Инвестиционная политика в россии: Раздел 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ / КонсультантПлюс
РазноеИнвестиционная политика РФ — Answr
Комплекс мероприятий для создания и выявления перспективных объектов для инвестирования.
Она затрагивает все имеющие значение для экономики субъекты и строится на базе комплексного анализа состояния различных отраслей хозяйства и их взаимодействия. Основные принципы проведения инвестиций и стимулирования этого процесса вырабатываются различными институтами, имеющими отношение к экономической жизни государства. А непосредственные аспекты регулируются Министерством экономического развития.
Основные направления инвестиционной политики
Практически это должно выражаться в:
- создании благоприятного режима для внутренних и зарубежных инвесторов;
- увеличении уровня прибыльности и снижении факторов риска;
- улучшении уровня благосостояния народа.
Конечная прибыль от инвестиций связана с их объёмом, но эта связь не является взаимообратной сама по себе. Вложение в малоперспективные области хозяйства не приносят выгоду в первую очередь самим инвесторам.
Практическое осуществление
Государственное регулирование инвестиций строится таким образом, чтобы создавать бесперебойную работу наиболее важных отраслей народного хозяйства. В первую очередь к ним относятся те виды предприятий, которые создают условия для существования и функционирования самого государства. В условиях России — это добыча полезных ископаемых, большая часть которых экспортируется в европейские страны. Не меньшую роль играют объекты инфраструктуры и производства энергии для внутреннего рынка. Ряд отраслей народного хозяйства официально считается имеющим стратегическое значение.
Одним из ключевых вопросов является зависимость национальной экономики России от экспорта углеводородов. В стране активно развивается собственный производственный рынок. С начала 21-го века до 2017 года удалось создать 173 индустриальных парка. 113 из них уже действуют, а 60 ещё находятся в процессе возведения производственных мощностей. На ближайшие пять лет запланирована организация 39 новых парков.
Они представляют собой площадку, к которой проведены подъездные пути, в том числе и железнодорожные, электроэнергия, вода, имеются собственные очистные сооружения и предприятия по переработке отходов. Один парк может включать в себя от 10 до 30 предприятий. Часто их продукция взаимосвязана. К примеру, заводы по производству металлопроката создаются рядом с предприятиями, выпускающими современные строительные блоки. На настоящий момент — это одно из наиболее перспективных направлений для инвестирования.
Роль государства
Государство является гарантом стабильности развития отдельных направлений хозяйственной деятельности. Оно стремится ограничить отток капитала из России, ввести систему практической реализации имеющихся планов. Однако важную роль в этом процессе играет дебюрократизация процесса инвестирования.
Основная цель в последние годы существенно изменилась. Теперь это не привлечение зарубежных инвесторов, а усиление роли отечественного финансирования перспективных хозяйственных проектов.
Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России
Монография Института народнохозяйственного прогнозирования.
Монография вышла под редакцией ректора ИНП РАН Виктора Ивантера и развивает предложения «Стратегии Роста», касающиеся наращивания инвестиций в новые источники роста в несырьевом секторе.
В экспертном сообществе есть общее мнение, что ускорение динамики российской экономики и, тем более, обеспечение темпов роста ВВП выше среднемировых (задача, поставленная Президентом) в долгосрочной перспективе, невозможны без сглаживания структурных дисбалансов в экономике, которые не могут быть устранены традиционными рыночными механизмами. В частности, это диспропорции в территориально-отраслевой структуре производства и занятости, в уровне рентабельности между отраслями, условиях конкуренции между государственным и частным сектором, слабая интеграция российской экономики в мировую.
Неэффективное распределение факторов производства и финансовых ресурсов между отраслями делает необходимым проведение в России структурно-инвестиционной политики, которая включает в себя комплекс мер по развитию механизмов финансирования инвестиций в основной капитал. Важнейшая задача таким образом активизировать новые источники роста, в российском случае – в несырьевом средне- и высокотехнологическом секторе, а также обеспечить переток факторов производства и финансовых средств в новые сектора.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН совместно с Институтом экономики роста им П.А. Столыпина участвовал в подготовке Среднесрочной программы социально-экономического развития России до 2035 года «Стратегия Роста», разработанной по поручению Президента. Монография «Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения экономического роста в России» развивает предложения, содержащиеся в «Стратегии Роста», конкретизирует механизмы устранения производственно-технологических и территориально-отраслевых дисбалансов в экономике России. Успешность реализации стратегии социально-экономического развития будет зависеть от синхронизации денежно-кредитной, бюджетной, таможенной, налоговой, территориально-отраслевой политик с задачами устранения структурных дисбалансов. Таким образом, структурно-инвестиционная политика является ключевым механизмом реализации «Стратегии Роста», разработкой конкретных предложений по ее проведению сейчас занимается Институт экономики роста им. П. А. Столыпина.
Авторы подтверждают необходимость значительного наращивания инвестиций в новые источники роста. Общий объем инвестиций в ВВП должен вырасти до 26-28%, что позволит достичь на первом этапе (2017-2020 гг.) темпов роста ВВП 3,2-3,5%, в 2021-2030 гг. – 4-6%, в 2031-2035 гг. – 3,0-3,5%.
Соотношение государственного и частного финансирования при этом в различных секторах разное. Также различается набор механизмов финансирования инвестиций. Если в сельском хозяйстве и ОПК очевидна ведущая роль государства, то в обрабатывающей промышленности инвестиции могут быть преимущественном частными, а роль государства должна сводиться в стимулировании инвестиций через механизмы денежно-кредитной и налоговой политики, обеспечении стабильных и благоприятных условий для частных инвестиций. Последнее включает:
- формирование уверенности бизнеса в перспективах роста, прежде всего, через реализацию государственной стратегии развития,
- решение проблемы неприемлемо низкой платежеспособности (закредитованности) предприятий инвестиционного машиностроения и производства комплектующих для фондосоздающих отраслей,
- настройку финансовой и банковской системы на режим поддержки роста.
Монография ИНП РАН – первая попытка связать политику технологического развития и инвестиционную политику, обозначает направления, механизмы и объемы инвестиций. Расчеты ИНП РАН на основе собственной системы математических моделей экономики России, показывают, что достижение уровня инвестиций 28-30% ВВП позволит увеличить производительность труда на 20%, что даст прирост ВВП 5% на горизонте до 2035 года.
В ИНП РАН также отмечают, что устойчивый рост экономики невозможен без поддержки спроса, поскольку предприятия не будут инвестировать в рост производства без понимания, на какие рынки пойдет их продукция. На первом этапе важную роль в ускорении динамики ВВП будет играть внутренний потребительский спрос (за счет роста доходов населения). На втором будет происходить наращивание несырьевого экспорта.
