Логистика это управление: Логистика – что это такое? И кто такие логисты и логистические компании?
РазноеОрганизация логистики. Принципы, планирование, правила
Содержание страницы
Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.
Цели и задачи логистики
Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии – повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.
Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:
- оптимизация процессов производства, складирования, транспортировки, снабжения;
- грамотное осуществления руководства материальными запасами;
- алгоритмизация движения товаров;
- минимализация времени достижения товаром конечного потребителя;
- рационализация различных потоков – денежного, информационного, материального и пр.;
- снижение затрат на общую логистику;
- повышение стандартов потребительского сервиса;
- работа с упаковкой и тарой.
Составляющие логистической структуры
Логистика включает в себя такие элементы, как:
- Минимизация издержек.
- Увеличение прибыльности от каждой поставки.
- Заключение договоров.
- Управление запасами.
- Создание эффективной схемы доставки товара.
- Налаживание связи с таможенными органами.
- Мониторинг текущего спроса на рынке.
- Транспортировка продукции до конечного потребителя.
- Контроль над запасами на складах.
- Хранение и упаковка.
Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.
Организационная логистическая схема
Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:
- Исполнительный директор, входящий в состав совета компании.
- Менеджеры различных отделов и их подчиненные.
- Группы воплощения конкретных логистических проектов: организация центров распределения товаров, расширение соответствующих платформ, работа над дизайном систем логистики.
- Руководители, отвечающие за оперативную работу, транспортировку сырья и комплектующих.
Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:
- Встраивание групп в состав логистической службы. К примеру, это может быть контроль над исполнением проекта, инжиниринг в различных хозяйствах.
- Создание отдельных подразделений. В них будут задействованы свои сотрудники. Перед подразделениями ставятся конкретные задачи. К примеру, это может быть организация доставки ресурсов.
- Группы создаются с участием сотрудников, которые уже работают в компании.
Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.
Базовые направления деятельности логистических служб
Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:
- Транспортировку. Включает в себя внутренние и внешние перевозки, подбор вида ТС, заботу об обслуживании транспортных средств.
- Структуру основных средств. Предполагает управление складами, оборудованием, распределение активов.
- Запасы. Включает в себя снабжение сырьем, создание различных типов запасов, обработка возвращенных запасов.
- Маневрирование ресурсами. Это сортировка, обработка и упаковка товара.
- Коммуникация. Включает в себя обработку поступающих заказов, составление прогнозов относительно спроса, планирование производственных процессов, обновление базы данных.
Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.
Рекомендации по организации логистики
Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:
- Правильное формулирование функций подразделения и конкретных сотрудников. Функции должны быть оговорены предельно точно. Необходимо сформулировать наименование должности, подотчетность, ответственность, обязанности и права.
- Определение точного количества сотрудников, которое необходимо для решения задачи. Руководитель фирмы должен определять стратегию логистики, составлять прогнозы.
- Прием на работу профессионального менеджера. Специалист должен разбираться именно в логистике. Он должен соответствовать должности, иметь все соответствующие знания и навыки.
Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.
Два логистических рынка
Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках – предпринимательском и потребительском.
Рынок поставщиков включает в себя:
- сырье;
- оборудование;
- комплектующие, запчасти;
- расходные материалы;
- товары, которые предназначены к перепродаже;
К рынку потребителей
- конечные пункты потребления;
- сеть розничной торговли;
- оптовики;
- дистрибьюторы;
- дилеры;
- торговые дома.
По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.
Три уровня логистической структуры
Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:
- Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
- Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.
Информационный уровень
Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:
- Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
- Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
- Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
- Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.
Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.
Основные логистические проблемы
Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:
- Служба логистики и прочие подразделения компании не связаны между собой. Проблема часто возникает тогда, когда функциями логистики ранее были наделены прочие подразделения, однако позже был сформирован обособленный отдел.
- Отсутствует эффективная логистическая структура. Проблема возникает вследствие расхождения направлений производственной деятельности.
- Нет оптимальной организационной структуры. Мотивацией сотрудников является их неуверенность в своем положении.
Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.
что это, менеджмент системы, концепции логистических цепочек — статья о методах организации
Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята.
Продолжить
Организация системы управления логистическими цепями поставок
Фирма должна сделать последовательные шаги, чтобы превратить сырье в конечную продукцию. И еще несколько движений, чтобы реализовать их потребителю. Давайте обсудим первые 5, в пределах которых происходит создание товара.
Планирование
В этот момент разрабатывают план, в котором указывают, какие услуги или продукты могут отвечать потребностям клиентов. Лучше сосредоточиться на тех линейках, которые дадут максимальную прибыль при минимальных затратах. Правильно выделять такую продукцию еще на составлении стратегии на ближайшие год или два. Это необходимо, чтобы научиться управлять доступными ресурсами. Также разрабатывают показатели, на которые можно ориентироваться при составлении.
Разработка
Здесь занимаются созданием отношений с контрагентами – поставщиками, коллегами, посредниками. Они должны быть прочными и надежными, своевременно привозить сырье, забирать партии и не подводить. Следует внимательно подходить к выбору фирм, с которыми будет заключаться контракт, и прописывать там все условия – доставки, оплаты, задержек и прочих.
Другими словами, еще до того, как появится сам продукт, у него должно начать складываться ценообразование – создание, доставка, оплата работы поставщиков. Кроме того, необходимо создать специальные метрики, которые помогут контролировать и постоянно улучшать взаимоотношения.
Также руководители цепочки могут объединять процессы между собой или разделять их в отдельные линии. В такую обработку попадает проверка поставок, перенаправление их в производственную мощность, перевод платежей на автоматизацию или авторизацию через программу.
Производство
Это третий шаг, на котором начинают непосредственно ставить на поток изделия, которые нужны клиентам.
Здесь разрабатывают, создают, проверяют, контролируют и пакуют целые партии продуктов для продажи. Их распределяют по секторам склада и готовят к отправке. Менеджер обязан распланировать все действия так, чтобы не было задержек или, наоборот, нехватки времени для всех нужных этапов.
Поэтому часто проверяется эта часть работы, ее можно замерить, узнать производительность, объемы, планы составить на основе мощностей, изучить уровень качества и подумать, как его повысить.
Доставка
Как понятно из названия, цель этого шага – вовремя отправить продукт клиенту в пункт назначения. Он должен получить его в назначенный день и в указанном месте. Эту фазу называют также логистикой, особенно если фирма сотрудничает с другими организациями, например, курьерскими.
Обычно компания стремится обрастать сетью из внешних доставщиков и складов, чтобы экономить на аренде и собственных курьерах. Настраивается специальная система для выставления счетов покупателям, это минимизирует траты времени на подписание чека.
Виды потоков
УЦП — это система сырья, информации и продуктов, которые движутся между организациями, их поставщиками, потребителями, посредниками и другими компаниями, которые каким-либо образом участвуют в создании и продаже. Давайте разберем их разновидности.
Материалы
Это плавный переход товара от производителя к получателю. Это становится возможным с участием различных складов дилеров, дистрибьюторов и розничных реализаторов. Главная проблема, которую приходится решать на этом этапе – необходимость обеспечить перемещение продукции без остановок и как можно быстрее. Чем скорее будет двигаться товар, тем дешевле это обойдется для компании.
В обратную сторону поток тоже работает. Например, когда нужно произвести любого рода ремонт или заменить изделие с истекающим сроком хранения на свежий. В этом случае элементы двигаются в обратном направлении, от покупателя к производителю. Существует движение и внутри фирмы, между отделами и цехами.
Данные
Здесь хранятся и передаются самые разные цифры и тексты – ценники, заказы под поставку, различные диаграммы или графики, схемы прибыли и планы по дальнейшему росту компании. Обязательно анализируется информация по уже проданным объемам, чтобы предположить, сколько будет продано в дальнейшем.
Также жалобы любого характера – от клиентов, от сотрудников, на качество или перемены в техническом исполнении. Хранятся и изучаются отчеты о работе поставщика, отчетность по прибыли и затратам, счета-фактуры и другие финансовые бумаги.
Система управления логистическими цепочками поставок — это система, в которой успешно взаимодействуют производитель и потребитель. В сети могут участвовать также и другие лица – дистрибьюторы, дилеры или розничные торговцы.
