регулирования. Что представляют собой правовые основы деятельности? Как выстроена базовая юридическая система в Российской Федерации? Ответы на эти вопросы будут представлены в нашей статье.
Роль права
Правом называют юридически закрепленные правила поведения. Право есть в любом государстве мира. При этом государством называют особый политический институт, целью которого является контролирующая, организующая и направляющая деятельность в отношении общества.
Государственно-правовые основы играют важную роль в жизни общества. Специалисты в области права выделяют здесь следующие направления деятельности:
- регулирование экономики;
- предотвращение и устранение опасных социальных конфликтов;
- защита действующего государственного строя;
- поддержание в обществе порядка и стабильности;
- государственная оборона;
- защита интересов страны на межгосударственном поле и т. д.
Правовые основы — это юридически закрепленные правила поведения. Выражаются они в виде законов и подзаконных актов. О роли законов будет рассказано далее.
Норма права
Правовая норма формируется, устанавливается и охраняется государством. Она предоставляет участникам правоотношений нормативные обязанности и субъективные полномочия. Из этого можно сделать вывод, что нормой права называется общеобязательное правило поведения.
Все нормы права выстроены на основе морали. Они носят конкретно-определяющий характер. Совокупности норм по тому или иному вопросу представлены в нормативно-правовых актах.
Вопрос о том, что именно может называться нормативным актом, зависит от типа правовой системы, действующей в том или ином государстве. Например, в романо-германской системе правовые источники делятся на публичные и частные. К публичным относятся законы, подзаконные акты, доктрины и иногда обычаи. Российское право функционирует по романскому варианту. Есть также англо-саксонская система, где особую роль играет судебный прецедент. Некоторые ученые выделяют и третью правовую отрасль — мусульманскую. Здесь правовая основа — это Коран.
Правовые основы РФ
Российская Федерация является правовым государством. Что это значит? Какие признаки характерны для нашей страны? В основном государственном законе, Конституции, закрепляется следующее:
- всеобщее равенство людей перед судом и законом;
- обеспечение свобод и прав человека и гражданина;
- реализация принципа разделения властей;
- разрешение конфликтов через независимый и справедливый суд.
В правовом государстве власть ограничивает саму себя. Достигается подобный эффект путем реализации принципа разделения властей. В России, согласно закону, развито гражданское общество. Именно оно следит за качеством полномочий, реализуемых государством. В экономической сфере Россия признает свободу рыночных отношений.
Таким образом, большинство принципов, установленных в российской Конституции, указывает на нашу страну как на правовое государство. Каждый из представленных принципов будет чуть подробнее рассмотрен далее.
Конституция
Для начала следует разобраться с тем, что же представляет собой основной государственный закон — Конституция. Это правовая основа государства, которая содержит в себе множество различных норм и принципов.
Конституцию изучает отдельная правовая дисциплина — конституционное право. Эта научная отрасль изучает организацию государственной власти, основные формы ее существования, взаимоотношения между обществом и человеком.
Конституция обладает высшей юридической силой в стране. Ни один принимаемый нормативный акт не может противоречить ее положениям. В основном законе страны прописаны права, свободы и обязанности человека и общества.
Человек, личность, гражданин
Нормативно-правовые основы регулируют жизнь людей. Каждый человек является членом общества, но не каждое лицо в обществе может быть гражданином. Чем отличается человек от гражданина, а гражданин — от личности? Как соотносятся в праве эти три категории? Следует чуть подробнее изучить субъекты права.
Человек — понятие не правовое, а, скорее, биологическое. Каждый человек с рождения обладает личными правами: на жизнь, здоровье, свободу, развитие и т. д. Если человек обладает гражданством какой-либо страны, то он становится гражданином. Однако подобным статусом он обладает только у себя на родине. Здесь же следует выделить один важный принцип: не каждый человек является гражданином, но каждый гражданин — это человек.
Понятие личности не часто используется в праве, поскольку относится, скорее, к социологии. Однако основы правового регулирования затрагивают и личностей. Во многом это связано с понятиями правоспособности и дееспособности. Чем больше у человека прав, тем выше у него шансы стать полноценной личностью.
Органы власти
Принцип разделения властей — это правовая основа Российского государства. В России власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь обладает значительной долей зависимости друг от друга. Законодательные органы принимают нормативные акты, исполнительная власть следит за их исполнением, а судебные инстанции наказывают за несоблюдение законов. Это целостная и гармоничная система, свидетельствующая о правовой направленности государства.
