Как инвесторы поверили в Казахстан
Кадыр Байкенов возглавлял в начале 1990-х годов Министерство энергетики и топливных ресурсов РК. В интервью журналу KAZSERVICE почетный ветеран отрасли рассказывает, с какими задачами столкнулось его ведомство и какие трудности возникали при привлечении первых крупных инвесторов.
— Кадыр Каркабатович, Вы являетесь первым профильным министром Казахстана по нефтегазовой отрасли. Какие наиболее знаковые решения, на Ваш взгляд, принимались в первые годы независимости?
1992 год мы считаем для Казахстана точкой отсчета в самостоятельном плавании в большом море международной политики и торговли. Поэтому, сообразуясь с условиями окружающего нас мира, и учетом происшедших изменений после распада Советского Союза, Правительство должно было сконцентрировать свое внимание на поддержке приоритетных для экономики страны проектов, где топливно-энергетический комплекс безусловно занимал важную роль.
Созданное в этот год Министерство энергетики и топливных ресурсов позволило в рамках государственной политики обеспечить комплексное развитие топливно-энергетического комплекса страны. Нефтегазодобывающие, угледобывающие и уранодобывающие предприятия, предприятия электроэнергетики и нефтепереработки, трубопроводные компании находились в сфере управления данным Министерством.
Перед нефтегазовой отраслью была поставлена задача по привлечению иностранных инвестиций в разработку месторождений углеводородов. Эта задача была нелегкой, и страна, не обладая финансовыми ресурсами, могла предложить иностранным партнерам только материальные активы, имеющиеся в наших предприятиях. Что и было сделано в ходе реализации крупных проектов. Несомненно, к знаковым проектам необходимо отнести подготовку и подписание контрактов с корпорацией Chevron по разработке месторождения Тенгиз, создание международных консорциумов КТК (каспийский трубопроводный консорциум) и «Казахстанкаспийшельф» по проведению геологоразведочных работ на казахстанской части Каспийского моря, Протокол с British Gas и Agip о принципах контракта раздела продукции на разработку месторождения Карачаганак.
В нефтегазовой отрасли это были крупные и успешные проекты, благодаря которым казахстанский бюджет имеет сегодня хорошее наполнение. Правительство подписало и множество других контрактов на недропользование с зарубежными компаниями, которые также успешно разрабатываются.
Все вышеуказанные проекты позволили Казахстану стать узнаваемым в мировом нефтяном сообществе, продемонстрировали заинтересованность страны к привлечению новых инвестиций и что для этого имеются соответствующие условия.
— Можете ли Вы сказать, что поставленные тогда цели были достигнуты или что-то оказалось невыполнимым?
Я с удовольствием хочу отметить, что поставленные, в первые годы обретения Казахстаном независимости, перед Министерством задачи по разработке месторождений углеводородного сырья с привлечением иностранных инвестиций были полностью реализованы и эти проекты сегодня успешно работают. Благодаря инвестициям мы смогли с 1995 года нарастить добычу нефти по сравнению с 1990 годом. Начало работы над проектом по строительству нефтепровода Тенгиз–Новороссийск позволило решить задачу экспорта казахстанской нефти на внешние рынки, что безусловно повлияло на объёмы добычи нефти в Казахстане. Успешным явилось создание международного консорциума по проведению разведочных работ на казахстанской части Каспийского моря, что позволило начать подготовку к подписанию контракта по разработке месторождения Кашаган.
Что оказалось невыполнимым? Это приближение сроков подписания контрактов на разработку месторождений Карачаганак (подписан в 1997 г.), Кашаган (в 1997 г.), по строительству нефтепровода КТК (1999 г. начало строительства). Было желание ускорить подписание контрактов по этим проектам, но переговорный процесс по ним был настолько сложным, что это не удалось сделать.
— Реализация таких крупных проектов, как Тенгиз и Карачаганак, могла осуществляться только при международной кооперации. Насколько сложно было привлекать первых крупных инвесторов в Казахстан?
Что касается истории Тенгизского месторождения, то действительно контракт Правительства Казахстана с компанией Chevron по разработке месторождения Тенгиз называют «контрактом века». Тенгиз, как известно, одно из крупнейших месторождений в мире, и оно очень привлекательное с точки зрения его больших извлекаемых запасов нефти и достаточно сложное в его разработке. Как известно, первооткрывателями этого месторождения явились казахстанские геологи и оно было открыто в 1979 году. Разрабатывалось это месторождение объединением Тенгизнефтегаз, подчиненное союзному министерству. Им осуществлялось финансирование строительства и привлечение российских и иностранных компаний подрядчиков на проектирование и строительство технологических линий КТЛ, а также, бурения скважин. В 1991 году первая нефть с этого месторождения была отправлена по трубе в Самару. Практически к моменту подписания контракта с Chevron уже добывалось на месторождении около 3 млн. тонн нефти.
После распада СССР и перехода месторождения в собственность Казахстана, мы остались без финансирования со стороны союзного министерства, и потому затормозилось развитие этого месторождения. Президент страны Назарбаев Н.А. прекрасно понимал, что без реального инвестора нам не потянуть этот проект. Корпорация Chevron еще до распада СССР вела переговоры с союзным Правительством по подписанию контракта на разработку Тенгизского месторождения. С обретением Казахстаном независимости Chevron продолжил переговорный процесс уже с Правительством независимого Казахстана, то есть сделал рискованный шаг «в неизвестность».
Практически, только благодаря Назарбаеву Н.А. Chevron пришел в Казахстан, они поверили в него. Наш Президент, еще во времена СССР, встречался с руководством корпорации Chevron, как во время переговоров в Москве, так и во время его визита в США. Начиная с 1989 года К. Абдуллаев, в то время заместитель Премьер-министра, и с 1991 года я, возглавили рабочую переговорную группу по подготовке «контракта века» к подписанию.
Переговорный процесс, особенно по такому месторождению как Тенгиз, был весьма непростым. Казахстан на протяжении почти 5 лет участвовал и вел переговоры с корпорацией Chevron по данному контракту. Что касается каких-то уступок со стороны Казахстана, то на практике, не мы, а Chevron пошел на уступки нам от первоначального проекта контракта времен СССР. Казахстан значительно уменьшил контрактную территорию, сократил количество объектов, которые Chevron хотел включить в актив совместного предприятия. Было много других, чисто финансовых вопросов по модели возврата инвестиций, налогообложения и прочие, прежде чем родилось Соглашение о принципах сотрудничества в создании совместного предприятия.
Несмотря на то, что основные принципы контракта были заложены в вышеупомянутом Соглашении, нам понабилось еще почти 11 месяцев активного переговорного процесса, для того, чтобы вывести контракт для подписания. Как известно, контракт был подписан 6 апреля 1993 года.
Что касается месторождения Карачаганак, то переговоры с компаниями British Gas и Agip тоже были непростыми по причинам, касающимся технологии разработки месторождения, экономических показателей и проблемам транспортировки нефти и газа на внешний рынок. В 1992 году было подписан Протокол о намерениях по разработке месторождения Карачаганак и только в 1997 году было подписано ОСРП (окончательное соглашение о разделе продукции) между Правительством Казахстана и компаниями Agip, British Gas и получившими в 1997 году долю в Карачаганаке компаниями Chevron и Лукойл.
Что касается сложности привлечения инвесторов в разработку месторождений нефти и газа, то сложности были в процессе проведения конкретных переговоров. А по компаниям, желающим вести переговоры, не было проблем. Предлагаемые нами месторождения для них были интересны. К примеру, при создании консорциума по проведению геологоразведочных работ на шельфе Каспийского моря с последующей разработкой месторождения Кашаган в переговорах с нами в Лондоне принимали участие более 20 известных нефтяных компаний. Дело было за нами — выбрать компании, которые обладали опытом разработки морских месторождений и, конечно, с инвестиционными возможностями. Для этого нам приходилось тщательно изучать компании, которые предполагалось привлечь.
— Как бы Вы оценили нынешнее положение в отрасли? Хотели бы Вы что-то посоветовать управленцам нового поколения?
В настоящее время перед нефтяной отраслью стоят не менее сложные задачи, в части контроля за соблюдением контрактных условий по разработке месторождений с участием иностранных инвесторов, соблюдения требований по экологии, безопасности производства, развития местного содержания в проектах. Некоторые месторождения уже имеют падающую добычу углеводородов, повышается их обводненность, поэтому потребуются технологии и оборудование для поддержания уровня добычи. Это нелегкая задача и эти проблемы требует к себе постоянного внимания со стороны управляющих компаний и государственных органов. Кроме того, следовало бы активизировать проведение геологоразведочных работ, обеспечивая тем самым прирост запасов углеводородного сырья.
