Понятие доходов бюджета и виды: Доходы бюджета: понятие, виды, порядок уплаты — Бюджетное право
РазноеПонятие и виды доходов бюджетов различных бюджетов
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Как уже отмечалось, в рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Следующий вид доходов бюджетов — неналоговые доходы, к которым относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетный ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- иные неналоговые доходы.
Особое место в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
В последнее время Правительство РФ все чаще обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней и изысканием источников сокращения внешнего долга. Важно определить, что должно остаться в собственности государства, как работать с этими объектами, а также выделить самые привлекательные для инвесторов объекты и оценивать их по ценам мирового рынка.
В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на первом месте стоят средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование.
Особое место в системе отношений пользования в мировой практике занимает концессия. Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — договор на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях недр и участков земли, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет право собственности на объект аренды; концессионер выступает лишь как арендатор.
В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальный унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.
Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
К безвозмездным перечислениям относятся: а) безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; б) безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными им.
Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной, основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: а) налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов; б) неналоговые доходы; в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
понятие и виды. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства — финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.
В юридической литературегосударственные доходы (то есть доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства. Подмуниципальными доходами (доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.
В зависимости отформы образования выделяют следующие виды доходов:
1.неналоговые доходы бюджетов- средства уплачиваемые по сделкам при осуществлении отдельных видов деятельности а также в виде мер ответственности.
2.налоговые доходы бюджетов- поступления от налоговых сборов, пеней и штрафов, в принудительном порядке на исполнение публичных задач.
3. безвозмездные перечисления – от ФЛ, ЮЛ, и др. публично-прав образований.
Распределение доходов между бюджетами – распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае — сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором — за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ. В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В распределении налоговых доходов принимает участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется за счет отчислений от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.
81. Понятие расходного обязательства. Частные и публичные обязательства. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Расходное обязательство ст. 6 БК: Понимается обусловленная нормой права обязанность публичного субъекта предоставлять бюджетные средства правомочным получателям.
Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).
Бюджетное обязательство – это есть расходное обязательство, но то, которое включено в соответствующий бюджет (на соответствующий год). Расходное обязательство существует вне времени (вытекает только из нормы права), но осуществлять расход в текущем году: эта обязанность возникнет, когда расходное обязательство станет бюджетным.
Т.е. совокупность расходных обязательств, включенных в бюджетный закон в соответствующем году – бюджетные обязательства, а это и есть расходы бюджета.
Для расхода бюджета характерно требование формы, а к расходному обязательству форма не применима – это лишь обязанность.
Признаки расходного обязательства
1. Обусловленность нормы и права (ФЗ, закон субъекта РФ, в качестве иного НПА – Указы Президента и постановления правительства. На уровне субъектов – постановления правительства субъекта и акты высших должностных лиц. Иной документ – административный договор: о передаче полномочий; соглашение – грань между договором и соглашением условна, скорее всего, соглашение – межгосударственный договор).
Договор о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти органам власти субъектов.
2. Обязанность публичного субъекта. Он действует через свои органы, поэтому обязанность подразумевает соответствующие полномочия представительного и исполнительного органа. Т.е. один орган обязан включить обязательство в закон, а исполнительный – включить.
Также может быть не только договор, но и соглашение – межгосударственный договор, который заключается с иностранным государством/компанией.
Когда говорим об обязанности – обязанность публичного субъекта. Обязанность подразумевает соответствующие полномочия исполнительного и представительного органа в соответствии с их полномочиями. Исполнительный орган обязан включить это обязательство в бюджет, а представительный орган обязан это утвердить.
Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов: 1) соответствие состава расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете; 2) учет подведомственности предприятий, организаций, учреждений; 3) учет значения и роли опр. учреждений и предприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества; 4) принцип самостоятельности субъектов РФ и ОМСУ в определении направлений и состава расходов в рамках их компетенции.
Виды РО: По порядку установления и исполнения расх.обяз-ва, подразделяется на : 1. публичные (установлены норм.актом, определяющим размер выплат или порядок его расчета) например – пенсия, пособия. 2. Частно-правовые, это обяз-ва возникающие из гражд.правовых сделок и по которым у каждого получателя средств бюджета доводятся лимиты бюдж.обяз-в (это максим.размер в пределах которого можно заключать договор).
Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:
принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;
принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;
принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;
принятия нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций.
Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств – это свод нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Реестр расходных обязательств — используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объёмов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включённых в реестр обязательств. Сбор реестров расходных обязательств субъектов, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований осуществляет Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов России.
⇐ Предыдущая12
Сущность и виды доходов бюджетов — Студопедия
В широком смысле доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления указанных отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджеты бюджетной системы РФ.
Согласно Бюджетному кодексу РФ под доходами понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Бюджетный кодекс РФ разделяет все бюджетные доходы на три вида:
1. Налоговые доходы бюджетов, к которым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Согласно Бюджетному кодексу РФ к налоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся:
– налоги на прибыль, доходы;
– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
– налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
– налоги на совокупный доход;
– налоги на имущество;
– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
– государственная пошлина;
– задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
– страховые взносы на обязательное социальное страхование;
Мировая практика давно показала, что главным инструментом мобилизации денежных средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство для покрытия своих расходов может использовать займы и производить дополнительную эмиссию денежных средств, но по займам нужно платить проценты, а эмиссия неизбежно приведет к инфляции.
Понятие налога и сбора дается в Налоговом кодексе: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемыйс организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Рассмотрим элементы налогообложения на примере транспортного налога:
– налогоплательщик – лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство;
– объект налогообложения – автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, снегоходы и другие водные и воздушные транспортные средства;
– налоговая база – мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (в отношении транспортных средств, имеющих двигатели), паспортная статическая тяга реактивного двигателя (в отношении воздушных транспортных средств) и пр.;
– налоговый период – календарный год;
– налоговая ставка – дифференцированная, в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства;
– порядок исчисления налога – исчисляется самостоятельно (организациями) либо налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (физическим лицам), как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки;
– порядок и сроки уплаты налога – уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым кодексом РФ установлен перечень налогов, поступающих в различные бюджеты бюджетной системы РФ:
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость,
2) акцизы,
3) налог на доходы физических лиц,
4) налог на прибыль организаций,
5) налог на добычу полезных ископаемых,
6) водный налог,
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций,
2) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог,
2) налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
2) упрощенная система налогообложения,
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Здесь следует отметить, что принадлежность налога к группе федеральных не означает, что данный налог поступает исключительно в федеральный бюджет. В нашей стране действует веерная модель распределения доходов между уровнями бюджетной системы, суть которой заключается в том, что наряду с закреплением собственных налогов за каждым бюджетом отдельного уровня бюджетной системы налогов существует механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов. Использование данной модели обусловлено резкой дифференциацией уровней экономического и социального развития территорий, а также тем, что при использовании схемы «один бюджет – один налог» территории неизбежно ослабляют внимание к собираемости всего спектра налогов и акцентируются на собираемости «своего» налога [66].