Какое место в системе органов власти занимает глава государства? Президент находится над всеми органами. Он контролирует их деятельность, а также наделяет полномочиями некоторых должностных лиц.
Местное самоуправление
Важное место в структуре организационно-правовых основ занимает система местного самоуправления (МС). Это организация самостоятельной деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление следит за муниципальной собственностью, охраняет права и свободы жителей отдельной территории, а также ведет диалог с государственной властью.
Основным юридическим источником системы местного самоуправления является Федеральный закон «Об общих принципах МС в России». На основе этого закона выстраиваются акты локального значения на тех или иных территориях.
Отрасли права
Система российского права состоит из норм, институтов и отраслей. Как мы уже выяснили, нормой права именуется правило поведения. Каждая норма объединяется в институт — составляющий элемент юридической отрасли. Сама отрасль регулирует отношения в той или иной общественной области.
Основными правовыми отраслями в Российской Федерации считаются:
- конституционная;
- гражданская;
- уголовная;
- трудовая;
- административная;
- семейная;
- гражданская и уголовная процессуальная;
- налоговая и т. д.
Для каждой сферы характерны определенные права и обязанности. Реализуются они за счет понятий правоспособности и дееспособности. Способность осуществлять свои права характерна для всех граждан. Однако есть группа прав, реализация которых возможна только с наступлением совершеннолетия. Здесь речь идет о категории дееспособности. Наконец, существует деликтоспособность — возможность нести ответственности за свои поступки.
Право влияет на человека при помощи юридических фактов. Сами факты делятся на события — не зависящие от воли человека, и действия — зависящие от человека факты.
Правовая основа деятельности — это… Что такое Правовая основа деятельности?
- Правовая основа деятельности
деятельность ПС РФ организуется на основе Федерального закона «О Пограничной службе РФ», законов РФ «О ГГ РФ», «О безопасности», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию», «О внешней разведке», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об обороне» и ряда др., а также уставов, нормативных актов ФПС России, издаваемых в соответствии с законодательством РФ. Пограничная служба РФ в своей деятельности руководствуется также общевоинскими уставами ВС РФ, Корабельным уставом ВМФ России. При этом на Пограничную службу РФ (кроме образовательных учреждений профессионального образования) не распространяются положения общевоинских уставов ВС РФ по гарнизонной службе и другие положения, которые не согласуются с предназначением войск и органов ПС РФ.
Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002.
- Правовая информатизация ПС РФ
- Правовое государство
Смотреть что такое «Правовая основа деятельности» в других словарях:
Правовая культура — является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ( теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь — В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего… … Википедия
Комитет государственной безопасности СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Комитет государственной безопасности. Запрос «КГБ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Проверить нейтральность. На странице обсуждения должн … Википедия
Атеистическое движение в России — В Википедии … Википедия
Лингвистическая экспертиза — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (России). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Лингвистическая экспертиза одна из разновидностей … Википедия
Правительство Чувашской Республики — Кабинет Министров Чувашской Республики высший орган исполнительной власти Чувашской Республики. Является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики. Обладает правами юридического… … Википедия
Антимонопольный комитет Украины — Антимонопольный комитет Украины государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. Содержание 1 Задача … Википедия
ОМБУДСМАН — (швед. Ombudsman представитель интересов) специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах также частными лицами и объединениями. Экскурс … Энциклопедия юриста
Кабинет Министров Чувашской Республики — (чуваш. Чăваш Республикин Министрсен кабинечĕ) высший орган исполнительной власти Чувашской Республики. Является постоянно действующим коллегиальным высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики. Обладает правами… … Википедия
Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия
Книги
- Административно-правовое регулирование финансово-экономической деятельности. Учебное пособие для вузов, Попова Н.Ф.. В учебном пособии раскрывается сущность административно-правового регулирования финансово-экономической деятельности, административно-правовая основа государственного управления… Подробнее Купить за 748 грн (только Украина)
- Оперативно-розыскная деятельность. Пособие для студентов вузов, И. И. Бранчель, А. В. Солтанович, А. М. Хлус, В. М. Хомич. В пособии рассмотрены понятие и содержание оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы; гарантии соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении данного вида… Подробнее Купить за 678 руб
- Административно-правовое регулирование финансово-экономической деятельности. Учебное пособие для вузов, Попова Н.Ф.. В учебном пособии раскрывается сущность административно-правового регулирования финансово-экономической деятельности, административно-правовая основа государственного управления… Подробнее Купить за 578 руб
Юридическое содержание категории «Правовые основы» Текст научной статьи по специальности «Право»
ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ»
ПопандопулоНадежда Анатольевна
аспирант кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказский
федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске Email: Nadezgda19851116@gmail. com
LEGAL CONTENT OF THE CATEGORY «LEGAL BASES»
postgraduate student, Department of theory and history of the state and the right
North-Caucasian Federal University,
АННОТАЦИЯ
Анализируется юридическое содержание категории «правовые основы», рассматриваются элементы входящие в её содержание.