— Напоследок, нерабочий вопрос — есть ли у Вас хобби? Чем Вы занимаетесь в настоящее время?
В настоящее время я продолжаю работать в своей консалтинговой компании ТОО «Компания Инвестконсалтинг», которой в 2020 году будет 25 лет со дня её создания. Работа занимает большую часть моего времени, а моё хобби — это автомобили и чтение книг, в основном, о жизни замечательных людей и в политике, и в экономике.
В заключении я хотел бы поздравить работников и ветеранов нефтегазовой отрасли с профессиональным праздником и 120-летием со дня добычи первой казахстанской нефти. Пожелать всем крепкого здоровья и дальнейших успехов.
Поиск инвестора для бизнеса в Казахстане
ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ INSTAGRAM!
https://www.instagram.com/ailuj.official/
Для того чтобы открыть собственное дело и разбогатеть, больше всего нужна свежая и продуманная идея. Но случается так: у вас есть прекрасная идея, проведен скрупулезный расчет, перспективы – прекрасные, сами вы обладаете лучшими предпринимательскими качествами характера – но начать свое дело не можете, так как необходим стартовый капитал, а его-то и нет.
В таких случаях будущие предприниматели начинают искать инвесторов для своих проектов, но не всегда – успешно. Второй частый случай поиска инвесторов – когда у вас уже есть работающее предприятие, но в планах – расширить и укрупнить бизнес. Каким правилам надо следовать, чтоб найти инвестора для бизнеса и при этом заинтересовать финансиста? Ключевое действие – правильно составить презентацию своего проекта.
В первую очередь нужно осознать, что потенциальный инвестор – не «добрый дядя». По большому счету его интересует не великолепие вашей идеи, а конкретика – какую прибыль он извлечет в будущем от сотрудничества с вами (исключение – благотворительные и культурные проекты, но тогда вам нужен меценат). Поэтому наиболее подробно готовим раздел о конкурентоспособности и новаторском потенциале вашего бизнес-проекта.
Затем определяем для презентации:
— какой объем инвестиции вам необходим
— каков срок окупаемости
— какую прибыль получите в результате
— возможные риски и анализ методы их преодоления
Будьте предельно честны, не завышайте экономические показатели!
Разделите ваше бизнес-предложение на два раздела – инвестиционное резюме и детальное инвестиционное предложение. Первый должен быть небольшого объема, до 10 страниц, но нести в себе броский основной мессидж. Второй – все предлагаемые вам подробности. К кому обращаться? Сперва определите, на какой стадии находится ваш проект – создание, становление, стабильное состояние или застой, который необходимо преодолеть. В проект, находящийся на стадии создания вложить деньги могут скорее знакомые и родственники, бизнесмены по чьей-либо рекомендации – по большому счету те, кто готов рискнуть. В стадии становления вы можете заинтересовать какой-либо венчурный фонд или фонд прямых инвестиций. Для предприятия в стадии роста есть смысл обращаться в банки.
Определяйтесь с типом инвестора и отправляйте им ваши предложения. При этом не допускайте две частые ошибки – отправить письмо одному-единственному инвестору, или наоборот – сотне. В первом случае можете потерять время, не дождавшись ответа, во втором к вам может возникнуть недоверие.
Многие прибегают к поиску «по личным связям», через знакомых. У этого метода есть один плюс – рекомендация других знакомых, уважаемых людей может быть дополнительным стимулом для инвестора сотрудничать с вами. Не подводите тех, кто за вас поручился, пусть даже без обязательств. Если, всё таки вам не удалось найти человека, который мог бы вложить в ваш проект деньги, попробуйте получить субсидию на открытие бизнеса от государства.
ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ INSTAGRAM!
https://www.instagram.com/ailuj.official/
Инвесторы возвращаются в Казахстан — новости Kapital.kz
Аппетит инвесторов к финансированию казахстанской экономики возрастает — приток прямых иностранных инвестиций в 2016 году неожиданно вырос после трех лет сокращения. За прошлый год объем валового притока ПИИ в РК составил 20,6 млрд долларов против 14,8 млрд долларов, которые были привлечены в 2015 году. Такие данные приводит ranking.kz.
Таким образом, в прошлом году удалось увеличить приток прямых иностранных инвестиций на 40%, или почти на 6 млрд долларов.
Рост показателя дает определенные сигналы о возвращении интереса иностранных инвесторов к Казахстану, который ослаб в 2013—2015 годах на фоне раскручивания кризисных явлений в местной экономике.
Напомним, валовый приток прямых иностранных инвестиций в РК, который поступательно рос с 2007 года, в 2013 году сократился на 17%, потом сокращение замедлилось на 2% в 2014 году, и в 2015 году опять был зафиксирован резкий провал на 38%.
Увеличение притока средств в 2016 году извне обеспечило расширение участия иностранных инвесторов в капитале казахстанских предприятий с одной стороны и рост реинвестированных доходов с другой.
В частности, за год участие инвесторов в капитале предприятий РК прямого инвестирования увеличилось на 5,1 млрд против 3,8 млрд долларов в 2015 году (+35%).
Объем реинвестированного дохода, т. е. доля иностранных прямых инвесторов в нераспределенной прибыли казахстанских предприятий, по итогам 2016 года составил почти 5 млрд долларов — в 2015 году инвесторы зафиксировали убыток в размере 272 млн долларов.
Сами же казахстанские предприятия (прямого инвестирования) свои долги перед иностранными инвесторами в 2016 году не увеличивали — объем таких обязательств оценивался в 10,6 млрд долларов, или на 5% меньше уровня предыдущего года.
Самые крупные инвесторы — из Нидерландов, — в 2016 году проявили существенный рост интереса к финансированию проектов в Казахстане, валовый приток соответствующих инвестиций вырос почти на 2 млрд долларов, или на 33%. Доля их инвестиций в структуре ПИИ сократилась до 37% с 39%.
Прямые инвесторы из Швейцарии за год нарастили приток средств в экономику РК на 724 млн долларов, их доля в валовом объеме инвестиций составила 13%.
Инвесторы из США увеличили объем прямых инвестиций за год на 652 млн долларов — доля участия в экономике РК уменьшилась с 19% до 17%.
Вопрос привлечения иностранных инвестиций в Казахстан — один из центральных в рамках Модернизации 3.0. До 1 сентября текущего года правительство должно подготовить инвестиционную стратегию РК.
Важную роль в привлечении инвестиций предполагается отдать Международному финансовому центру «Астана» — территории в пределах города Астаны с точно обозначенными границами, определяемыми президентом РК, в которой действует особый правовой режим.
Основные направления деятельности МФЦА — это развитие рынка капитала, управление активами, управление благосостоянием состоятельных частных лиц, исламские финансы, новые финансовые технологии.
Предполагается, что на территории МФЦА правосудие, основанное на английском праве, будет осуществлять обособленный от судебной системы Республики Казахстан независимый Суд МФЦА с привлечением судьей международного уровня. При этом международный арбитражный центр будет рассматривать споры в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения.
Конституционный закон, регулирующий деятельность МФЦА, введен в действие с 1 января текущего года.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
ТОП-5 инвесторов в Казахстане и как безопасно привлечь инвестиции
Dengi Media продолжает серию эфиров об инвестициях. Вчера мы поговорили о привлечении инвестиций в Казахстане. Своим опытом делился Рамиль Мухоряпов.
Рамиль Мухоряпов — Founder & CEO Chocofamily Holding
В 2011 году мы с партнерами основали Holding Chocofamily, и с этого времени мы классно растем, хотим стать международной компанией. У нас было как минимум 5 инвестиционных раундов, суммарное количество денег, которые мы привлекли — 8 500 000 $ в виде эквити и 8 000 000 $ в виде конвертируемых займов. Общее количество инвесторов, которые вкладывались в Chocofamilу – 12 человек. Кто-то из них уже сделал успешные кеш-ауты.
Стоит ли привлекать инвестиции
Вопрос, стоит ли брать инвестиции или нет, зависит от того, можете ли вы успешно расти на свои деньги. Также это вопрос времени, сможете ли вы быстро построить свой продукт или это раньше сделают ваши конкуренты, соответственно, они получат ваших пользователей. Инвестиции могут помочь добиться лидерства на рынке, которое в перспективе дает большие преимущества.