Скачать монографию можно здесь: Структурно-инвестиционная политика
Эксперт: Проактивная инвестиционная политика повысит качество жизни в регионах
В РИА Новости подготовили очередной, 9-й по счету, рейтинг качества жизни населения в российских регионах. Итоговая оценка учитывает 70 показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в социальной сфере.
Эти 70 показателей объединены в 11 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения, занятость населения и рынок труда, жилищные условия населения, безопасность проживания, демографическая ситуация, экологические и климатические условия, здоровье населения и уровень образования, обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, уровень экономического развития, уровень развития малого бизнеса, освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры.
Первые позиции в новом рейтинге сохранили Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Сводный рейтинговый балл у них превышает значение 75 (возможный минимум — 1, возможный максимум — 100). Столица набрала 82,16 балла, Санкт-Петербург — 80,63, Подмосковье — 76,07.В ТОП-10 также вошли Республика Татарстан, Белгородская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Воронежская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра и Калининградская область.
Состав замыкающей рейтинг десятки по сравнению с предыдущим годом также практически не изменился. Общими факторами, влияющими на позиции аутсайдеров, являются невысокий уровень социально-экономического развития, отставание по доходам населения и высокий уровень безработицы. Последние места в рейтинге 2020 года заняли Калмыкия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Курганская область, Республика Алтай, Бурятия, Еврейская автономная область, Карачаево-Черкессия, Забайкальский край, Республика Тыва.
Как отмечают авторы исследования, слабые изменения в позициях регионов в сравнении с показателями предыдущего года свидетельствуют о том, что показатели, характеризующие качество жизни, в основном существенно не изменились.
«Позиции регионов в рейтинге качества жизни отражают, в первую очередь, их объективные конкурентные преимущества. Традиционными лидерами рейтинга являются регионы с наибольшей ёмкостью внутреннего рынка, развитой инфраструктурой, высоким уровнем человеческого капитала, а также экспортно-ориентированные регионы, — считает начальник Управления стратегического развития, государственного управления и региональной политики Аналитического центра Антон Стешенко. – В аутсайдерах остаются субъекты Российской Федерации с низким уровнем доходов населения и напряженным рынком труда в силу сложившейся структуры экономики, не имеющей легко коммерциализируемых факторов роста (наличия природных ресурсов, доступа к внешним рынкам, агломерационного эффекта). Регионы-аутсайдеры характеризуются также низкой бюджетной обеспеченностью, что не позволяет осуществлять опережающее строительство инфраструктуры».
Ключевым условием укрепления позиций регионов в рейтинге эксперт АЦ считает проактивную инвестиционную политику, направленную на формирование новых точек роста на их территории.
Инвестиционная политика
Основная задача АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд — сохранить и приумножить средства наших клиентов. Инвестирование пенсионных накоплений и резервов мы осуществляем на основе простых, но важных принципов:
- мы стремимся обеспечить максимальную сохранность средств клиентов фонда и работаем только с профессиональными управляющими;
- мы заботимся о том, чтобы обеспечить стабильный высокий уровень доходности и минимизировать возможные риски инвестиций;
- мы придерживаемся политики информационной открытости, поэтому инвестиционная деятельность нашего фонда понятна и прозрачна.
Наш инвестиционный портфель формируется таким образом, чтобы с учетом законодательных ограничений по размещению пенсионных средств обеспечить максимальную защиту и эффективность от их вложений. В настоящее время средства пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда находятся в управлении профессиональной и эффективной команды — АО ВТБ Капитал Управление активами. Средства резерва по обязательному пенсионному страхованию переданы в управление ООО ВТБ Капитал Пенсионный резерв.
ВТБ Капитал Управление активами имеет необходимые для осуществления деятельности лицензии (Лицензия ФСФР России № 045-10038-001000 от 20.03.2007 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, Лицензия ФКЦБ России № 21-000-1-00059 от 06.03.2002 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами).
ООО ВТБ Капитал Пенсионный резерв активно развивает бизнес коллективных инвестиций с 2003 года и специализируется на доверительном управлении средствами пенсионных накоплений, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и имуществом паевых инвестиционных фондов, являясь одним из лидеров пенсионного рынка России среди управляющих компаний. ВТБ Капитал Пенсионный резерв имеет бессрочную лицензию ФКЦБ России на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00108 от 07 февраля 2003 года, а также рейтинг надежности на уровне «А++» от Эксперт РА
Контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, переданных в доверительное управление управляющей компании, а также учет и хранение сертификатов ценных бумаг, в которые фондом или управляющей компанией размещены средства пенсионных накоплений и пенсионных резервов осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Специализированная депозитарная компания «Гарант» (ООО «СДК «Гарант») (лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов № 22-000-1-00010 от 27. 09.2000 г., и на осуществление депозитарной деятельности № 177-06414-000100 от 26.09.2003 г.). Договор № 790-СД и Договор № 791-СД вступают в силу с 09.09.2014 года.
По оценкам экспертов ситуация на фондовом рынке пока остается нестабильной. Именно поэтому на сегодняшний день в портфеле фонда преобладают консервативные инструменты:
Сформированные инвестиционные портфели позволяют сохранять средства наших клиентов и обеспечивают стабильный уровень доходности. Так, за 2016–2020 годы фонд добился значительных результатов*:
- накопленная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений, распределенная на счета застрахованных лиц — клиентов АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд (обязательное пенсионное страхование), составила 45,21%, что соответствует средней доходности в размере 7,75% в год;
- накопленная доходность размещения средств пенсионных резервов (сбалансированный инвестиционный портфель), распределенная на счета участников и вкладчиков АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд (негосударственное пенсионное обеспечение), составила 41,24%, что соответствует средней доходности в размере 7,15% в год.
В августе 2020 года проведена корректировка размеров накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты:
— корректирующий коэффициент по результатам инвестирования средств выплатного резерва (накопительная пенсия) составил 1,081632069460%;
— корректирующий коэффициент по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата составил 1,061389000649%.
В августе 2021 года проведена корректировка размеров накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты.
Для клиентов АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд:
— корректирующий коэффициент по результатам инвестирования средств выплатного резерва (накопительная пенсия) составил 1,0658628808899;
— корректирующий коэффициент по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата составил 1,046511352770.
Для клиентов присоединенного к АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд НПФ «Магнит»:
— корректирующий коэффициент по результатам инвестирования средств выплатного резерва (накопительная пенсия) составил 1,05098296685;
— корректирующий коэффициент по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата составил 1,050689015357.

Средневзвешенный размер, на который был увеличен размер назначенных негосударственных пенсий по итогам размещения средств пенсионных резервов за 2020 год равен 0.
Требования, которым должны соответствовать управляющая компания и специализированный депозитарий для заключения с АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария, порядок выбора и отказа от услуг управляющей компании и специализированного депозитария и правила определения объема средств пенсионных накоплений, передаваемых в доверительное управление управляющей компании:
МЕТОДИКА определения требований, предъявляемых Акционерным обществом Негосударственным пенсионным фондом ВТБ Пенсионный фонд к управляющим компаниям, выбору и отказу от услуг управляющих компаний, определения объема средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов, передаваемых в доверительное управлениеmethodology_yk.