Например, налог на доходы физических лиц, отнесенный Налоговым кодексом РФ к федеральным, поступает исключительно в бюджеты субъектов (70 %) и местные бюджеты (30 %) [4, ст. 56, 61.2]; налог на прибыль организаций, взимаемый по ставке 20 % и отнесенный Налоговым кодексом РФ к федеральным, поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в пропорции 2:18 соответственно [4, ст. 284].
Распределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ представлено в табл. 6.
Таблица 6
Распределение налоговых доходов между бюджетами
бюджетной системы РФ, %
Наименование налога (ставка) | Федеральный бюджет | Бюджет субъекта РФ | Бюджет городского округа | Бюджет муниципального района | Бюджет поселения |
Федеральные налоги | |||||
Налог на добавленную стоимость (0, 10, 18 %) | – | – | – | – | |
Акцизы (дифференцированные в зависимости от вида подакцизного товара) | 50–100 | 50–100 | – | – | – |
НДФЛ (9, 13, 30, 35 %) | – | 30* | |||
Налог на прибыль организаций (20 %) | – | – | – | ||
Налог на добычу полезных ископаемых (дифференцированные в зависимости от вида полезных ископаемых) | 40–100 | 5–100 | – | – | – |
Окончание табл. 6
Наименование налога (ставка) | Федеральный бюджет | Бюджет субъекта РФ | Бюджет городского округа | Бюджет муниципального района | Бюджет поселения |
Федеральные налоги | |||||
Водный налог | – | – | – | – | |
Сбор за пользование объектами животного мира | – | – | – | ||
Государственная пошлина (по месту гос. регистрации) | |||||
Региональные налоги | |||||
Налог на имущество организаций | – | – | – | – | |
Транспортный налог | – | – | – | – | |
Местные налоги | |||||
Земельный налог | – | – | 100* | ||
Налог на имущество физических лиц | – | – | 100* | ||
Специальные налоговые режимы | |||||
УСН | – | – | – | – | |
ЕНВД | – | – | – | ||
ЕСхН | – | 70* |
* Налог, взимаемый на межселенных территориях.
2. Неналоговые доходыбюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся:
– доходы от внешнеэкономической деятельности;
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
– платежи при пользовании природными ресурсами;
– доходы от оказания платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
– доходы от продажи имущества;
– административные платежи и сборы;
– штрафы, санкции, конфискации, компенсации, возмещение ущерба;
– прочие неналоговые доходы.
3. Безвозмездные поступления в бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу РФ к безвозмездным поступлениям относятся:
– безвозмездные поступления от нерезидентов;
– безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
– безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
– безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
– безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
– прочие безвозмездные поступления.
Индикатором устойчивости финансового состояния бюджетов различных уровней бюджетной системы является объем их собственных доходов. Согласно Бюджетному кодексу в России к собственным доходам бюджетов относятся:
1. Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.
2. Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
3. Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Важно отметить, что все доходы, поступающие в бюджеты бюджетной системы РФ, подлежат администрированию, т.е. контролю со стороны соответствующих ведомств, называемых администраторами доходов бюджетов. Под администратором доходов бюджета понимается орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Например, Федеральная налоговая служба является администратором большинства налоговых доходов, т.е. администрирует их путем осуществления в соответствии с законодательством РФ контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) налогов и штрафов по ним.
Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, а также закрепляемые за ними виды доходов бюджета утверждаются отдельным приложением к закону (решению) о соответствующем бюджете. В последующих параграфах будут представлены фрагменты перечней администраторов доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.
Понятие и виды доходов бюджета
Государство попросту не может существовать без некоторых составляющих. Одна из них – это бюджет. Он используется для вторичного перераспределения валового продукта внутри страны. Правительство может выполнять взятые на себя обязательства по бесплатному обеспечению медициной, образованием и прочим только потому, что это позволяют доходы государственного бюджета. Что же они собой представляют? Из каких источников формируются?
Общая информация
Первоначально давайте разберемся с понятием. Доходы бюджета – это денежные средства, поступившие в казну государства, являющиеся, согласно принятому законодательству, источником финансирования его дефицита. Где для данного случая определяется нормативно-правовая составляющая? Для этой цели существует Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ). Согласно ему выделяются такие виды поступлений:
- Налоговые.
- Безвозмездные.
- Неналоговые.
Они всегда формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству Российской Федерации.
Какие бывают доходы?
Они разделены на собственные (называются еще закрепленными) и регулируемые. Они представляют собой:
- Собственные доходы – это закрепленные частично или на полной основе за федеральным бюджетом. К ним относится ранее рассмотренная троица: (не) налоговые и безвозмездные.
- Регулируемые доходы. Это региональные и федеральные налоги и другие платежи, по которым нормативы отчислений устанавливаются субъектами РФ или местными бюджетами при наступлении очередного финансового года. Но здесь не все так просто. При этом необходимо учитывать, что доходы местных бюджетов могут устанавливаться только в рамках определенного диапазона, оговоренного законодательством.
Хотя не все соглашаются с подобной точкой зрения. В качестве альтернативы выделяют систему из двух элементов, в которой предусмотрены собственные и заемные доходы. Тогда два рассмотренных пункта объединяются в первом, а вот вторые… Мы к ним еще вернемся.
Налоговые доходы
Это предусмотренные законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные платежи, а также начисляемые на них штрафы и пени. Согласно статьям 13-15 НК РФ, к ним относят:
- Федеральные налоги на добавочную стоимость, доходы физических лиц, прибыль организаций, добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за использование объектов животного мира и водные биологические ресурсы, акцизы. Действуют на территории всей страны. Формируют доходы федерального бюджета.
- Региональные налоги устанавливаются на имущество организаций и транспорт. Устанавливаются субъектами РФ или отдельными территориальными единицами.
- К местным относится земельный налог и на имущество физических лиц.
Это, пожалуй, самая известная составляющая. Ведь про налоговые доходы бюджета, пускай даже частично, мало кто не слышал. Но есть и другие.
Неналоговые доходы и безвозмездные поступления
О них знает значительно меньше граждан. А зря. Ведь это существенные источники доходов бюджета. Вот что относится к неналоговым доходам:
- Платежи от использования имущества, которое находится в муниципальной или государственной собственности, после уплаты всех налогов и сборов. Единственное исключение – то, что находится в автономных учреждениях на оперативном управлении.
- Доходы от платных услуг, что оказывают бюджетные организации, после уплаты всех налогов и сборов.
