Национальные проекты
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач:
– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В национальный проект входят следующие федеральные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Социальные лифты для каждого», «Экспорт образования», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Куратор национального проекта: Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства Российской Федерации
Руководитель национального проекта: Ольга Васильева, министр просвещения Российской Федерации
Приоритетные направления деятельности Минпросвещения России в рамках национальных проектов
В Мурманской области в рамках национального проекта «Образование» Министерством образования и науки Мурманской области реализуются следующие региональные проекты
— Современная школа;
— Успех каждого ребенка;
— Поддержка семей, имеющих детей;
— Цифровая образовательная среда;
— Учитель будущего;
— Молодые профессионалы;
— Социальная активность.
Национальный проект «Демография» – это инициатива, направленная на достижение двух задач:
– увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
– увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни.
Национальный проект предполагает реализацию 5 федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни».
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Куратор национального проекта: Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства Российской Федерации
Руководитель национального проекта: Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Мурманской области в рамках национального проекта «Демография» участвует в реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет».
N п/п | Субъект Российской Федерации | Наименование проекта | Координатор, ответственный исполнитель <*> | Сроки реализации |
Комплексные инвестиционные проекты | ||||
1. | Еврейская автономная область, Амурская область | Создание горно-металлургического «кластера» в Приамурье | Минрегион России, Минпромторг России, Минтранс России, Росграница, Росжелдор, Минвостокразвития России, правительство Еврейской автономной области, правительство Амурской области, ОАО «РЖД» | 2006 — 2014 годы |
2. | Республика Саха (Якутия) | Комплексное развитие Южной Якутии (разработка проектной документации) | Росавтодор, Росжелдор, Минэнерго России, Минвостокразвития России, ГК «Росатом» | 2008 — 2013 годы |
Хабаровский край | Создание на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края портовой особой экономической зоны | Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края | 2010 — 2059 годы | |
Промышленное производство | ||||
4. | Приморский край | Создание судостроительного комплекса «Звезда» | Минпромторг России, Минвостокразвития России, администрация Приморского края, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» | 2012 — 2021 годы |
5. | Приморский край | Производство внедорожников SSangYong | Минпромторг России, Минвостокразвития России, администрация Приморского края, ООО «СОЛЛЕРС-Дальний Восток» | 2009 — 2015 годы |
6. | Приморский край | Производство внедорожников Toyota LC Prado | Минпромторг России, Минвостокразвития России, администрация Приморского края, ООО «СОЛЛЕРС-БУССАН» | 2012 — 2015 годы |
7. | Приморский край | Производство кроссовера MAZDA CX5 | Минпромторг России, Минвостокразвития России, администрация Приморского края, ООО «Мазда Мотор Мануфэкчуринг Рус» | 2012 — 2017 годы |
8. | Хабаровский край | Создание дальневосточного центра глубокой переработки древесины | Минпромторг России, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края, ОАО «Дальлеспром» | 2010 — 2015 годы |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства | ||||
9. | Хабаровский край | Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения в г. Хабаровске (1 очередь) | Минрегион России, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края | 2008 — 2013 годы |
10. | Хабаровский край | Комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте в г. Комсомольске-на-Амуре | Минрегион России, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края | 2008 — 2013 годы |
Инфраструктура здравоохранения | ||||
11. | Амурская область | Хирургический корпус на 250 коек областного государственного учреждения здравоохранения «Амурская областная детская клиническая больница» в г. | Минздрав России, Минвостокразвития России, правительство Амурской области | 2008 — 2013 годы |
12. | Еврейская автономная область | Строительство Облученской районной больницы на 120 коек с поликлиникой на 240 посещений в смену в г. Облучье | Минздрав России, Минрегион России, Минвостокразвития России, правительство Еврейской автономной области | 2010 — 2013 годы |
Транспортная инфраструктура | ||||
13. | Амурская область | Строительство подъездов к населенным пунктам Амурской области от автомобильной дороги «Амур» (Чита — Хабаровск) в количестве 14 подъездов общей протяженностью 65,4 км | Росавтодор, Минвостокразвития России, правительство Амурской области | 2008 — 2013 годы |
14. | Еврейская автономная область | Реконструкция автомобильной дороги Биробиджан — Унгун — Ленинское и мостовых переходов на ней | Росавтодор, Минвостокразвития России, правительство Еврейской автономной области | 2008 — 2013 годы |
15. | Еврейская автономная область | Реконструкция автомобильной дороги Биробиджан — Амурзет в Ленинском и Октябрьском районах Еврейской автономной области | Росавтодор, Минвостокразвития России, правительство Еврейской автономной области | 2008 — 2013 годы |
16. | Камчатский край | Строительство и реконструкция автомобильных дорог Петропавловск-Камчатский — Мильково; Мильково — Ключи — Усть-Камчатск | Росавтодор, Минвостокразвития России, правительство Камчатского края | 2008 — 2013 годы |
17. | Магаданская область | Автодорога Палатка — Кулу — Нексикан | Росавтодор, Минвостокразвития России, администрация Магаданской области | 2008 — 2013 годы |
18. | Сахалинская область | Строительство аэропорта Итуруп, остров Итуруп | Минтранс России, Росавиация, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области | 2007 — 2014 годы |
19. | Хабаровский край | Автомобильная дорога Хабаровск — Лидога — Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре | Росавтодор, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края | 2008 — 2013 годы |
20. | Хабаровский край | Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань | Росжелдор, Минвостокразвития России, ОАО «РЖД» | 2008 — 2016 годы |
21. | Чукотский автономный округ | Строительство искусственных сооружений через водотоки на усовершенствованном автомобильном зимнике с продленным сроком эксплуатации Билибино — Анюйск | Росавтодор, Минвостокразвития России, правительство Чукотского автономного округа | 2008 — 2013 годы |
22. | Сахалинская область | Реконструкция Курильского портпункта в заливе Китовый, остров Итуруп. Грузопассажирский комплекс | Росрыболовство, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области | 2011 — 2014 годы |
23. | Сахалинская область | Создание глубоководного порта в бухте Изыльметьева с конвейерной системой подачи угля от месторождения Солнцевское Энергетическая инфраструктура | Минтранс России, Росморречфлот, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области, ООО «Управляющая компания «Сахалинуголь» | 2011 — 2015 годы |
24. | Приморский край | Строительство Уссурийской ТЭЦ (два блока по 185 МВт, 560 Гкал/час) | Минэнерго России, Минвостокразвития России, администрация Приморского края, ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «ИНТЕР РАО» | 2012 — 2016 годы |
25. | Сахалинская область | Реконструкция и строительство передающих электросетей Сахалинской области | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области, ОАО «СЭК» | 2008 — 2018 годы |
26. | Сахалинская область | Строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области, ОАО «СЭК» | 2008 — 2013 годы |
27. | Забайкальский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край | Нефтепроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) | Минэнерго России, Минвостокразвития России, ОАО «АК «Транснефть» | 2009 — 2014 годы |
28. | Забайкальский край, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край | Объекты внешнего электроснабжения трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» — расширение ВСТО — I. Объекты внешнего электроснабжения трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» — ВСТО — II, включая строительство ВЛ200 кВ «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй» с отпайкой до НПС N 14, Республика Саха (Якутия) | Минэнерго России, Минвостокразвития России, ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ДВЭУК» | 2010 — 2014 годы |