ПОЛИТИКА управления рисками AO НПФ ВТБ Пенсионный фонд
policy.pdf
МЕТОДИКА определения требований, предъявляемых Акционерным обществом Негосударственным пенсионным фондом ВТБ Пенсионный фонд к специализированному депозитарию, выбору и отказу от услуг специализированного депозитария
metodika-vybora-spetsializirovannogo-depozitariya-30.10.2020g.pdf
Обзоры инвестиционной политики ОЭСР: Российская Федерация – прогресс и вызовы реформ
Несмотря на множество инвестиционных возможностей, Российская Федерация привлекла относительно немного прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и столкнулась с крупномасштабным оттоком капитала. Это явление является результатом отраслевых ограничений на иностранные инвестиции и важных институциональных факторов, которые также влияют на отечественный бизнес.
За последнее десятилетие Россия значительно улучшила свою деловую среду, приняв законы о защите собственности и других прав инвесторов и создав институты, необходимые для функционирования рыночной экономики.Россия также подписала инвестиционные соглашения и соглашения об избежании двойного налогообложения с членами ОЭСР и другими странами. В 2001 году ОЭСР опубликовала Инвестиционная среда в Российской Федерации: законы, политика и институты, в которой она внесла предложения по развитию этих позитивных изменений и дальнейшему совершенствованию политики в отношении иностранных инвестиций.
В Обзоре инвестиционной политики Российской Федерации за 2004 год оценивается прогресс, достигнутый с момента публикации исследования 2001 года, и предлагаются варианты политики, направленные на дальнейшее улучшение инвестиционного климата.К их числу относятся ослабление сохраняющихся ограничений на ПИИ в ряде секторов экономики, продолжение усилий по упрощению и повышению прозрачности административных процедур, а также обеспечение соблюдения федеральных законов и нормативных актов на субфедеральном уровне.
Этот обзор является частью продолжающегося сотрудничества ОЭСР со странами, не входящими в ее состав, по всему миру.
Первую главу публикации можно скачать в формате pdf: Прогресс и перспективы.
Полный текст русскоязычной версии можно скачать в формате pdf.
Эту публикацию можно просмотреть или приобрести непосредственно в онлайн-книжном магазине ОЭСР.
Связанные документы
- Обзоры прямых иностранных инвестиций и инвестиционной политики ОЭСР
Совершенствование российской политики в отношении прямых иностранных инвестиций
Abstract
Прямые иностранные инвестиции приносят принимающим странам капитал, производственные мощности и передачу технологий, а также рабочие места, новые профессиональные навыки и управленческий опыт.

Цитата
«Бергсман, Джоэл; Бродман, Гарри Г .; Дребенцов, Владимир. 2000. Совершенствование политики России в отношении прямых иностранных инвестиций. Рабочий документ по исследованию политики; No. 2329. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. © Всемирный банк. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/21605 Лицензия: CC BY 3.0 ИГО».
Прямые иностранные инвестиции в Россию
‘) вар корзинаStepActive = истина var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.вариант-покупки»)).forEach(initCollapsibles) функция initCollapsibles(подписка, индекс) { var toggle = подписка.querySelector(«.Цена-варианта-покупки») подписка.classList.remove(«расширенный») var form = подписка.querySelector(«.




обзоров прямых иностранных инвестиций 2021: Российская Федерация | ТОО «Уайт энд Кейс»
Дальнейшее развитие российского законодательства об иностранных инвестициях вводит новые требования к инвесторам и упрощает регулирование в некоторых сферах
В начале сделки иностранный инвестор должен проанализировать, соответствует ли целевая компания стратегическому субъекту
Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в Российской Федерации, созданная Правительством Российской Федерации в 2008 году, отвечает за рассмотрение заявок на прямые иностранные инвестиции. Правительственную комиссию возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации, в ее состав входят руководители отдельных министерств и других государственных органов.
После назначения Михаила Мишустина новым Председателем правительства и формирования нового правительства в январе 2020 года с марта 2020 года начала функционировать новая Правительственная комиссия.
Хотя окончательное решение по заявке принимает Правительственная комиссия, всю подготовительную работу (в том числе проверку полноты заявки и согласование с соответствующими государственными органами) осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).Помимо прочего, ФАС осуществляет предварительное рассмотрение заявления и подготавливает материалы для дальнейшей оценки Правительственной комиссией. Руководитель ФАС является членом и ответственным секретарем Правительственной комиссии.
В ноябре 2020 года утвержден новый состав Правительственной комиссии, в том числе новый руководитель ФАС Максим Щаскольский.
ВОЗ ФАЙЛЫ
Покупатель должен подать заявление, если предлагаемое приобретение приведет к тому, что приобретатель получит контроль над организацией, занимающейся деятельностью, имеющей «стратегическое значение» для национальной обороны и безопасности России («стратегическая организация»).Приобретатель обязан получить согласие Правительственной комиссии до приобретения контроля над стратегическим объектом, иначе сделка будет признана недействительной.
Для получения согласия приобретатель должен подать заявление в ФАС с приложениями, включающими уставные документы приобретателя и объекта, информацию о структуре их групп (включая всю цепочку контроля как приобретателя, так и объекта) , документы по сделке и бизнес-план развития объекта после закрытия.Обязательным документом также является таблица, в которой раскрываются конечные контролирующие лица приобретателя, бенефициары и бенефициарные собственники.
Понятие «контроль» трактуется широко
ТИПЫ СДЕЛОК ПРОВЕРЕНО
Правительственная комиссия рассматривает сделки, в результате которых осуществляется приобретение контроля над стратегическими объектами. Иностранные инвесторы также должны получить согласие Правительственной комиссии на некоторые сделки, связанные с приобретением имущества стратегического предприятия.
Список видов деятельности «стратегической важности» включает 47 видов деятельности, которые, если они выполняются целью, заставляют цель считаться стратегическим объектом. 47 видов деятельности охватывают области, связанные с природными ресурсами, обороной, СМИ и монополиями.
Деятельность включает не только деятельность, непосредственно связанную с обороной и безопасностью государства (например, операции с ядерными материалами, производство оружия и военной техники), но и некоторые другие косвенно связанные виды деятельности (например, теле- и радиовещание на определенные территории, добычу полезных ископаемых). водные биоресурсы и издательская деятельность).
Критерии определения контроля достаточно широки и ниже (25 процентов) для объекта, который занимается разведкой «участков недр федерального значения», таких как нефтяные месторождения с определенным размером запасов, урановые рудники, недра блоки, подлежащие разведке, в пределах зоны обороны и безопасности. Поправки к закону, вступившие в силу в июле 2021 года, распространили этот нижний контрольный порог на субъектов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в рамках государственной политики по усилению контроля в этой сфере.