- Средства, полученные благодаря применению мер административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Из их числа – штрафы, компенсации, конфискации, возмещение вреда.
- Иные неналоговые доходы.
Еще у нас остались безвозмездные поступления. К ним относятся средства, передаваемые из различных элементов бюджетной системы Российской Федерации, а также поступления от юридических и физических лиц, правительств иностранных государств, международных организаций и иные пожертвования, среди которых выделяются:
- Дотации.
- Субсидии.
- Субвенции.
Причем они могут идти как в казну РФ, так и выступить в роли помощи союзникам.
Роль и важность
Доходы бюджета РФ являются частью финансовых ресурсов, которые строго определены нормами бюджетного права. Они используются для формирования денежной базы, направленной на удовлетворение публичных потребностей. При формировании бюджетов проявляются отношения государственной власти и организаций, учреждений, предприятий и населения. При этом они приобретают материально-вещественные воплощения в виде денежных средств, которые идут в качестве платежей. В законодательстве определено, что доходы бюджета (налоги и сборы) являются платежами, что поступают в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение государственной власти и органов местного самоуправления. Нельзя сказать, что сейчас получилось достичь самого лучшего положения, поэтому бюджетный кодекс, обеспечивающий правовую базу, постоянно развивается. Но и это не все. Часть аспектов формирования закреплены в налоговом кодексе. Наличие значительного многообразия групп и видов позволяет классифицировать доходы по множеству критериев. Например, может выделяться социально-экономический признак: юридические лица, государственные угодья и имущество и прочее.
Заемные доходы
Для современного государства они очень важны, ведь позволяют привлечь в бюджет дополнительные средства, когда не хватает собственных источников. Что можно привести в качестве примера? Это:
- Ссуды.
- Местные или государственные займы.
- Банковские кредиты.
При этом предусматривается, что долговые обязательства могут быть:
- Краткосрочными. Это до одного года.
- Среднесрочными. Это от одного до пяти лет.
- Долгосрочными. Это от пяти до тридцати лет.
Такие доходы государственного бюджета могут быть ориентированы как на внешних лиц, так и на внутренних. Рассмотрим пример с государственными облигациями займа. Если планируется, что их покупателями станут иностранцы, то обычно они предлагаются в валюте Европейского союза или США. А вот для граждан РФ и коммерческих организаций, специализирующихся на этом, предлагаются уже в рублях. Несмотря на относительную легкость получения заемных доходов, необходимо помнить, что берутся чужие деньги и на время, а отдавать придется свои и навсегда. К тому же с процентами. Поэтому излишнее злоупотребление этим инструментом является весьма нежелательным.
Изучаем законодательные аспекты
Что ж, основные моменты разобраны. Пожалуй, внимание необходимо уделить еще законодательству и структуре доходов бюджета. Но последняя будет рассмотрена в самом конце. Итак, при изучении доходов наибольший интерес представляет Бюджетный и в несколько меньшей мере Налоговый кодекс. Начнем с наиболее незначительной части, а именно безвозмездных и безвозвратных перечислений. Они перечислены в п. 4 ст. 41 БК. Если говорить о целых видах бюджетов, то каждый из них прописан в правовом поле. Так, например, глава 7 БК оговаривает доходы федерального бюджета. Имеющийся здесь перечень является закрытым. Это значит, что он не подлежит расширительному толкованию. В статье 53 определяются пределы полномочий органов исполнительной и законодательной власти при формировании бюджета. Получение доходов субъектов РФ рассматривается в главе 8. Здесь предусмотрено право вводить региональные сборы и налоги, устанавливать ставки по ним, предоставлять льготы. Но только в рамках полномочий. Доходы местных бюджетов рассматриваются в девятой главе БК.
О собственных доходах
Обычно, говоря о небывалом опыте, рассказывают о других странах. Но в данном случае есть что рассказать и про Российскую Федерацию. И давайте рассмотрим принципиальное новшество бюджетного законодательства. Дело в том, что была реализована схема закрепления за субъектами и местными органами управления доходных источников на постоянной основе. Хотя справедливости ради необходимо упомянуть, что это затрагивает и часть федеральных налогов. Так, источники не подлежат изменению. И в Бюджетном кодексе предусмотрено только два механизма, посредством которых средства могут быть изъяты или управляющие ими ограничены в распоряжении деньгами. Хотя это для субъектов РФ, тогда как для муниципальных образований их три.
О взгляде с финансовой точки зрения
А теперь давайте рассмотрим то же, но с другим подходом. Что собой представляет бюджет? Это основополагающий финансовый план страны. Он имеет силу закона. С помощью бюджета осуществляется перераспределение денежных доходов предприятий и населения в интересах финансирования общественных и государственных расходов. Поэтому очень важно, чтобы он был сбалансированным. Так называется бюджет, в котором равны доходы и расходы. Если они отличаются, то наблюдается дефицит (чаще) или профицит (реже). Хорошо ли это? Не всегда. Давайте рассмотрим пример: существует бюджетный профицит. То есть доходы государства выше расходов. Но как это получено? Если растет экономика – это, безусловно, хорошо. Но вот если с помощью инфляции и обесценивания денег – плохо. Дефицит – тоже нежелаемое состояние.
Решение проблем
С профицитом более-менее ясно. А вот что делать с дефицитом? Можно, конечно, проигнорировать и недофинансировать, но вот простят ли такое избиратели? Поэтому необходимо искать источники доходов, что позволят разобраться с ним. Что может выступать в их роли? Существует два пути:
- Внешнее финансирование. Предполагает продажу ценных бумаг на международном финансовом рынке, привлечение кредитов со стороны мировых финансовых организаций, иностранных банков и правительств.
- Внутреннее финансирование. Это облигации и векселя, бюджетные ссуды или использование резервов Центрального банка.
Вот так и можно подтянуть уровень финансирования. Но не следует забывать о том, что деньги придется отдавать, причем с процентами. К тому же здесь стоит вопрос доходности. Предложить слишком мало – купят немного. Если большие проценты – то будут проблемы с выплатами. Поэтому необходимо искать золотую середину, которая позволит рассмотреть всем желающим возможность заработка.
Как должен выглядеть идеальный бюджет?
Существует большое количество требований, которые должны выполняться. Но это происходит не всегда. К тому же их слишком много, чтобы все рассматривать и расписывать в рамках одной статьи. Но все же некоторые «избранные» моменты выделить можно:
- Отсутствие жесткой привязки доходов к расходам. В первую очередь правительство должно выбрать, какие задачи будут решаться и с помощью какого инструментария. Этим достигается определенная гибкость проводимой экономической политики.
- Следует обеспечить иерархию бюджетов. Иными словами, в федеральную казну не должны поступать потоки регионов или отдельных муниципальных образований. Это требование выдвинуто для обеспечения автономности.