29. | Хабаровский край | Строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края, ОАО «РАО ЭС Востока» | 2010 — 2018 годы |
30. | Амурская область | Строительство 2-й очереди Благовещенской ТЭЦ | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Амурской области, ОАО «РАО ЭС Востока» | 2011 — 2016 годы |
31. | Сахалинская область | Строительство Сахалинской ГРЭС-2 | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области, ОАО «РАО ЭС Востока» | 2012 — 2018 годы |
32. | Камчатский край | Газоснабжение Камчатского края | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Камчатского края, ОАО «Газпром» | 2010 — 2015 годы |
33. | Сахалинская область | Строительство и реконструкция систем энергообеспечения, Курильский район, остров Итуруп | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области | 2007 — 2014 годы |
34. | Сахалинская область | Развитие источников нетрадиционной энергетики Курильских островов | Минэнерго России, Минвостокразвития России, правительство Сахалинской области | 2010 — 2015 годы |
Проекты социального назначения | ||||
35. | Приморский край | Редевелопмент территории ОАО «Дальзавод» и ОАО «178 завод» | Минрегион России, Минвостокразвития России, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» | 2010 — 2014 годы |
36. | Приморский край | Научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум» на о. Русский | Управление делами Президента Российской Федерации, Минвостокразвития России, ОАО «ДВЭУК» | 2009 — 2013 годы |
Освоение месторождений полезных ископаемых | ||||
37. | Хабаровский край | Создание горно-обогатительного комбината по освоению Правоурмийского месторождения олова | Минпромторг России, Минвостокразвития России, правительство Хабаровского края, ООО «Правоурмийское» | 2009 — 2014 годы |
38. | Приморский край | Разработка месторождения вольфрамовых руд «Скрытое» | Минпромторг России, Минвостокразвития России, администрация Приморского края, ОАО «Приморский ГОК» | 2007 — 2015 годы |
Путин отложил срок реализации нацпроектов
На вчерашнем заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин поручил правительству при участии Госсовета скорректировать нацпроекты с учетом новых национальных целей. При этом срок исполнения нацпроектов будет сдвинут с 2024 на 2030 г. Это, в частности, означает, что многим жителям глубинки придется на шесть лет дольше ждать доступа к широкополосном интернету (в прежней версии нацпроектов предполагалось, что к 2024 г. его получат 97% российских домохозяйств). Откладывается и достижение цели по строительству 120 млн кв. м жилья в год – по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, достижение этого показателя возможно только к 2026–2027 гг. при условии продления программы льготной ипотеки (действует до 1 ноября 2020 г.).
«Нужно исходить из реалий», – отметил глава государства. Вероятно, под реалиями имеются в виду данные, которые накануне заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам опубликовала Счетная палата РФ. Они показывают, что бюджеты нацпроектов по расходам катастрофически не исполняются. Так, к 15 июня расходование средств по нацпроекту «Образование» по контрактуемой части бюджета составило всего 18% от запланированных расходов, по «Малому и среднему предпринимательству» – 10%, столько же – по инфраструктурному нацпроекту. По остальным нацпроектам планы закупок выполнены не более чем на 8%.
По общим бюджетам проектов все несколько лучше. По проекту «Образование» бюджет исполнен на 28,4%, про проекту «Малому и среднему предпринимательству» — на 47,3%, про инфраструктурному нацпроекту — на 32,2%, а по остальным — на 10,5-35,3%.
Ответственность за невыполнение планов в Кремле, по-видимому, склонны возложить на губернаторов. «Рабочую группу Госсовета прошу подготовить предложения по уточнению показателей эффективности работы региональных властей», – отметил Путин, призвав усилить общественный контроль за реализацией национальных проектов. «Очень рассчитываю здесь на активное участие в этой работе Общероссийского народного фронта (ОНФ) и Общественной палаты», – подчеркнул президент.
«Коня и трепетную лань»
Корректировка нацпроектов должна учитывать меры, предусмотренные правительственным планом восстановления экономики, что вполне логично. Однако в последнее время само выражение «национальные проекты» практически ушло из политического лексикона. Внимание экспертного сообщества в последние месяцы было целиком сосредоточено на программе премьер-министра Михаила Мишустина по восстановлению экономики, которая, по сути, задала экономическую повестку на ближайшие годы.
Причины, по которым общественность забыла про нацпроекты, достаточно очевидны. Во-первых, их оказалось слишком много. «Обывателю трудно удерживать в сознании большое количество разных сущностей, которые не объединены одним смыслом, а там смешались и национальные цели, и 12 нацпроектов – каждый со своим центром ответственности, – заявил «Ведомостям» один из политологов. – Поэтому и вспоминают о них сейчас крайне редко – у населения просто не успело возникнуть связи между большим национальным и их собственной судьбой».
«Теоретически национальные проекты могли сыграть на формирование того самого «образа будущего», о дефиците которого уже скучно говорить. Но те опросы, которые мы проводили перед кризисом, показывают, что ни система национальных приоритетов, ни национальные проекты не стали весомой частью общественного сознания. Исключения составляли только инициативы государства, связанные с поддержкой демографического блока, – здесь люди видели прямой эффект для себя», – отмечает основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
К тому же стало понятно, что из-за падения цен на нефть и экономических потерь из-за пандемии коронавируса реализация нацпроектов в прежнем виде попросту невозможна. Программа Мишустина с конкретными цифрами заявленных расходов в этом смысле выглядит более реалистичной.
Однако в качестве экспертной альтернативы правительству неожиданно выступила Счетная палата. В июне она запустила на своем сайте расширенный экспертный опрос, призванный определить, какие сферы государственного планирования кажутся экспертам наиболее предпочтительными и какие шаги по их реализации необходимы. В перечень приоритетов для обсуждения включены создание условий для равных стартовых возможностей, качество здравоохранения, эффективность государственного управления, состояние судебной системы, децентрализация регионов и др. По сути, глава Счетной палаты Алексей Кудрин занялся формированием новой социально-экономической стратегии, альтернативной как программе Мишустина, так и нацпроектам.
«Все понимают, что принципиально отказаться от параметров указа президента о нацпроектах не получится, – говорит один из аналитиков, близких к Счетной палате. – Но Кудрин рассчитывал, что власть будет вынуждена искать способы адаптации прежних обязательств к новой реальности, и решил предложить свой вариант, который в случае успеха позволил бы ему сохранить статус главного экономического стратега страны». Решение президента скорректировать нацпроекты, отдав их под контроль ОНФ и Общественной палаты, в значительной степени ограничивает влияние главы Счетной палаты. Означает ли это, что теперь главным экономическим стратегом России стал Мишустин, будет понятно очень скоро.
Дисклеймер: уточнены данные Счетной палаты во втором абзаце. Добавлен третий абзац.
«Образование» и «наука» вошли в число приоритетных проектов
7 мая 2018 года Президент подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Текст указа размещен на сайте kremlin.ru.
Документ определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и содержит перечень приоритетных национальных проектов, по которым Правительством Российской Федерации до 1 октября 2018 года будут подготовлены программы действий на период до 2024 года. В число таких проектов вошли «образование» и «наука».
Среди поставленных Президентом России целевых задач:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;
- обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей;
- опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.
Так, в сфере высшего образования предполагается усиленное внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, расширение системы профессиональных конкурсов, а также увеличение не менее чем в два раза количества иностранных студентов и преподавателей.