ABSTRACT
The legal content of the category «legal bases» is analyzed, elements entering into its contents are considered.
Ключевые слова: содержание юридических категорий, содержание правовых основ, элементы правовых основ.
Keywords: content of legal categories, maintenance of legal bases, elements of legal bases.
Развитие экономических и политических отношений, усложнение процессов и масштабов коммуникаций делают необходимым более глубокое социально-правовое осмысление разнообразных общественных явлений, требуют расширения объёма и углубление содержания знаний опосредующих эти процессы. Поэтому неслучайно возрастает интерес в юридической науке к наиболее полному и глубокому исследованию понятий, отражающих новые формы теоретических знаний, способных модернизировать правовое регулирование. Одной из таких категорий является категория «правовая основа», качественное использование которой может выступить необходимым
условием для преобразования социальных отношений и совершенствования юридической практики, реализации права [4, с. 112.].
В отличие от сущности содержание юридической категории выражается в том, что непосредственно такой категорией предписывается. Правовыми основами может быть конкретно указано то, что «можно» и, что «обязаны» делать. Правовое «можно» следует понимать в смысле «позволено, предоставлено», а правовое «нельзя» — в смысле «воспрещено».
Содержание категории правовые основы отражается и в других разнообразных смыслах и контекстах: а) как совокупность общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения требований правового регулирования; б) как определённый порядок осуществления субъективных прав и юридических обязанностей; в) как система нормативно -правовых актов, используемых для упорядочивания определённого вида общественных отношений. Последнее значение представляется более приемлемым, так как показывает значение правовых основ для определённого вида деятельности.
По мнению К.А. Струсь правовые основы — система правовых актов, создающая с помощью принципов и иных юридических средств базу для:
1) организации либо функционирования социально-правовых институтов (например, судебной власти, общественных объединений и т. д.),
2) осуществления юридической деятельности (противодействие терроризму, коррупции) в целях обеспечения условий для наиболее полной жизненной самореализации личности, удовлетворения потребностей индивидов, их коллективных образований и общества [5, с. 81; 6, с. 9; 7, с. 52; 8, с. 47].
Правовые основы это система актов, которые находятся в устойчивой динамичной связи в целях обеспечения социально важных результатов в определённой сфере (виде) общественных отношений. Мастерство
правотворцев в конструировании правовых основ заключается в том, чтобы на законодательном уровне определить общие правила правового регулирования общественных отношений в определённой сфере деятельности.
Правовые основы в определённой юридической форме выражают социально полезные цели, общие принципы, определяют средства правового регулирования. В идеале правовые основы должны обеспечить работу системы правовых актов, исключая логические противоречия и коллизии. Каждый правовой акт в такой системе должен органично встраиваться в систему действующих актов и дополняя друг друга оказывать воздействие на общественные отношения.
Таким образом, содержание правовых основ представлено следующими элементами.
Первый элемент. Принципы правового регулирования. Как было отмечено ранее, правовыми основами определяется компетенция уполномоченных органов в осуществлении правового регулирования. Данное свойство определяется совокупностью официально выраженных принципов и средств правового регулирования.
Подчёркивает значимость принципов для формирования правовых основ общественных отношений М.И. Байтин отмечал, что «принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» [1, с. 148], а также создают базу для формирования динамики и действия права, определяют социальную природу права.