С учетом того, что в Казахстане сейчас есть МФЦА, юридических рисков для привлечения инвестиций практически нет. Вы можете строить компанию по английскому праву, и любому олигарху будет тяжело отнять вашу компанию. Все сделки лучше проводить и структурировать в юрисдикции МФЦА.
Когда мы начинали привлекать инвестиции, у нас все было довольно нежно. У нашего первого инвестора особо никаких прав не было, было одно место в совете директоров. Сейчас у нас во всем акционерном капитале инвесторам принадлежит 48%.
С одной стороны, больших рисков нет, если подойти грамотно и все структурировать. Но с другой стороны, инвестор — как жена, с которой нужно вместе жить, вместе принимать решения, делить успехи и провалы. Если инвестор классный, он может помочь компании быстро вырасти не только деньгами, но и своим опытом и советами.
На что дают инвестиции
Важно, какой будет результат от привлечения инвестиций. У венчурных инвесторов есть базовые требования: если вы говорите инвестору, что вы вырастете меньше чем в 5 раз за 5 лет, ему это не интересно. Если в вашей презентации написано, что ваша компания вырастет как минимум в 10 раз, инвестору не важно, на что пойдут деньги, главное, чтобы не на улучшение жилищных условий основателя. Траты должны быть продуктивными, и инвестор должен это видеть и понимать.
Когда вы только запускаете стартап, никакой профессиональный инвестор вам денег не даст, скорее всего, это будут ваши друзья или знакомые. Для получения инвестиций от профессиональных инвесторов необходимо показать какой-то первый результат в цифрах.
На ранней стадии необходимо привлекать инвесторов-ангелов. Чтобы гарантированно привлечь инвестиции, нужно провести 100 встреч, после каждой встречи вы получите столько фитбека, сколько не получали раньше, и будете улучшать продукт.
Я бы рекомендовал общаться с инвестором на позитиве, даже если он не инвестировал в вас. Так как вы с ним еще пересечетесь много раз и, может быть, когда-нибудь он или его знакомый в вас инвестирует.
Топ-5 инвесторов в Казахстане:
— Мурат Абдрахманов
— Тимур Турлов
— Адиль Нургожин
— Ануар Сейфуллин
— Айдын Рахимбаев
Если вы идете на зарубежные рынки, лучше привлекать иностранных инвесторов. Если ваш продукт нацелен на рынок Казахстана, привлечь иностранного инвестора практически невозможно, наш рынок для них очень маленький.
Смотрите полную запись эфира на YouTube-канале Dengi Media.
Инвесторов в Казахстане хотят защитить от новых налогов и платежей | Курсив
Инвесторам, которые планируют реализовать в Казахстане крупные проекты, будут гарантировать стабильность налогового режима. Для этого предлагается заключать соглашения об инвестициях на 25 лет, в которых будут прописаны защита инвестора от введения новых налогов и платежей в бюджет, повышения ставок, изменения объекта налогообложения и налоговой базы, а также других фискальных мер. Соответствующая поправка содержится в законопроекте по вопросам восстановления экономического роста, который был принят в первом чтении в мажилисе парламента республики 4 ноября.
О необходимости гарантировать стабильность условий работы для инвесторов президент Касым-Жомарт Токаев заявил еще в мае на заключительном заседании госкомиссии по чрезвычайному положению.
«Правительство должно обеспечить режим стабильности всего инвестиционного законодательства для стратегических инвесторов в приоритетных отраслях», – сказал глава государства.
Согласно «Комплексному плану по восстановлению экономического роста до конца 2020 года», ответственными за это направление назначили миннацэкономики и министерство иностранных дел, которое курирует привлечение инвестиций в страну. Исполняя поручение, чиновники предложили внести поправки в Предпринимательский кодекс, а именно ввести новую статью, которая содержит описание принципов действия «соглашения об инвестициях».
В пояснении к поправкам говорится, что законодательную новеллу вносят для «создания благоприятного инвестиционного климата». Авторы законопроекта отмечают, что реализация крупных инвестиционных проектов в развивающихся странах сопряжена с определенными рисками. В подтверждение приводят исследование ОЭСР, по которому 81% инвесторов называют наиболее важным фактором, положительно влияющим на инвестиционный климат, наличие гарантий стабильности.
При этом же в пояснении говорится, что такие гарантии со стороны государства – это существенное послабление, которые накладывает «ограничение на свободу реализации экономической политики».
Бизнесу, который хочет заняться крупными проектами в Казахстане, предложат возможность заключить специальное соглашение. Оно должно защитить инвестора от новых налогов и платежей или повышения ставок по уже действующим, а также от сокращения срока действия режима в специальных экономических зонах.
Согласно законопроекту, договор на реализацию инвестиционного проекта будут заключать уполномоченное Правительством страны лицо и юридическое лицо – инвестор.
Единым переговорщиком от имени Правительства при обсуждении перспектив и условий реализации инвестпроектов сейчас является нацкомпания «KAZAKH INVEST», работу которой курирует МИД. Требования ко второй стороне – инвестору – по необходимости регистрации в казахстанской юрисдикции в законопроекте не прописаны. Но учитывая акцент в экономической политике страны на привлечение прямых иностранных инвестиций, можно предположить, что соглашения смогут заключать и компании-партнеры с регистрацией в МФЦА или же за рубежом.
При этом в законопроекте указывается минимальный порог инвестиций – 7,5 млн минимальных расчетных показателей, что в 2020 году соответствует 20,835 млрд тенге.
В законопроекте указано, что соглашения об инвестициях можно будет заключить только по проектам из перечня видов деятельности, который утверждает Правительство. Сейчас такой перечень для реализации инвестпроектов включает в себя, например, агропромышленный комплекс, производство текстиля и одежды, металлургическую промышленность и добычу металлических руд, выпуск кокса и продуктов нефтепереработки, а также химическую промышленность, производство электроники, машин и оборудования и другие отрасли.
Порог инвестиций в 7,5 млн МРП заметно сужает список потенциальных проектов. Например, если бы спецсоглашения можно было заключать и раньше, то налоговой стабильностью обзавелись бы инвесторы YDD Corporation – карагандинского завода по выпуску ферросилиция, применяемого при производстве стали. Стоимость проекта составила $94 млн, или 35,72 млрд тенге по курсу июня 2019 года, когда было открытие предприятие.
Аналогично могли бы рассчитывать на заключение соглашения и инвесторы оптово-распределительного центра Global City в Караганды – крупнейшего в Казахстане. Стоимость проекта с мощностью по перегрузке и обработке товаров в 350 тысяч тонн составила 24 млрд тенге.
Другой проект, который только предстоит реализовать, – это создание завода немецкой компании CLAAS по выпуску комбайнов в Северо-Казахстанской области. Проектная мощность составляет до 200 единиц сельхозтехники, а планируемые инвестиции в экономику региона – около 3,4 млрд тенге. Такой объем вложений не подпадает под заключение инвестсоглашения.
Пока что иностранные инвестиции, между тем, продолжают идти в добывающий сектор. По данным Национального банка, по итогам первой половины 2020 года валовый приток прямых инвестиций от иностранных инвесторов составил более $8,1 млрд. При этом без «добычи» объем финансового потока из-за рубежа сокращается до $3,77 млрд.
В поправках говорится, что положения соглашения об инвестициях будут сохранять свое действие в течение 25 лет со дня заключения. Документ можно будет изменить только по соглашению сторон.
Отдельно в соглашении будут оговариваться инвестиционные преференции. Например, инвестор получит право на возмещение до 30% стоимости строительно-монтажных работ и приобретения оборудования без учета НДС и акцизов. Также, согласно предлагаемым изменениям в статью 289 Предпринимательского кодекса, инвесторам, которые заключат спецсоглашение, будут гарантировать стабильность законодательства и по привлечению иностранной рабочей силы.
Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram
Казахстан: в свиноводческий сектор заходят швейцарские и украинские инвесторы
Украинский AgroPortal сообщает, что швейцарская компания KS Genetics и украинский холдинг KSG Agro станут участниками строительства селекционно-гибридного комплекса в Алматинской области Казахстана.
Швейцарско-украинская делегация под руководством бывшего председателя Совета Кантонов Швейцарии, президентом KS Genetics Switzerland SA Филиппо Ломбарди (Filippo Lombardi) обсудила совместной реализацию инвестиционного проекта на рабочей встрече с региональным руководством, которая состоялась в южной столице Казахстана 26 февраля.