В области науки упор будет сделан на создание передовой инфраструктуры научных исследований, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс», а также обновление не менее 50 процентов приборной базы научных организаций. Будет продолжено создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований. Особое внимание планируется уделить интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики — таким образом планируется создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
Региональные проекты Оренбургской области — Проектный офис правительства Оренбургской области
Региональные проекты Оренбургской области
Перечень региональных проектов Оренбургской области и ответственные должностные лица за достижение целей и целевых показателей национальных и федеральных проектов
1. Национальный проект «Демография»
(P1) Финансовая поддержка семей при рождении детей
(P2) Содействие занятости
(P3) Старшее поколение
(P4) Укрепление общественного здоровья
(P5) Спорт-норма жизни
2. Национальный проект «Здравоохранение»
(N1) Первичная медико-санитарная помощь
(N2) Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями
(N3) Борьба с онкологическими заболеваниями
(N4) Развитие детского здравоохранения
(N5) Медицинские кадры Оренбуржья
(N7) Цифровой контур здравоохранения
(N8) Развитие экспорта медицинских услуг
3. Национальный проект «Образование»
(E1) Современная школа
(E2) Успех каждого ребенка
(E4) Цифровая образовательная среда
(E6) Молодые профессионалы
(E8) Социальная активность
(EБ) Патриотическое воспитание
4. Национальный проект «Жилье и городская среда»
(F1) Жилье
(F2) Формирование комфортной городской среды
(F3) Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда
(F5) Чистая вода
5. Национальный проект «Экология»
(G1) Чистая страна
(G2) Комплексная система обращения с ТКО
(G4) Чистый воздух
(GА) Сохранение лесов
6. Национальный проект «Безопасные и качественные дороги»
(R1) Дорожная сеть
(R2) Общесистемные меры развития дорожного хозяйства
(R3) Безопасность дорожного движения
7. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
(L1) Системные меры по повышению производительности труда
(L2) Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях
8. Национальный проект «Цифровая экономика»
(D2) Информационная инфраструктура
(D3) Кадры для цифровой экономики
(D4) Информационная безопасность
(D5) Цифровые технологии
(D6) Цифровое государственное управление
9. Культура
(A1) Культурная среда
(A2) Творческие люди
(A3) Цифровая культура
10. Малое и среднее предпринимательство
(I2) Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами
(I4) Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса
(I5) Акселерация субъектов МСП
11. Международная кооперация и экспорт
(T2) Экспорт продукции АПК
(T6) Системные меры содействия международной кооперации и экспорту
Скачать все региональные паспорта одним архивом (11 683 Кб)
Перечень приоритетных проектов к 300-летию Перми пополнился еще несколькими объектами инфраструктуры
Глава Прикамья Дмитрий Махонин провел рабочее совещание по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 300-летию краевой столицы. Как сообщает пресс-служба краевого правительства, участники заседания обсудили, на какой стадии реализации находятся сегодня уже имеющиеся приоритетные проекты, и рассмотрели несколько новых.
Напомним, в программу подготовки к 300-летию Перми включено свыше 100 объектов. Это строительство и модернизация учреждений здравоохранения, образования, спорта, культуры, развитие городской среды и транспортной инфраструктуры. В ноябре прошлого года оргкомитет по подготовке к юбилею города утвердил перечень приоритетных проектов из 15 объектов. Они были разделены на несколько направлений. Направление «Городская среда» включает в себя комплексное благоустройство Комсомольского проспекта и ул. Ленина, реконструкцию эспланады, набережной Камы в Ленинском и Кировском районах. По направлению здравоохранения главный проект — строительство Пермской клинической инфекционной больницы на 300 коек. Среди приоритетных проектов в сфере дорог и транспорта — реконструкция железнодорожного вокзала, возведение дороги на ул. Строителей, обновление парка общественного транспорта, а также развитие инфраструктуры пермского аэропорта. Ключевые проекты в сфере культуры — строительство новой сцены театра оперы и балета и краевой музыкальной школы, а также реконструкция здания цирка. Все они находятся на стадии проектирования. Главный спортивный объект — арена на 10 тыс. мест в Дзержинском районе.
В перечень приоритетных проектов было решено включить еще шесть значимых объектов инфраструктуры. Список дополнили три культурных объекта: новое здание Пермской художественной галереи (его проектирование уже завершено, подготовлена заявка на включение в федеральную адресную инвестпрограмму), капремонт ДК им. А.Г. Солдатова и реставрация здания Пермского театра юного зрителя. Также было предложено проработать вопрос о приспособления здания по ул. Пермской, 66 под малую сцену ТЮЗа. Статус приоритетных получили еще проекта в сфере спорта — многофункциональный спорткомплекс на месте стадиона «Энергия», реконструкция ДС «Орленок» и стадиона «Юность», реконструкция манежа «Спартак». Кроме того, по решению участников совещания в перечень ключевых мероприятий включены проект «Зеленое кольцо» (долины малых рек) и проект «Парки и скверы».
Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП приобретает реальные очертания: согласован список инфраструктурных проектов
Евразийская экономическая комиссия сформировала перечень приоритетных проектов, которые будут реализованы странами Евразийского экономического союза и поддержат формирование Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). 39 из них касаются строительства новых и модернизации существующих дорог, создания транспортно-логистических центров, развития ключевых транспортных узлов. Об этом сообщил директор Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Ержан Нурахметов в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) в Женеве.
Ержан Нурахметов отметил проводимую работу по развитию и созданию новых транспортных маршрутов между Европой и Азией.
«Создание таких маршрутов позволит в среднем вдвое сократить время доставки грузов, – сказал представитель ЕЭК. – В этом контексте мы видим большие возможности, которые даст нам сотрудничество с Китаем. Вместе мы приступаем к реализации проекта сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. В сфере транспорта и инфраструктуры мы уже выработали критерии проектов, по которым они будут включаться в проект «дорожной карты» взаимодействия с КНР. Совместно с министерствами транспорта государств Союза мы определили сферы взаимодействия в части нормативного, технологического, тарифного регулирования, согласован перечень Евразийских транспортных маршрутов и перечень приоритетных проектов, 39 из них касаются строительства новых и модернизации существующих дорог, создания транспортно-логистических центров, развития ключевых транспортных узлов».
В частности, идет к завершению реализация масштабного проекта по строительству новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Западная Европа – Западный Китай, протяженностью 8445 км. Кроме того, должна быть построена высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань, поезда по ней должны следовать со скоростью до 400 км. в час; время в пути от Москвы до Казани составит 3,5 часа. В настоящее время прорабатывается вопрос механизмов привлечения китайских инвестиций в этот проект.
Помимо этого, предполагается проложить железную дорогу Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая откроет доступ для поставок товаров на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Развитие железнодорожной ветки Армения-Иран соединит действующую железнодорожную систему двух стран, позволив тем самым Армении выйти через Иран в Казахстан, Китай и далее. Благодаря этому станет реальным не только прямая железнодорожная связь между Ираном и другими странами Персидского залива, но и будет обеспечена возможность сухопутных перевозок из этих государств в другие, входящие в ЭПШП.
В рамках визита в Женеву представителям Комиссии также удалось договориться о начале работы по установлению делового сотрудничества с Международным Транспортным Форумом (МТФ). Взаимодействие с МТФ, представляющим собой международный стратегический мозговой центр, содействующий формированию мировой транспортной политики, позволит Комиссии вывести вопросы развития наземных транспортных коридоров на глобальный уровень, а также укрепить свою роль как международной организации в многосторонней транспортной повестке. В качестве первого шага на встречу к взаимодействию заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Сергей Негрей и руководитель группы по автомобильному транспорту МТФ Елена Шатберашвили выразили готовность проработать вопрос о заключении меморандума по взаимодействию в области транспорта. Подписание такого меморандума даст возможность всесторонне использовать и внедрять в рамках ЕАЭС лучшие мировые практики в сфере транспорта и инфраструктуры.