Иностранным публичным инвесторам запрещается получение контроля над стратегическими объектами или приобретение более 25 процентов имущества стратегического объекта, и они должны получить согласие Правительственной комиссии на приобретение уменьшенных долей в стратегических объектах или приобретение блокирующих прав в отношении таких объектов. сущности. Эти инвесторы могут приобрести контроль (25 и более процентов) над стратегическим объектом, осуществляющим разведку «участков недр федерального значения» или занимающимся добычей (выловом) водных биоресурсов, если это не меняет существующий контроль над такими субъектами. Российской Федерацией (т.д., его доля в таких организациях превышает 50 процентов) и при условии, что приобретение будет специально одобрено Правительственной комиссией.
Определенные сделки со стратегическими лицами или их имуществом освобождаются от требования получения одобрения Правительственной комиссии, например, сделки, в которых приобретатель находится под контролем Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или гражданина Российской Федерации, являющегося гражданином Российской Федерации. налоговым резидентом и не имеющим другого гражданства, а также отдельные «внутригрупповые» операции.
На инвесторов, не раскрывающих информацию (отказывающихся раскрывать в ФАС информацию о своих бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах), распространяется особый, более строгий режим, установленный для иностранных публичных инвесторов.
В декабре 2018 года Правительством РФ утверждены правила раскрытия указанной информации, в соответствии с которыми иностранный инвестор, планирующий заключить сделку с участием стратегического общества, должен предварительно раскрыть информацию о его контролирующих лицах, бенефициарах и бенефициарных собственниках во избежание рассматриваться как инвестор, не раскрывающий информацию, и гарантировать, что на него не распространяется более строгий режим, установленный для иностранных государственных инвесторов. Раскрытие должно осуществляться либо в форме заявления на согласование, если требуется согласование, либо в виде информационного письма, поданного в ФАС за 30 дней до совершения сделки.
По мнению ФАС данное требование о предварительном раскрытии информации распространяется на освобожденные сделки, в которых приобретатель в конечном счете контролируется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или гражданином Российской Федерации, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, и является обязательным условием для соответствующего освобождения быть применимым.
Поправки к российскому законодательству об иностранных инвестициях, внесенные в 2017 году, предоставили Председателю Правительственной комиссии право решать, что требуется предварительное согласование любой сделки любого иностранного инвестора в отношении любой российской компании (не обязательно стратегического лица), если это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Процесс инициируется ФАС, которая получает заключения Минобороны, ФСБ и других органов управления о необходимости направления сделки Председателю для принятия решения.При получении хотя бы одного положительного ответа ФАС направляет материалы Председателю Правительственной комиссии для рассмотрения и принятия решения. При получении положительного решения ФАС уведомляет иностранного инвестора о необходимости получения одобрения на предполагаемую сделку. Любая сделка, совершенная с нарушением этого требования, является ничтожной.
Структура типов транзакций, которые потенциально могут подпадать под данное требование, еще формируется. По данным ФАС, на практике процедура применяется в отношении организаций, занимающихся отдельными чувствительными для государственной политики и экономики сферами (в частности, эксплуатирующих отдельные критические технологии, такие как генно-инженерные, нанотехнологии или криобиология и консервация биоматериалов), крупнейшие или единственные поставщики товаров для государственных нужд, либо действующие градообразующие предприятия.
Российское законодательство об иностранных инвестициях требует, чтобы публичные иностранные инвесторы получали разрешение на приобретение более 25 процентов акций или блокирование прав на любую российскую компанию, даже если приобретение осуществляется в рамках учреждения компании. Такие заявления рассматриваются только ФАС и служат «двойной проверкой» того, что приобретаемая российская компания действительно не относится к стратегическим организациям.
ОБЛАСТЬ ПРОВЕРКИ
Как правило, рассмотрение заявки оценивает влияние транзакции на оборону и безопасность государства.
ФАС первоначально запрашивает мнение Минобороны и ФСБ о том, представляет ли сделка угрозу обороноспособности и безопасности России. Кроме того, если объект имеет лицензию на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ФАС запрашивает у Межведомственного комитета по защите государственной тайны информацию о наличии международного договора, разрешающего иностранному инвестору доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Российское законодательство не содержит более подробной информации об объеме проверки или критериях, по которым оценивается проверяемая сделка.
ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЗОРА
В 2020 году ФАС рассмотрела 45 заявок иностранных инвесторов и 11 направила на рассмотрение в Правительственную комиссию, которая одобрила 10 и отклонила одну. Общая стоимость одобренных сделок составила около 2,5 млрд долларов США, из которых сумма иностранных инвестиций составила около 1,2 млрд долларов США.
КАК ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ МОГУТ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ
В начале сделки иностранный инвестор должен проанализировать, соответствует ли целевая компания стратегическому субъекту и требует ли планируемая сделка получения согласия Правительственной комиссии.
В свете недавних поправок покупатели должны также проанализировать, потребуется ли такое согласие в случае, если покупатель будет квалифицирован как инвестор, не раскрывающий информацию. Ответы на эти вопросы позволят инвестору начать подготовку к подаче заявки, а затем подать заявку заблаговременно, чтобы контролировать влияние подачи заявки на сроки сделки.
Если планируемая сделка не требует предварительного согласия, но согласие необходимо, если приобретатель квалифицирован как инвестор, не раскрывающий информацию, приобретатель должен раскрыть в ФАС информацию о бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах заблаговременно, не менее чем за 30 дней до планируемой сделки.
Даже если целевая компания не относится к стратегическим субъектам, инвестор должен проанализировать, работает ли она в определенных чувствительных сферах или владеет какими-либо «критическими» технологиями, которые могут инициировать процесс передачи ФАС сделки премьер-министру и, в конечном итоге, привести к полномасштабной проверке прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сделки.
Иностранный публичный инвестор, намеревающийся приобрести долю, превышающую 25 процентов акций любой российской компании, или блокирующий права на компанию, должен получить разрешение ФАС на приобретение.
ПРОСМОТР ВРЕМЕНИ ПРОЦЕССА
Установленный законом срок рассмотрения заявления составляет три месяца со дня принятия его к рассмотрению. Правительственная комиссия может продлить срок рассмотрения еще на три месяца. На практике Правительственная комиссия использует это право на продление для большой части заявок, ожидающих рассмотрения.
Поправки к закону, принятые в марте 2021 года, ввели упрощенный порядок рассмотрения сделок, в которых объект деятельности действует в определенных «гражданских» отраслях (таких как пищевая промышленность, энерго- и водоснабжение, машиностроение), но в силу специфики производства имеет небольшую стратегический актив (не более 1 процента от общей суммы активов компании) в виде объекта водоснабжения, водоотведения или лаборатории контроля качества продукции, имеющий «стратегическую» лицензию и, следовательно, относящийся к стратегическому объекту.Согласие на такие сделки, как правило, выдает сама ФАС (если не получено отрицательное заключение или не получено никакого заключения по сделке от Минобороны и ФСБ) с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятом решении.
ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЕНИЯ
- В российское законодательство об иностранных инвестициях в 2021 году дважды вносились изменения. Первый пакет изменений был принят в марте 2021 года и направлен на установление упрощенного порядка рассмотрения сделок с участием субъекта, осуществляющего деятельность в «гражданских» отраслях экономики (таких как пищевая промышленность). , энергетика, машиностроение) и относящийся к стратегическим объектам только за счет владения небольшим активом (не более 1 процента от общей суммы активов объекта), который в силу производственной специфики имеет «стратегическую» лицензию.Такие сделки, как правило, рассматриваются и одобряются ФАС с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятом решении. Данным законом также расширен перечень обязанностей, которые могут быть возложены на иностранного инвестора в связи с приобретением им стратегического объекта. Второй блок поправок коснулся компаний, занимающихся добычей (выловом) водных биоресурсов, и снизил порог «контроля» в таких компаниях с более чем 50 до 25 и более процентов акций.
Иностранные инвесторы, владеющие долей в таких компаниях, равными или превышающими 25 процентов, должны обращаться в Правительственную комиссию для последующего утверждения контроля над такими компаниями или снижения их долей до уровня 25 процентов.
- На момент написания статьи ФАС подготовила еще несколько законопроектов с предложениями по изменению законодательства об иностранных инвестициях, которые еще не внесены в парламент, большинство из которых все еще обсуждаются на различных уровнях, в том числе с бизнес-сообществом и другими органами власти.
- ФАС продолжает придерживаться общей тенденции усиления контроля в сфере иностранных инвестиций. В последние годы ФАС постоянно применяла расширительное толкование понятия «контроль», утверждая, что контроль существует не только в ситуациях, когда иностранный инвестор имеет контрольный пакет акций стратегического предприятия или возможность принимать решения в отношении «подконтрольного» лица, но также в случаях, когда иностранный инвестор имеет широкие блокирующие права в отношении деятельности стратегического субъекта и, следовательно, может влиять на принятие им решений.
Эта позиция ФАС подтверждается судебной практикой последнего времени. Однако такое расширительное толкование приводит к необоснованно широкому применению законов об иностранных инвестициях и приводит к путанице в терминологии и регулировании, установленном законом; например, в отношении иностранных государственных инвесторов, которые должны одобрять приобретение прав на блокировку и которым запрещено приобретать «контроль», который при правильном толковании не должен охватывать права на блокировку.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Большинство сделок, представленных на рассмотрение Правительственной комиссии, одобрены.В утверждении указан срок, в течение которого приобретение должно быть завершено. Приобретатель может впоследствии обратиться в Правительственную комиссию с обоснованным ходатайством о продлении этого срока, если это необходимо
- Правительственная комиссия может одобрить сделку при наличии определенных обязательств, возлагаемых на иностранного инвестора.
Закон содержит перечень обязательств, который не является исчерпывающим. С 2016 года Закон о стратегических инвестициях уполномочивает Правительственную комиссию возлагать на иностранного инвестора любые обязательства, в том числе обязанность инвестировать определенные суммы средств в деятельность стратегического субъекта или перерабатывать биоресурсы или природные ресурсы, добытые стратегическим субъектом. на территории России
- Поправки к закону, принятые в марте 2021 года, расширили перечень обязательств, перечисленных в законе, добавив такие обязательства, как реализация продукции стратегического субъекта по фиксированным ценам (тарифам), продолжение исполнения инвестиционных программ и реализация на территории Российской Федерации Федерация передовых инновационных технологий и локализации производства деталей, узлов и комплектующих, используемых стратегическими субъектами при производстве ими товаров
ИЗВЛЕЧЕННЫЕ УРОКИ
- Сроки получения разрешения на ПИИ в России, как правило, очень длительны и часто выходят за установленные законом сроки.
На это есть несколько причин. ФАС имеет тенденцию запрашивать заключения по планируемой сделке не только у Минобороны и ФСБ, как это предусмотрено законом, но и у других органов власти, и эти органы часто задерживают свои ответы. Другими причинами задержки являются нерегулярность заседаний Правительственной комиссии и высокая загруженность отдела ПИИ ФАС, что приводит к задержке подготовки материалов для Комиссии
- ФАС склонна проявлять крайнюю осторожность и получать позиции органов управления о необходимости направления сделки на рассмотрение премьер-министру (для решения вопроса о необходимости полномасштабной проверки ПИИ) даже в неочевидных случаях
- Понятие «управление» трактуется расширительно.ФАС учитывает не только юридические действия иностранного инвестора, но и фактические обстоятельства, такие как профессиональные или семейные связи иностранного инвестора с лицами, осуществляющими контроль над стратегическими организациями, и использует их в качестве косвенных доказательств контроля
[Исходный код. ]
(PDF) Совершенствование российской политики в отношении прямых иностранных инвестиций
19
Производство — не единственная часть экономики, в которой производство мирового класса имеет важное значение.Телекоммуникационные услуги имеют решающее значение для обеспечения
среды, в которой компании могут достичь конкурентоспособных в мире затрат, качества и времени доставки. Southwestern Bell Corp (SBC) из США
хотела инвестировать в Мексику, но по закону не могла владеть контролем над местной телефонной компанией
даже в соответствии с законом 1989 года. Тем не менее SBC заняла
позицию меньшинства в Telmex, бывшей государственной телекоммуникационной монополии, которая находилась в процессе приватизации в 1990 году.SBC предоставила
технологий и финансирование недавно приватизированной фирме с инвестициями в размере 1
миллиардов долларов. Эти инвестиции являются неотъемлемой частью международной деятельности SBC
и планов, которые охватывают Францию, Южную Африку, Швейцарию и Бразилию. Недавнее приобретение компании Ameritech указывает на дальнейший импульс глобализации ПИИ, поскольку Ameritech проводит крупные международные операции. Нет никаких сомнений в том, что
SBC продолжит расширять свое присутствие в Мексике по мере расширения связи между Мексикой и США, особенно i
снятие остающихся ограничений на местные телефоны.
Аналогичным образом открытие банковской системы для ПИИ в 1995 году побудило
Citibank стать первым американским банком, приобретшим мексиканский коммерческий банк,
Confia. Это приобретение в контексте последующей дополнительной
либерализации банковского законодательства позволит Ситибанку расширить свою
депозитную базу и предоставить полный спектр услуг мирового уровня всем клиентам
в Мексике. Операции Citibank и Confia теперь являются частью глобальной системы управления кредитами Citibank
.