Деньги
Производитель выставляет счета, на принимающей стороне их проверяют и оплачивают, если все правильно. Это основа процесса, который повторяется огромное количество раз. В случае если есть претензия, она тоже изучается и часть средств (или все) возвращаются покупателю, а бракованный товар – его создателю.
Важно понять, что для эффективной работы любой организации следует правильно выстроить бизнес-процессы так, чтобы можно было прикладывать минимум усилий. Более того, обычно менеджеру сложно определить, какие данные станут для него критически важными при принятии решений, поэтому желательно, чтобы все они были видимыми для него одним нажатием кнопки.
Компоненты потока
Мы разобрались, что можно отнести к основным вехам жизнедеятельности фирмы. Теперь давайте разберемся, какие элементы присутствуют внутри них.
Транспортные средства
Без этого не обойдется ни одна SCM система, даже если они выносят доставку на аутсорс. Наличие транспорта необходимо для бесперебойной поставки сырья, для перемещения между складами или цехами.
На этот элемент влияют растущие цены на бензин, экономическая нестабильность, меняющиеся ожидания от потребителей, поведение поставщиков, глобализация и даже перемены внутри отрасли и трудового права.
Если товар не придется транспортировать и он предоставляется по месту производства, включить в планирование транспорт все равно придется – от него зависит, как будут работать все остальные потоки.
Решения в долгосрочной перспективе
В это понятие вкладывают схемы, которые должен проработать менеджер по логистике, чтобы продукция попадала к конечному потребителю вовремя и в нужное место. Чтобы все правильно спроектировать, сотрудник обязан разбираться в том, как быстро производятся и обычно доставляются партии, с какой периодичностью и сезонностью это происходит, как влияют физические особенности продукции на запросы клиентов, если они имеются.
Довольно мало существует изделий, спрос на которые не меняется в зависимости от времени года, суток или других факторов. Поэтому необходимо учитывать все, поднимать данные за прошлые аналогичные периоды, сравнивать прибыль и продажи, постоянно искать новые сети и каналы сбыта. Важно помнить, что ни один получатель не будет постоянным в долгосрочной перспективе.
Если самостоятельно просчитать все эти нюансы сложно, то стоит обратиться в «Клеверенс». Наши сотрудники подберут программу, которая поможет рассчитывать нужные цифры для заказа новой партии сырья, основываясь на огромных массивах данных. С помощью этого ПО можно проанализировать предыдущие периоды и на их основе построить потребность в дальнейшей нагрузке. Планы на ближайшее время будет значительно проще составлять и применять.
Решения Lane Operation
Здесь менеджеры занимаются ежедневным планированием грузовых перевозок на основе постоянно меняющейся информации. Они работают как на входящем узле доставки, так и на исходящем, чтобы потребности в услугах можно было удовлетворить на минимальных затратах.
Если сотрудники будут правильно интегрировать в свою работу различные программы и научатся обрабатывать информацию, то продукт будет доставлен до клиента в любой момент незамедлительно, когда он потребуется, в том количестве, в котором необходим. Это помогает экономить на перевозках и хранении. Важно научиться планировать и готовить место под прибытие, чтобы это получалось.
Выбирается перевозчик и его режим
Еще одно решение, которое следует заранее принять – как будет перемещаться продукция. Необходимо определиться с типом транспорта. Это может быть железная дорога, обычные грузовые авто, через море или самолетом – вариантов множество, советуем просчитать несколько, чтобы найти оптимальный.
Операции на последнем уровне
Если в багажном отсеке находится несколько грузов для разных отправителей, то необходимо правильно построить маршрут, потом загрузить все в корректной последовательности, расписать в листе. Затем следует проинформировать водителя о том, где его первые остановки, чтобы ему не приходилось перекладывать половину автомобиля в поисках нужных посылок и делать ненужные остановки.
Хранение
Один из важнейших этапов. В последние годы требования клиентов становятся в разы выше, ожидания постоянно растут. Они желают, чтобы продукт оказывался у них на пороге в тот же день или на следующий, при этом с адекватной стоимостью. Поэтому приходится прикладывать огромные объединенные усилия IT, кадров и инженеров. А главное – правильно составить цепочки поставок.
Закупки
Еще один серьезный элемент. Компании необходимо определиться, все ли она будет делать своими силами или что-то передаст на аутсорс. Иногда это оказывается отличным решением, которое экономит огромные деньги.
Контроль возвратов и управление ими
Если программа обратной логистики правильно создана, то менеджеры всегда будут знать о том, какие продукты возвращаются чаще, что ремонтируется и другие нюансы.
Послепродажное обслуживание
Это не менее важный фактор, чем все перед ним, ведь предприятия предлагают покупателям не просто товары, а решение каких-то проблем или ожиданий.
Сюда можно включить дополнительные продажи запасных частей, обновлений, техобслуживание, ремонт, гарантию, обучение персонала взаимодействию с изделием.
Хотите внедрить «Склад 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.
Спасибо!
Спасибо, ваша заявка принята!
Продолжить
Основные фазы и методы управления цепями поставок на предприятии
Если поделить процесс на отдельные законченные линии, связанные с принятием решений, то обычно все раскладывается на 3 этапа.
Стратегия
Здесь все решается руководством. В первую очередь, учитываются такие разделы: цены, долгосрочные прогнозы, изучение рыночных условий. Стараются отследить, как будет вести себя рынок в дальнейшем, составляется макет, излагаются цели и обязанности всех участвующих. Все стратегически важные постановления принимаются вышестоящими органами.
Планирование
Этот процесс выполняется на основе спроса и предложения. Сначала делаются исследования и опросы, чтобы понять, чего хотят клиенты. Необходимо стремиться к постоянному обновлению и получению актуальной информации. Фаза включает в себя все элементы от начала прогнозирования. Считается, что все сделано правильно, если в краткосрочном планировании хорошо работает.
Операции
Последний этап в принятии решений, внутри которого состоит много функциональных долей, некоторые из которых решаются за минуту или день. Основная цель – свести к минимуму неопределенность и оптимизировать производительность организации. Начинается с обработки заказа и заканчивается вручением продукта клиенту.
Показатели эффективности концепции управления логистическими цепями поставок
Если подходить к этим данным, как к измеримым величинам и постараться оценить, насколько хорошо и слаженно работает механизм, то можно воспользоваться любой из ниже предложенных действий.
Количественные меры
Здесь обычно проверяют производительность, реже – другие параметры. С их помощью можно рассматривать, насколько быстро создаются продукты и хватает ли мощностей для этого. Давайте рассмотрим их подробнее.
Нефинансовые
Сюда относится время, за которое заканчивается каждый следующий цикл, уровень, на котором обслуживается клиент, на какой отметке находятся запасы, насколько фирма готова к использованию всех ресурсов.
Финансовые
Также следует считать постоянные и переменные расходы. Ключевая цель, из-за которой все это считают – минимизировать расходы и увеличить доходы, насколько это возможно.
Повышаются цены из-за увеличения запасов, сырья, операций, оборудования и других причин. На каких факторах можно попробовать уменьшать издержки:
- стоимость сырья;
- выручка от продаж;
- расходы на проведение пересчетов;
- обработка материалов, производство продукции;
- штрафы.
Можно вести калькуляцию по видам деятельности, по результатам или по затратам в зависимости от того, для чего проводится подсчет.
Стратегический источник
Это способ, в котором к цепочкам необходимо подходить коллективно и организованно, чтобы внутри фирмы можно было консолидировано искать наилучшие выходы на рынки и предлагать идеальные для потребителей продукты. Все делается поэтапно.
Разобраться в категории расходов
В первые три шага нужно полностью обследовать общие затраты. Все это можно проверить с помощью специальных программ, особенно за прошедшие периоды. Важно понимать, на что тратятся деньги. Определяются заинтересованные и ответственные лица во всех подразделениях.
Оценивается рынок поставщиков
На втором этапе следует изучить своих контрагентов, а также подыскать замещающих на случай, если первые подведут. Стоит отслеживать динамику, анализировать работоспособность и загрузку, проверять риски и возможности.
Опрашиваются поставщики
Это делается как для действующих, так и для потенциальных компаний. Вся информация, которая будет собрана у нынешних посредников, будет использоваться для анализа и дальнейших изменений в системе. Опрос необходим, чтобы разобраться в потенциале и увидеть, насколько удовлетворены потребности клиентов.
