Формы реорганизации юридического лица
Реорганизация юридических лиц – осуществляется в тех случаях, когда то положение, в котором находиться данное юридическое лицо, больше не есть приемлемым и нуждается в кардинальных изменениях. Любая деятельность, независимо от ее направления, должна быть максимально эффективной и приносить соответствующие результаты. Именно с этой целью и проводиться реорганизация: открывает новые горизонты и помогает выстоять в моменты кризиса.
Прежде чем приступать к подобным манипуляциям, стоит подробно изучить Гражданский Кодекс. Специалисты прекрасно понимают тот нюанс, что есть несколько форм реорганизации, и не так просто выбрать именно тот, что наиболее оптимально соответствует требованиям уполномоченных лиц.
Первой формой реорганизации юридического лица является слияние. Здесь все происходит за стандартным планом: несколько юридических лиц объединившись, передают все свои полномочия новообразованному юридическому лицу, которое с этого момента берет на себя ответственность за деятельность всех, состоящих в его структуре компонентов. Второй – присоединение. Присоединяясь к уже функционирующему юридическому лицу, присоединяемая организация меняет свой устав в соответствии с тем, что уже иметься здесь в наличии. Третьей и четвертой формой реорганизации юридического лица является разделение и выделение, которые осуществляются по похожему сценарию. В первом случае одна организация делиться на несколько полноправных, а во втором – на базе одной выделяется автономная дополнительная единица. Пятой и последней формой реорганизации юридического лица является преобразование. Это тот единственный случай, когда юридическое лицо не подлежит структурным изменениям, но кардинально изменяет свою организационно-правовую форму.
Понятие юридического лица имеет под собой не одну страницу прав и обязательств, которые это лицо на себя возлагает. Трудно не растеряться в этих лабиринтах законодательства и не упустить из вида ни одного нюанса в процессе реорганизации. Трудно, но возможно, если воспользоваться услугами специальных компаний, для которых помощь в процессе реорганизации – это основная специфика деятельности.
Общий обзор форм и этапов реорганизации юрлиц
Процесс реорганизации юрлиц сегодня является довольно обыденной процедурой. Крупные корпорации очень часто используют его для аккумулирования ресурсов или оптимизации производства. Однако у малого бизнеса реорганизация до сих пор вызывает определённые сложности. Наша новая статья ознакомит читателей с основными этапами и проблемами данного процесса.
Законодательство РФ знает несколько форм реорганизации юрлиц — это преобразование, слияние, разделение, выделение и присоединение. Давайте рассмотрим их более подробно.
Присоединение компаний
Присоединение — это фактическое поглощение одного юрлица другим. Как правило, оно связано с переделом рынка и усилением отдельных компаний. Классический пример присоединения — поглощение Русфинанс Банком в середине нулевых СКТ-банка. В результате данной операции Русфинанс Банк за короткое время нарастил кредитный портфель и вышел в число лидеров потребительского кредитования в России.
Раньше присоединение происходило только между юрлицами одной организационно-правовой формы. Нельзя, например, было присоединить к ПАО общество с ограниченной ответственностью и наоборот. Однако после 01.09.2014 года, когда законодатель внес изменения в ст.57 ГК РФ, ситуация изменилась. Государство признало такую возможность. В то же время подобная процедура является туманной и неурегулированной. Дело в том, что, декларировав саму возможность проведения подобной реорганизации, законодатель не привел в соответствие с ГК всю нормативную базу о юрлицах, а ФНС до сих пор не удосужилась внести соответствующие изменения в приказ № ММВ-7-6/25@. Поэтому заявителям приходится сначала преобразовывать компании и только потом осуществлять присоединение.
Реорганизация заканчивается в день, когда в ЕГРЮЛ появляется запись о том, что присоединяемые юрлица прекращают свою деятельность.
Стоит также отметить, что в присоединении могут участвовать сразу несколько компаний, однако при этом свое существование продолжит только одна. Остальные прекращают свою работу сразу после окончания процедуры.