- В бюджет должны включаться только те расходы и доходы, что подконтрольны правительству.
Заключение
Вот и были рассмотрены различные виды доходов, которые получают бюджеты разных уровней. Также внимание уделялось отдельным специфическим моментам. Но не следует забывать о самом главном – о тех, кто платит налоги. Это и предприятия, и население. Структурное разнообразие предполагает наличие большого количества статей дохода для бюджетов всех уровней. Можно вспомнить о государственных предприятиях, перечисляющих средства, их заработок за границей, формирование стабилизационного, резервного и фонда национального благосостояния. Необходимо учитывать значительное количество различных моментов, которые оказывают влияние на положение дел, уровень доходности, существующие резервы и множество иных специфических деталей.
§ 1. Доходы бюджетов: понятие и классификация
Глава 9. Доходы бюджетов и бюджетное регулирование | 239 |
из его природы и предназначения в правовом государстве, включаются на основе принципов сбалансированности, досто верности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон.
Закон о федеральном бюджете создает надлежащие финан совые условия для реализации норм, закрепленных в иных фе деральных законах, изданных до его принятия и предусматри вающих финансовые обязательства государства, т. е. предпола гающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.
Глава 9. Правовые основы доходов бюджетов
ибюджетного регулирования
Доходы | государственного | (муниципального) | бюджета | — это | ||
часть | финансовых ресурсов | государства | (муниципального | образо |
вания) в виде строго определенных нормами бюджетного права
экономических | отношений | по | поводу | поступления | денежных | ||
средств | в бюджет | (федеральный, | субъекта | РФ или | муниципально | ||
го образования) | с | целью | создания | финансовой базы для удовлетво | |||
рения | публичных | потребностей. |
|
|
|
Формой проявления отношений, возникающих в процессе формирования бюджетного фонда определенного уровня, слу жат различные виды платежей предприятий, организаций, уч реждений и населения в соответствующий бюджет, а их мате риально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Доходы бюджета законодательно определены как «посту пающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источника ми финансирования дефицита бюджета» (ст. 6 БК РФ).
Правовая база, закрепляющая виды доходов бюджетов, до вольно обширна и постоянно развивается. Так, перечисление видов доходных источников бюджетов содержится в БК РФ; перечень налогов и приравненных к ним платежей, закреплен ных за бюджетами всех уровней, установлен НК РФ; неналого вые доходы закрепляются за бюджетами и на основании отрас левого законодательства (например, доходы от приватизации имущества, от лицензионной деятельности).
240 | Финансовое право России. Особенная часть |
Многообразие видов и групп доходов бюджетов предполага ет их классификацию по различным критериям:
По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на: доходы от юридических лиц различных форм собственности; доходы от государственных угодий и иму щества; доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; поступления от личных доходов граждан. Такая классификация имеет особенное значе ние для характеристики материального содержания бюджета.
В зависимости от права собственности доходы бюджетов
классифицируются на собственные и заемные.
Собственными доходами бюджетов согласно ст. 47 БК РФ яв ляются налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответст вии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в соответ ствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и му ниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Заемные доходы используются для привлечения дополни тельных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные зай мы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные бан ковские кредиты. Долговые обязательства государства или му ниципального образования могут быть краткосрочными (до од ного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).
В зависимости от степени обязательности бюджетные дохо
ды подразделяются на: налоговые — предусмотренные законо дательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства; неналоговые — дохо ды от использования имущества, находящегося в государствен ной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сбо рах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитар ных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, го сударственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотрен ных законодательством о налогах и сборах, за исключением
Глава 9. Доходы бюджетов и бюджетное регулирование | 241 |
имущества автономных учреждений, а также имущества госу дарственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых бюд жетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, пре дусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-право вой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложе ния граждан и иные неналоговые доходы.
Самостоятельным видом доходов бюджетов являются без возмездные и безвозвратные перечисления. Перечень таких до ходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ и включает: финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субси дий; субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организа ций и правительств иностранных государств, в том числе доб ровольные пожертвования.
Каждый вид бюджетов имеет свои источники доходов, пере чень которых определен БК РФ. Так, гл. 7 Кодекса устанавли вает правовой режим доходов федерального бюджета. В феде ральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы, до ходы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, а также неналоговые доходы. Перечень налоговых доходов фе дерального бюджета является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Статья 53 БК РФ устанавливает пре делы полномочий федеральных органов законодательной и ис полнительной власти по формированию доходов бюджетов. По общему правилу установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствую щих изменений в налоговое законодательство РФ. Федераль ные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения феде рального закона о федеральном бюджете на очередной финан совый год. Внесение изменений и дополнений в законодатель ство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их
242 Финансовое право России. Особенная часть
вступление в силу в течение текущего финансового года, допус кается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
В отличие от установления налоговых доходов относительно установления неналоговых доходов федеральные органы власти имеют больше полномочий. Федеральные органы законода тельной власти могут устанавливать новые, отменять или изме нять систему действующих неналоговых доходов федерального бюджета при соблюдении двух условий: после представления федеральными органами исполнительной власти своего заклю чения и только путем внесения изменений в БК РФ.
Доходы бюджетов субъектов РФ регулируются гл. 8 БК РФ и также подразделяются на налоговые и неналоговые. Законода тельные (представительные) органы субъектов РФ имеют право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы только в пре делах полномочий, предоставленных налоговым законодатель ством РФ. Предоставление органами исполнительной власти субъектов РФ отсрочек или рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональные бюджеты допус кается только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении установленного БК РФ предельного размера де фицита регионального бюджета и размера государственного долга субъекта РФ.
Доходы местных бюджетов регулируются гл. 9 БК РФ, кото рая отдельными статьями устанавливает налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и городских ок ругов. Налоговые доходы местных бюджетов вводятся в дейст вие нормативными правовыми актами органов местного само управления, в которых устанавливаются размеры ставок нало гов и предоставляются льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных муниципальным образованиям налоговым за конодательством РФ.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются по тем же правилам, что и неналоговые доходы федерального и региональных бюджетов (ст. 41, 42, 44—46 БК РФ). Кроме пе речисленных в этих статьях доходов, в местные бюджеты зачис ляется часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных плате жей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Виды бюджетов и бюджетная классификация. Виды доходов и расходов бюджета.
Любая серьезная компания уделяет внимание планированию своей деятельности, в том числе и финансовой стороне – для этой цели служит финансовый бюджет организации. Именно в нем прописываются все виды доходов бюджета и расходов организации в тот или иной период времени, и на его основе определяются необходимые для получения прогнозируемого дохода ресурсы.
Существуют различные понятия и виды бюджетов, нацеленные на решение различных задач, основными являются:
- Финансовый бюджет;
- Операционный бюджет.