Строится стратегия
Без нее невозможно функционировать. Для каждого региона и компании это собственная дорога, которую необходимо разработать и придерживаться. Стоит присмотреться к товарам-заменителям и постараться, чтобы ваш продукт превосходил другие по качеству, цене или иным характеристикам.
Запрос RFx
Во множестве случаев применяется конкурентный подход. Тогда приходится готовить запрос на предложение для большей части классификаций расходов. В нем должна содержаться информация о спецификациях услуги, требованиях, которые предъявляются к обслуживанию, структура ценообразования и критерии, которые участвуют в оценке.
Взаимодействие с новыми поставщиками
Обязательно составляется план связи с учетом любых изменений в спецификациях, обслуживании, стоимости. Также организуется планирование коммуникаций, в рамках которого наращивается нагрузка на участника. Важно внимательно относиться и учитывать все возможные риски.
Заключение
Мы рассмотрели, как работает менеджмент, логистика и управление цепями поставок, изучили статьи, проанализировали, как строится стратегия и через какие фазы она проходит. Исследовали все виды и фазы потоков, а также с помощью каких мер можно проверить эффективность функционирования предприятия. Чтобы бизнес постоянно развивался и увеличивал прибыль – критически важно правильно наладить эту часть работы компании.
Количество показов: 208
Статьи по схожей тематике
7. Управление в логистических системах. Логистика: конспект лекций
7. Управление в логистических системах
В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие функции.
1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.
В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.
2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.
Работоспособность логистической системы обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании стратегии логистики.
Двойная ответственность возложена на должностные лица, занимающиеся управлением логистики.
Во-первых, за точное и своевременное информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых решений по вопросам стратегии логистикой, а также, конкретном положении дел.
Во-вторых, перед исполнителями за хорошую организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение итогов анализа эффективности предложенных изменений.
3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.
Эта деятельность разнообразна и состоит из:
1) управления внешним транспортом;
2) управления внутренним транспортом;
3) планирования и контроля процесса производства;
4) планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные), т. д.
4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.
Все управленческие структуры в хозяйственных подразделениях связаны с логистикой.
Для того чтобы разделить области воздействия и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей структурой в целом.
5. Решать задачи индивидуальности предприятия.
Кроме особенностей, диктуемых принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль.
Во-первых, не позволяют унифицировать инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее.
Во-вторых, побуждают к глубокому, постоянному и комплексном изучении возможностей, состояния и условий работы предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и способствует своевременной адаптации к окружающей среде.
В соответствии со спецификой предприятия и соответствующими функциями логистика может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне некоторых подразделений.
И соответственно управленческая ответственность делится между различными структурными подразделениями или собирается в одном координирующем центре.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкечто необходимо знать каждому директору
Среди наиболее распространенных видов организации логистических процессов на
современных предприятиях стоит отметить:
1. Распределение логистических функций между отделами. Некоторые топ-менеджеры
утверждают, что им не требуются отделы логистики или даже отдельные логисты;
основные функции распределяются по отделам либо сотрудникам организации.
2. Собственное подразделение логистики. В компаниях действуют логистические
отделы с четко регламентированными функциями, структурой. Когда компания
расширяется, некоторые руководители решают создать независимое подразделение
логистики.
3. Аутсорсинг – привлечение для выполнения задач специализированные компании.
Распределение задач по управлению логистикой между отделами
Если в компании не предусмотрен логистический отдел, данные процессы должны
быть идеально отлажены, если распределить их по отделам. В противном случае
будут стабильно возрастать сопутствующие издержки в сфере логистики. При такой
иерархии компании директор вынужден будет контролировать взаимодействие между
отделами самостоятельно, принимая меры по снижению издержек. Можно данные
функции делегировать своим заместителям. Или же альтернативой может быть
аутсорсинг.
Рассказывает практик Ольга Жарова, Заместитель Генерального Директора сети супермаркетов «Наш
магазин», Омск
Логистика заключается в управлении потоками: финансовыми, товарными,
информационными, транспортными и пр. — невозможно их выделить и поручить
управлять только одному конкретному подразделению организации.
Управление логистикой в нашем случае возложено на департамент торговли,
который включает:
1. Отдел категорийного менеджмента, в спектр его задач которого входят
товарные категории, соответственно, и управление потоками товаров от этапа
закупок непосредственно до продаж.
2. Отдел логистики, который занимается координацией транспортных потоков, в
его задачи входит и управление складскими запасами компании.
В нашей компании обусловлено расширение зоны ответственности подразделений
неотделимостью маркетинговой задачи и логистической функции по контролю заказа
и движения товара от поставщика потребителю.
Другим важным нюансом является расширение предприятия. Чем крупнее оказывается
компания, тем больше количество структурных подразделений. Мы сейчас работаем в
одном городе, однако при выходе в регионы будут вноситься изменения в общую
структуру. В том числе будет происходить пересмотр функций подразделений.
Возрастает при этом роль специалистов по логистике. Однако не уверена, что мы
переименуем соответствующий отдел в департамент логистики.
Когда управление логистикой требует отдельного департамента
Нельзя создавать отдел просто ради следования модным тенденциям. Это лишь
приведет к негативным последствиям для компании и её бизнес-процессов.
Гендиректор должен четко формулировать задачи, которые будут поставлены перед
новым подразделением компании. И необходимо будет убедиться, что сотрудники
понимают поставленные задачи департамента. Говорим, в первую очередь, о
компаниях, структура которых содержит несколько отделов – закупки,
производственный, транспортировки, сбыта и пр. А также компаниях, которые
регулярно сталкиваются с проблемами координации разных служб, либо при
составлении планов реализации.
Главной задачей в работе логиста является координация всех отделов компании,
получение и анализ информации, относящейся к товарному потоку. Специалисты по
логистике также занимаются уменьшением издержек на каждом этапе конкретного
бизнес-процесса, координируя планы по производству, закупкам, продажам. Логисты
также оказывают помощь в оптимизации финансовых показателей, деятельности
склада, транспорта, производства. При возникновении сбоя на каком-то из этапов
работы (незапланированные расходы, задержка товара и пр.) его можно считать
ошибкой логиста.
Бизнес с расширением организации становится многопрофильным, поэтому
целесообразно будет создание отдельной компании логистики.
Логистическое подразделение в структуре холдинга
Структуре холдинга «Бородино» действовал в отдел логистики, в состав которого
входили 4 подразделения: складской, транспортной, производственной логистики, а
также отдел экспедиции. Президент компании решил преобразовать отдел в
логистический дивизион. В его планы входили и предоставление планов для внешних
клиентов. Раньше отдел логистики специализировался на транспортных услугах для
холдинга в столице и представительств по регионам. С расширением холдинга
потребовалось решение еще 3 основных задач – обучение эффективному управлению
информацией, оптимизация хранения на складе, выполнение внешних контрактов.
Для успешного выполнения новых задач можно руководство холдинга предприняло
комплекс мер:
* Был создан инвестпроект оптимизации склада.
* Закупка дополнительных стеллажей, перестройка старых, изменения топологии
склада с новым программным обеспечением, снизив издержки по хранению
дополнительно на 20-40%.
* Покупка программы для маршрутизации доставок. Отдел экспедиции в результате
смог выполнять до 500 заказов ежедневно. Отдел транспортной логистики выполняет
порядка 2 тыс. заявок в месяц.
* Координация планов по производству и продажам. Действует в компании
ежемесячный план продаж, с поступлением данных из всех торговых домов холдинга
в общий распределительный центр компании.
* Разработка оптимального гарантийного запаса. Продажи планируем с учетом
сезонных факторов, с прогнозированием спроса.
* Начали предоставлять услуги логистики для других компаний.
* Принято решение о покупке корпоративно-информационной системы, она была
объединена со складской системой. Все подразделения холдинга сейчас присылают
данные в форме отчетов.
Говорит Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва
Целесообразной будет создание отдельной логистической службы в двух случаях:
1. Когда Генеральный Директор выполняет свои непосредственные обязанности –
стратегическое развитие компании, не желая заниматься планированием перемещения
товаров.
2. Если логистика продолжает дорожать, с необходимостью оптимизации – когда
проанализировав ситуации, понимаете, что вам самостоятельно либо одному логисту
не удастся справиться со всем объемом логистики.
Кроме того, в активно развивающейся либо крупно компании директор не может
самостоятельно контролировать полностью цепочку поставок, учитывая
многоаспектность процессов и множество поставщиков.