Потоки ПИИ в Мексику снова начали увеличиваться, поскольку инвесторы ожидали последствий НАФТА
и продолжающейся либерализации в Мексике. В 1991 году сумма впервые превысила 4 миллиарда долларов, и с тех пор
продолжает расти. Большая часть этого роста была связана с глобализацией ПИИ в ответ на торговую либерализацию и ожидание успешных переговоров по НАФТА, но ожидание роста на
мексиканском рынке также было важным движущим фактором.
В
начале 1990-х годов по-прежнему существовали серьезные фактические препятствия для глобализации ПИИ в Мексику. Для инвестиций в новые предприятия (новые заводы, находящиеся в полной собственности) реформ было достаточно. Но слияниям, поглощениям и совместным предприятиям по-прежнему мешало сочетание оставшихся правовых ограничений в некоторых ключевых секторах и неформальные механизмы. Несмотря на изменение практики регулирования в 1989 г., нежелание отечественных инвесторов уступать операционный контроль иностранцам было отчасти наследием прошлой политики и практики.Кроме того, крупные мексиканские конгломераты были сильны,
наличными богаты, имели большой опыт работы на местных рынках, были бенефициарами приватизации и поддерживали тесные отношения с правительством. Эти факторы удерживали уровень ПИИ ниже 5 миллиардов долларов в год, даже
, хотя были большие надежды на успешные переговоры по НАФТА.
В 1993 году, с одобрением НАФТА в ближайшем будущем и более благоприятным политическим климатом, правительство
систематизировало как правила 1989 года, так и будущие правила НАФТА по ПИИ в новом законе ПИИ
.Старый закон 1973 года был отменен. Этот новый закон внес
несколько де-факто изменений в
либеральный климат, преобладавший
с 1989 года, но путем включения
новых правил и практики в закон,
, а не в положения, которые
могли быть более легко измениться,
неопределенность, которая может возникнуть у инвесторов относительно будущего
реформ.
По иронии судьбы, в конце того же
года, когда была утверждена НАФТА,
1994, рискованная денежно-кредитная
политика уходящей
Администрации в Мексике
ускорила новый кризис внешнего долга
. Одним из немногих хороших
последствий этого болезненного кризиса было
усиление привлекательности
Мексики для глобализации ПИИ
и устранение или уменьшение многих из
наиболее важных оставшихся препятствий. Девальвация песо повысила рентабельность экспорта,
в то время как многие производители промышленных материалов хотели быть подключенными к глобальной сети в качестве предварительного условия для продолжения работы. Однако в неторгуемых товарах прибыли упали, и некоторые иностранные инвесторы, недавно пришедшие в Мексику и полностью зависевшие от спроса
мексиканских потребителей, ушли.Так было в случае с розничными торговцами JC Penny и K-Mart или такими франшизами, как
Twinnings.
Претензия 2020 года: «Никто не хочет инвестировать [в Россию]».
Частично верно: хотя прямые иностранные инвестиции в Россию в целом имеют тенденцию к снижению с момента введения санкций в 2014 г., иностранцы по-прежнему активно присутствуют на российских финансовых рынках по состоянию на 2020 г. Другие показатели доверия инвесторов также снизились, хотя тенденции Для этих показателей менее ясны: покупки российских компаний иностранными компаниями сократились, но цифры изменчивы, и, хотя инвестиции в новые проекты в России демонстрируют некоторый рост с 2014 года, цифры остаются намного ниже своего пика десятилетней давности.Хотя в России можно наблюдать некоторые негативные тенденции в области инвестиций, утверждение о том, что «никто не хочет инвестировать в Россию», является чрезмерным упрощением, поскольку многие показатели показывают более тонкие результаты. (Проверка фактов проведена в сентябре 2020 г.)
Источник утверждения: Владислав Иноземцев, цитируется в New York Times ( февраль 2020 г. ) New York Times цитирует Владислава Иноземцева, директора Центра постиндустриальных исследований в Москве, что «никто не хочет инвестировать» в российскую экономику.Он пояснил, что «никто не верит, что завтра экономическая ситуация будет лучше, чем сегодня». Комментарии Иноземцева подразумевают, что, хотя Кремль работал над тем, чтобы заставить инвесторов поверить в то, что российская экономика находится в хорошей форме, несмотря на западные санкции, доверие этих инвесторов к России, тем не менее, низкое. Мы решили проверить утверждение Иноземцева на фактах, потому что считаем, что то, воспринимается ли российская экономика как благополучная и привлекающая инвестиции, важно, поскольку такое восприятие учитывается, например, когда США.Правительство С. оценивает эффективность (или отсутствие таковой) своей санкционной политики в отношении России.
Ни Иноземцев, ни Эндрю Крамер, журналист New York Times, написавший новость от 18 февраля, не уточнили, измеряли ли они инвестиции, как и за какой период времени. Для этого мы используем показатели Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о ПИИ в стране, включая приток и запасы ПИИ, трансграничные приобретения и объявленные проекты инвестиций в новые проекты. Эти индикаторы являются исчерпывающими и пользуются уважением во всем мире и были рекомендованы нам экономистами из Гарварда. Мы также оцениваем различные индикаторы Московской биржи (MOEX), чтобы выявить закономерности в международных потоках капитала и доверие инвесторов к российским рынкам. Мы используем эти показатели, поскольку они представляют собой количественные и легко сопоставимые показатели доверия инвесторов к российской экономике. Мы также анализируем данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поскольку эта организация предоставляет подробные и надежные данные. Мы используем другие страны БРИКС (Бразилию, Индию, Китай и Южную Африку) в качестве сравнительных примеров, поскольку ведущие инвестиционные банки и организации часто группируют их вместе как крупные страны с формирующимся рынком.В основном мы анализируем данные с 2013 года, за год до введения многих западных санкций, до 2019 года, который был последним полным годом перед тем, как Иноземцев дал свою оценку в новостях за февраль 2020 года. Мы также отображаем некоторые данные до 2013 года, когда они доступны и применимы.
Финансовые рынки России: стабильные иностранные инвестиции в условиях неопределенности
Первая область, которую мы исследуем, — финансовые рынки России. Мы обнаруживаем, что, несмотря на санкции, иностранные инвесторы, тем не менее, продолжают активно участвовать в российских финансовых рынках, что ставит под сомнение заявление Иноземцева о том, что «никто не хочет инвестировать в Россию.