В условиях современного бизнеса бюджетная классификация также часто выделяет и третий вид – инвестиционный бюджет.
Важно отметить, что финансовый и операционный виды бюджетов составляют единый генеральный (основной или общий) сводный бюджет предприятия. С другой стороны, каждый из них содержит в себе операционные и финансовые бюджеты более низких уровней. В частности, операционный содержит:
Рисунок 1. БДДС и БДР на примере программного продукта «WA: Финансист».
Финансовый бюджет
В данные виды финансового прогнозирования закладываются все будущие расходы и доходы предприятия в денежном выражении. Он состоит из нескольких основополагающих документов, в том числе: прогноз о прибылях и убытках, прогноз о движении денежных средств, бухгалтерского баланса и движения собственного капитала.
Необходимо заострить внимание на том, что это основной вид бюджета и он направлен именно на планирование движения денежных средств в масштабах всей организации с целью обеспечения платежеспособности компании и регулирования возможного дефицита (профицита) средств. Планирование конкретных доходов и расходов проводится в рамках разработки операционного бюджета предприятия.
Рисунок 2. Планирование денежных средств на примере программного продукта «WA: Финансист».
Операционный бюджет
В данный вид бюджета входят различные бюджеты, в которых отражены расходы и доходы предприятия от конкретных видов деятельности, сюда же включаются затраты на косвенные налоги, а также доходы и расходы в виде материальных ценностей. Операционный бюджет предприятия включает в себя различные виды бюджетов предприятия, в том числе бюджет производства, затрат на энергию и материалы, продажи продукции, амортизационных отчислений, расходов на выплату налогов, общехозяйственных расходов и т.д.
То есть, если финансовый бюджет отражает общие движения денежных средств, то в операционном прописаны целевые затраты и доходы каждого подразделения предприятия.
Приглашаем на бесплатный вебинар
08 октября в 11:00 (Moskva g.)
1 час
Планирование – сложная задача, которую помогает решать специальный модуль «Бюджетирование», который предлагает мощный инструментарий для разработки всех видов бюджетов: операционного, финансового, БДР и БДДС и т.д. Он может быть использован для организаций любого уровня с учетом особенности их деятельности. Модуль значительно сокращает затраты времени и сил на процесс планирования бюджета по любым видам деятельности и позволяет добиться высоких результатов с максимальной эффективностью на любых предприятиях с различными масштабами деятельности в Москве или других регионах России.
По содержанию отдельные операционные виды бюджетов на предприятии подлежат классификации, их можно объединить в группы:
- функциональные;
- текущих периодов;
- инвестиционные;
- ЦФО.
Операционный бюджет в категории функциональный может включать и объединять некоторые самостоятельные виды бюджетного контроля:
- продаж;
- производственных запасов;
- закупок;
- общепроизводственных расходов;
- производственный;
- трудовых затрат;
- коммерческих расходов;
- общих и административных расходов.
Рисунок 3. Операционные (функциональные) бюджеты на примере программного продукта «WA: Финансист».
Инвестиционные бюджеты могут включать следующие подвиды:
- вывода новой продукции;
- освоения нового рынка сбыта;
- создания филиала;
- приобретения и ввода в эксплуатацию нового оборудования;
- строительства новых объектов производственного и хозяйственного назначения.
В рамках взаимосвязи операционных и основных бюджетов, планы центров финансовой ответственности могут также включать совокупность более детализированных видов бюджетов, создаваемых в зависимости от масштабности бизнес-процессов и их значимости для хозяйственной деятельности предприятия в целом. К ним могут относиться бюджет:
- отдела маркетинга;
- отдела оптовых продаж;
- отдела розничных продаж;
- отдела снабжения;
- транспортного цеха;
- клада;
- филиалов;
- других структурных подразделений.
Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»
Классификация статей доходов и расходов бюджета
Также может осуществляться классификация расходов бюджета и доходов по видам:
- долгосрочные или краткосрочные;
- постатейные;
- с временным периодом;
- гибкие и статические;
- преемственные или с нулевым уровнем;
- профицитные, дефицитные, сбалансированные.
Классификация является условной. Каждое предприятие может руководствоваться собственными принципами и подходами. Компания может выбрать несколько субъектов для бюджетирования на предприятии или делать общий план без детализации по видам бюджета, осуществлять процесс планирования в обычной таблице Excel или применять средства автоматизации.
Основные виды бюджетирования используются на любом предприятии и, как явление, это планирование с целью повышения результативности хозяйственной деятельности.
Смотрите также «Модуль управления движения денежных средств»16. Понятие и виды бюджетов
Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В правовом смысле бюджет (в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным Кодексом РФ) — это, прежде всего, Закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.
Виды бюджета
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит.
17. Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Элементами бюджетной системы являются все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного).
Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарном (едином –единая конституция, общие для всех права и единые органы власти) государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты). В федеративном государстве из трех звеньев: госуд. бюджет (федер.бюджет или бюджет центрального прав-ва), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли (ланды) в ГДР, провинции в Канаде) и местные бюджеты. В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Зачатки бюджетной системы в России зарождались еще в XIII веке. Первыми источниками поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.
Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и С-Пб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Принципы построения бюджетной системы РФ, их характеристика.
Статья 28. Бюджетного Кодекса РФ:
Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации:
1) единства бюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
3) самостоятельности бюджетов;
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6) сбалансированности бюджета;
7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) гласности;
10) достоверности бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств.
Определение, классификация и типы бюджетов
Бюджет — это количественный план приобретения и использования ресурсов в течение определенного периода. Люди часто создают семейный бюджет, который уравновешивает их доходы и расходы на продукты питания, одежду, жилье и так далее, обеспечивая при этом некоторую экономию.
После определения бюджета фактические расходы сравниваются с бюджетом, чтобы убедиться, что план выполняется. Компании аналогичным образом используют бюджеты, хотя объем работы и сопутствующие детали намного превышают личный бюджет.
В организации термин «главный бюджет» относится к сводке планов компании, включая конкретные цели продаж, производства и финансовой деятельности.
Главный бюджет — кульминацией которого являются кассовый бюджет, бюджетный отчет о прибылях и убытках и бюджетный баланс — формально излагает финансовые аспекты планов руководства на будущее и помогает контролировать фактические расходы по сравнению с этими планами.
Бюджеты используются для двух разных целей — планирования и контроля.
Планирование включает в себя разработку целей и подготовку различных бюджетов для достижения этих целей.
Контроль включает шаги, предпринимаемые руководством для повышения вероятности того, что все части организации работают вместе для достижения целей, поставленных на этапе планирования.
Чтобы быть эффективной, хорошая бюджетная система должна предусматривать как планирование, так и контроль. Хорошее планирование без эффективного контроля — пустая трата времени и усилий.