Говорит Алексей Киселев, Генеральный Директор ООО «Фарватер-М», Москва
Производитель обязательно должен располагать отделом логистики – это позволит
привлечь клиентов благодаря дополнительному сервису. Многих покупателей пугает
схема сотрудничества по EXWP, когда они вынуждены самостоятельно планировать
всю логистику, включая страхование груза при доставке с сопутствующими
затратами, и непосредственно складированием. В результате покупатель
сталкивается с переплатами за свой заказ на уровне 5-50%.
Однако, если ваша компания выступает в роли покупателя по схеме EXW, также
необходимо планировать управление логистикой компании. В таком случае не
придется отдавать свою прибыль для сторонних перевозчиков. Возникали в личной
практике ситуации, когда компания из-за банального непонимания цен на доставку
теряла до тысячи долларов на каждом вагоне.
Управление логистикой компании, свой отдел на предприятии иногда позволяет не
только сократить издержки, но также предоставлять дополнительный сервис,
позволяя привлекать имиджевых клиентов.
Говорит Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва
Вопрос управления логистикой компании в бизнесе возникает, когда начинается
работа организации через распределительный центр. Благодаря подобной схеме
можно:
* Занять площади магазинов товарными запасами.
* Сократить расходы на транспорт (перевозка всех грузов одной машиной).
* Логистические затраты поставщиков – предоставляя благодаря этому скидки для
розничных операторов.
* Хотя при ошибках в управлении логистикой компании могут проявиться и
определенные недостатки:
* Утрата товара в распределительных центрах – в результате боя, воровства
либо при перегрузках.
* Опасность роста издержек (для обслуживания транспорта, покупки топлива и
пр.).
* Ограниченный ассортимент (скоропортящимися товарами невозможно оперировать).
Вполне вероятно, по этим причинам в последнее время отмечается снижение
ассортимента в работе розничных операторов через распределительные центры, всё
предпочтительнее сейчас прямые договоры.
Кому подчиняется логист
Руководитель логистического отдела при любых размерах компании должен быть в
подчинении напрямую первому лицу предприятия. Если руководить логистом будет
коммерческий директор, возможно лоббирование интересов определенного отдела.
Рассказывает практик Илья Тощенко, Руководитель отдела Supply Chain Department компании «Нутриция»,
Истра (Московская обл.)
Отдел логистики у нас сначала подчинялся директору компании по продажам, далее
– директору по производству. Продолжалось развитие компании, и в определенный
момент приоритетной задачей оказался контроль операционных процессов.
Гендиректор пригласил меня как консультанта, сначала приходилось тратить
множество времени для полноценного налаживания взаимодействия работы отделов.
Приходилось доказывать пользу для компании при организации логистики по
принципу supply chain management.
Планировал организовать процессное управление логистикой компании, информацией
и запасами. Поэтому было принято стратегическое решение о расширении
работавшего отдела логистики до подразделения. Сейчас продолжается изменение
структуры нашего отдела. Выражаю мнение, что работать в подразделении должны 7
специалистов по логистике. Из них трое занимаются функциональным управлением:
* Клиентским сервисом.
* Спросом и входящей логистикой.
* Складом и транспортом.
Также один менеджер выступает в роли куратора логистики в регионе. Трем другим
предстоит процессное управление – включая информационную поддержку, инновации и
системные процессы в работе компании.
Полномочия логиста
Можно говорить о бесперспективности работы логиста с совещательным голосом в
управлении. Генеральный Директор при создании нового отдела логистики должен
предоставить ему достаточные полномочия на самостоятельные решения.
Говорит Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва
В нашей компании работает классический отдел логистики. Обеспечивает контроль
доставки и перевозки грузов. В том числе логисты занимаются обработкой
информации, заказом подходящего транспортного средства – контейнера,
автомобиля, вагона. Для самой перевозки обращаемся к сторонним организациям.
В цепочку поставки входит маркетинг (с изучением, что и где необходимо
получить), закупка, планирование, перемещение материалов и сырья для
производства, отгрузка готовой продукции для клиентов. Ошибка на одном из
этапов приводит к серьезным финансовым последствиям. Дорого это для нас еще и
потому, что производилось планирование на квартал вперед, поэтому порядка двух
месяцев оказывается промежуток между заказом и доставкой. Следовательно,
невозможно обойтись без делегирования полномочий. но при этом каждой службе
необходимо понимать, в каком состоянии сейчас заказ.
Когда у всех нет понимания полной картины, каждый занимается решением только
своей задачи, что приводит к неправильной расстановке приоритетов. Без
совместного участия действия отделов могут не приносить ожидаемый результат.
Для решения таких проблем раз в неделю собираю комитет по планированию,
включающей директора отделов продаж, планирования, закупки и логистики. Также
стремлюсь предоставить максимальную доступность информации, чтобы сотрудники
были достаточно информированы. Для этого вводим в последние 2 года
информационную систему на базе Axapta, позволяющую обслуживать всю цепочку
поставки. У авторизованного пользователя есть возможность увидеть состояние
заказа на каждом этапе.
Передача логистики сторонним организациям (аутсорсинг)
Логистические операции порой выгоднее передавать на аутсорсинг. Сторонним
компаниям обычно доверяется ряд таких задач – упаковка, управление закупками,
складирование, транспортировка товаров, информационная поддержка и пр.
Говорит Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва
Нам удалось выделить логистические функции компании, они были переданы на
аутсорсинг одной из структур нашего холдинга. Случилось это, когда
потребовались услуги распределительного центра по определенному ассортименту,
на который поставщиком предоставлялись довольно весомые скидки. Однако нам
выгоднее выполнение доставки непосредственно поставщиками.
Когда появляется возможность договориться о неплохой скидке с поставщиками,
сразу обращаемся к логистам. Действуют отработанные схемы сотрудничества с
ними, согласованные прайс-листы, договоры. В частности, цена по одному договору
непосредственно зависит от объема поставок. Если логистам удастся наладить
доставку с последующей обработкой продукции по всей нашей сети, вкладываясь в
меньшую сумму (хотя бы на 1 процент), мы решаем осуществить сделку. Ведь у нас
такие объемы, что экономия получается внушительной.
Контролем логистических издержек в работе нашей компании занимается
коммерческий директор.
Этапы реорганизации логистики
Перед реструктуризацией либо организацией логистического подразделения
гендиректор должен определить общее место подразделения в самой компании,
степень влияния логистики на стратегические цели, сформировав стратегический
план развития данного подразделения. В противном случае работа подразделения
будет ограничиваться только рамками текущих рутинных операций.
Первый шаг. Необходимо определить место логистики, степень влияния на бизнес в
целом. Необходимо оценить общую роль логистики, степень её влияния на бизнес –
для этого удобнее всего использовать сбалансированные показатели. Разделяются
все бизнес-процессы по следующим элементам: (см. рисунок):
1. Финансы: какие показатели планируете обеспечить, чтобы соответствовать
ожиданиям своих кредиторов и акционеров;
2. Клиенты: как компания должна работать с клиентами для уверенности в их
лояльности;
3. Бизнес-процессы: какие процессы и каким образом подлежат оптимизации для
выполнения стратегии развития и конкурентной стратегии компании;
4. Потенциал: какие компетенции нужно будет развивать для оптимизации
процессов.
Анализ схемы позволяет утверждать – компания будет увеличивать свою прибыль,
если удастся:
* в полной мере удовлетворять потребности имеющихся клиентов;
* оптимизация издержек на всей цепочке поставок.
Результат: определены цель и миссия работы логистического подразделения.
Риски: несогласованность целей подразделений и целей всей компании может
привести к упущению потенциальной прибыли.
Второй шаг – необходимо определить управляемые процессы. Отдел логистики
занимается рядом функций – управлением запасами, прогнозированием спроса,
грузопереработкой, логистическими коммуникаций, определением мест для складов,
производственных помещений, обработкой заказов, логистикой возвратных потоков,
снабжением, складированием и хранением. Гендиректор должен оценить, как каждая
функция влияет на бизнес-процессы. По данному анализу может быть установлен
спектр полномочий и обязанностей в работе логистов.
Результат: получается список управляемых бизнес-процессов, перечень
обязанностей и полномочий сотрудников отдела логистики.
Риски: недостаточный контроль ключевых функций может привести к потере прибыли.