Принципы права, представленные в содержании норм права и отражают главное, существенное в правовых основах, а именно главные тенденции развития правового регулирования, на что правовые основы должны быть направлены, куда устремлены. Для уяснения важности влияния принципов права на формирование и реализацию правовых основ, следует рассмотреть влияние системы принципов права в целом, на содержание правовых основ. В этой связи прав М.Л. Давыдов отметив, что «формирование системы принципов способствует достижению более высокого уровня концептуальности закона» [2, с. 20]. В основе критерия систематизации принципов берётся сфера
их действия, что предполагает выделение общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов права [1, с. 149].
Применительно к формированию правовых основ особое значение имеют общеправовые, поскольку предопределяют формирование самих правовых основ, а также на все сферы правового регулирования, способствуют единству и стабильности формируемой системы законодательства.
Указанные принципы, оказывают огромное влияние на законодательную практику, так как влияют на формирование и реализацию механизма правового регулирования, путём определения в системе нормативно -правовых актов (правовых основах) содержания всего процесса правового регулирования общественных отношений. Это обусловлено тем, что названные принципы берут своё начало в форме структурного элемента более общего понятия, чем система принципов конкретной отрасли права, а именно — системы принципов права в целом.
В свою очередь отраслевые принципы обеспечивают преломление общеправовых принципов через призму предмета и метода регулирования той или иной отрасли права, что позволяет общеправовым принципам права в контексте правовых основ выходить в законодательную практику и правоприменительную деятельность.
Содержание общеправового принципа должно быть непременно отражено в специфике отдельной отрасли права, в противном случае подрывается значение и ценность права, снижается его правовое воздействие. Данное обстоятельство достигается путём обстоятельной проработки отраслевых и межотраслевых принципов.
Таким образом, следует признать, что общеправовые принципы в контексте правовых основ формируют систему отраслевых и межотраслевых принципов права, закладывая в последующем правовые основы для регулирования общественных отношений в определённой сфере деятельности, поскольку область распространения общеправовых принципов — всё право в целом.
Второй элемент. Конкретные цели и средства правового регулирования, которые обеспечивают единство, иерархическую связь, нормативно — правовых актов, регламентирующих общественные отношения.
Правовые основы призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результат), гарантируя практическую реализацию поставленных законодателем целей, «достижение запланированного в праве результата и в конечном счёте обеспечивая практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений.
Цели, в контексте правовых основ, отражают в себе насущные потребности, подчёркивают значение права в жизнедеятельности общества, «ориентируют его на те исходные ценности, которые лежат в основе правовой политики государства» [3, с. 96].
Определив цель в содержании правовых основ, задаётся мишень, запускается механизм нормативно-правового регулирования объединяя разнообразные регулятивные средства в единую, внутренне согласованную систему правового регулирования. В зависимости от того какие функции должно выполнить право в системе упорядочения общественных отношений раскрывается содержание используемых правовых средств.
Третий элемент. Система нормативно-правовых актов, учреждающих правовое регулирование, к которым можно отнести следующее:
1. правовые основы по вопросам исключительного ведения Федерации и совместного ведения с субъектами федерации;
2. правовые основы по вопросам исключительного ведения субъектов федерации;
3. правовые основы по вопросам ведения органов местного самоуправления;
4. правовые основы по вопросам деятельности организаций, предприятий, учреждений.
Решение вопросов первой компетенции может быть обеспечено нормативно-правовыми актами первого структурного ряда: 1) федеральными
законами; 2) указами Президента РФ; 3) постановлением Правительства РФ; 4) законами субъектов федерации; правовыми актами министерств и ведомств органов исполнительной власти субъектов РФ.
Решение вопросов второй компетенции может быть обеспечено нормативно-правовыми актами второго структурного ряда: 1) законами субъекта РФ; 2) правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.
Решение вопросов третьей компетенции обеспечивается нормативно -правовыми актами третьего структурного ряда: 1) актами органов местного самоуправления.
Решение вопросов четвёртой компетенции обеспечивается нормативно -правовыми актами четвёртого структурного ряда: 1) нормативно -правовыми актами организаций, учреждений и предприятий.
Объединяют всю действующую систему актов Конституция РФ, которая устанавливает процедуру нормотворчества, способы разрешения противоречий.
Подобная роль отводится конституциям республик, уставам субъектов федерации по отношению к законам и нормативным актам субъектов федерации; уставам органов местного самоуправления по отношении к актам органов местного самоуправления; уставам организаций, предприятий и учреждений по отношению к издаваемым ими правовым актам. Все вышеперечисленные акты, нарушающие предусмотренные Конституцией РФ нормы права могут быть оспорены и признаны судом недействительными.