Планирование является одной из основных обязанностей руководства.Планирование — это процесс постановки общих целей. Успешная организация строит как долгосрочные, так и краткосрочные планы. Эти планы — цели компании и предлагаемый способ их достижения.
Бюджет — это официальное заявление о планах руководства в отношении определенного метода информирования о согласованной цели организации.
Компании обычно предлагают бюджет для планирования и контроля своих доходов (притока), расходов (оттока), неспособность подготовить бюджет может привести к серьезным проблемам с денежными потоками или даже к катастрофе для компании.
После принятия бюджет становится важным инструментом эффективности. Мы рассматриваем роль бюджетирования как средства контроля.
Бюджет — это план плана действий, которому необходимо следовать в течение определенного времени для достижения определенной цели.
Согласно официальной терминологии CIMA, бюджет — это «план, количественно выраженный в денежном выражении, подготовленный и утвержденный до определенного времени, обычно показывающий планируемый доход, который должен быть получен, и / или расходы, которые будут понесены в течение этого периода, и капитал, который должен быть использован для достижения данного задача.
Анализ приведенного выше определения показывает следующие элементы бюджета:
- Это план, выраженный в финансовом выражении для достижения определенной цели.
- Подготовлено и утверждено досрочно.
- Показывает планируемый доход, который должен быть получен.
- Показывает вероятные расходы, которые будут понесены.
- Указывает капитал, который будет использован в течение периода.
Классификация бюджета
Бюджеты классифицируются по 4 базам;
- По времени;
- в зависимости от состояния;
- На основе функций; и
- на основе гибкости.
Они объяснены ниже;
Типы бюджета, основанные на времени
На основе временного фактора бюджеты можно разделить на два типа;
- Долгосрочный бюджет и
- Краткосрочный бюджет.
Долгосрочный бюджет
Этот бюджет связан с планированием операций организации на период от 5 до 10 лет. Долгосрочный бюджет может пострадать из-за непредсказуемых факторов. Следовательно, с точки зрения контроля долгосрочный бюджет должен дополняться краткосрочными бюджетами.
Пример: бюджет на исследования и разработки, бюджет капитальных затрат и т. Д.
Краткосрочный бюджет
Этот бюджет обычно составляется на один год. Иногда бюджет может быть подготовлен на более короткий период (например, ежемесячный бюджет, квартальный бюджет и т. Д.). Краткосрочные бюджеты подготавливаются подробно, и эти бюджеты помогают осуществлять контроль над повседневными операциями.
Пример: бюджет материального потребления, бюджет использования рабочей силы, кассовый бюджет и т. Д.
Типы бюджета на основе условия
В зависимости от преобладающих условий бюджет можно разделить на 2 типа;
- Базовый бюджет и
- Текущий бюджет.
Базовый бюджет
Бюджет, который установлен для использования без изменений в течение длительного периода, называется Базовым бюджетом.
Этот бюджет не принимает во внимание изменения, происходящие из внешней среды, которые находятся вне контроля руководства. Этот бюджет более полезен для высшего руководства для разработки политики.
Текущий бюджет
Бюджет, установленный для использования в течение короткого периода и связанный с текущими условиями, называется текущим бюджетом.Этот бюджет корректируется с учетом текущих условий, преобладающих в бизнесе.
Типы бюджета на основе функций
В зависимости от деятельности или функций предприятия бюджеты можно разделить на 2 типа:
- Основной бюджет и
- Функциональные бюджеты.
Главный бюджет
Окончательная интеграция всех функциональных бюджетов сотрудником по бюджету дает Главный бюджет. Когда функциональные бюджеты составлены, сотрудник по бюджету готовит основной бюджет.
Главный бюджет — это сводный бюджет, включающий его составные функциональные бюджеты, который окончательно утверждается, принимается и применяется. [С. И. М. А. (Лондон) л.
Главный бюджет показывает операционную прибыль предприятия за бюджетный период и заложенный в бюджет баланс на его закрытие. Этот бюджет отображает общий план на бюджетный период.
Основной бюджет состоит из нескольких отдельных, но взаимозависимых бюджетов. Первым шагом в процессе составления бюджета является подготовка бюджета продаж, который представляет собой подробный график, показывающий ожидаемые продажи за бюджетный период.Точный бюджет продаж — ключ ко всему процессу составления бюджета.
Если бюджет продаж неточен, остальная часть бюджета будет неточной. Бюджет продаж основан на прогнозе продаж компании, что может потребовать использования сложных математических моделей и статистических инструментов.
Мы не будем вдаваться в подробности того, как составляются прогнозы продаж. Это предмет, который наиболее полно освещается на курсах по маркетингу.
Бюджет продаж помогает определить, сколько единиц необходимо произвести.
Таким образом, производственный бюджет составляется после бюджета продаж. Производственный бюджет, в свою очередь, используется для определения бюджетов производственных затрат, включая прямой бюджет на материалы, прямой бюджет на оплату труда и накладные расходы на производство.
Эти бюджеты затем объединяются с данными из бюджета продаж и бюджета коммерческих и административных расходов для определения кассового бюджета.
Кассовый бюджет — это подробный план, показывающий, как будут получены и использованы денежные ресурсы.После подготовки кассового бюджета можно подготовить бюджетный отчет о прибылях и убытках, а затем бюджетный баланс.
Функциональные бюджеты
Функциональные бюджеты относятся к функциям бизнеса, таким как продажа продукции и т. Д. Другими словами, функциональные бюджеты подготавливаются в отношении различных функций, выполняемых в бизнесе.
Функциональные бюджеты, которые обычно используются для коммерческих предприятий, следующие:
- Бюджет продаж;
- Производственный бюджет;
- Материальный бюджет;
- Трудовой бюджет;
- Бюджет производственных накладных расходов;
- Бюджет административных накладных расходов;
- Бюджет накладных расходов на продажу и распространение;
- Бюджет использования завода;
- Денежный бюджет
- Бюджет на исследования и разработки и др.
Бюджет сбыта
Бюджет сбыта является отправной точкой при подготовке основного бюджета. Бюджет продаж строится путем умножения заложенных в бюджет штучных продаж на отпускную цену.
График ожидаемых денежных поступлений составляется после бюджета продаж. Этот график понадобится позже для подготовки кассового бюджета.
Кассовые сборы состоят из поступлений по продажам в кредит, произведенным клиентам в предыдущие периоды, плюс поступления по продажам, произведенным в текущем бюджетном периоде.
Производственный бюджет
Производственный бюджет составляется после бюджета продаж. В производственном бюджете указано количество единиц, которые должны быть произведены для удовлетворения потребностей продаж и обеспечения желаемых конечных запасов.