Программа Путина «Великое общество»: правительство России наметило 12 крупных национальных проектов — Политика и дипломатия России
МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/. Правительство РФ опубликовало на своем сайте информацию обо всех 12 национальных проектах, которые планируется реализовать до конца 2024 года. Данные составлены на основании документов и заверений по нацпроектам, одобренных на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года.
Ключевые направления стратегического развития страны определены указом Президента Владимира Путина от 7 мая 2018 года. В документе обозначены 12 приоритетных направлений: «Цифровая экономика», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Образование», «Культура». , «Малый и средний бизнес и поддержка бизнес-инициатив», «Здравоохранение», «Демография», «Безопасные и качественные дороги», «Жилье и городская среда и наука». Работа над этими проектами направлена на «обеспечение прорывного научно-технического и социально-экономического развития России, повышение уровня жизни, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека», — подчеркнули в правительстве.
В пресс-службе Кабинета Министров отметили, что опубликованные материалы с последним обновлением 7 февраля «представляют в краткой наглядной форме основные целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации национальных проектов». «В документах также содержится ключевая информация о структуре, целях и результатах реализации Комплексного плана модернизации и обновления магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного постановлением правительства от 30 сентября 2018 года. «, — уточнила пресс-служба.
Сформулировав в майском указе задачи по организации и реализации национальных проектов, Путин потребовал на заседании Кабинета Министров ежеквартально тщательно контролировать выполнение указанных целей и показателей. Президент подчеркнул, что результаты «должны быть выражены не в цифрах и отчетах, а в реальных действиях и в восприятии людьми того, что на самом деле было сделано».
Путин также отметил, что практическая работа по реализации национальных проектов начнется в 2019 году. Он ожидает, что это будет «кропотливо и эффективно», сказал он.
Русское ПО
Согласно документам «Национальных проектов», к 2024 году доля закупаемого или арендованного российского программного обеспечения в госучреждениях должна составить более 90%.
Доля российского ПО должна быть выше 70% в госкомпаниях.
Как сообщалось ранее, общий оборот российских софтверных компаний в 2017 году вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 16,9 млрд долларов.
Экспорт сельскохозяйственной продукции
Россия должна увеличить экспорт сельхозпродукции в два раза до 45 млрд долларов к 2024 году, говорится в материалах «Национальных проектов».
Согласно документам, Россия может экспортировать сельхозпродукцию на сумму 24 млрд долларов в 2019 году и 28 млрд долларов в 2021 году.
Российский агроэкспорт по итогам 2018 года составил $25,9 млрд, сообщил ранее министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.
Экспорт несырьевых и неэнергетических товаров
Российский экспорт несырьевых и неэнергетических товаров должен вырасти на 85% до 250 млрд долларов к концу 2024 года. Экспорт составляет 135,1 млрд долларов США в качестве базовой стоимости.
Экспорт конкурентоспособной промышленной продукции должен вырасти на 80% по сравнению с базовым значением до 205 млрд долларов к концу 2024 года. Экспорт продукции машиностроения должен вырасти на 82% до 60 млрд долларов, а экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности — более чем в два раза до 37 млрд долларов.
Экспорт несырьевых и неэнергетических товаров должен вырасти на 8% в годовом исчислении и достичь в 2019 году $160 млрд, заявил ранее первый вице-премьер Антон Силуанов.
Питьевая вода
Минприроды России планирует увеличить долю населения России, обеспеченного качественной питьевой водой, с 87.с 5% до 90,8% к 2024 году, говорится в материалах о нацпроектах, опубликованных на сайте правительства РФ в пятницу.
Национальный проект «Экология» включает такие федеральные программы, как «Чистая страна», «Строительство объектов по сортировке и переработке твердых бытовых отходов преимущественно с использованием российских технологий и оборудования», «Чистый воздух», «Питьевая вода, «Сохранение уникальной водной системы озера Байкал» и «Сохранение лесов». Общая финансовая поддержка проекта составит 4 трлн рублей (60 долларов США).5 млрд) и 3,2 трлн рублей (48,4 млрд долларов) из внебюджетных источников.
Factbox: Новый премьер-министр России обещает ускорить работу над национальными проектами
МОСКВА (Рейтер) — Новый премьер-министр России Михаил Мишустин пообещал в четверг ускорить работу по достижению национальных целей, поставленных два года назад президентом Владимиром Путиным по всему миру. широкий спектр областей политики от здравоохранения до инфраструктуры.
Михаил Мишустин, выдвинутый президентом России Владимиром Путиным кандидатом на пост премьер-министра, выступает с речью на заседании Государственной Думы, нижней палаты парламента, в Москве, Россия, 16 января 2020 года. Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации/Раздаточный материал через REUTERS
Мишустин был неожиданным выбором Путина на пост главы правительства в рамках крупной политической и конституционной реформы, которая могла бы позволить президенту сохранить свою власть после 2024 года, когда его заканчивается четвертый срок.
Цели, впервые объявленные Путиным в 2018 году, предусматривают увеличение государственных расходов в 13 ключевых областях, чтобы стимулировать экономический рост и сделать Россию пятой по величине экономикой мира к 2024 году.
Согласно планам правительства, расходы на эти целевые направления составят около 25,7 триллиона рублей (417 миллиардов долларов США) и будут включать как частные, так и государственные средства.
Вот некоторые из ключевых целей каждого национального проекта.
1. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — Затраты: 1,73 трлн руб.
— Сделать медицинскую помощь доступной для всех россиян
— Увеличить среднюю продолжительность жизни россиян до 78 лет к 2024 г. с 71,6 в настоящее время
2. ОБРАЗОВАНИЕ — Затраты: 785 млрд руб.
— Сделать российскую систему образования конкурентоспособной на глобальном уровне и войти в десятку лучших в мире по качеству
— Сделать высшее образование привлекательным для иностранцев и удвоить количество абитуриентов из-за рубежа
3.ДЕМОГРАФИЯ — Затраты: 3,11 трлн
рублей — Повышение рождаемости до 1,7 ребенка на одну женщину к 2024 году, с 1,62
— Финансовая поддержка улучшения благосостояния семей, включая льготные ставки по ипотеке на уровне 6% и бесплатные курсы для женщин по отпуск по беременности и родам
4. КУЛЬТУРА — Затраты: 114 млрд. руб.
— Увеличить на 15% посещаемость учреждений культуры, включая театры и библиотеки
— Увеличить количество людей, имеющих доступ к цифровым культурным ресурсам, таким как онлайн-трансляции мероприятий
5.БЕЗОПАСНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ — Затраты: 4,78 трлн руб.
— Сократить смертность на дорогах на треть к 2024 г. за счет инвестиций в дорожную инфраструктуру и умные системы управления дорожным движением
6. ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА — Затраты: 1,07 трлн руб. жилья для семей со средним достатком, включая ипотечные кредиты менее 8%
— Строить до 2024 года 53 млн кв. площадью три миллиона гектаров
8.НАУКА — Затраты: 636 миллиардов рублей
— Войти в пятерку стран мира по научным исследованиям и разработкам, с 11 места в 2019 году
— Сделать Россию более привлекательной для иностранных ученых, возглавив 30% всех новых лабораторий молодыми исследователями
9. МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МСП) — Затраты: 482 млрд. руб.