Список литературы:
1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД «Право и государство». 2005. — С. 148.
2. Давыдов М.Л. Нормативно -правовые предписания в российском законодательстве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2002. — С. 20.
3. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права. 2003. — С. 96.
4. Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества в современной России (обзор материалов всероссийского научно-практического «круглого стола») // Государство и право. — 2011. — № 9. — С. 112.
5. Струсь К.А. Категория «правовые основы»: переход об абстрактного к конкретному // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. — 2011. — № 3. — С. 81.
6. Струсь К.А. Понятие и признаки правовых основ // Современное право. — 2012. — № 3. — С. 9.
7. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. — 2013. — № 9. — С. 52.
8. Струсь К.А. К вопросу о содержании правовых основ социально -экономического развития общества // Юридическая мысль. — 2011. — № 6. — С. 47.
правовая основа — это… Что такое правовая основа?
- правовая основа
правовая основа
—
[А.С.Гольдберг. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г.]Тематики
- энергетика в целом
Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.
- правовая защита информации
- система обеспечения качества
Смотреть что такое «правовая основа» в других словарях:
Правовая основа — Свердловская областная общественная организация «Правовая основа» зарегистрирована министерством юстиции РФ 11 мая 2005 года. Руководство Президент организации Соколов Алексей Вениаминович, яростный борец за справедливость. В данное время… … Википедия
Правовая основа государственной и общественной жизни — вошедшее в отечественную юридическую лексику (70 80 гг. XX в.) понятие, призванное отразить те правовые явления (составляющие юридической надстройки), которые вносят упорядоченность, организованность и дисциплину в общественную жизнь,… … Элементарные начала общей теории права
Правовая основа деятельности — деятельность ПС РФ организуется на основе Федерального закона О Пограничной службе РФ , законов РФ О ГГ РФ , О безопасности , Об исключительной экономической зоне РФ , О континентальном шельфе РФ , О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую… … Пограничный словарь
ПРАВОВАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ — свод из Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Правовая культура — является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ( теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия
Правовая система общества — это конкретно историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Понятие правовая система выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. В структуру… … Большой юридический словарь
законодательная основа — правовая основа — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия Синонимы правовая основа EN legal framework … Справочник технического переводчика
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ — правовая основа международных налоговых отношений. Эти соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения доходов и капитала юридич. и физич. лиц, а также отд. видов предпринимательской деятельности. Как правило, соглашения об… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Концессия — (concession) Концессия это форма государственно частного партнёрства Понятие коммерческой концессии и ее виды, форма и содержание договора коммерческой концессии, передача в концессию государственных объектов Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Пронин, Александр Алексеевич — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Статья 3. Закона о Полиции РФ. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Комментарий к ст. 3 Закона о Полиции
1. Где бы на территории Российской Федерации полиция ни осуществляла свои функции, руководствоваться в своей деятельности она должна правилами, установленными Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (соглашениями и др.), федеральными конституционными законами, комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, касающимися ее деятельности. До внесения соответствующих изменений в законодательство полиция в пределах своего назначения и компетенции вправе выполнять обязанности, которые нормативными правовыми актами возложены на милицию.
2. Данное положение распространяется также на сотрудников полиции, находящихся за пределами нашего государства.
3. К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие правовой статус либо касающиеся регулирования деятельности полиции, относятся: Конституция РФ (ст. ст. 21 — 25, 31, 39 и др.), УПК РФ (ст. ст. 40, 40.1, 151 и др.), КоАП РФ (ст. ст. 12.25, 12.26, 19.3, 19.13, 23.3 и др.), ГК РФ (ст. ст. 227 — 230, 1084 и др.), Федеральные законы: от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. ст. 8, 9 и др.), от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ст. 6 и др.), от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ст. 2), от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. ст. 17, 18 и 20), от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ст. 32), от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (ст. 28 и др.), от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 3 ст. 30) и некоторые другие законы.
4. Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ:
- от 14 августа 1992 года N 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»;
- от 17 июля 1995 года N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;
- от 25 апреля 1995 года N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» и др.
5. Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты.
Это, прежде всего:
- Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;
- Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений;
- Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации;
- Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне;
- Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и некоторые другие нормативные правовые акты.
6. Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания Генерального прокурора РФ. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, признаются органами дознания.
7. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
8. Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
9. Если законом не урегулирован порядок производства (оформления и др.) какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия (решения), допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 УПК РФ законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста (ст. 191 УПК РФ), рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.
10. О понятиях «общественный порядок» и «общественная безопасность» см. комментарий к ст. 1 настоящего Федерального закона.
11. См. также комментарий к ст. ст. 3, 5, 10 настоящего Федерального закона.
Правовая основа | ЕВРОПЕЙСКИЙ ОФИС ПОДДЕРЖКИ УБЕЖИЩА
Правовая основа | ЕВРОПЕЙСКИЙ ОФИС ПОДДЕРЖКИ УБЕЖИЩАПерейти к навигации
Законодательство и политика ЕС в отношении убежища
Основополагающий регламент EASO (ЕС) № 439/2010 [EN]
Программные и политические документы:
- Агентства ЕС: Работа для вас [EN]
- Правосудие и дом ЕС агентства по делам дел 2018 [EN]
- Стокгольмская программа: открытая и безопасная Европа, обслуживающая и защищающая граждан (2009) [EN] [FR] [DE]
- Европейский пакт об убежище и иммиграции (2008) [EN]
- Гаагская программа: укрепление свободы, безопасности и правосудия в ЕС (2004) [EN] [FR] [DE]
- Программа Тампере: к союзу свободы, безопасности и справедливости (1999) [EN] [FR] [ DE]
Обновленный пакет убежища:
- Директива, устанавливающая стандарты приема просителей международной защиты (2013) [EN] [FR] [DE]
- Директива об общих процедурах предоставления и отказа от международной защиты. защита (2013) [EN] [FR] [DE] 9 0013 Дублинский регламент (2013) [EN] [FR] [DE] и Дублинский исполнительный регламент (2014) [EN] [FR] [DE]
- Регламент Eurodac (2013) [EN] [FR] [DE]
- Директива о стандартах квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве лиц, пользующихся международной защитой (2011) [EN] [FR] [DE]
Другая документация ЕС, имеющая отношение к убежищу:
- Сообщение от Комиссия по усилению солидарности внутри ЕС в области убежища (2011) [EN] [FR] [DE]
- Сообщение из Плана действий Комиссии по реализации Стокгольмской программы (2010) [EN] [FR] [DE]
- Директива об общих стандартах и процедурах в государствах-членах для возвращения незаконно пребывающих граждан третьих стран (2008) [EN] [FR] [DE]
- Директива Совета относительно статуса граждан третьих стран, которые являются долгосрочными резидентами ( 2003) [EN] [FR] [DE]
- Директива Совета о праве на семью Ly reunification (2003) [EN] [FR] [DE]
- Директива о минимальных стандартах предоставления временной защиты (2001) [EN] [FR] [DE]
legal base — Перевод на французский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Но Сообществу необходимо правовое основание для таких действий.
Seulement, la Communauté a besoin d ‘une base juridique pour une telle procédure.Нам нужна четкая правовая основа .
Она спросила о правовой основе этого постановления.
Для запроса комиссии не существует правового основания .
К сожалению, у меня нет правовой основы .
Таким образом, описанная практика имеет достаточную правовую основу .
La pratique décrite se fonde par conséquent sur une base légale suffisante.Постановление устанавливает новую правовую основу для отчетности о ценах.
Правильное положение Nouvelle base juridique pour la communication des prix.Таким образом, обе меры не имеют необходимой правовой основы .
Ces mesures ne reposent par conséquent pas sur la base juridique Requise.Правовая основа не могут быть выбраны произвольно по политическим мотивам.
Le choix de la base juridique ne peut se faire de manière armitraire sur des motivations politiques.Следовательно, правовое основание должно быть изменено.
Это будет означать изменение правовой основы .
Выбор соответствующей правовой основы имеет конституционное значение.
[Le] choix de la base juridique Соответствующий отзыв о важности конституционной природы.Куба имеет прочную правовую основу для защиты окружающей среды.
Существующий на Кубе une юридический базовый для защиты окружающей среды.Конвенция обеспечивает хорошую правовую основу для такого сотрудничества.
Cette Convention offre une bonne base juridique pour ce type de coopération.Выводы в параграфе 90 не имеют правового основания .
Создать правовую основу для более подробной статистики доходов от сельского хозяйства.
Établissement d’une base juridique pour un plus grand nombre de statistiques sur les revenus Agricoles.Создание правовой основы для удаленной работы.