Со стороны Казахстана переговоры возглавил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. По словам г-на Ломбарди, переговоры стали продолжением линии сотрудничества, намеченной при подписании меморандума между Алматинской областью и KS Genetics Switzerland SA.
Объем инвестиций в совместное предприятие оценивается в €30 миллионов. Мощность животноводческого комплекса, оборудованного по современным швейцарским технологиям, составит 50 тысяч голов свиней в год. Главная задача, которую ставят между собой партнеры заключается в производстве чистопородных свиней с гарантированной продуктивностью и высокой устойчивостью к инфекционным заболеваниям без генетических манипуляций.
Представитель KSG Agro Сергей Касьянов уточнил, что в состав комплекса войдут племенной репродуктор, ферма и комбикормовый завод. Сейчас стороны разрабатывают дорожную карту проекта, нацеленного на экспорт в Китай.
С учетом выгодного географического положения комплекса в свободной экономической зоне (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота» и благополучной эпизоотической ситуации по африканской чуме в Казахстане инвестиционный проект рассматривается как экономически перспективный. Ожидается, что к концу 2025 года объем производства свинины в республике увеличится с 91,9 тысячи тонн до 200 тысяч тонн в год. 50% произведенной этого объема предполагается поставлять в Китай и Россию.
Почему инвесторы бегут из Казахстана?
Знаете ли вы, что крупнейшим иностранным инвестором в Казахстане являются Нидерланды? Не Китай, который определенной группой казахстанцев воспринимается как раздражитель. Поднебесная не входит даже в тройку. Впереди, помимо Нидерландов, США и Швейцария. Но не ранжирование стран привлекло мое внимание в этом коротком сообщении от коллег, а то обстоятельство, что лидер данного списка серьезно сокращает вложения – на 8,3% по сравнению с прошлым годом (12,1 против 12,5 млрд долларов за 6 месяцев). Эта информация как-то не вяжется с тем, что мы слышим с высоких трибун. Всю независимость первые лица настойчиво призывают: «Приезжайте, вкладывайте». Неизменно они повторяют и то, насколько важен для благополучия страны иностранный капитал. Говорят, все условия здесь создаются. Чего уж там, целую национальную компанию содержим! Это помимо бесчисленных «окон» при акиматах. И тут бы впору задуматься: «С жиру бесятся заморские компании». Но в условиях Казахстана торопиться с выводами – роскошь непозволительная. Поэтому с помощью Натальи Малярчук, экс-главы ОФ «Transparency International Kazakhstan», а ныне бизнес-консультанта, попробуем разобраться: все ли условия по факту созданы для инвесторов, работают ли эти условия корректно и с какими трудностями в целом сталкиваются заезжие бизнес-гиганты.
Крупнейший инвестор сокращает вложения в Казахстан
Несколько лет назад другие аналитики привели не менее любопытные факты. Эксперты опросили самих бизнесменов и выяснили, что же им мешает процветать в Казахстане? С большим отрывом тогда победила «бюрократия», далее «финансовый рынок», «налоговый и финансовый режим», «правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права», а также «валютный контроль». Обывателю в моем лице казалось, что главная наша беда – коррупция. Приезжает воодушевленный бизнесмен, заходит к нашим чиновникам, а те перед ним характерно перебирают пальцами, имитируя шелест купюр. И вот еще вчера полный энтузиазма и оптимизма инвестор, выходит из кабинета, мягко говоря, в смятении. Фантазией это оказалось лишь наполовину.
«Даже если к чиновнику подходить, то первый вопрос: «Сколько в бюджет денег дадите?». Для компании это плохой вопрос, для инвестора. Потому что это выглядит как вымогательство, даже если таковым не является. И в большинстве случаев, это не является вымогательством. Просто у наших чиновников понимание такое, что инвестиции – это деньги», — сказала Наталья Малярчук.
Другое заблуждение по поводу чрезмерной опеки государства и создания всех условий. На бумаге действительно страна заботится об инвесторе. Тот же «Kazakh Invest» со стороны выглядит глыбой, чуть ли не еженедельно привлекающей в страну миллионы долларов. Создан Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций, к тому же, обслуживать у нас любят по принципу одного окна: без лишней беготни узнай все здесь и сейчас. В таком формате, например, работает единая экосистема по работе с инвесторами, объединяющая на площадке МФЦА все институты развития. Повторюсь, на бумаге все это есть, а на деле еще поискать нужно.
Та же Наталья Малярчук утверждает, что, пройдя все эти бесчисленные окна, инвесторы все равно вынуждены обращаться к ним, к бизнес-консультантам. Ведь «помощь» ограничивается рассказом об общих процедурах, а дальше — иди и решай эту проблему сам.
Теперь о рисках, с которыми сталкиваются компании. Прежде всего, по мнению эксперта, это регуляторная политика. Инвесторы бегут от нестабильного законодательства. Далее это дополнительные налоговые ограничения либо дополнительные налоги в принципе, сертификация, вопросы, связанные с администрированием деятельности иностранных юридических лиц в Казахстане. Все это сейчас даже на бумаге далеко не совершенно.
Приведу, лишь один пример. В Актюбинской области бизнесмен планировал запустить теплицу 5 поколения. Не сумел. Причина в несовершенстве законодательства: представьте, в СНиПах нет требований по теплицам данной категории. И здесь речь идет только о теплице, привычном, можно сказать, объекте для нашей страны. А если условный IT-гигант захочет здесь развивать одно из сверхтехнологичных направлений? Совсем без шансов.
Отсутствие значимых преференций. Опять же пофантазируем на тему корпоративной социальной ответственности. Все-таки в развитом мире традиция делиться устоялась давно, и там, скорее, стыдно не заниматься благотворительностью. Так вот, оказание любой подобной помощи в нашей стране превращается для инвесторов в головную боль и кошмар. Себе дороже выходит. Необходимо либо продать, либо списать активы. Вот и придумывают компании окольные пути с созданием благотворительных фондов и неправительственных организаций.
И последнее. С инвестициями, как и со всем остальным, мы стремимся сделать все красиво, пустить пыль в глаза. Сами толком не разобрались – куда и на что привлекаем, а позиционируем себя в роли финансового центра региона. Трудно не согласиться с мнением Натальи Малярчук, которая рекомендует свыкнуться с мыслью, что наш рынок – не приоритетен для иностранцев. С точки зрения объема прежде всего. То есть, у нас нет огромного числа потребителей. Это касается сферы товаров и услуг, про добывающий сектор говорить не приходится – он закрыт для инвесторов, потому что банально давным-давно уже распределен между крупными компаниями. Остается заняться самоидентификацией: мы хороши географически. Почему бы не стать транзитной, если так можно выразиться, площадкой? Предоставить бизнесу возможность выхода на целый регион. Но нет, мы же ЭКСПО провели и Универсиаду, инвестиции для нас – исключительно длинный Франклин.
Что поменять?
Наталья Малярчук, бизнес-консультант:
Основное, если говорить про действующих инвесторов, всем необходима стабильность законодательства. Она отсутствует. У нас каждый месяц меняется регулирование, у нас на следующий год только введение сразу пяти дополнительных налогов и сборов, которые сейчас для инвесторов являются большой головной болью.
У нас законодательство меняется с каждым новым министром, реформой правительства, либо Парламента. Приходит новый чиновник – начинается реформа.
Наталья Малярчук на фото в центре
Действующее законодательство есть, но оно не применяется, как и во всем. Нам надо успокоиться и понять, чего мы хотим, какие отрасли нам нужны, что нам нужно развивать и во что вкладывать.
Надо прекратить делать фокус на прямых инвестициях, денежных инвестициях. Принимать в качестве инвестиции работу самой компании, если она создает рабочие места, обеспечивает рынок какими-то товарами и услугами, то это тоже инвестиция, опыт, это технологии, которые сюда приходят. Если посмотреть все стратегии, которые у нас есть, то это фокус на финансы.
Если инвестор вместо транша в бюджет, готов построить завод, то почему нет? Это тоже инвестиции.
У нас для многих отраслей, которые во всем мире уже развиты хорошо, нет регулирования просто. Люди не могут сюда приехать работать, потому что у нас нет регулирования. У нас до сих пор не может в полной мере подключиться интернет-банкинг, который работает в той же России прекрасно.
У нас многих услуг просто нет, и нет их не потому что мы плохие или недоразвитые, у нас нет регулирования для этого.
Матвей ЗУЕВ
Инвестируйте в Казахстан — Главная
Каким 2020 год стал для инвестиционной активности Казахстана?