— Иметь к 2024 году 25 млн. человек, занятых в МСП или работающих в качестве индивидуальных предпринимателей
— Увеличение доли МСП в процентах ВВП до 32.5 к 2024 г. с 22,9 в 2019 г.
10. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА — Затраты: 1,63 трлн руб.
— Сделать интернет доступным для всех, по сравнению с 45,2% в 2019 году, и покрыть 5G крупнейшие города России
11. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ — Затраты: 52 млрд. руб.
— Рост производительности труда на 5% в год для средних и крупных компаний
12. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЭКСПОРТ — Затраты: 957 млрд. руб. сырьевые отрасли до 250 млрд долларов США к 2024 году со 160 млрд долларов США в 2019 году
— Увеличение доли экспорта в обрабатывающей и сельскохозяйственной продукции и услугах до 20% ВВП к 2024 году
13.МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ — Затраты: 6,35 трлн. руб.
— Модернизация всей ключевой транспортной инфраструктуры, включая воздушные, железнодорожные, автомобильные, морские и речные, с целью увеличения экономической связанности по всей стране
Докладчик Александра Морского; Под редакцией Гарета Джонса
Новости — Правительство России
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко провел встречу с Министром иностранных дел Социалистической Республики Вьетнам Буй Тхань Соном, на которой обсуждались вопросы реализации и расширения перечня приоритетных российско-вьетнамских инвестиционных проектов. Особое внимание было уделено действиям, направленным на наращивание сотрудничества двух стран в торгово-экономической и банковской сферах.
Дмитрий Чернышенко и Буй Тхань Сон обсудили российско-вьетнамские инвестиционные проекты
Встреча была присутствовали также представители МИД России.
Дмитрий Чернышенко отметил, что российско-вьетнамские связи охватывают широкий круг вопросов в политика, торговля и экономика, научные исследования и технологии, а также культура и образование.
«Вьетнам — надежный друг и партнер», — сказал Дмитрий Чернышенко. «Наши отношения основаны на давнем традиции взаимовыгодного сотрудничества и взаимного уважения и пользуется статус всеобъемлющего стратегического партнерства. Однако мы считаем, что потенциал сотрудничества не был полностью реализован. Главное, мы должны продолжать наращивать объемы экспорта и импорта, активизировать реализация совместных инвестиционных проектов и определение новых точек роста Все одновременно.
«Я благодарен за добрые слова о Вьетнаме». — сказал Буй Тхань Сон. «Наши страны связывает крепкая дружба. То Вьетнамцы всегда высоко ценили отношения с Россией. Мы ценим ваше помощь и разделить ваши стратегические интересы, поэтому наш президент планирует посетить Россию в ноябре. У нашего премьер-министра отношения с Россией стоят на первом месте в его списке приоритеты и готов к посещению. Заместитель премьер-министра Ле Ван Тан хочет встретиться с вами в рамках деятельность межправительственной комиссии.
Дмитрий Чернышенко и Буй Тхань Сон обсудили российско-вьетнамские инвестиционные проекты
Встреча была присутствовали также представители МИД России.
Дмитрий Чернышенко отметил, что российско-вьетнамские связи охватывают широкий круг вопросов в политика, торговля и экономика, научные исследования и технологии, а также культура и образование.
«Вьетнам — надежный друг и партнер», — сказал Дмитрий Чернышенко. «Наши отношения основаны на давнем традиции взаимовыгодного сотрудничества и взаимного уважения и пользуется статус всеобъемлющего стратегического партнерства. Однако мы считаем, что потенциал сотрудничества не был полностью реализован. Главное, мы должны продолжать наращивать объемы экспорта и импорта, активизировать реализация совместных инвестиционных проектов и определение новых точек роста Все одновременно.
Дмитрий Чернышенко и Буй Тхань Сон обсудили российско-вьетнамские инвестиционные проекты
«Я благодарен за добрые слова о Вьетнаме». — сказал Буй Тхань Сон. «Наши страны связывает крепкая дружба. То Вьетнамцы всегда высоко ценили отношения с Россией. Мы ценим ваше помощь и разделить ваши стратегические интересы, поэтому наш президент планирует посетить Россию в ноябре.У нашего премьер-министра отношения с Россией стоят на первом месте в его списке приоритеты и готов к посещению. Заместитель премьер-министра Ле Ван Тан хочет встретиться с вами в рамках деятельности межправительственной комиссии».
Россия и Всемирный банк: Международная помощь развитию
- Сотрудничество в целях развития
- Официальная помощь в целях развития
- Международная ассоциация развития
- Целевые фонды
- Программные трастовые фонды для Европы и Центральной Азии
- Взаимодействие Группы Всемирного банка с Россией как поставщиком глобальных общественных благ
- Целевые фонды ГВБ, финансируемые Российской Федерацией
Сотрудничество в целях развития
Россия уже почти десятилетие активно формирует свою повестку дня сотрудничества в области развития. После председательства страны в «большой восьмерке» в 2006 году страна предприняла ряд важных шагов по расширению своих усилий по сотрудничеству в целях развития. Главными из них были значительное увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР) и активное участие в международных форумах, таких как Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), G20 и БРИКС.
В июне 2007 года Президентом Российской Федерации принята национальная стратегия помощи «Концепция участия России в международном содействии развитию».В этом стратегическом документе были установлены ключевые цели программы помощи стране на основе принципов ОЭСР-КСР ответственности и согласованности, предсказуемости и прозрачности, подотчетности и мониторинга, а также достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ).
В апреле 2014 г. принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в области содействия международному развитию», которая является логическим развитием предыдущей концепции, утвержденной в 2007 г. Основные принципы и приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере международной помощи в целях развития остаются прежними.
Определены следующие приоритетные направления международной помощи России в целях развития как на региональном, так и на глобальном уровне:
- повышение эффективности систем управления и улучшение условий для торговли и инвестиций в странах-получателях,
- наращивание промышленного и инновационного потенциала в странах-получателях,
- повышение экономической активности в странах-получателях,
- создание и укрепление национальных систем борьбы с организованной преступностью и терроризмом,
- поддержка усилий по постконфликтному миростроительству,
- реализация социально-экономических проектов в странах-реципиентах.
Официальная помощь в целях развития
Российская официальная помощь в целях развития неуклонно увеличивалась с примерно 100 млн долларов США в 2004 году до 1188 млн долларов США в 2017 году. Последняя сумма включает как двустороннюю, так и многостороннюю ОПР, включая взносы через Группу Всемирного банка.
Для России приоритетными направлениями сотрудничества являются здравоохранение, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, развитие человеческого потенциала, образование и наращивание институционального потенциала.
Во время мирового финансового кризиса 2008–2009 годов вклад России в помощь развитию составил 785 миллионов долларов.Также в этот период Россия инициировала создание инновационного механизма сотрудничества по реагированию на кризисы: Евразийского фонда стабилизации и развития, с обязательством России в размере 7,5 млрд долларов. Часть ОПР России предоставляется по многосторонним каналам, включая Группу Всемирного банка, систему ООН, крупные глобальные инициативы и целевые фонды.