Производственные потребности могут быть определены следующим образом:
Бюджетные единицы продаж ……………… XXXX
Добавьте желаемые конечные запасы… XXXX
Общие потребности ………………………… .. XXXX
Минус начальные запасы ……… .. XXXX
Требуемое производство ……………… XXXX
Обратите внимание, что на производственные потребности влияет желаемый уровень конечных запасов.Инвентаризация должна быть тщательно спланирована. Чрезмерные запасы скупают средства и создают проблемы с хранением.
Недостаток запасов может привести к потере продаж или быстрому высокозатратному производству. Руководство Hampton Freeze считает, что конечные запасы, равные 20% продаж в следующем квартале, обеспечивают надлежащий баланс.
Кассовый бюджет
Кассовый бюджет состоит из четырех основных разделов:
- Раздел поступлений.
- Раздел выплат
- Раздел избытка или дефицита денежных средств.
- Раздел финансирования.
В разделе доходов перечислены все поступления денежных средств, за исключением финансирования, ожидаемые в течение бюджетного периода. Как правило, основным источником доходов являются продажи.
Раздел выплат суммирует все выплаты наличными, которые запланированы на бюджетный период.
Эти платежи включают закупку сырья, прямые выплаты на оплату труда, накладные расходы на производство и так далее, как указано в их соответствующих бюджетах.
Также указаны другие выплаты наличными, такие как покупка оборудования и дивиденды.
Бюджет — это прогноз ожидаемых денежных поступлений и денежных выплат в течение бюджетного периода. Нет необходимости переоценивать важность кассового бюджета. Наличные деньги — это жизненная сила бизнеса. Без достаточного количества денежных средств бизнес не может работать гладко.
Денежные средства требуются для покупки сырья, выплаты заработной платы и других расходов, приобретения активов, выполнения обязательств перед инвесторами и так далее.
Подготовка функциональных бюджетов будет бесполезной работой, если для их выполнения не будет выделена необходимая сумма денег.
Вот почему; кассовый бюджет приобрел огромное значение. Он отражает возможные поступления денежных средств из различных источников и ожидаемую потребность в денежных средствах для выполнения различных обязательств.
Таким образом, он заранее не указывает на необходимость принятия необходимых мер для оптимизации денежных потоков, чтобы не было ни дефицита, ни избытка денежных средств.
Кассовый бюджет готовится на бюджетный период, однако для эффективного управления денежными средствами он обычно делится на месяц, неделю или даже каждый день.
Назначение кассового бюджета
Основные цели кассового бюджета можно обозначить следующим образом:
- Он указывает на вероятную кассовую позицию в результате запланированных операций.
- Указывает на избыток или нехватку денежных средств.
- Указывает на необходимость организации краткосрочного заимствования или наличие свободных денежных средств для инвестиций.
- Он предусматривает координацию денежных средств относительно (i) общего оборотного капитала (ii) продаж, (iii) инвестиций и долга.
- Он устанавливает прочную основу для получения кредита.
- Устанавливает прочную основу для текущего контроля денежной позиции.
Разница между бюджетом денежных средств и отчетом о движении денежных средств
Анализ денежных потоков может быть выполнен на основе прошлых данных или расчетных данных за предстоящий период. Когда анализ денежных потоков выполняется на основе прошлых данных, отчет о таком анализе обычно называется отчетом о движении денежных средств.
С другой стороны, если анализ денежных потоков выполняется на основе оценочных данных о предстоящем периоде, он называется кассовым бюджетом.Различия между кассовым бюджетом и отчетом о движении денежных средств обсуждаются следующим образом:
Точка разницы | Денежный бюджет | Отчет о движении денежных средств |
---|---|---|
1. Природа | Денежный бюджет является футуристическим. Он отражает ожидаемые поступления и выплаты денежных средств по различным статьям в течение бюджетного периода. | Отчет о движении денежных средств представляет собой посмертный анализ, показывающий приток и отток денежных средств, имевший место в течение прошлого периода. |
2. Цель | Цель кассового бюджета — указать, будет ли дефицит или избыток наличности. | Цель отчета о движении денежных средств — показать, как обстоят дела с денежными средствами фирмы. |
3. Период | Кассовый бюджет может быть подготовлен на короткий период, например, ежемесячно, еженедельно или даже ежедневно, а также на длительный период, например, на полгода, год. | Отчет о движении денежных средств составляется за более длительный период, обычно совпадающий с прошлым отчетным годом. |
4. Использует | Осуществляет контроль над важной деятельностью | Он помогает руководству и сторонним лицам, таким как акционеры, банкиры, аудиторы. |
5. Использует | С помощью кассового управления бюджетом осуществляется контроль над важной деятельностью. | Отчет о движении денежных средств помогает руководству, а также внешним сторонам, таким как акционеры, банкиры, аудиторы и т. Д. |
Разница между бюджетом и прогнозом
Термины «бюджет» и «прогноз» часто используются как синонимы.Но это не одно и то же. Разницу можно описать следующим образом:
Типы бюджета на основе гибкости
На основе гибкости бюджеты можно разделить на два типа;
- Фиксированный бюджет и
- Гибкий бюджет.
Фиксированный бюджет (или статический бюджет)
Фиксированный бюджет — это бюджет, который разработан, чтобы оставаться неизменным независимо от достигнутого уровня активности. Этот тип бюджета больше всего подходит для фиксированных расходов, которые не имеют отношения к объему выпуска.Фиксированный бюджет неэффективен как инструмент контроля затрат. Фиксированный бюджет основан на предположении, что объем производства и продаж можно прогнозировать с достаточной степенью точности.
Гибкий бюджет (или бюджет со скользящей шкалой)
Гибкий бюджет — это бюджет, который изменяется в зависимости от достигнутого уровня активности.
Этот бюджет учитывает разницу в поведении постоянных и переменных затрат в связи с колебаниями выпуска. Этот бюджет служит полезным инструментом для контроля затрат.Это более реалистично, практично и полезно, чем фиксированный бюджет.
Гибкий бюджет, который можно использовать для оценки затрат на любой уровень деятельности в пределах указанного диапазона. Гибкий бюджет показывает, какие затраты должны быть для разных уровней деятельности.
Сумма гибкого бюджета для конкретного уровня деятельности определяется по-разному в зависимости от того, являются ли затраты переменными или фиксированными.
Если затраты являются переменными, сумма гибкого бюджета вычисляется путем умножения затрат на единицу деятельности на уровень деятельности, указанный для гибкого бюджета.Если стоимость фиксированная, исходная общая заложенная в бюджет фиксированная стоимость используется в качестве гибкой суммы бюджета.
Характеристики гибкого бюджета
Гибкие бюджеты учитывают, как изменения в деятельности влияют на затраты. Гибкий бюджет позволяет легко оценить, какие расходы должны быть для любого уровня деятельности в пределах указанного диапазона.