Третий шаг – определить стратегические цели. Нужно определить целевые
показатели компании, задать пути их достижения, учитывая ресурсы логистического
подразделения.
Результат: создание согласованного стратегического плана в работе
логистического подразделения.
Риски: Отсутствие фокусировки на ключевой цели компании может привести к
потере прибыли, нечетко заданные пути развития могут стать причиной
«размазывания» ресурсов.
Четвертый шаг – формируем организационную структуру. Гендиректору необходимо
помнить – зависит реализация любых задач от сотрудников. Поэтому необходимо при
формировании структуры четко осознавать, какие специалисты нам понадобятся.
Результат: разработка согласованной организационной структуры, плана
заполнения вакансий, обучения персонала, матрицы требований к должностям.
Риски в виде несоответствия данных матрицы полномочий и обязанностей с
реальной организационной структуры, проблемы недостаточно тщательного контроля
процессов со стороны гендиректора, слабая эффективность коммуникаций.
Пятый шаг – формализация бизнес-процессов. Руководителю на данном этапе
необходимо формализовать ключевые процессы, с регламентацией всех процедур –
чтобы по возможности не было зависимости работы подразделений от отдельных
работников.
Результат: организация согласованных формализованных процедур.
Риски: сохраняется зависимость от работника, неформализованные и
несогласованные стандарты работы могут негативно сказываться на эффективности.
Шестой шаг – решаем стратегические задачи. Успешное выполнение первых пяти
шагов позволит подразделению переходить на текущий режим работы – начиная
решать стратегические и тактические задачи. Следует периодически контролировать
эффективность работы.
1.3. Логистический менеджмент. Основы логистики
1.3. Логистический менеджмент
Логистика на предприятии именуется логистическим менеджментом и основана на шести основных принципах: системный подход; приоритет стратегического видения; интеллигентное управление материалами; единство материальной и информационной логистики; создание логистических ядер или точек роста логистической системы; использование электронных технологий.
Системный подход Входящие, внутренние и выходящие потоки рассматриваются как единое целое. Традиционный подход, напротив, основан на разделении управления предприятием по функциям (снабжение, маркетинг, управление финансами, кадрами, производством). При этом между функциями возникают противоречия – «узкие места». Логистика призвана обеспечить снижение совокупных затрат на производство и товародвижение и уменьшение времени на прохождение материального потока через предприятие.
Приоритет стратегического видения. Предполагает разви тие логистических систем от простого к сложному или поэтапное развитие. С помощью этого принципа обеспечивается предвидение развития и усложнения предприятия и его логистической составляющей.
Логистика в развитии на предприятии проходит ряд этапов. Первый этап развития логистики – интеграция сбытового хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и по согласованной технологии. Второй этап характеризуется интеграцией складского хозяйства и транспорта с производством. Третий этап характеризуется интеграцией службы снабжения, производства, сбыта и транспорта. Четвертый этап связан с взаимодействием всех функциональных служб предприятия, в том числе маркетинга и финансов. Дальнейшим развитием логистической системы предприятия является улучшение взаимодействия с поставщиками и покупателями.
Интеллигентное управление материалами. Предполагает создание партнерских взаимоотношений с поставщиками, потребителями, обслуживающими организациями. Ориентация на объединение с партнерами означает формирование долгосрочных хозяйственных связей, логистических альянсов.
Единство материальной и информационной логистики. Интегрированная логистика невозможна без внедрения эффективно работающей информационной системы. Существующие сегодня на большинстве предприятий системы бухгалтерского и управленческого учета не отвечают задачам логистического менеджмента. Центральными задачами являются информационная поддержка логистической стратегии и стратегии закупок, анализа материальных потоков и запасов, организации учета логистических затрат по логистическим функциям, процедурам, операциям, товарам и подразделениям. Такой учет необходим для решения оптимизационных логистических задач (улучшения деятельности предприятий) в реальном режиме времени и может быть налажен только на основе компьютерных технологий.
Создание логистических ядер или точек роста логистической системы. Единовременный переход к логистике на предприятии невозможен. Возможен только эволюционный путь – путь поэтапного решения отдельных задач, которые станут ядрами формирования логистической системы.
Использование электронных технологий. Электронная логистика – развитие «электронной торговли» или «интернет-торговли».
Использование логистики в экономике позволяет упорядочить процессы физического товародвижения, устранить «узкие места» при транспортировке и складировании товаров, улучшить качество обслуживания покупателей и значительно повысить конкурентоспособность предприятия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеЧем отличается логистика и Управление Цепями Поставок? (Часть 1) — Ольга Грязнова
Вопрос:Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?
Ответ:
Вопрос весьма актуален при современном развитии экономики в целом, фармацевтическом бизнесе в частности.
В принципе до сих пор не существует единого определения как для термина логистика, так и для термина Управления Цепями Поставок. Особенно в Российских источниках. Хотя и на западе на этот счет существуют различные точки зрения, которые представлены несколькими «школами». Попробуем разобраться, в чем же разница и насколько эти направления интересны для аптечного бизнеса, как конечного продавца.
Итак, о том, что такое логистика, мы говорили несколько номеров назад. И все же общие тезисы повторим.
Основных задач у логистики две:
- Управлять/контролировать/минимизировать издержки;
- Обеспечивать определенный уровень сервиса (обслуживания) внутренних и/или внешних потребителей. Для аптечной сети – это уровень возможного (допускаемого) дефицита и скорость (сроки) доставки.
Одно из распространенных определений логистики звучит следующим образом:
Логистика – это направление деятельности компании, заключающейся в управлении материальными и сопутствующими им потоками (денежными, информационными).
Основные виды деятельности для логистики, это:
— управление закупками,
— управление складом (при его наличии),
— управление транспортом,
— управление ВЭД (при ее наличии),
— управление распределением запасов.
Достичь наилучших результатов в логистике можно, если участники объединены в один департамент. Иначе оптимизация будет проводиться локально в каждом подразделении, что неизбежно приведет к двум результатам:
- не будет достигнута оптимизация издержек в рамках компании,
- возникнут межфункциональные конфликты по причине наличия локальных задач.
А вот Управление Цепями Поставок (УЦП) (Supply Chain Management, SCM) – это уже более сложная категория. В отличии от логистики, УЦП заключается в выполнении тех же задач, но в рамках цепи. То есть оптимизация происходит не в рамках компании, а при работе с контрагентами.
Цель управления цепочками поставок
► Добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя.
► В связи с этим интеграция и реинжиниринг процессов цепочек поставок должны быть направлены на повышение общей эффективности и производительности участников цепочек поставок.
УЦП довольно новое направление в менеджменте. Зарождение его можно отнести ко второй половине 80-х годов прошлого века. Массовое распространение как стратегическое направление на западе УЦП получило гораздо позже. В России пока наблюдается больше локальное решение задач. Но как показывает опыт компаний, давно занимающихся данным направлением, они оказываются лучшими в своем классе.
Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:
- Управление взаимоотношениями с потребителями;
- Обслуживание потребителей;
- Управление спросом;
- Управление выполнением заказов;
- Поддержка производственных процессов;
- Управление снабжением;
- Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;
- Управление возвратными материальными потоками
Отличие УЦП и логистики и их возможности можно описать следующим образом:
► Логистика отвечает за физическую реализацию управления материальными потоками. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса.
► УЦП отвечает за балансирование потребностей и поставок по всей цепи создания ценности для потребителя. Эффективность или неэффективность УЦП может определять около 30% успеха бизнеса.
Достичь серьезных результатов в УЦП можно лишь применяя современнее информационные технологии и передовые подходы в рамках интеграции и координации действий участников цепей поставок.
Как иллюстрация отличий логистики от УЦП поставок, можно привести следующий пример из практики одного из фармацевтических дистрибьюторов.
Поставщик предлагает дистрибьютору закупить партию товара со следующими условиями. Если дистрибьютор закупит партию, покрывающую три месяца продаж своим клиентам, то дистрибьютор получит кроме скидки, еще и бонус от поставщика.
Если эту задачу рассматривать с точки зрения логистики у поставщика и дистрибьютора, то схема должна быть такой.
Дистрибьютор рассматривает предложения поставщика с точки зрения экономической эффективности. Сопоставляя при этом экономию на закупочной цене и бонус со всеми логистическими затратами (транспортными, складскими, стоимость замороженных денег), возможности склада, сроки годности и т.д.