Международная ассоциация развития
Россия укрепила свою глобальную роль, расширив свою приверженность многосторонним механизмам развития. С 2004 года Россия неуклонно увеличивала свою помощь Международной ассоциации развития (МАР) и поддерживала ряд глобальных инициатив в области развития, внося вклад в различные многосторонние агентства, включая трастовые фонды, находящиеся в ведении Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Россия является партнером МАР с момента девятого пополнения (называемого «МАР9») в 1997 г. МАР17 была в центре внимания взаимодействия России со Всемирным банком в 2013 г., когда Россия выразила решительную поддержку МАР как важного многостороннего механизма для оказание помощи беднейшим странам.Российская Федерация поддержала МАР на уровне министров, используя свое положение в качестве председателя «Группы двадцати», и в декабре 2013 года в Москве провела встречу по пополнению МАР-17.
Целевые фонды
Целевой фонд (ТФ) — это механизм финансирования, созданный за счет взносов одного или нескольких внешних доноров или партнеров и, в некоторых случаях, Группы Всемирного банка для поддержки деятельности, связанной с развитием, включая наращивание потенциала.
Россия имеет 22 трастовых фонда МАР/МБРР, 14 из которых в настоящее время действуют.Обязательства по этим программам достигли в общей сложности почти 267 миллионов долларов. Российские трастовые фонды, находящиеся в ведении IRBD, сосредоточены на таких темах, как борьба с инфекционными заболеваниями, качество базового образования, доступ к энергии, реагирование на продовольственный кризис и программы социальной поддержки.
Также Россия вместе с другими донорами международной помощи в целях развития внесла свой вклад в ряд важных глобальных инициатив, включая списание долгов стран с наибольшей задолженностью и борьбу со СПИДом, туберкулезом и малярией.
Портфель трастовых фондов России особенно ориентирован на накопление знаний и опыта в развивающихся странах через трастовые фонды, такие как Программа развития потенциала Европы и Центральной Азии (ЕЦА), Наращивание статистического потенциала ЕЦА, Российская помощь в области образования, Управление государственными финансами и другие . Российские трастовые фонды финансируют такие виды деятельности, как техническое содействие, обучение, обмен знаниями между коллегами, а также разработку наборов инструментов и методологий.
Программные трастовые фонды для Европы и Центральной Азии
Трастовый фонд Программного управления государственными финансами (УГФ) в размере 18 миллионов долларов США поддерживает программы исследований и анализа, обучения, институционального развития и наращивания потенциала в странах региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА) для укрепления их систем УГФ.
Многосторонний донорский трастовый фонд для развития потенциала стран ЕЦА в размере 23 млн долларов США финансирует проекты и программы в странах с низким уровнем доходов в регионе ЕЦА с целью повышения качества и скорости их подготовки. Целевой фонд использует несколько подходов для укрепления потенциала разработки политики и проектов.
Многосторонний донорский трастовый фонд для развития статистического потенциала в размере 15 млн долл. США направлен на решение проблем, связанных с потенциалом и финансовыми ограничениями, с которыми сталкиваются статистические системы стран Восточной Европы и региона СНГ, уделяя особое внимание странам-заемщикам МАР.
Взаимодействие Группы Всемирного банка с Россией как поставщиком глобальных общественных благ
Расширение взаимодействия с Россией как поставщиком глобальных общественных благ будет иметь центральное значение для будущего сотрудничества Группы Всемирного банка с этой страной. Участие Группы в председательстве России в АТЭС в 2012 г. и в «Группе двадцати» в 2013 г. позволило организации играть активную роль в формировании и реализации глобальной повестки дня в области развития.
Нынешнее сотрудничество между Группой Всемирного банка и Россией позволяет организации оказывать поддержку и консультировать своего клиента не только по вопросам внутреннего экономического развития, но и по международным и глобальным вопросам развития, таким как социальная защита, продовольственная безопасность и глобальное здравоохранение – тем самым способствуя расширению участия России в обеспечении глобальных общественных благ.
Программа «Цифровая экономика России»: эффективная стратегия цифровой трансформации?
В этом разделе представлен анализ содержания программы с точки зрения ее определений, целей и показателей. Основное внимание в нем уделяется государственной программе 2017 года как концептуальному документу, закладывающему основу для последующей национальной программы (2018 год), которая имеет более целевую направленность. Анализ также показывает, как широко сформулированные цели первоначальной программы были переопределены и уточнены в национальной программе 2018 года с более конкретными задачами, показателями и механизмами реализации.
4.4.1 Определение цифровой экономики
В государственной программе цифровая экономика определяется как «экономическая деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровой форме» (Программа 2017, 4–5). В классической экономической теории труд, капитал и сырье считаются основными факторами производства. В условиях инновационной экономики технологии и знания также играют ключевую роль в производстве. Однако непонятно, почему данные в цифровом виде следует считать основным фактором производства (Иванов, Малинецкий, 2017, 6).Авторы программы дают следующее пояснение: «В настоящее время данные становятся новым активом, в основном, за счет их альтернативной ценности, то есть по мере того, как данные используются для новых целей и реализации новых идей» (Программа 2017, 5). При этом в программе эти новые цели не указаны. Связанная с этим критика заключается в том, что «данные в цифровой форме» не определяют сути современной цифровой экономики, поскольку данные всегда использовались для описания и оценки экономической деятельности (Якутин, 2017, 32).Более простым и понятным определением цифровой экономики было бы «экономика, основанная на цифровых технологиях». Следовательно, стратегическое управление процессами цифровизации российской экономики предполагает, во-первых, управление развитием цифровых технологий и, во-вторых, управление процессами их внедрения в экономическую сферу (Якутин, 2017, 36).
4.4.2 Цели программ
Программа 2017 года определяет три основные цели следующим образом.Первая цель — «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации», обеспечивающей эффективное взаимодействие бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства и граждан России. Эта цель сформулирована слабо и вряд ли может претендовать на статус долгосрочной цели деятельности государства по цифровизации. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» «экосистема цифровой экономики» определяется как «партнерство организаций, обеспечивающее непрерывное взаимодействие их технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан» (Стратегия 2017, 5).Таким образом, создание экосистемы цифровой экономики влечет за собой создание «партнерства организаций». Однако партнерство не является основным элементом цифровой экономики (Якутин 2017, 41). Вне зависимости от того, образуют или не образуют товарищества предприятия-владельцы цифровых технологий, интернет-порталов и серверов, экономика не перестает быть цифровой.
Вторая цель определяется как «создание необходимых и достаточных институциональных и инфраструктурных условий, устранение существующих препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных предприятий и предотвращение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках» (Программа 2017, 2).Эта цель слишком велика и слишком сжата по своему содержанию. Ее можно разделить на две отдельные стратегические задачи: формирование институциональной среды цифровой экономики России и создание ее инфраструктуры.
Третья цель – повышение конкурентоспособности российской промышленности и экономики в целом на мировом рынке. Однако эту цель нельзя считать одним из направлений цифровизации. Конкурентоспособность сама по себе является результатом развития цифровой экономики. Хотя повышение конкурентоспособности является необходимой задачей, она требует активной и разнообразной экономической политики. В программе такой политики нет (Якутин 2017, 45).