Интересно, что поглощаемая организация может передать реорганизуемому юрлицу не только свои права и обязанности, но и ответственность за совершенное правонарушение. Ст.2.10 КоАП РФ предусматривает такую возможность. Она указывает, что присоединившее юрлицо отвечает за правонарушение присоединенного. Более того, если организация совершила правонарушение, была привлечена к ответственности, но не оплатила штраф и скрыла от госоргана факт будущего присоединения и прекращения своей деятельности, то суд считает подобное поведение
Выделение новых юрлиц
Выделение также является одной из форм реорганизации компании. В ходе данного процесса из действующей фирмы выделяется одна или несколько новых. Создание организаций происходит на базе уже действующего юрлица, которое также продолжает свое существование.
Как правило, выделение используется, когда фирма развивает непрофильное направление, либо собственники желают иметь на рынке две и более организации для участия в тендерах и закупках. Иногда, с помощью выделения, недобросовестные руководители пытаются уйти от исполнения обязательств в преддверии банкротства. Например, фирма заключила крупный контракт и не выполнила его. Для того, чтобы избежать возврата средств, владельцы начинают процедуру выделения. Они переводят все активы на новое юрлицо, оставляя за предшественником одни долги. Однако сегодня такие действия очень редко приводят к положительному результату. Изучив ситуацию, арбитражный суд взыскивает задолженность в солидарном порядке, как со «старой», так и с «новой» организации.
Слияние хозяйствующих субъектов
Этот процесс заключается в том, что два (либо несколько) юрлиц объединяются в одно и прекращают своё существование. Они организуют новую фирму. При этом объединяются собственность, активы, права и обязательства компаний.
В результате данной процедуры, увеличивается конкурентоспособность нового субъекта хозяйственной деятельности. Он усиливает свои позиции на рынке, увеличивает сбыт и оптимизирует затраты. Сегодня наиболее часто происходит слияние между бюджетными предприятиями всех уровней. В то же время, и частные собственники используют его для достижения своих целей. Классическим примером слияния, например, является планируемое объединение торговых сетей «Связной» и «Евросеть».
Иногда, при слиянии двух и более субъектов хозяйственной деятельности, приходится устанавливать сам факт передачи вновь образованной компании имущества. Это происходит в результате небрежного оформления передаточного акта, либо вследствие того, что новая компания просто не может документально подтвердить то обстоятельство, что спорное имущество изначально находилось на балансе его предшественников. Например, при слиянии двух бюджетных организаций неожиданно выясняется, что они «всегда» владели своими объектами и не могут предъявить в ИФНС бумаги, подтверждающие данное обстоятельство. В этом случае правопреемник вынужден обращаться в арбитраж, чтобы подтвердить сам
Преобразование юрлица
Данная процедура заключается в том, что субъект хозяйственной деятельности просто-напросто меняет свою организационно-правовую форму и продолжает деятельность. При этом не образуется новых юрлиц, чаще всего происходит преобразование АО в ООО и наоборот — ООО в АО.
Причины могут быть самые разнообразные. Например, субъект зарегистрировался в ЕГРЮЛ как АО. Однако он так и не выпустил акции, либо Центробанк отказался зарегистрировать эмиссию. Другой вариант — собственники после 01.09.2014 года отказались передать реестры профессиональному реестродержателю. В подобных случаях, когда количество потенциальных владельцев акций не превышает 50 человек, учредители предпочитают преобразовать фирму в ООО.
И наоборот, когда число участников превысило 50 человек, а организация хочет привлечь новых акционеров, а также использовать именно акционерный, а не учредительный капитал, то ООО преобразуется в АО.
Разделение юридического лица
Данная форма реорганизации характеризуется тем, что юрлицо делится на два или несколько субъектов и прекращает свое существование. Права и обязанности данной компании, а также её активы переходят к вновь образованным юрлицам.
С 01.009.2014 года стало возможно разделить компанию на фирмы с организационно-правовой формой, которая отличается от той, что была у «родительской» организации. Например, при разделении Общества с ограниченной ответственностью можно создать АО, кооператив или хозяйственное товарищество.
В то же время, при разделении коммерческой компании невозможно организовать НКО или государственное унитарное предприятие.