«Дельта» утверждает, что г-н Лукач не предоставляет правового основания для этого заявления.
Delta fait valoir que M. Lukács ne fournit pas de fondement juridique pour étayer cette affirmation.Польша считает Конвенцию правовым основанием для выдачи.
La Pologne considère la Convention Comm base légale de l’extradition.Однако у этих организаций нет правовой основы .
Надежный, для организаций, работающих в соответствии с нормой base . .legal base — Перевод на испанский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
В Эфиопии нет правовых оснований для задержания этих студентов.
Правовая основа для возможных вариантов политики задокументирована в Приложении.
Большая часть правовой базы уже существует.
Это обеспечивает правовую основу для продолжения процесса ядерного разоружения.
Esto proporciona una base jurídica paracontinar con el procso de desarme Nuclear.Такие программы требовали правовой основы .
МВФ не видит правовых оснований для этого утверждения.
Взаимность также может быть правовым основанием для выдачи.
La reciprocidad también puede servir de base jurídica para la extradición.Правовая основа состоит из согласия.
Статья 285 обеспечивает правовую основу для статистики Сообщества.
El artículo 285 constituye la base jurídica de las estadísticas comunitarias.Эти условия могут отличаться в зависимости от правового основания .
Estas condiciones pueden ser Diferentes en función de la base jurídica .Постановление устанавливает новую правовую основу для отчетности о ценах.
Двойное правовое основание не оправдано.
Первая рекомендация касалась правовой основы предложения Комиссии.
Правовая основа содержит оговорку о приостановлении.
Таким образом, обе меры не имеют необходимой правовой основы .
Все положения правовой основы остаются без изменений.
Todas las disiciones de la base jurídica se mantienen sin cambios.Таким образом, правовая основа для этой политики является надежной.
Для запроса комиссии не существует правового основания .
Закон дал правовую основу для преследования правонарушителей.
La Ley confirmió una base jurídica al enjuiciamiento de los infractores.Нет правовой основы для биоподобных препаратов.
.Правовая основа— Перевод на французском языке — Примеры английского
Ces examples peuvent contenir des mots vulgaires liés à votre recherche
Ces examples peuvent contenir des mots familiers liés à votre recherche
Но Сообществу необходимо правовое основание для таких действий.
Seulement, la Communauté a besoin d ‘une base juridique pour une telle procédure.Нам нужна четкая правовая основа .
Она спросила о правовой основе этого постановления.
Для запроса комиссии не существует правового основания .
К сожалению, у меня нет правовой основы .
Таким образом, описанная практика имеет достаточную правовую основу .
La pratique décrite se fonde par conséquent sur une base légale suffisante.Постановление устанавливает новую правовую основу для отчетности о ценах.
Правильное положение Nouvelle base juridique pour la communication des prix.Таким образом, обе меры не имеют необходимой правовой основы .
Ces mesures ne reposent par conséquent pas sur la base juridique Requise.Правовая основа не могут быть выбраны произвольно по политическим мотивам.
Le choix de la base juridique ne peut se faire de manière armitraire sur des motivations politiques.Следовательно, правовое основание должно быть изменено.
Это будет означать изменение правовой основы .
Выбор соответствующей правовой основы имеет конституционное значение.
[Le] choix de la base juridique Соответствующий отзыв о важности конституционной природы.Куба имеет прочную правовую основу для защиты окружающей среды.
Существующий на Кубе une юридический базовый для защиты окружающей среды.Конвенция обеспечивает хорошую правовую основу для такого сотрудничества.
Cette Convention offre une bonne base juridique pour ce type de coopération.Выводы в параграфе 90 не имеют правового основания .
Создать правовую основу для более подробной статистики доходов от сельского хозяйства.
Établissement d’une base juridique pour un plus grand nombre de statistiques sur les revenus Agricoles.Создание правовой основы для удаленной работы.
«Дельта» утверждает, что г-н Лукач не предоставляет правового основания для этого заявления.
Delta fait valoir que M. Lukács ne fournit pas de fondement juridique pour étayer cette affirmation.Польша считает Конвенцию правовым основанием для выдачи.
La Pologne considère la Convention Comm base légale de l’extradition.Однако у этих организаций нет правовой основы .
Надежный, для организаций, работающих в соответствии с нормой base . .
Добавить комментарий