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018 г.), разработанная на основе программы 2017 г., переопределяет цели следующим образом. Первая цель — трехкратное увеличение внутренних расходов на развитие цифровой экономики из всех источников (по доле в ВВП) по сравнению с 2017 годом. Вторая цель — «создание устойчивой и защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростных передача, обработка и хранение больших объемов данных, доступных всем организациям и домохозяйствам.Третья цель — использование преимущественно отечественного ПО государственными органами, органами местного самоуправления, организациями. Таким образом, по сравнению с предыдущей программой национальная программа цифровой экономики имеет более конкретные цели. Следовательно, индикаторы также были соответствующим образом переопределены. Они представлены в таблице 4.1. Таблица 4.1Основные показатели национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018 г.) значительное улучшение оригинальной версии программы.В связи с этим следует отметить переход от очень широко сформулированной цели создания экосистемы цифровой экономики к более конкретной задаче увеличения внутренних расходов на развитие цифровой экономики с отладкой необходимой методологии. По сравнению с предыдущей версией использование отечественного ПО государственными органами возведено в число основных целей программы. В программе 2017 года эти меры были учтены в рубрике «Информационная безопасность» с соответствующими показателями снижения доли зарубежного ИКТ-оборудования и программного обеспечения в закупках федеральных и региональных органов власти и государственных предприятий (ГП).В новой программе используются разные показатели для государственных органов и государственных предприятий, но основное внимание уделяется исключительно программному обеспечению, исключая оборудование ИКТ. В целом, программа была пересмотрена таким образом, чтобы цели, конкретные меры, которые должны быть реализованы, и целевые индикаторы соответствовали друг другу. Однако большая часть первоначальной критики по поводу отсутствия мер по рационализации производства отечественного ИКТ-оборудования остается в силе. Точно так же в программе нет указаний на то, что она направлена на устранение импортозависимости в компонентной базе оборудования или на создание механизмов преодоления жесткого санкционного режима, применяемого к российским высокотехнологичным компаниям (Якутин 2017, 37).
4.4.3 Уровни цифровой экономики
Согласно программе цифровая экономика включает три уровня: рынки и отрасли , где происходит взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров и услуг); платформы и технологии , где формируются компетенции для развития рынков и отраслей; и среда , создающая условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынка и охватывающая регламенты, информационную инфраструктуру, персонал и информационную безопасность. Программа фокусируется на «двух нижних уровнях цифровой экономики», а именно на развитии ключевых институтов, создающих условия для развития цифровой экономики (регламент, кадры и образование, формирование научно-технологических компетенций) и базовые инфраструктурные элементы цифровой экономики (информационная инфраструктура и информационная безопасность) (Программа 2017, 2–3).
Выделенные в программе уровни цифровой экономики не соответствуют традиционным микро-, мезо- и макроуровням, установленным в экономической теории (Якутин 2017, 45).Первый, «верхний» уровень, по программе «рынки и отрасли», предполагает взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров и услуг). Другими словами, это уровень предприятия или микроуровень. Ссылаясь на микроуровень как на «верхний» уровень цифровой экономики, программа ставит с ног на голову устоявшуюся экономическую теорию. Два «нижних» уровня, согласно программе, — это платформы и технологии и «среда».
В программе указано, что она «сосредоточена на двух нижних уровнях цифровой экономики», но на практике ограничивается лишь одним уровнем — «окружающей средой», разбитой на два компонента — институты и инфраструктуру (Программа 2017, 2–3) . Таким образом, основными направлениями создания цифровой экономики программа видит развитие различных институтов и инфраструктуры. В этой постановке задач опущена сама цифровая экономика, или, если использовать терминологию программы, весь второй уровень — цифровые платформы и технологии. Это упущение примечательно, учитывая, что цифровая платформа общепризнанно считается строительным блоком цифровой экономики. Он определяется как система алгоритмических взаимоотношений значительного числа участников рынка, объединенных единой информационной средой, что снижает транзакционные издержки за счет использования пакета цифровых технологий и изменений в разделении труда (Якутин 2017, 47). ).Цифровая платформа, таким образом, по праву может претендовать на статус основного «уровня» цифровой экономики, без каких-либо оговорок по поводу второго, третьего или более низких уровней.
4.4.4 Сквозные технологии
Программа обеспечивает поддержку разработки «сквозных» технологий, но не дает определения этого термина. В рамках программы попадают девять технологий, в частности, большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорики, беспроводные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности ( Программа 2017, 3).Список технологий будет обновляться по мере появления и развития новых технологий. Программа также будет дополняться соответствующими разделами и дорожными картами в процессе реализации конкретных мероприятий в сфере здравоохранения, создания «умных городов», государственного управления.
По словам экс-министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, представившего программу на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, сквозные технологии — это «когда цифровая технология разрабатывается один раз и может применялись многократно в различных отраслях промышленности» (Заседание 2017).Однако в программе не указан экономический механизм, делающий эти технологии «сквозными». Если технология была кем-то «когда-то» разработана, то каков механизм, который позволит этой технологии «уйти» от своего владельца и найти свое «сквозное» применение «в различных отраслях»? Якутин (2017, 50) поднимает в этой связи ряд обоснованных вопросов: кто будет за это платить? Кто будет обеспечивать его распространение? Как насчет авторских прав и прав на интеллектуальную собственность? Государственная программа не дает ответов на эти вопросы.Выбор из девяти «сквозных» технологий, перечисленных в программе, также произволен. Согласно Sneps-Sneppe et al. (2018, 38), девять сквозных технологий, определенных в программе, представляют собой случайный набор современных технологий, и едва ли не самых важных. Кроме того, трудно заметить проявление этих технологий в программе.
По сравнению с первоначальным вариантом программы доработанная национальная программа (2018 г.) представляет собой улучшение в части введения ряда конкретных мероприятий по развитию «сквозных» технологий, которые заложены в новый федеральный проект « Цифровые технологии. Эти меры направлены на достижение цели национальной программы по увеличению внутренних расходов на цифровую экономику и включают (1) создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных исследований и разработок (НИОКР) и ( 2) создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включая венчурное финансирование и другие институты развития. Первая задача включает в себя комплекс мер, таких как разработка дорожных карт развития перспективных сквозных цифровых технологий, создание цифровых площадок для проведения НИОКР в этих технологиях, поддержка российских высокотехнологичных компаний, разрабатывающих продукты, услуги и платформы. решения на базе сквозных технологий для цифровой трансформации приоритетных отраслей и формирование спроса на российские цифровые технологии, продукты и платформенные решения, в том числе за счет запуска цифровой трансформации госкорпораций и компаний с госучастием.
Европейский Союз и Российская Федерация
Изменение климата и окружающая среда являются областями огромной важности как для ЕС, так и для России.
И ЕС, и Россия являются Сторонами Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Для них обоих вступило в силу Парижское соглашение (после того, как ЕС ратифицировал соглашение в октябре 2016 года, а Россия «приняла» его в сентябре 2019 года). Парижское соглашение является первым в истории универсальным, юридически обязывающим глобальным соглашением, направленным на предотвращение опасного изменения климата путем ограничения глобального потепления значительно ниже 2°C и усилий по ограничению его до 1°C.5°С.
В ноябре 2019 года Президент Путин подписал указ, предписывающий Правительству «обеспечить к 2030 году снижение выбросов парниковых газов (ПГ) до 70 процентов по сравнению с уровнем 1990 года». Это стало «Определяемым на национальном уровне вкладом» (ОНВ) России в рамках реализации Парижского соглашения.
В декабре 2019 года в России был принят национальный план адаптации к изменению климата до конца 2022 года. Кроме того, вскоре свет увидят долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития и закон об ограничении выбросов парниковых газов.Закон введет обязательную отчетность для крупнейших эмитентов ПГ.