Рыночная доля иностранцев на Московской бирже остается большой: в октябре 2019 года Forbes сообщил, что американские инвесторы по-прежнему вливают миллиарды в российский фондовый рынок, что побудило финансового директора Московской биржи Максима Лапина в том же месяце Представление о том, что иностранные инвесторы ушли с российского рынка, совершенно необоснованно». По данным Московской биржи, в 2019 году доля иностранных инвесторов в объеме торгов фондового рынка Московской биржи составила 49 процентов, что превышает досанкционный показатель 2013 года и соответствует показателю 2018 года, равному 49 процентам. Это соответствует примерно 6,1 трлн рублей, проданных иностранцами в 2019 году, что больше, чем 5,3 трлн в 2018 году и 4,4 трлн в 2017 году. 38 процентов в 2013 году и немного вырос с 48 процентов в 2018 году. С точки зрения участия в фондовом рынке, иностранный интерес к России не снизился, а даже увеличился: иностранные инвесторы смогли обходить подсанкционные компании в пользу других Российские фирмы, а также консервативная политика расходов и низкий внешний долг России по-прежнему привлекательны для иностранных инвесторов, несмотря на санкции.Объем внутренних торгов также не уменьшился; На приведенном ниже графике 1 показано увеличение объема торгов как для иностранных, так и для местных розничных инвесторов.
Рисунок 1:
Облигации федерального займа (сокращенно ОФЗ) также играют большую роль на российских финансовых рынках. ЦБ РФ использует ОФЗ для финансирования федерального бюджета, а отечественные банки используют их как инструмент управления ликвидностью. Иностранные и отечественные инвесторы рассматривали их как область потенциальной прибыли с конца 2000-х годов.По состоянию на апрель 2019 года иностранные инвесторы выкупили более половины ОФЗ, предложенных правительством РФ. Опасения, что ОФЗ станут объектом новых западных санкций, полностью не исчезли, но и пока не оправдались.
Таким образом, анализ финансовых рынков России ставит под сомнение идею о том, что «никто не хочет инвестировать в Россию». Однако другие индикаторы, как поясняется ниже, либо неоднозначны, либо в некоторой степени подтверждают заявления Иноземцева.
Приток ПИИ в Россию застопорился и страдает от «кругового обхода»; Запас ПИИ не показывает чистого роста за последнее десятилетие
Приток ПИИ в Россию (объем прямых инвестиций, сделанных инвесторами-нерезидентами в экономику) оставался на прежнем уровне с тенденцией к небольшому снижению в течение последних нескольких лет, поскольку Россия сохраняет четвертое место среди стран БРИКС по ежегодному притоку ПИИ с 2014 г. , а объем внутренних ПИИ в Россию (общая стоимость иностранных инвестиций в предприятия, являющиеся резидентами страны в данный момент времени) не показал значительного чистого увеличения за последнее десятилетие.Как приток ПИИ, так и тенденции накопления ПИИ показывают, что иностранные инвесторы не решаются вкладывать средства в российскую экономику, но различия в данных затрудняют эмпирическое подтверждение утверждения о том, что «никто не хочет инвестировать в Россию». Хотя годовой приток ПИИ существенно сократился в середине 2010-х годов, в 2019 году наблюдался небольшой всплеск. Кроме того, данные показывают, что отсутствие чистого прироста накопленных ПИИ характерно не только для России и затрагивает и другие крупные страны с формирующимся рынком.
Приток ПИИ в Россию снизился с 75 миллиардов долларов в 2008 году до примерно 32.1 миллиард в 2019 году, согласно данным ООН . и ОЭСР. Согласно данным ОЭСР, последние данные за четвертый квартал 2019 года показывают квартальный приток в размере 6,96 млрд долларов США, снижение с 8,1 млрд долларов США в третьем квартале и небольшое увеличение с 6,8 млрд долларов США во втором квартале. Хотя цифры в последнее время были относительно неустойчивыми, тенденция российских ПИИ за последние несколько лет является отрицательной и явно ниже максимума середины 2000-х годов, и кажется очевидным, что инвесторы несколько более настороженно относятся к российскому рынку.Эта негативная тенденция показана ниже на рисунке 2.
Рисунок 2:
Помимо рассмотрения тенденций в России в отдельности, также полезно сравнить текущие уровни притока ПИИ с сопоставимыми странами БРИКС. Хотя в середине 2000-х годов объем ПИИ в России несколько лет занимал второе место среди стран БРИКС, с тех пор как Бразилия, так и Индия опередили Россию в этой области и ежегодно, начиная с 2014 года, привлекали больше иностранных инвестиций, чем Россия. Эти тенденции показаны на Рисунке 3 линия России (обозначенная синим цветом) явно опускается ниже линий Бразилии и Индии.
Рисунок 3:
Кроме того, согласно документу, опубликованному ЮНКТАД, на показатели притока ПИИ в Россию сильное влияние оказывает «круговое движение» — российские компании инвестируют в Россию через офшорные компании. Это явление распространено во всех странах БРИКС, но особенно распространено в России: согласно отчету МВФ за сентябрь 2019 года, около 25% ПИИ в Россию в конечном счете принадлежало внутренним инвесторам, и эта цифра уступает только Китаю. Российское правительство ограничивает некоторые аспекты этой практики, принимая законы по таким вопросам, как деофшоризация в 2015 году и репатриация российского капитала в 2018 году.
Переходя к общему объему ПИИ, на Рисунке 4 сравнивается ежегодный объем ПИИ в России с объемом ПИИ в других странах БРИКС.
Рисунок 4:
Что касается необработанных сумм в долларах, то тенденции России и Бразилии за последние несколько лет в основном идентичны, а в Южной Африке — очень похожи. Накопленные ПИИ Индии и Китая растут значительно быстрее, чем в трех других странах БРИКС, поэтому они не включены в приведенный выше график. Россия действительно испытывала трудности с привлечением новых инвестиций — за последнее десятилетие совокупный объем ПИИ в России практически не рос. Однако опять же, эта тенденция не уникальна для России — колебания в тенденциях накопления ПИИ в России совпадают с колебаниями в тенденциях инвестиций в Бразилии, стране БРИКС, наиболее похожей на Россию по совокупному номинальному ВВП. В целом динамика притока и накопления ПИИ выглядит не очень хорошо для России, но в целом они не создают общего впечатления о том, что инвесторы заинтересованы в России значительно меньше, чем в других странах БРИКС.
Число чистых трансграничных слияний и поглощений снижается, но сумма в долларах остается неустойчивой
Другой показатель, измеряемый ЮНКТАД, трансграничные слияния и поглощения, также отражает в целом негативные тенденции иностранных инвестиций в России; однако колебания годовых данных также затрудняют интерпретацию этого показателя при анализе заявления Иноземцева.Чистые трансграничные продажи, понимаемые как продажи компаний в принимающей стране иностранным многонациональным предприятиям за вычетом продаж иностранных филиалов отечественным фирмам, резко сократились в России в 2019 году, поскольку продажи сократились с 12,5 млрд долларов США в 2017 году до 2,6 млрд долларов США в 2018 году. 877 миллионов в 2019 году. Эти цифры за 2018 и 2019 годы представляют собой значительное сокращение по сравнению со средним «докризисным» показателем 2005–2007 годов, составлявшим 6,7 миллиарда долларов США. Тем не менее, суммы в долларах для слияний и поглощений изменчивы, и хотя эти цифры, по-видимому, показывают отрицательную тенденцию, вариации данных затрудняют обоснование этого утверждения с разумной уверенностью.