Инвестировать в г. Шымкент
Инвестировать в Карагандинскую область
Инвестировать в Западно-Казахстанскую область
Инвестировать в Жамбылскую область
Инвестировать в Восточно-Казахстанскую область
Инвестировать в Акмолинской области
Инвестировать в Туркестанскую область
Инвестировать в Северо-Казахстанскую область
Инвестировать в Павлодарскую область
Invest In Kazakhstan —
Республика Казахстан
Казахстан — страна с богатым историческим прошлым, страна огромных возможностей, стремящаяся стать одной из самых конкурентоспособных экономик в мире.
Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления.
Казахстан стал независимым государством 16 декабря 1991 года. Столица — город Нур-Султан. Официальный язык — казахский, а русский имеет статус lingua franca. Денежная единица — тенге.
Правительство Казахстана имеет три ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
Исполнительная власть
— Правительство Республики Казахстан
Законодательная власть
— Парламент, состоящий из Сената (Верхняя палата) и Мажилис (Нижняя палата)
Судебная власть
— Верховный суд и местная судебная система
В административно-территориальную структуру страны входят 14 областей и 3 города республиканского значения, а именно Нур-Султан, Алматы и Шымкент.
Народы Республики Казахстан
Население Казахстана превышает 18 миллионов человек. Казахстан — многонациональная светская страна, в которой проживает около 130 этносов.
Население Казахстана по национальностям:
- казахи — 63,07%
- русских — 23,7%
- узбеков — 2.85%
- украинцев — 2,08%
- Уйгуры — 1,4%
- татары — 1,28%
- Немцы — 1,11%
- Прочие — 4,51%.
Казахстан на карте мира
Казахстан — самая большая страна в мире, не имеющая выхода к морю. Пустыни и полупустыни составляют большую часть территории страны — 44% и 14% соответственно.Степи занимают 26% территории, леса — 5,5% соответственно. В Казахстане 8,5 тысяч рек, а также 48 тысяч больших и малых озер. Самые крупные озера — Балхаш, Зайсан и Алаколь. В Казахстане континентальный климат.
Казахстан обладает уникальной минерально-сырьевой базой. По оценкам Всемирного банка, в Казахстане все еще присутствует более 5000 неизведанных месторождений на сумму более 46 триллионов долларов. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромита, третье — меди и флюорита, четвертое — молибдена и шестое — золота.
Казахстан также обладает значительными ресурсами нефти и газа. Страна занимает девятое место в мире по доказанным запасам нефти, сосредоточенным в западных регионах. Кроме того, Казахстан занимает восьмое место в мире по запасам угля и второе по запасам урана.
Казахстан также входит в десятку крупнейших мировых экспортеров зерна и один из ведущих экспортеров муки.
Экспортируемые товары производятся преимущественно в горнодобывающей, топливной, энергетической, металлургической, химической и зерновой отраслях.Основными торговыми партнерами являются Россия и другие страны СНГ, Китай и Европа.
Павлодарский нефтехимический завод
Космодром Байконур, первый и самый крупный космодром в мире, расположен на юге Казахстана и занимает площадь 6,717 кв. Км. Он был открыт в 1957 году после завершения первого этапа строительства и запуска первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты — Р-7. 30 лет космодром Байконур расширялся.Созданы стартовые площадки для новых типов ракет, сборочные цеха, заправочные станции, комплексы управления и контроля ракет, а также другие объекты и инфраструктура. Основной стартовой площадкой космодрома Байконур является стартовая площадка №1, широко известная как «Гагаринский старт».
Стабильный рост всех секторов экономики, политическая стабильность и международное признание стали основой процветания казахстанского общества.
Invest In Kazakhstan — Новости
Каким 2020 год стал для инвестиционной активности Казахстана?
Инвестировать в г. Шымкент
Инвестировать в Карагандинскую область
Инвестировать в Западно-Казахстанскую область
Инвестировать в Жамбылскую область
Инвестировать в Восточно-Казахстанскую область
Инвестировать в Акмолинской области
Инвестировать в Туркестанскую область
Инвестировать в Северо-Казахстанскую область
Инвестировать в Павлодарскую область
Иностранных инвестиций в Казахстан — Сантандертрейд.com
ПИИ в цифрах
С момента провозглашения независимости Казахстан провел ряд реформ, направленных на либерализацию своей экономики и привлечение иностранных инвестиций. Однако региональные конфликты, введенные против России санкции и негативные перспективы роста в последнее время удерживают иностранцев от инвестирования в регион. Согласно отчету ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2020 год, приток прямых иностранных инвестиций в страну в 2019 году составил 3,1 миллиарда долларов США, что немного меньше, чем в предыдущем году (3,8 миллиарда долларов США).Общий объем прямых иностранных инвестиций в 2019 году составил 150 миллиардов. Страна остается вторым по величине получателем прямых иностранных инвестиций в регионе после России. Нефтяная промышленность и металлургия являются основными источниками привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. Основной задачей Казахстана остается привлечение инвестиций в секторы и виды деятельности, помимо добычи нефти и природных ресурсов, на которые приходится более 70% общего объема прямых иностранных инвестиций, и удержание инвесторов, уже вовлеченных в экономику. Ожидается, что к 2022 году проект расширения Тенгизского месторождения нефти американской энергетической компании Chevron, одна из крупнейших иностранных инвестиций в стране, будет завершен.
Согласно «Монитору инвестиционных тенденций» ЮНКТАД за январь 2021 года, ПИИ в Казахстане выросли на 19% в 2020 году в связи с расширением деятельности в сфере строительства и торговли. Однако стоимость объявлений о новых проектах упала на 86% (в результате пандемии Covid-19).
Считается, что в Казахстане очень хороший инвестиционный климат, и несколько международных компаний открыли там свои региональные штаб-квартиры. В целом, правительство постепенно улучшает деловой климат для иностранных инвесторов и планирует создать национальную компанию «Qazaq Invest», которая облегчила бы деятельность иностранных инвесторов в Казахстане.Казахстан занял 25-е место из 190 в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса за 2020 год», заняв 3 места по сравнению с предыдущим годом. Страна способствовала созданию предприятий, обмену с соседними странами (снижение административных расходов и электронная отчетность) и усиление исполнения контрактов.
Прямые иностранные инвестиции | 2017 | 2018 | 2019 |
---|---|---|---|
Входящий поток ПИИ (млн долл. США) | 4,669 | 3,757 | 3,118 |
Акции прямых иностранных инвестиций (млн долл. США) | 146,491 | 149,051 | 149,369 |
Количество новых инвестиций * | 31 | 68 | 60 |
Стоимость новых инвестиций (млн долл. США) | 6,616 | 7,193 | 5,811 |
Источник: ЮНКТАД — Последние доступные данные.
Примечание: * Greenfield Investments — это форма прямых иностранных инвестиций, когда материнская компания открывает новое предприятие в другой стране, строя новые производственные мощности с нуля.
© Export Entreprises SA, Все права защищены.
Последнее обновление: март 2021 г.
Государственный департамент США
Прозрачность системы регулирования
Закон Казахстана устанавливает основные принципы поощрения конкуренции на недискриминационной основе.Казахстан — унитарное государство, и национальное законодательство, принятое Парламентом и Президентом, одинаково эффективно для всех регионов страны. Правительство, министерства и местные исполнительные администрации в регионах («Акиматы») издают постановления и исполнительные акты в соответствии с законами. Казахстан является членом ЕАЭС, и постановления Евразийской экономической комиссии являются обязательными и имеют преимущественную силу над национальным законодательством. Компании, акции которых котируются на бирже, указывают, что они придерживаются международных стандартов финансовой отчетности, но практика бухгалтерского учета и оценки не всегда соответствует передовой международной практике.
Правительство консультируется по некоторым законопроектам с экспертами и бизнес-сообществом; проекты законопроектов доступны для общественного обсуждения на сайте www.egov.kz в разделе Открытое правительство , однако период обсуждения составляет всего десять дней, и процесс происходит без общих уведомлений. Некоторые законопроекты исключены из общественного обсуждения, а правовой и регуляторный процесс, в том числе в отношении иностранных инвестиций, остается непрозрачным. Все законы и указы Президента и правительства доступны на казахском и русском языках на сайте Министерства юстиции: http: // adilet.zan.kz/rus.