При использовании гибкого бюджета при оценке эффективности фактические затраты сравниваются с затратами, которые должны были быть для фактического уровня деятельности в течение периода, а не с заложенными в исходный бюджет затратами.
Это очень важное различие — особенно для переменных затрат. Если корректировка уровня активности не производится, очень трудно интерпретировать расхождения между бюджетными и фактическими затратами.
.Значение и концепция бюджета в государственном управлении
Бюджет в его элементарной форме был частью почти всех монархий в истории. Существуют письменные документы о существовании государственной казны, бухгалтеров и аудиторов, которых монархи нанимали для защиты королевской казны. В современных демократиях законодательные органы играют важную роль в управлении государственными финансами. Собираемые налоги и доходы, получаемые государством с помощью различных средств, должны использоваться для развития и благосостояния общества.Появление государства всеобщего благосостояния сделало важным, чтобы государственные деньги разумно использовались для улучшения условий жизни общества в целом и маргинализированных слоев в частности.
Бюджетный процесс выполняет важные функции в экономике страны. Они действуют как средство для достижения нескольких целей общественной организации. Некоторые из важных ролей бюджета в национальной экономике:
- Приоритетность распределения государственных ресурсов
- Достижение политических целей посредством разумного финансового планирования
- Установление ответственности за использование денег налогоплательщика
- Финансовый контроль также обеспечивает соблюдение правил и повышение эффективности
В некоторых странах исполнительная часть правительства также играет важную роль в отношении доходов и расходов правительства, а законодательная часть сводится к просто утверждающему и контролирующему органу, например.г. в Великобритании, где в бюджетном процессе преобладает исполнительная власть (Палата общин). Более сбалансированный подход к распределению власти практикуется в США, где законодательный орган может пересматривать и вносить изменения в бюджет, представленный президентом, и президент окончательно утверждает его после того, как будут выполнены удовлетворительные проверки и противовесы.
Доминирование исполнительной или законодательной власти в бюджетном процессе является предметом дискуссий, так как многие считают законодательные нормы препятствием в быстро развивающейся глобализированной экономике, где прямые иностранные инвестиции и денежное финансирование от таких организаций, как МВФ и Всемирный банк, имеют решающее значение для несколько демократий.Предлагается несколько мер для ускорения процесса принятия решений — от определения срока полномочий законодательных органов, введения групп граждан, наделения финансовых полномочий на местных уровнях до введения двухлетнего бюджетного цикла и специального законодательства, касающегося управления расходами.
Государственные расходы финансируются из общего пула денег налогоплательщиков, и политика, которая формируется с этими деньгами, в дальнейшем используется для финансирования проектов. Загвоздка здесь заключается в том, что люди, которые на самом деле платят за эту политику, составляют большую группу, в то время как люди, получающие выгоду от этой политики, могут быть гораздо меньшей группой, что означает, что человек может не пользоваться преимуществами, ради которых он пользуется. платит деньги.Такой сценарий приводит к чрезмерному расходованию государственных денег на политику, которая не выгодна для общества в целом. Такие ситуации преобладают в многоязычных, многоэтнических демократиях, разделенных по регионам, религиям и другим факторам.
Авторство / ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Типы бюджетов в государственном управлении
Государственные бюджеты во многом отличаются от других форм бюджетов; здесь избиратели делегируют право тратить свои деньги политикам или избранным представителям. Теперь, разобравшись с концепцией бюджета в предыдущей статье, позволяет нам понять различные виды бюджета, которые используются в управлении государственными финансами:
- Сбалансированный бюджет: Как следует из названия, сбалансированный бюджет — это бюджет, который не имеет дефицита или профицита.Поступающие доходы равны расходам.
- Бюджет доходов: Это просто подробная информация о доходах, полученных правительством в виде налогов и других источников, а также о расходах, которые покрываются через них.
- Бюджет исполнения: Этот тип бюджета в основном используется организациями и министерствами, участвующими в деятельности по развитию. Этот процесс составления бюджета учитывает конечный результат или эффективность программы развития, обеспечивая тем самым рентабельное и эффективное планирование.С ростом проблем развития и осведомленности об использовании денег налогоплательщиков требуются новые методы составления бюджета, из которых составление бюджета, ориентированного на результат, стало прозрачным и подотчетным методом.
Он полагается на три аспекта понимания конечного результата, стратегии, сформулированные для достижения этих конечных результатов, и конкретные действия, которые были выполнены для достижения этих результатов. Этот процесс составления бюджета с очень подробным и объективным анализом очень ориентирован на результат.
- Бюджет с нулевой базой: Бюджет с нулевой базой имеет явное преимущество, когда ограниченные ресурсы необходимо распределять осторожно и объективно. Он довольно гибкий по своей природе и основан на рациональных методах, систематической оценке для перераспределения ресурсов и оправдания использования средств. Он начинается с нуля, в отличие от традиционных бюджетов, где используется поэтапный подход. Здесь потребности и затраты каждой функции организации принимаются во внимание в бюджете на следующий год.Таким образом, бюджет является футуристическим и может быть равен, а может и не быть равен прошлогоднему бюджету, как обычно рассчитывается, или превышать его.
Бюджеты в системе парламентского типа, аналогичной той, что существует в такой стране, как Индия, становятся инструментом политических переговоров, где бюджетные полномочия делегируются министру финансов страны.
В однопартийном правительстве, однако, вся партия придерживается одинаковых взглядов на расходование ресурсов; разногласия возникают, когда отдельные члены могут отличаться по стоимости распределительной политики и хотят, чтобы государственные средства направлялись в их соответствующие избирательные округа.
В коалиционном правительстве разногласия решаются с помощью подхода к компромиссу и контракту, при котором стороны коалиции контролируют бюджетный процесс, обеспечивая его соответствие рамкам согласованного контракта. В связи с текущим обсуждением стоит упомянуть печально известные разногласия между правящей UPA и Конгрессом Trinamool по поводу бюджета железной дороги в прошлом году.
В президентской системе исполнительная власть тоже играет в чем-то похожий процесс.Существенным изменением, произошедшим в США в отношении бюджетного процесса, стал Закон об исполнении бюджета, принятый в 1990-х годах при администрации Буша, который защищал бюджетные параметры от более поздних изменений, которые были согласованы на саммите по бюджету между президентом и законодательным органом.
Бюджетный процесс в разных системах государственного управления может отличаться, но все они согласованы для достижения соответствующих экономических и социальных целей данной страны. По мере роста глобализации и взаимозависимой экономики при составлении бюджетов также учитываются некоторые внешние факторы.Мы узнаем о бюджетном процессе в следующем разделе.
Авторство / ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас».Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Добавить комментарий