Разделяя юрлицо, собственники должны учесть принцип справедливого (пропорционального) наделения новых фирм правами, обязанностями и активами. Иногда бывает так, что владельцы, пытаясь уйти от выплаты долгов, передают все обязательства одному из вновь образованных субъектов. Такую компанию, конечно, зарегистрируют, однако все вновь созданные лица будут нести солидарную ответственность по долгам «родительской» фирмы. Этого требует ст.60 ГК РФ.
Основные стадии реорганизации юридических лиц
Прежде чем говорить о стадиях или этапах, необходимо отметить, что реорганизация может быть добровольной, либо принудительной. Она зависит от того, кто является инициатором процесса. Принудительная реорганизация — это почти всегда разделение или выделение. Она происходит по указанию госорганов. За границей подобная процедура получила широкое распространение, а вот у нас — нет. В России происходит обратный процесс: компании постепенно укрупняются и монополизируют рынок. Классический пример — торговые сети «Перекрёсток», «Магнит» и «Пятёрочка». Поэтому в России возможна только добровольная реорганизация.
Первой её стадией является принятие решения. Оно выносится общим собранием или единственным владельцем. При этом собственники и руководители обязаны скрупулезно соблюдать закон при документальном оформлении решения. Ведь достаточно нарушить только одну норму, и суд, впоследствии, признает его недействительным. Например, если устав предусматривает, что протокол должен быть нотариально удостоверен, то участники просто обязаны обеспечить данное требование. И уж тем более недопустимы подделки подписей владельцев долей или акций.
В этом случае заинтересованное лицо в суде может ходатайствовать о назначении почерковедческой экспертизы. И если она докажет подделку, то арбитраж без колебаний аннулирует решение собрания. А это значит, что реорганизация будет признана незаконной. (Решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-14059/2015 от 18.07.2016 года). Поэтому владельцам компании необходимо договорится обо всём еще до начала процедуры.
На втором этапе уполномоченный представитель юрлица уведомляет регистрирующий орган по форме Р12003 о запуске процесса. Закон даёт на это три дня с момента принятия решения. Причем если процедура затрагивает два и более субъектов хозяйственной деятельности, то к уведомлению приобщаются решения о реорганизации каждого из них. Пакет документов в ИФНС сдаёт юрлицо, которое последним приняло решение о реорганизации.
Получив бумаги, налоговый орган изучает их, и если замечаний нет, то чиновники вносят в реестр информацию о начале реорганизации. Кстати, именно на этом этапе неожиданно могут всплыть все недостатки и недочеты, ранее допущенные юрлицом в ходе предоставления сведений в ЕГРЮЛ. Так, довольно часто встречаются расхождения между адресом зафиксированном в реестре и реальным местонахождением организации, недостоверные сведения о телефоне и e-mail заявителя. Все это приводит к отказу со стороны ИФНС во внесении сведений в госреестр. (Решение Арбитражного суда республики Татарстан по делу №А 65- 13597/2016 от 10.10.2016 года).
Однако если фискальный орган внес в ЕГРЮЛ информацию о начале процедуры, начинается третья стадия. На этом этапе собственники, юристы и бухгалтеры проводят сразу несколько операций. Прежде всего, они извещают о реорганизации кредиторов. Как правило, уведомления направляются по почте заказными письмами. Особо стоит подчеркнуть, что при преобразовании юрлица можно не извещать кредиторов. Об этом прямо говорят ст.ст. 57 и 60 ГК РФ.
Одновременно с уведомлением кредиторов, участвующие в реорганизации субъекты публикуют сведения об этом в Вестнике госрегистрации. Для этого уполномоченное лицо заходит на сайт http://www.vestnik-gosreg.ru и через личный кабинет составляет объявление. Допустить ошибку практически невозможно. Система сама формулирует нужный текст. Однако и на этом этапе встречаются накладки, которые приводят к отказу в регистрации. Чаще всего это связано с адресом местонахождения юрлиц. Например, в ЕГРН указан один адрес, а в Вестнике публикуется совершенно другой. И пусть последний является достоверным — ИФНС все равно откажет в регистрации. (Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60- 29867/2017 от 21.12.2017 года).
Необходимо также уточнить, что в случае преобразования компания не публикует в Вестнике госрегистрации сведения об этом. А вот при других формах реорганизации, публикация осуществляется даже дважды — с периодичностью 1 раз месяц, после внесения сведений ЕГРЮЛ о начале процедуры.