Сообщается, что применение и толкование коммерческого законодательства иногда вызывает путаницу как среди иностранных, так и среди отечественных предприятий. В 2016 году Министерство здравоохранения и социального развития ввело новые правила привлечения иностранной рабочей силы, некоторые из которых (включая требование владения казахским языком) создали значительные проблемы для иностранных инвесторов. После активного вмешательства международного инвестиционного сообщества через Совет премьер-министра по улучшению инвестиционного климата правительство отменило самые обременительные правила.
Непрозрачное применение законов остается основным препятствием для расширения торговли и инвестиций. Иностранные инвесторы жалуются на непоследовательные стандарты и коррупцию. Хотя центральное правительство приняло множество прогрессивных законов, местные власти могут произвольно толковать правила в своих интересах.
Многие иностранные компании заявляют, что они должны защищать свои инвестиции от частых указов и законодательных изменений, большинство из которых не относятся к существующим инвестициям.Штрафы часто начисляются за периоды до изменения политики. Например, иностранные компании сообщают, что местные и национальные власти произвольно налагают высокие экологические штрафы, утверждая, что штрафы оцениваются для получения доходов для местных и национальных властей, а не для защиты окружающей среды. Правительственные чиновники признали, что система экологических штрафов требует реформы. В ответ правительство представило в парламент проект нового Экологического кодекса (Экологического кодекса), который в настоящее время находится на рассмотрении в нижней палате.Нефтяные компании жалуются, что ставки платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании попутного газа как минимум в 20 раз выше, чем при выбросах тех же загрязняющих веществ из других стационарных источников. В феврале 2020 года министр экологии сообщил, что штрафы за несанкционированный выброс вредных веществ будут увеличены в десять раз.
В 2015 году Президент Назарбаев объявил о пяти президентских реформах и о реализации программы модернизации «100 шагов». Программа призывает к формированию системы государственного управления, ориентированной на результат, новой системы аудита и оценки деятельности государственных органов, а также к внедрению системы открытого правительства с улучшенным доступом общественности к информации, находящейся в распоряжении государственных органов.Первоначальная реализация этого плана уже улучшила подотчетность. Например, в дополнение к Комитету по аудиту, который контролирует деятельность государственных органов, министры и губернаторы регионов теперь проводят ежегодные встречи с местными сообществами.
Президент Токаев, избранный в июне 2019 года, подтвердил свою приверженность реформам, инициированным бывшим президентом Назарбаевым.
Государственная финансовая отчетность, включая долговые обязательства, явные обязательства, публикуется Министерством финансов на своем сайте: http: // www.minfin.gov.kz/. Однако официальные органы указали, что условные обязательства, такие как риски перед государственными предприятиями, их перекрестное владение и риски перед банками, учитываются не полностью.
Международные нормативные требования
Казахстан является частью Евразийского экономического союза, и постановления и решения ЕАЭС заменяют национальную систему регулирования. В своей экономической политике Казахстан заявляет о своей приверженности стандартам ВТО и ОЭСР.Казахстан стал членом ВТО в 2015 году. Он уведомляет Комитет ВТО по техническим барьерам в торговле о проектах национальных технических регламентов (хотя недостатки были отмечены). Казахстан ратифицировал Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли (TFA) в мае 2016 года, уведомил о своих требованиях категории A в марте 2016 года и запросил пятилетний переходный период для своих требований категорий B и C. В начале 2018 года правительство создало внутриведомственный комитет по упрощению процедур торговли для выполнения своих обязательств по СУП.К концу 2018 года Казахстан уведомил Комитет ВТО по упрощению процедур торговли, что он выполнил свои обязательства по реализации для категории A на 57 процентов, для категории B на 19 процентов и для категории C на 24 процента.
Правовая система и независимость судебной системы
Гражданский кодекс Казахстана устанавливает общие принципы коммерческого и договорного права. Согласно конституции судебная система независима от исполнительной власти, хотя правительство вмешивается в судебные дела.Согласно отчету Freedom House Nations in Transit за 2018 год, исполнительная власть де-факто доминирует над судебной властью. Утверждается, что повсеместная коррупция в судах и влияние правящих элит приводят к низким ожиданиям общества и недоверию к системе правосудия. Судебные решения рассматриваются как подверженные политическому влиянию и вмешательству. Постановления или правоприменительные меры могут быть обжалованы и рассмотрены в национальной судебной системе. Денежные суждения оцениваются в национальной валюте.
Стороны коммерческих контрактов, включая иностранных инвесторов, могут добиваться урегулирования споров в казахстанских судах или в международном арбитраже, а казахстанские суды будут обеспечивать исполнение арбитражных оговорок в контрактах. Любой суд первой инстанции может рассматривать споры между частными фирмами, а также дела о банкротстве.
Международный финансовый центр Астана, открытый в июле 2018 года, включает в себя собственный арбитражный центр и суд, основанный на британском общем праве, и не зависит от судебной системы Казахстана.Суд возглавляет бывший главный судья Англии и Уэльса лорд Гарри Вульф, и были назначены еще несколько судей Содружества. Правительство советует иностранным инвесторам активнее использовать возможности арбитражного центра МФЦА и суда МФЦА. Положения об использовании закона МФЦА в качестве применимого законодательства рекомендуются для типовых инвестиционных контрактов между иностранным инвестором и государством.
Законы и правила о прямых иностранных инвестициях
Следующее законодательство влияет на иностранные инвестиции в Казахстане: Предпринимательский кодекс; Гражданский кодекс; Налоговый кодекс; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза; Таможенный кодекс Казахстана; Закон о государственных закупках; и Закон о валютном регулировании и валютном контроле.Эти законы предусматривают запрет на экспроприацию, конвертируемость валюты, гарантии правовой стабильности, прозрачные государственные закупки и стимулы для приоритетных секторов. Сообщается, что непоследовательное исполнение этих законов и нормативных актов на всех уровнях государственного управления в сочетании с тенденцией судов отдавать предпочтение правительству создают значительные препятствия для ведения бизнеса в Казахстане.
Предпринимательский кодекс определяет основные принципы ведения бизнеса в Казахстане и отношения правительства с предпринимателями.Кодекс восстанавливает единый инвестиционный режим для отечественных и иностранных инвесторов, в основном кодифицирует недискриминацию для иностранных инвесторов. Кодекс содержит стимулы и преференции для определенных правительством приоритетных секторов, предоставляя освобождение от таможенных пошлин и натуральные гранты, подробно описанные в , Часть 4, Промышленная политика . Кодекс также предусматривает урегулирование споров путем переговоров, использования казахстанского судебного процесса и международного арбитража. Инвесторы из США выразили обеспокоенность по поводу узкого определения инвестиционных споров в Кодексе и отсутствия в нем четких положений о доступе к международному арбитражу.Единое окно правительства для иностранных инвесторов, предоставляющее информацию потенциальным инвесторам, регистрацию бизнеса и ссылки на соответствующее законодательство, можно найти здесь: https://invest.gov.kz/invest-guide/
Пересмотренный Закон о валютном регулировании и валютном контроле, вступивший в силу 1 июля 2019 года, расширяет мониторинг операций в иностранной валюте и упрощает процесс дедолларизации. В частности, закон будет рассматривать филиалы иностранных компаний в Казахстане как резидентов и позволит Национальному банку Казахстана (НБК) усилить контроль над трансграничными операциями.НБК утвердил список компаний, которые сохранят статус нерезидентов; большинство этих компаний работают в добывающих отраслях (см. также Часть 6, Финансовый сектор ).
Нормативно-правовая база, предлагаемая МФЦА компаниям, регистрирующимся на этой территории, существенно отличается от казахстанской, хотя Центр является довольно новым, а опыт ограничен. Более подробный анализ правовых и нормативных последствий работы в МФЦА можно найти здесь: https: // aifc.kz / Annual-report / и http://www.ftseglobalmarkets.com/news/astana-international-financial-center-can-it-become-a-regional-finance-hub.html
Законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство
Предпринимательский кодекс регулирует вопросы, связанные с конкуренцией, такие как картельные соглашения и недобросовестная конкуренция. Комитеты по регулированию естественных монополий и защите конкуренции при Министерстве национальной экономики несут ответственность за рассмотрение сделок на предмет проблем, связанных с конкуренцией.
Изъятие и компенсация
Двустороннее инвестиционное соглашение между США и Казахстаном требует от правительства предоставления компенсации в случае экспроприации. Предпринимательский кодекс позволяет государству национализировать или реквизицию собственности в экстренных случаях, но не устанавливает четких критериев экспроприации и не требует быстрой и адекватной компенсации по справедливой рыночной стоимости.