ЮНКТАД также составляет диаграмму чистого годового количества трансграничных слияний и поглощений (СиП) по странам-продавцам. После стремительного роста в первом десятилетии 21 — века ежегодное количество чистых трансграничных слияний и поглощений в России неуклонно снижалось.
Рисунок 5:
Тем не менее, хотя приведенный выше график показывает потерю интереса иностранных компаний к России, неясно, так ли это на самом деле. В отчете Nova School of Business and Economics, ведущей португальской бизнес-школы, утверждается, что в некоторых крупных секторах российской экономики, таких как нефть и газ, большинство крупных приобретений произошло в первом десятилетии 2000-х годов. В результате к 2010-м годам практически «некого было покупать». Кроме того, хотя количество продаж в России действительно сократилось за последние несколько лет, Россия — не единственная страна БРИКС, в которой это имеет место. Наконец, изменчивый характер продаж, измеряемых в долларах США, а не в цифрах, также омрачает картину. Хотя общее количество продаж за последнее десятилетие уменьшилось, тенденция годовой стоимости продаж не была такой линейной. Хотя данные о трансграничных приобретениях, похоже, подтверждают заявление Иноземцева, указывая на общую негативную тенденцию иностранных инвестиций в Россию, волатильность и неоднозначность в интерпретации не позволяют сказать наверняка.
Инвестиции в новые месторождения: небольшой недавний рост, но тенденция в целом негативная
Тенденции новых инвестиций, или прямых инвестиций материнской компании в дочернее предприятие в другой стране, достаточно ясно показывают, что хотя заявление Иноземцева о том, что «никто не хочет инвестировать», не совсем верно, оно не беспочвенно, так как, несмотря на недавний рост , тенденция для этого вида инвестиций в целом негативная за последнее десятилетие. Глядя на проекты, в которых Россия находится в 2016-2019 годах, инвестиции в новые проекты, похоже, немного увеличиваются: в 2016 году Россия объявила о 14 проектах.7 миллиардов долларов США в инвестиционных проектах с нуля; это число ежегодно увеличивалось до 17,6 млрд в 2017 году, 18,4 млрд в 2018 году и 24,6 млрд в 2019 году. Однако эти цифры по-прежнему значительно ниже «докризисного» среднегодового показателя за 2005–2007 годы, который, по данным ЮНКТАД, составляет 31,2 млрд долларов США. Хотя ООН сообщает о небольшом росте в последнее время, общий уровень инвестиций в новые проекты в России уже не тот, что был в первом десятилетии 2000-х годов.
В целом, несмотря на то, что тот факт, что иностранцы сохранили активное присутствие на российских финансовых рынках, делает заявление Иноземцева неверным, стагнация или негативные тенденции в инвестициях в новые проекты, приток ПИИ, акции и трансграничные слияния и поглощения показывают, что его претензии не лишены оснований
Сноски:
- Код и данные для графиков можно найти на https://github.
com/dfshapir/fdi_paper.
Россия – Заявление об инвестиционном климате
Отчеты об инвестиционном климате Государственного департамента США предоставляют информацию о деловом климате в более чем 170 странах и готовятся экономическими работниками посольств и постов по всему миру. Они анализируют различные экономики, которые являются или могут быть рынками для американского бизнеса.
Темывключают открытость для инвестиций, правовые и нормативные системы, разрешение споров, права интеллектуальной собственности, прозрачность, требования к эффективности, государственные предприятия, ответственное ведение бизнеса и коррупцию.
Эти заявления подчеркивают постоянные препятствия для дальнейших инвестиций США. Устранение этих барьеров расширит высококачественные инвестиции частного сектора в инфраструктуру, расширит экономические возможности женщин и будет способствовать созданию здоровой деловой среды для цифровой экономики. Чтобы получить доступ к ICS, посетите веб-сайт Заявления об инвестиционном климате Государственного департамента США.
Резюме
Российская Федерация осталась на 28-м месте из 190 стран в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020», что отражает скромные постепенные улучшения в нормативно-правовой среде в предыдущие годы.Всемирный банк приостановил публикацию отчета «Ведение бизнеса 2021», чтобы оценить ряд нарушений, о которых сообщалось, поэтому обновлений со времени последнего отчета нет. Однако фундаментальные структурные проблемы в управлении экономикой в России продолжают сдерживать прямые иностранные инвестиции по всей России. В частности, российская судебная система по-прежнему сильно предвзята в пользу государства, в результате чего инвесторы практически лишены возможности прибегнуть к помощи в судебных спорах с правительством. Несмотря на продолжающиеся усилия по борьбе с коррупцией, высокий уровень коррупции среди государственных чиновников усугубляет этот риск.
В течение 2020 года известный американский инвестор, арестованный в феврале 2019 года в связи с коммерческим спором, оставался под модифицированным домашним арестом. Более того, российская программа импортозамещения дает местным производителям преимущества перед иностранными конкурентами, не отвечающими требованиям локализации. Наконец, действия России с 2014 года привели к санкциям ЕС и США, ограничивающим деловую активность и увеличивающим расходы.
Американские инвесторы должны обеспечить полное соблюдение требований U.S. санкции, в том числе санкции против России в ответ на ее вторжение в Украину, вмешательство в выборы, другие злонамеренные действия в киберпространстве, нарушения прав человека, применение химического оружия, распространение оружия, незаконную торговлю с Северной Кореей, поддержку Сирии и Венесуэлы и другие злонамеренная деятельность. Информация о программе санкций США доступна на веб-сайте Министерства финансов США: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Pages/default.aspx . Инвесторы из США могут использовать инструмент поиска «Консолидированный контрольный список», чтобы проверить санкционные и контрольные списки Министерства финансов, штата и торговли: https://www. trade.gov/consolidated-screening-list.
Закон России о стратегических секторах (SSL) установил процесс утверждения иностранных инвестиций, результатом которого является контрольный пакет акций в одном из 46 «стратегических секторов» России. Действие закона распространяется на иностранные государства, международные организации и их дочерние компании, а также на «инвесторов, не раскрывающих информацию» (т.е. инвесторов, не раскрывающих информацию о бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах).
С 2015 года в правительстве России действует программа стимулирования иностранных инвесторов под названием «Специальные инвестиционные контракты» (СПИК).Эти контракты, находящиеся в ведении Минпромторга, позволяют иностранным компаниям участвовать в российских программах импортозамещения, предоставляя доступ к определенным субсидиям иностранным производителям, налаживающим местное производство. В августе 2019 года правительство России ввело «СПИК-2.0», который стимулирует долгосрочные частные инвестиции в высокотехнологичные проекты и трансферт технологий в производстве.
Добавить комментарий