Логистика поставщика в свою очередь должна обеспечить далее эту поставку. То есть должны быть запасы на необходимом уровне, должны быть в порядке сопроводительные документы, склад должен своевременно отгрузить данную поставку. То есть поставщик обязан обеспечить логистический сервис на соответствующем уровне.
Как бы выглядела эта же ситуация, только с точки зрения УЦП?
Такое предложение со стороны поставщика может (и чаще всего так и бывает) привести к существенному росту издержек в цепи поставок, что в конечном итоге сказывается на цене товара. С другой стороны может возникнуть на некоторое время дефицит товара. За счет чего это произойдет?!
Если клиенту предлагать партию на три месяца покрытия спроса, то клиент и в дальнейшем будет делать заказы редко, но крупными партиями. У поставщика в связи с этим вырастит нестабильность спроса на данный продукт. А чем не стабильнее спрос, тем сложнее его спрогнозировать/спланировать на следующий период. Чем хуже прогноз, тем сложнее адекватнее спланировать запасы как готовой продукции, так и сырья. Соответственно, логистика и/или производство поставщика пострадают. Логистика вынуждена будет раздувать запасы, а производство часто ломать план производства под вновь возникшие срочные заказы.
У дистрибьютора, как результат такого подхода периодически будет перебои с поставками, а в аптеках «внутригородской» дефицит.
И в целом – рост затрат и потери продаж. Конечно, результат может на первый взгляд выглядеть несколько пугающим.
Поэтому, предлагают в ряде следующих публикаций эти проблемы рассмотреть более детально и на цифрах. А также рассмотреть, как эти проблемы решаются в рамках УЦП лидеры рынка и не только.
Организация логистического управления — Мегаобучалка
Содержание и задачи управления логистикой. Система управления товародвижением призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. При этом, управление реализует конкретные целевые установки предприятий, производящих продукцию. Такими установками могут быть, например, обеспечение поставки продукции в нужный срок с наименьшими затратами, поддержание необходимого уровня обслуживания.
Управление в этом случае в значительной степени направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых деятельностью по производству и сбыту продукции.
В работе по организации товародвижения участвуют службы маркетинга и снабжения, производственные подразделения, транспорт, складское хозяйство, служба сбыта. В работе этих подразделений возникают рассогласования и противоречия.
Задача системы управления состоит в разрешении возникающих противоречий и принятии решений, обеспечивающих оптимизацию процесса товародвижения.
Управление логистикой реализуется через систему функций управления.
Функции логистического управления. Выделяется три группы функций логистического управления: планирование и координация деятельности участников логистического процесса, регулирование хода работ по выполнению полученных заказов и контроль за движением материальных потоков.
В ходе реализации функции планирования и координации составляются планы и графики движения материальных потоков, осуществляется увязка локальных планов подразделений, разрабатываются цели управления и формируются критерии оценки их достижения, координируется работа всех подразделений предприятия по выполнению намеченных планов и графиков.
В процессе регулирования осуществляется наблюдение за ходом движения материальных потоков, при возникновении отклонений от планов и графиков принимаются меры по их устранению, производится увязка действий всех подразделений, отвечающих за движение материальных потоков, разрабатываются меры по ликвидации возникающих нарушений в единой цепи движения материальных потоков.
При реализации функции контроля осуществляется оценка уровня обеспеченности производства материалами и эффективности их использования, анализируются затраты, связанные с товародвижением, организуется выработка решений по повышению эффективности логистического управления.
Организационные структуры системы управления.Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур.
В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия.
· Служба маркетинга осуществляет исследование рынка и формирует информацию о товарах, пользующихся спросом на рынке.
· Служба материально-технического снабжения осуществляет закупки материальных ресурсов и обеспечивает их доведение до потребителей внутри предприятия.
· Планово-экономическая служба предприятия формирует планы производства продукции.
· Производственные подразделения осуществляют функции изготовления продукции.
· Транспортная служба предприятия организует перемещение грузов на предприятии, внутри предприятия и при доставке потребителям.
· Складское хозяйство обеспечивает хранение и выдачу в производство материальных ресурсов.
· Служба сбыта и финансовый отдел организуют реализацию продукции внешним потребителям.
Координацию работы всех указанных выше подразделений могут осуществить управленческие структуры двух типов.
Первый тип структуры призван осуществить так называемую “штабную функцию” и представляет собой консультативный (или координирующий) тип управления. При реализации этого типа структуры предполагается выделение управляющего товародвижением и сосредоточение им функций планирования товарных потоков, анализа издержек, оперативного прогнозирования, координации деятельности всех подразделений.
Второй тип структуры – линейная организационная структура представляет собой тип контрольной структуры и направлена на повышение роли и значимости управляющего товародвижением. В этой структуре он отвечает за организацию перевозок, эксплуатацию транспортных средств, складирование, контроль за запасами и т.д.
В практике имеют место и другие варианты приспособления аппарата управления предприятием к требованиям конкретной обстановки. За рубежом все больше фирм учреждают у себя постоянные комитеты, в состав которых входят управляющие, ответственные за разные аспекты деятельности по организации товародвижения. Комитеты выполняют координационные функции. Некоторые фирмы вводят должность вице-президента по товародвижению, другие создают матричные механизмы, основанные на двойном подчинении подразделений, от которых зависит эффективное управление материальными потоками.
Функции отдела логистики на предприятии.В современных условиях на предприятиях зарубежных стран создается отдел логистики, задачей которого является организация, оптимизация и контроль материальных потоков с использованием современных технических средств. Такой отдел выполняет следующие функции:
1. Формирование и развитие системы логистики – проектирование и осуществление на практике (построение) системы логистики на предприятии, периодический пересмотр существующей системы и ее реорганизация по мере изменения внешних и внутренних условий.
2. Развитие стратегии логистики в связи с рыночной политикой фирмы в области продаж, инвестиций, кадров и т.д.
3. Системное администрирование – работники отдела осуществляют руководство всеми логистическими процессами, протекающими на предприятии и координируют деятельность подразделений предприятий, которые участвуют в реализации логистических процессов.
В структуре отдела логистики должны быть выделены звенья (бюро, группы), отвечающие за те или иные функции управления: составление прогнозов и планов, регулирование и контроль, проектирование и развитие системы логистики, оперативное управление и координация и другие.
Принятая на предприятиях России структура системы управления логистикой не отвечает современным условиям. Она создавалась с ориентацией на жестко централизованное плановое управление. На предприятиях были сильно развиты технические и производственные службы в ущерб службам сбыта и финансов. В структуре системы управления предприятиями не выделяются подразделения, выполняющие функции координации логистических процессов, осуществляемых на предприятиях. Не сбалансированы функции и границы деятельности подразделений, занятых реализацией логистических функций.
Совершенствование управления материальными потоками.В современных условиях можно выделить три направления совершенствования системы управления материальными потоками.
Первое, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.
Второе – достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.
Третьим направлением является совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.
Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.
Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и операций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслуживания заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в ходе регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Большую роль играет качество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.
Принятие правильного тактического решения дает возможность относительно быстро осуществить проверку идущих процессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потенциальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.
Рекомендуемая литература
1. Логистика: учебник/под ред. Б. А. Аникина – 3-е изд., пераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 368 с.
2. Неруш Ю. М. Логистика. Учебник для вузов. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 389с
3. Лукинский В.С. Логистика в примерах и задачах. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 128 с.
4. Резко Г.Я. и др. Проектрование товаропроводящих систем на основе логистики. Учеб. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 128 с.
5. Чуланова Г.Ю. Закупочная, транспортная и складская логистика. Основы. – Учебно-методическое пособие. – Спб.: Спб филиал ГУ-ВШЭ, 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Роль и место логистики в становлении и развитии новой экономической теории……………………………………………………… | |
1.1. Понятие и сущность логистики…………………………………… | |
1.2. Функции и задачи логистики…………………………………….. | |
1.3. Основные понятия логистики…………………………………….. | |
1.4. Принципы логистики……………………………………………… | |
2. Логистические системы…………………………………………….. | |
2.1. Понятие логистических систем…………………………………… | |
2.2. Проектирование логистических систем………………………….. | |
3. Информационная логистика……………………………………….. | |
4. Основные методологические положения логистической концепции управления предприятием…………………………………… | |
4.1. Закупочная логистика……………………………………………. | |
4.2. Логистика складирования……………………………………….. | |
4.3. Логистика производственных процессов………………………. | |
4.4. Логистика распределения и сбыта………………………………. | |
4.5. Логистика запасов………………………………………………… | |
4.6. Транспортная логистика…………………………………………. | |
5. Организация логистического менеджмента……………………. | |
5.1. Логистика сервисного обслуживания………………………….. | |
5.2. Организация логистического управления…………………….. | |
Рекомендуемая литература…………………….……………………………. |
Что такое управление логистикой? (с иллюстрациями)
Управление потоком материальных товаров между людьми и местами известно как управление логистикой. Этот тип процесса распространен в крупных организациях, особенно в тех, которые взаимодействуют с другими компаниями для закупки расходных материалов. Любая компания, которой требуется перемещение или передача материалов для выполнения бизнес-задачи, использует эти процессы управления.