Post известны случаи, когда владельцам развитых предприятий приходилось продавать свой бизнес компаниям, аффилированным с высокопоставленными и влиятельными лицами.
Урегулирование споров
Конвенция ICSID и Нью-Йоркская конвенция
Казахстан является членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID) с декабря 2001 года и ратифицировал Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений в 1995 году. По закону любое международное решение, вынесенное ICSID , суд, применяющий правила Арбитражной комиссии ООН по международному торговому праву, Стокгольмской торговой палаты, Лондонского международного арбитражного суда или Арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Казахстана, подлежит исполнению в Казахстане.
Урегулирование споров между инвестором и государством
Правительство подписало двусторонние инвестиционные соглашения с 47 странами и 1 многостороннее инвестиционное соглашение с партнерами по ЕАЭС. Эти соглашения признают международный арбитраж инвестиционных споров. Соединенные Штаты и Казахстан подписали двусторонний инвестиционный договор в 1994 году.
В июле 2017 года инвестор из США инициировал арбитражное разбирательство против Казахстана в рамках ДИД, обвинив правительство в косвенной экспроприации его доли владения с целью разведки и разработки трех месторождений углеводородов.
Казахстан признает арбитражные решения законом. Четыре дела против Казахстана находились на рассмотрении ICSID по состоянию на 2 марта 2020 года. В октябре 2018 года ICSID обязал Казахстан компенсировать иностранной компании 30 миллионов долларов США на инвестиции в перевалку и хранение нефти. В 2015 году эта компания обратилась в ICSID с жалобой на нарушение Казахстаном своего двустороннего инвестиционного договора и Договора к Энергетической хартии. В марте 2016 года иностранный исследователь и производитель золота потребовал компенсации за нарушение своего ДИД и Закона Казахстана об иностранных инвестициях 1994 года.В Предпринимательском кодексе инвестиционный спор определяется как «спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора», и указывается, что такие споры могут разрешаться путем переговоров, судебного разбирательства или международного арбитража.
Инвестиционные споры между государством и инвесторами передаются в городской суд Нур-Султана; Споры между государством и крупными инвесторами относятся к компетенции специальной инвестиционной комиссии при Верховном суде Казахстана.В настоящее время Верховный суд готовит изменения в регулировании, чтобы любые споры между государством и инвесторами, в том числе крупные, находились в ведении городского суда Нур-Султана, а Верховный суд будет кассационной инстанцией. За последние несколько лет возник ряд инвестиционных споров с участием иностранных компаний, связанных с предполагаемыми нарушениями экологических норм, налогового законодательства, законов о трансфертном ценообразовании и инвестиционных положений. Некоторые споры связаны с предполагаемым незаконным продлением сроков разведки недропользователями, поскольку в соответствии с соглашениями о разделе продукции с государством расходы, понесенные в течение этого периода, обычно полностью возмещаются.Некоторые споры затрагивают сотни миллионов долларов. Проблемы возникают при исполнении судебных решений, и существует широкая возможность повлиять на судебные решения, учитывая относительную недостаточную судебную независимость.
Для поощрения иностранных инвестиций правительство разработало механизмы разрешения споров, позволяющие потерпевшим инвесторам добиваться возмещения ущерба, не требуя от них оспаривания своих требований. В 2013 году правительство учредило инвестиционного омбудсмена, который, как заявлено, может разрешать жалобы иностранных инвесторов, вмешиваясь в межправительственные разногласия, затрагивающие инвесторов.
Законодательство Казахстана предусматривает государственную компенсацию за нарушение контрактов, гарантированных государством. Тем не менее, если правительство просто одобрило или подтвердило иностранный контракт, ответственность правительства ограничивается исполнением административных действий, необходимых для облегчения инвестиционной деятельности (например, выдача лицензии или предоставление земельного участка). Разрешение споров, возникающих из таких дел, может потребовать судебного разбирательства или арбитража.
Международный коммерческий арбитраж и иностранные суды
Закон о медиации предлагает альтернативные (без судебных разбирательств) разрешения споров для двух частных сторон.Закон об арбитраже определяет правила и принципы внутреннего арбитража. По состоянию на апрель 2020 года в Казахстане было 17 местных арбитражных органов, объединенных в Арбитражную палату Казахстана. См .: https://palata.org/about/. Правительство отметило, что Закон об арбитраже привел национальное арбитражное законодательство в соответствие с Типовым законом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и Европейской конвенцией о международных отношениях. Коммерческий арбитраж.Решения иностранных арбитражей признаются и подлежат исполнению в местных судах. Местные суды признают и исполняют решения судов стран СНГ. Решения судов других иностранных государств признаются и подлежат исполнению местными судами, если Казахстан имеет двустороннее соглашение о взаимной судебной помощи с соответствующей страной или применяет принцип взаимности.
Когда госпредприятия участвуют в инвестиционных спорах, национальные суды обычно принимают решение в пользу госпредприятий. По закону инвестиционные споры с частными коммерческими организациями, сотрудниками или государственными предприятиями находятся в юрисдикции местных судов.Согласно оценке судебных решений Европейского банка реконструкции и развития за 2014 год, судьи в местных судах не обладали опытом в области коммерческого права и, как правило, применяли общие принципы законов и положения Гражданского кодекса, с которыми они более знакомы, а не соответствующие положения коммерческого законодательства. .
Даже когда инвестиционные споры разрешаются в соответствии с условиями контракта, процесс разрешения может быть медленным и потребовать значительных затрат времени и ресурсов.Поэтому многие инвесторы предпочитают решать инвестиционные споры в частном порядке во внесудебном порядке. В феврале 2018 года американская компания инициировала арбитражное разбирательство против правительства Казахстана за неуплату примерно 75 миллионов долларов США за возвращение двух гидроэлектростанций, эксплуатируемых по 20-летнему концессионному соглашению. В апреле 2018 года правительство отказалось от ответственности и потребовало встречных исков на сумму более 480 миллионов долларов США. Окончательное слушание по доказательствам состоялось 22-26 июля 2019 г. По состоянию на июнь 2020 г. стороны продолжают ждать решения арбитра.
Положение о банкротстве
Закон Казахстана о банкротстве и реабилитации от 2014 года (Закон о банкротстве) защищает права кредиторов во время производства по делу о несостоятельности, включая доступ к информации о должнике, право голосовать против планов реорганизации и право оспаривать решения комиссий по банкротству, затрагивающие их права. Банкротство не является уголовно наказуемым деянием, если суд не признает его преднамеренным. Закон о банкротстве улучшает процесс несостоятельности, разрешая ускоренное производство по реорганизации бизнеса, продлевая период реабилитации или реорганизации, а также расширяя полномочия (и ужесточая квалификационные требования для того, чтобы стать управляющими).Закон также упрощает бюрократические требования к заявлению о банкротстве, дает кредиторам большее право голоса при продолжении операций, вводит срок для принятия планов реабилитации или реорганизации и добавляет требования судебного надзора. Принятые в 2019 году поправки к закону внесли ряд изменений. Среди них — более конкретное определение преднамеренного банкротства, требование доказывать устойчивую несостоятельность при подаче иска о банкротстве, возможность индивидуальных предпринимателей подать заявку на реабилитационную процедуру для восстановления своей платежеспособности, а также возможность ликвидации без подачи заявления о банкротстве. отсутствие дохода, имущества и хозяйственной деятельности.
Пришло время инвестировать в Казахстан?
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обращается к участникам празднования Навруз на ЭКСПО … [+] 2017 в Астане 21 марта 2018 года.
Агентство Анадолу / Getty ImagesГлобальные инвесторы склонны группировать Казахстан вместе с Россией и Содружеством Независимых Государств (СНГ), но его рыночные основы заметно отличаются, и они, похоже, предлагают некоторые интересные инвестиционные возможности в 2020 году.
Прежде всего, правительство реализует программу приватизации, цель которой — привлечь 7 миллиардов долларов за счет продажи пакетов акций примерно 900 компаний. Самая большая в мире страна, не имеющая выхода к морю, берет страницу из пьесы Маргарет Тэтчер, бывшего премьер-министра Великобритании, которая считала приватизацию «фундаментальной для улучшения экономических показателей Великобритании»
Между тем страны Центральной Азии ведут переговоры о создании чего-то подобного АСЕАН, Северному Совету, Вышеградской группе для государств Центральной Европы или МЕРКОСУР для Южной Америки.29 ноября
г.Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев присоединился к лидерам Таджикистана, Туркменистана и Кыргызской Республики, чтобы заявить, что они будут работать над совместным развитием и сотрудничеством в областях, которые варьируются от экономической торговли и инвестиций до инфраструктуры, туризма, науки и культуры. Подобные позитивные события вызывают одобрение.