Имея 5% глобальных выбросов парниковых газов, Россия является пятой страной в мире по величине выбросов после Китая, США, ЕС и Индии. Уровни его выбросов на душу населения и интенсивность выбросов высоки. Хотя он является одним из крупнейших производителей газа, нефти и угля и по-прежнему имеет плохие показатели энергоэффективности, он также является крупнейшей лесной страной в мире. Из-за того, что Россия является соседом ЕС, ее климатическая политика, помимо глобального воздействия, также оказывает прямое влияние на ЕС из-за риска утечки углерода и искажения конкуренции в торговле энергией и товарами.
Россия может похвастаться огромными территориями, нетронутыми человеком, и содержит более 20% водных ресурсов и лесов Земли. Но в то время как Россия является домом для уникальных природных ресурсов, она также страдает от ряда экологических проблем, некоторые из которых являются наследием советского прошлого, некоторые вызваны недавним экономическим ростом, угрозами биоразнообразию, вырубкой лесов и незаконными рубками, водой, воздухом. и загрязнение почвы входит в число наиболее серьезных. Учитывая его географическую близость, общие сухопутные и морские границы, многие из этих вопросов вызывают общую озабоченность и должны решаться сообща.
Учитывая общие протяженные сухопутные и морские границы, взаимосвязанные биосистемы и общие риски, экологические проблемы можно и нужно решать сообща. Необходимость совместных действий с остальным международным сообществом еще более очевидна в области изменения климата и глобального потепления.
Европейский Союз сотрудничает с Россией по вопросам изменения климата и окружающей среды в рамках многочисленных международных организаций, конвенций и органов и агентств Организации Объединенных Наций. РКИК ООН является одним из примеров международного форума, где ЕС и Россия активно сотрудничают в достижении глобальной цели предотвращения глобального потепления и его катастрофических последствий для человечества.
На двустороннем уровне Европейский Союз и Россия сотрудничают по экологическим вопросам с 1995 года. За последние два десятилетия ЕС оказал поддержку многочисленным проектам, направленным на улучшение экологических стандартов в России.
В настоящее время ЕС направляет свою поддержку действиям в области климата и окружающей среды через свои текущие партнерские инициативы – приграничное сотрудничество (CBC), Северное измерение (ND) и стратегическое партнерство для реализации Парижского соглашения. (СПИПА).
В программах трансграничного сотрудничества (ПГС) окружающая среда является одной из приоритетных тематических целей. Реализуются семь приграничных программ приграничного сотрудничества с участием России (Коларктик, Карелия, Юго-Восточная Финляндия-Россия, Эстония-Россия, Латвия-Россия, Литва-Россия и Польша-Россия). Программы направлены, в частности, на модернизацию систем отопления в школах и больницах, модернизацию пунктов пересечения границы, пропаганду здорового образа жизни путем строительства центров отдыха или внедрения экологического образования, сотрудничество в целях обеспечения чистой природной среды и эффективного управления природными ресурсами, сотрудничество в целях повышения доступности регионы, продвижение инновационного потенциала, устойчивые транспортно-коммуникационные модели.Тематические задачи этих программ были совместно одобрены Сторонами в соответствии с национальными программами и стратегиями. Кроме того, северо-западные регионы России являются партнерами программы Интеррег Балтийского моря, программы, которая поддерживает комплексное территориальное развитие и сотрудничество для более инновационного, более доступного и устойчивого региона Балтийского моря. Программа софинансируется Европейским союзом на основе соглашения между государствами-членами ЕС: Данией, Эстонией, Финляндией, Латвией, Литвой, Польшей, Швецией и северными частями Германии. Из средств программы на проектную деятельность в России и Беларуси выделено 8,8 млн евро. Поддержка этих программ CBC будет продолжена как Interreg NEXT (программы CBC нового поколения на 2021–2027 годы).
Экологическое партнерство Северного измерения (ЭПСИ) – это ориентированная на результат инициатива, отвечающая на призывы международного сообщества, в частности России и Беларуси, к согласованным действиям для решения наиболее насущных экологических проблем в регионе Северного измерения – обширной территории вокруг Баренцево и Балтийское моря.Цель ЭПСИ – помочь решить проблему загрязнения, вызванного плохой очисткой сточных вод, недостаточными мерами по повышению энергоэффективности и неадекватным обращением с бытовыми, сельскохозяйственными и ядерными отходами. Включает в себя проекты по очистке сточных вод в Санкт-Петербурге, Калининграде, Петрозаводске, Архангельске, Новгороде, Вологде, Сыктывкаре, Пскове, Гатчине, Выборге и Великом Новгороде, проекты по восстановлению централизованного теплоснабжения в Калининграде, Вологде и Гатчине, проект по обращению с твердыми отходами в Петрозаводске, проекты по очистке сточных вод. в Петрозаводске и проекты по снижению выбросов черного углерода от местного производства тепла и электроэнергии в Вологде.ЭПСИ также используется для приоритетных проектов ядерной безопасности , для смягчения последствий эксплуатации атомных кораблей и подводных лодок Северного флота России, находящихся на разных стадиях вывода из эксплуатации. Общий объявленный размер фонда поддержки Северного измерения составляет 348,2 млн евро, при этом ЕС является крупнейшим вкладчиком с общей суммой 84 млн евро.
SPIPA — это многострановой проект, который способствует усилиям ЕС в области климатической дипломатии и сотрудничеству между ЕС и крупными неевропейскими экономиками, включая Россию, для содействия реализации Парижского соглашения.Чтобы реагировать на изменение климата, SPIPA сотрудничает с российскими экспертами в таких областях, как леса, энергоэффективность зданий и методологические аспекты моделирования декарбонизации.
(PDF) Установление приоритетов в странах ЕС и Российской Федерации: лучшие практики.
62
3.3 Определение приоритетных направлений
для взаимовыгодного и эффективного сотрудничества в таких областях, как авиационные технологии, энергетика, окружающая среда и изменение климата, продовольствие, сельское хозяйство, биотехнологии,
здравоохранение, ИКТ, мобильность исследователей, нанотехнологии и материалы,
исследовательская инфраструктура и космос [European Commission, 2014]. ].
Сотрудничество с Россией также инициируют отдельные государства-члены ЕС
– участники проектов ERA.Net; ряд таких совместных проектов
реализован совместно с российскими партнерами.
Два пилотных многосторонних конкурса предложений были организованы по номеру
в рамках проекта ERA.Net RUS в 2011 году [ERA.Net RUS, 2012]:
для инновационных проектов и научно-технических проектов. Финансирование было предоставлено
профильными агентствами из 11 стран – государств-членов ЕС, ассоциированных стран
и России (Российская академия наук, РФ
Фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный фонд,
Фонд содействия развитию Малые инновационные предприятия в сфере науки и техники
). Общий бюджет конкурса инновационных проектов
(получено 52 заявки, профинансировано 11 проектов) составил
2 980 000 евро, из которых российская сторона предоставила 1 500 000 евро
[ERA.Net RUS, 2015b]. Общий бюджет S&T Projects call
(получено 183 заявки, профинансирован 31 проект) составил 5 930 000 евро,
, из которых российская сторона предоставила 1 300 000 евро [ERA.Net RUS,
2015c].
В рамках ERA также было проведено прогнозное исследование.Net
RUS проект: «Европейско-российское научно-техническое и инновационное сотрудничество», который
позволил уточнить и уточнить тематические направления для
Россия-ЕС научного сотрудничества. Исследование проведено
НИУ ВШЭ ИСИЭЗ совместно с Объединенным исследовательским центром Европейской Комиссии
Института перспективных технологических исследований
(JRC-IPTS, Испания) и Центром социальных инноваций (ZSI, Австрия)
[Соколов и др.
Добавить комментарий