Почтовые отделения используют управление логистикой для сортировки и отправки почты.Есть много областей, которые связаны с управлением логистикой. Сюда входят области розничной торговли, производства и складского хозяйства. Менеджер по логистике отвечает за координацию движения материальных товаров из одного места в другое. Обычно это требует управления персоналом и процессами для эффективной доставки продукции.
Менеджер по логистике курирует услуги дистрибуции, прогнозирования, планирования и складирования компании.Передвижение войск является примером операции по управлению материально-техническим обеспечением. Это требует обширной координации как материальных благ, так и самих войск. Военная логистика — одна из самых сложных проблем управления, поскольку обычно требует перемещения материальных товаров по суше, воздуху и морю.
Розничные магазины управляют запасами с помощью программного обеспечения для управления логистикой.Человеческие организации постоянно работают с процессами управления логистикой.Эти некоммерческие организации получают товары и финансовую помощь от своих спонсоров. Эти благотворительные фонды конвертируются в продукты питания и предметы снабжения, которые можно использовать для помощи бедным странам.
Большинство гуманитарных организаций распространяют лекарства и продукты питания в зарубежных странах. Это важный процесс, поскольку он требует контроля логистики, уникального для каждой страны.После того, как продукты прибывают в страну-получатель, они должны быть доставлены в определенные области и распределены среди людей. Это также требует управления группами здравоохранения и социального обеспечения, которые могут предоставить медицинскую поддержку. Это требует детального управления логистикой.
Работа почтового отделения — хороший пример процесса управления логистикой.Когда письмо отправляется по почте, его необходимо забрать, отсортировать и передать адресату. Это требует эффективного управления процессами людей, материалов и транспортных средств. В почтовом отделении есть несколько процессов, которые упрощают доставку почтовых пакетов.
Большинство розничных магазинов используют управление логистикой для покупки и продажи товаров.Эти компании работают с оптовыми производственными компаниями для закупки большого количества продукции. После того, как товары поступят в магазин, их необходимо организовать и распределить по соответствующей площади здания.
Розничные магазины также управляют складскими запасами с помощью программного обеспечения для управления логистикой.Эти запасы интегрированы с программным обеспечением продаж, чтобы отслеживать истощение запасов компании. Когда уровни запасов достигают определенного порогового значения, автоматически отправляются заказы компании-поставщика для пополнения проданных товаров.
Менеджер по логистике отвечает за координацию перемещения материальных товаров из одного места в другое..Что такое управление логистикой? Подробный обзор
Что такое управление логистикой?
Управление логистикой можно определить как «искусство и наука получения, производства и распределения материалов и продуктов в нужном месте и в надлежащих количествах». Это быстро развивающаяся бизнес-дисциплина, которая включает в себя управление обработкой заказов, складированием, транспортировкой, обработкой материалов и упаковкой — все это должно быть интегрировано во всей сети предприятий.Видео ниже дает полное представление о том, что такое управление логистикой?
Вот это сложная задача! Хотя логистика осуществлялась по всему миру с тех пор, как древние цивилизации воевали друг с другом, мы все еще учимся и пытаемся стать экспертами в ее управлении. Несмотря на проведенные исследования и достигнутый прогресс, логистика по-прежнему остается одной из наиболее динамичных и сложных областей управления цепочкой поставок. Чтобы понять, что такое логистика на самом базовом уровне, мы должны знать, что управление логистикой включает в себя различные связанные задачи, необходимые для доставки нужных товаров нужным клиентам в нужное время.Другие предлагают более широкое определение: получение нужного продукта в нужном количестве и в нужном состоянии в нужном месте в нужное время для нужного покупателя по разумной цене.
Никакой другой функции в цепочке поставок не требуется для работы 24 часа в сутки, семь дней в неделю с Нового года до Нового года — выходных не бывает. Вот почему клиенты часто воспринимают логистику как должное; они ожидают, что доставка продукции будет осуществляться в соответствии с обещаниями. Но не все так просто, как вы узнаете.Это может быть дорого и требует специальных знаний.
Управление логистикой увеличивает ценность процесса цепочки поставок, если запасы стратегически расположены для достижения продаж. Но стоимость создания этой ценности высока. Согласно 19-му ежегодному «Отчету о состоянии логистики» Совета специалистов по управлению цепочками поставок, опубликованному в 2008 году, компании Соединенных Штатов потратили 1398 миллиардов долларов США на оказание логистических услуг в 2007 году. Транспортные расходы за тот же год составили 857 миллиардов долларов США, что составляет почти 62 процента общих затрат на логистику.
Как показывают эти статистические данные, наибольший вклад в затраты на логистику вносит транспортировка: перемещение сырья на перерабатывающий завод, запчастей производителю и готовой продукции оптовикам, розничным торговцам и клиентам. Но для доставки товара из одной точки в другую требуется выполнение ряда других функций, связанных с транспортировкой. Товары должны быть упакованы, загружены, разгружены, складированы, распределены и оплачены всякий раз, когда они переходят из рук в руки.
Партнеры по цепочке поставок должны эффективно и действенно выполнять эти логистические задачи для достижения конкурентного преимущества.На растущем глобальном рынке для этого может потребоваться владение языками, валютами, различными правилами, а также различным бизнес-климатом и обычаями.
Точное определение логистики представляет собой сложную задачу. Все согласны с тем, что управление логистикой является (или должно быть) частью управления цепочкой поставок. Как пишет Дуглас Лонг, «Управление цепочкой поставок — это логистика, доведенная до более высокого уровня». Точная линия разграничения между двумя системами управления по понятным причинам немного расплывчата.
В свой классический текст «Управление логистикой цепочки поставок» авторы Бауэрсокс, Клосс и Купер включают несколько функций, которые рассматриваются вне раздела «Логистика» этого курса, например, прогнозирование и управление запасами. Некоторые органы власти могут поместить эти две функции в сферу управления логистикой, а другие — нет, но все согласны с тем, что инвентаризация и прогнозирование необходимо учитывать при разработке и управлении эффективной и действенной системой для быстрого перемещения товаров с места на место.
Что такое логистика в управлении цепочкой поставок?
Цепочка поставок — это «перемещение» — или «преобразование» — сырья и идей в продукты или услуги и их доставка клиентам. Вопрос в том, что такое управление логистикой? в цепочке поставок. Логистика — это перемещение материалов или товаров из одного места в другое. В этом смысле логистика служит дизайну, производству и маркетингу. Но это слуга, который может принести дополнительную пользу, быстро и эффективно выполняя свою работу.Следующие области управления логистикой способствуют созданию интегрированного приложения
.Что такое управление логистикой? — Спросите Деб
Под логистикой понимается перемещение материальных товаров, людей или энергии от точки происхождения к потребителю. Управление логистикой включает оптимизацию каждого звена в цепочке поставок, чтобы товары доставлялись потребителям эффективно и своевременно. Он начинается на производственном объекте или складе и заканчивается в точке продажи.
Термин «логистика» имеет военное происхождение и первоначально относится к методам, которые армия использовала для доставки людей, боеприпасов и припасов на поле боя.Этот термин эволюционировал для обозначения организованного движения, часто материалов, в деловом мире. Управление логистикой состоит из нескольких компонентов, поскольку оно охватывает всю цепочку поставок предприятия.
Транспортная логистика — наиболее часто упоминаемый компонент управления цепочкой поставок. То, как компания транспортирует товары из одного места в другое, может сильно повлиять на общую эффективность бизнеса. Во многих случаях эта часть цепочки поставок передается третьей стороне, которая специализируется на транспортировке.Это помогает бизнесу управлять сезонными и рыночными изменениями спроса, сводя к минимуму необходимость нанимать и увольнять сотрудников в зависимости от бизнес-циклов.