Казахстан поднялся на восемь позиций и занял 28-е место в отчете Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса за 2019 год», который оценивает страны с ведущей экономикой мира по простоте ведения бизнеса.В рейтинге Казахстана он опережает 30-е место среди Испании, 46-е место среди Китая и 77-е место среди Индии.
И Казахстан не одинок. По данным Международного валютного фонда, соседний Узбекистан, который занимает 76-е место в том же рейтинге и недавно открылся для иностранных инвестиций, похоже, будет способствовать «здоровому соперничеству» в Центральной Азии, которое потенциально может стимулировать экономику Казахстана. Конкуренция заставит политиков обеих стран усерднее работать над дальнейшим повышением прозрачности, их основ политики и деловой среды.
Недавно проведенный Алматинский инвестиционный форум был направлен на то, чтобы твердо позиционировать Алматы и Казахстан в качестве центра экономического развития Центральной Азии. Политики Казахстана надеются превратить крупнейший город страны, Алматы, в важный транспортный, логистический и туристический узел на новом Шелковом пути. В этом году на форуме в конце ноября было подписано 31 соглашение на сумму 2,3 миллиарда долларов между различными государственными учреждениями и бизнес-сообществом.
Глобальное воздушное сообщение станет еще более важным для Центральной Азии, и поэтому турецкий оператор аэропортов TAV подал необязательную заявку на покупку казахстанского аэропорта Алматы в рамках совместного предприятия с Goldman Sachs International.TAV планирует инвестировать в международный аэропорт Алматы 165 миллионов долларов в ближайшие годы. Инвестиции позволят значительно расширить возможности аэропорта, добавив миллион дополнительных пассажиров и создав 3000 рабочих мест.
Глобальный пищевой гигант Tyson Foods объявил об инвестициях в производство говядины в Казахстане, который граничит с Китаем. Китайские пошлины на казахское мясо составляют 12%. США являются крупнейшим производителем говядины в мире, но продажи в Китай оказались в невыгодном положении, поскольку Пекин ввел ответный тариф в размере 25%, в результате чего общий сбор составил 37%.
Хотя ожидается, что в 2020 году экономика вырастет еще на 3,4%, согласно прогнозу Economist Intelligence Unit, многие инвесторы по-прежнему не замечают надежных фундаментальных показателей инвестиций в Казахстане из-за его кредитных рейтингов. Рейтинг долгосрочного внешнего долга страны был подтвержден агентством Moody’s в августе на уровне Baa3, что является самым низким показателем инвестиционного уровня. Рейтинг иностранного эмитента был подтвержден агентством Moody’s на уровне Baa3, что является самой низкой оценкой инвестиционного уровня.
Проект, который, вероятно, оказал наибольшее влияние на изменение мировосприятия инвесторов, — это Международный финансовый центр в Астане (МФЦА).МФЦА, основанный 5 июля 2018 года, является финансовым центром в столице Казахстана Нур-Султане для стран Центральной Азии, Кавказа и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Президент Казахстана встретился с председателем Китая Си Цзиньпином на 18-м ежегодном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Циндао, Китай, 10 июня 2018 г.
Агентство Анадолу / Getty ImagesМФЦА также стремится стать финансовой платформой для инициативы «Один пояс, один путь».МФЦА уже имеет партнерские отношения с Шанхайской фондовой биржей и NASDAQ и стремится стимулировать участников, освобождая их от корпоративных налогов на доход, полученный от предоставления финансовых и дополнительных услуг, а также от прироста капитала до 2066 года. Кроме того, их сотрудники также будут аналогичным образом освобождены от подоходного налога с физических лиц.
Казахстан также планирует предложить статус инвестиционного резидента иностранцам, инвестирующим не менее 60 000 долларов в акции на фондовой бирже Международного финансового центра Астаны, сообщил недавно Bloomberg News губернатор центра Кайрат Келимбетов.Инвесторам будет гарантирована пятилетняя многократная виза. Ожидается, что эта мера, нацеленная на граждан из бывших республик Советского Союза и Ближнего Востока, позволит собрать 100 миллиардов тенге (более 250 миллионов долларов США) в течение пяти лет с момента начала программы.
Ожидается, что реальные процентные ставки в Казахстане останутся относительно привлекательными в ближайшей перспективе с базовой ставкой Национального банка Казахстана на уровне 9,25% и ожидаемым замедлением инфляции до среднего уровня целевого коридора 4–6% в течение 2020 года.
Казахстан, безусловно, представляет собой ценную инвестицию на данный момент. KASE (Казахстанская фондовая биржа) торгуется с соотношением цены и прибыли 6,44, дивидендной доходностью 3,73% и балансовой стоимостью 0,9. Для сравнения: индекс MSCI World Equities Index торгуется с коэффициентом P / E 20,04, а индекс MSCI Emerging Markets — с коэффициентом P / E 14,67.
Крупнейший банк страны — Народный банк — тому подтверждение. Работает в растущей экономике с населением 18,8 миллиона человек, с недостаточным проникновением в банковский сектор и средним показателем рентабельности активов (ROA) за 5 лет, равным 24.9% и соотношение затрат и доходов 29,6%. По данным S&P Global Market Intelligence, для сравнения: показатель ROA западноевропейского банковского сектора составляет 7,3%, а средний показатель C / I для Европейского банка составляет 6,5%.
Народный банк — это истинное определение стоимости акций, поскольку он выплачивает инвесторам 8,29% дивидендов в долларах США, а рост дивидендов за год составляет 49,4%, согласно данным Bloomberg, в то время как акции торгуются с коэффициентом P / E 4,76. Для сравнения, согласно данным Bloomberg, все U.Во всем мире по акциям, номинированным в долларах США, только 0,21% приносят дивидендную доходность в размере 8% или более в долларах.
В начале декабря FITCH Ratings повысило рейтинг Народного банка до «BB +» с «BB» с «Позитивным» прогнозом, сославшись на доминирующую рыночную долю Народного банка и, как следствие, превосходную ценовую политику, его консервативный аппетит к риску и управление, а также благоприятную структуру активов. По мнению Fitch, надежные буферы капитала и ликвидности Халык-банка и его впечатляющие показатели на протяжении всего цикла должны помочь банку успешно смягчить даже весьма резкие колебания в операционной среде.
Учитывая позднюю стадию экономического цикла операционной среды компаний в ЕС, Китае и даже на рынке США, инвесторы все чаще ищут менее коррелированные рынки.
Более тесное сотрудничество в Центральной Азии и инициатива «Один пояс, один путь» в сочетании с эффектом низкой базы могут привести к повышению интереса инвесторов к Казахстану в 2020 году.
прямых иностранных инвестиций | Посольство Казахстана в Вашингтоне, округ Колумбия
США — один из ведущих прямых иностранных инвесторов в Казахстане.Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из США в Казахстан в первой половине 2018 года достигли 2,79 миллиарда долларов, что на 44,7 процента больше по сравнению с тем же периодом 2017 года (1,93 миллиарда долларов). В целом с 2005 по июль 2018 года валовой объем американских ПИИ в казахстанскую экономику составил $ 33,76 млрд .
В Казахстане ежегодно проводятся различные инвестиционные и торгово-экономические мероприятия, на которых должностные лица правительства Казахстана и руководители бизнеса представляют текущие и будущие инвестиционные возможности, открытые для инвестиций США, и устанавливают рамки для будущего сотрудничества с американскими предприятиями.
Делегация 16 крупных компаний США посетила Казахстан в октябре 2018 года во время открытия торговой миссии Министерства торговли США в Казахстане во главе с секретарем Уилбуром Россом. Результатом торговой миссии стали соглашения в области авиационных и космических исследований, сельского хозяйства, нефтехимической промышленности и развития инфраструктуры.
Казахстан сотрудничал с США, чтобы превратиться в процветающий рынок, поддерживающий свободную рыночную конкуренцию. В рамках ежегодных двусторонних консультаций (ABC), основанных в 2010 году, которые в 2018 году были преобразованы в диалог о расширенном стратегическом партнерстве, Казахстан и США уделяют особое внимание созданию благоприятных условий для развития инвестиций и торговли, а также экономического развития.
Добавить комментарий