Однако транспортировка — это только одна часть логистики. В цепочке поставок есть пять основных областей, регулируемых логистическим менеджментом. Это снабжение, транспортировка, складирование, выполнение заказов и обслуживание клиентов.
Поставка
Поставка подразумевает возможность обезопасить товары или сырье, которые в конечном итоге будут проданы клиенту в качестве готового продукта.Поддержание соответствующего предложения требует прогнозирования спроса и понимания минимальных производственных требований для получения прибыли. Покупатели в отделе закупок несут ответственность за поиск подходящих товаров или сырья по лучшей доступной цене и за то, чтобы эти товары были под рукой, когда они понадобятся.Компании должны быть осведомлены о сезонных и рыночных тенденциях, чтобы прогнозировать необходимое предложение и затем управлять сырьем для производства или товарами от поставщиков для удовлетворения спроса.Для производителей эта часть цепочки поставок может быть сложной. У них может быть под рукой несколько поставщиков, чтобы всегда иметь возможность найти необходимое сырье. Они должны знать, когда сырье доходит до них. Если на получение сырья требуется три месяца с даты заказа, то у предприятия должен быть запас как минимум на три месяца. Поставки необходимо регулярно подсчитывать и контролировать, особенно для жизненно важных или труднодоступных материалов.
Транспорт
Транспортная логистика применяется не только для доставки сырья и товаров на склад, но и для снабжения торговых точек.В некоторых случаях продавцы доставляют товары с собой в разные точки розничной торговли, например, закуски и напитки. В остальных случаях крупные ритейлеры получают товар со склада.
Если перевозка осуществляется через границы штата или страны, управление логистикой должно обеспечивать соблюдение как местных, федеральных, так и международных норм. Неправильно зарегистрированные транспортные средства или несоблюдение правил Министерства транспорта могут серьезно ограничить способность бизнеса перевозить товары, когда они необходимы.Такие задержки создают дополнительные расходы, поскольку для своевременной доставки товаров туда, где они необходимы, необходимо нанимать третьих лиц. Это еще одна причина, почему компании часто передают транспортную логистику на аутсорсинг.
Складское дело
Есть много разных способов управления хранением товаров и сырья. Производители часто имеют под рукой завод с сырьем и склад поблизости, где при необходимости можно получить дополнительные материалы. У некоторых предприятий есть центральные склады, которые снабжают местные склады меньшего размера.Их часто стратегически размещают по всей стране, чтобы воспользоваться морскими маршрутами из крупных городов. В некоторых случаях компании даже вообще обходят складские помещения, используя кросс-докинг.
Кросс-докинг — это метод перемещения товаров от места происхождения или производства непосредственно к потребителю. Между ними может быть небольшая обработка или упаковка, но складирование исключено. Этот метод снижает стоимость доставки и погрузочно-разгрузочных работ для предприятий, устраняя при этом затраты на хранение.
Эффективный сбор и упаковка во многом зависят от управления логистикой на складе. Профиль прорези или расположение хранимых товаров может иметь большое влияние на то, насколько безопасно и быстро рабочие могут собирать и упаковывать заказы. Товары, которые часто поступают и вывозятся со склада, должны быть легко доступны и иметь достаточно места для хранения большого количества. Менее часто заказываемые товары лучше хранить в менее доступных местах.
От того, как и когда товар будет получен, разгружен и пополнен, будет зависеть скорость и эффективность выполнения заказа.Здесь технологии играют наибольшую роль. Используя программное обеспечение и коммуникационные технологии, склады могут быстрее отбирать заказы с небольшими ошибками.
Служба поддержки клиентов
Последний компонент в управлении логистикой связан с удовлетворением потребностей клиента. Заказ должен быть обработан быстро и доставлен вовремя в хорошем состоянии. Должны быть установлены системы, чтобы клиенты могли получать информацию о статусе заказа, пока он находится в пути. Система доставки, используемая бизнесом, играет важную роль в обеспечении своевременной и точной информации для клиентов об их заказах.
Кроме того, менеджмент логистики должен иметь методы обработки возвратов и бракованных товаров. Такие проблемы в цепочке поставок необходимо исследовать и решать, чтобы обеспечить удовлетворенность клиентов и снизить уровень возврата товаров в будущем.
Интеграция логистики
Современные предприятия учатся интегрировать логистику так, чтобы все аспекты учитывались в общей стратегии. Традиционно управление логистикой сосредоточено на производстве, независимо от маркетинга и продаж.Производственный отдел ориентирован в первую очередь на эффективность и высокую производительность без учета цепочек сбыта или рыночных тенденций. Отделы продаж сделали все возможное, чтобы продать как можно больше продукции, без учета поставок сырья или задержки производства. Маркетологи стремились максимизировать обслуживание клиентов и прибыль, не учитывая транспортную логистику или цепочки распределения.
Интегрируя логистику на каждом этапе цепочки поставок, предприятия повышают эффективность всех аспектов своего бизнеса, чтобы максимизировать прибыль и удовлетворенность клиентов.
.Что такое управление логистикой и почему это важно?
По мере роста объемов грузовых перевозок и усложнения транспортировки возрастает потребность в надежном управлении логистикой. Управление логистикой является основным фактором успеха любой компании и напрямую влияет на ее прибыль. Кроме того, удовлетворение потребностей клиентов и обеспечение превосходного обслуживания — одна из целей хорошего управления логистикой.
Что такое управление логистикой?
Согласно определению Совета по управлению цепочками поставок, «управление логистикой является частью управления цепочкой поставок, которая планирует, реализует и контролирует эффективный поток и хранение товаров, услуг и связанной с ними информации для удовлетворения потребностей клиентов. ‘ требования».
По сути, управление логистикой — это контроль и надзор за перемещением товаров. Однако объем управляемых процессов намного шире. Он включает в себя множество различных факторов, включая управление транспортировкой, управление фрахтом и запасами, обработку материалов и выполнение заказов.
Какую пользу может принести вам управление логистикой?
Повышение уровня удовлетворенности клиентов
Потребители требуют более качественного обслуживания, и это требование заставляет грузоотправителей предоставлять быстрые, точные и качественные услуги.Хорошая управленческая стратегия направлена на постоянную оптимизацию транспортных процессов и устранение сбоев. Следовательно, это напрямую влияет на удовлетворенность ваших клиентов. Улучшение обслуживания клиентов может принести хорошую репутацию бренду компании и помочь расширить бизнес. Более плавные процессы перевозки грузов внутри и за пределами вашей компании означают, что вы принесете больше пользы своим клиентам. В конечном счете, хорошо организованная логистика способствует общему положительному впечатлению клиентов.
Наглядность и понимание Экономия затрат
Важно, чтобы создавал видимость в цепочке поставок компании. Усовершенствованная система управления транспортировкой (TMS) анализирует исторические данные и отслеживает в реальном времени движение товаров в бизнес и из него. Менеджеры по логистике могут использовать эту информацию для оптимизации процессов и предотвращения возможных сбоев. Анализ данных TMS помогает цепочке поставок компании работать более эффективно, одновременно получая операционное понимание.
Экономия затрат
Управление логистикой на должном уровне даст компании контроль над входящих грузов , поддержание запасов на оптимальном уровне, организацию обратного потока товаров и использование грузовых перевозок на надлежащих режимах транспортировки — все это может значительно сократить расходы.
Ключевые цели управления логистикой
По сути, прежде чем обращаться за внешней помощью и инвестировать в технологии управления, вы должны убедиться, что это принесет положительные результаты.Вот почему важно знать, как измерить эффективность любых новых практик.
- Увеличение выручки
- Улучшение структуры операционных затрат
- Снижение общих транспортных расходов
- Улучшение обслуживания клиентов
Многие компании обращаются за помощью к сторонним поставщикам логистических услуг (3PL), поскольку эта простая концепция часто может стать очень сложной и ее не так легко реализовать. 3PL обладают опытом и передовыми технологиями, позволяющими сократить расходы и улучшить процессы намного эффективнее, чем это могут сделать сами компании.
Узнать больше о PLS Management Services и , свяжитесь с нами сейчас для бесплатного анализа логистики!
.
Добавить комментарий