Параллельно ответственные лица проводят полную инвентаризацию имущества и прав юрлиц. Описываются компьютеры, средства производства, сырье, товары на складе, денежные средства, акции и все материальные и нематериальные активы. Итоги инвентаризации оформляются актами. Если ревизия обнаружит расхождение между показателями баланса и данными инвентаризации, то участники процесса составляют сличительные ведомости. В них отражаются все расхождения. Далее, независимый оценщик проводит оценку имущества. Желательно также провести сверку с ИФНС, чтобы потом не было проблем при регистрации.
И только после этого можно составлять и подписывать передаточный акт или разделительный бухгалтерский баланс. Применение того или иного документа зависит от формы реорганизации. Так, если происходит слияние, присоединение или преобразование, то готовится передаточный акт. А вот если осуществляется разделение или выделение, то понадобится разделительный баланс.
Закон не устанавливает обязательную форму этих документов. Однако они, в любом случае, должны включать в себя положения о правопреемстве по всем обязательствам, участвующих в реорганизации юрлиц. Кроме того, к данным бумагам приобщаются бухотчетность, акты инвентаризации, а также вся первичная документация по материальным ценностям.
После подготовки вышеперечисленных документов, наступает четвертый этап. Руководители фирм собирают собрание учредителей. Последнее утверждает устав новой фирмы, передаточный акт или разделительный баланс, а также формирует органы руководства новой организации. Кроме того, назначается лицо, ответственное за подачу документов в ИФНС. Многие авторы статей в интернете утверждают, что сразу после собрания необходимо еще и уведомлять Пенфонд о реорганизации. На самом деле этого уже не надо делать. Налоговая инспекция сама проинформирует ПФР.
На пятом, заключительном этапе, заявитель формирует пакет документов и сдает его в налоговую инспекцию. Вид заявления зависит от формы реорганизации. Например, при слиянии, разделении, преобразовании, присоединении и выделении используется форма Р12001. А при прекращении деятельности присоединенного юрлица подается заявление Р16003. Данные документы подлежат нотариальному удостоверению. К ним приобщаются все решения, протоколы, договоры, передаточные акты и разделительные балансы, и даже документы, подтверждающие факт направления извещений кредиторам. Кроме того, в пакет входит платежное поручение об оплате госпошлины.
Краткие выводы
Реорганизация юрлиц — это довольно частое явление в бизнесе. И ничего необычного в ней нет. Однако мы описали самые простые формы этого процесса. А ведь зачастую реорганизация происходит сразу в двух и более формах. Например, выделение проводится со слиянием, разделением с присоединением и так далее.
Кроме того, в законодательстве до сих пор существуют пробелы, которые касаются слияния компаний, имеющих различные формы собственности. Так, в некоторых случаях всё равно приходится проводить преобразование, прежде чем осуществлять слияние фирм. Да и сама ФНС РФ до сих пор не привела формы заявлений в соответствии с новыми требованиями закона. Они, в частности, не предусматривают одновременного разделения и выделения. Поэтому в регионах налоговые инспекции стандартно указывают заявителям на необходимость поэтапного проведения процедур и ссылаются при этом на неурегулированность законодательства. Все это свидетельствует о том, что каждая отдельная реорганизация имеет свои специфические черты и «подводные камни».
Понятие и формы реорганизации юридических лиц
Понятие юридических лиц
Определение 1
Исходя из трактовок, данных в юридической литературе, юридическим лицом считается субъект правоотношений, который наделен хозяйственными правами и обязанностями, а так же имеющий свой баланс, установленную печать, номер расчетного счета в одном из банков. Данный субъект правоотношений действует на основании устава или положения, на основании которых юридическое лицо осуществляет свою деятельность и ее прекращение.
Исторически понятие юридическое лицо зародилось еще в Древнем Риме, под которым было принято понимать государство, а чуть позднее и юридически оформленная группа лиц, которые объединили свои усилия и ценности с целью достижения определенных целей, данный союз, как правило, основывался на договоре товарищества.
В период средневековья оформляются такие предпринимательские общности как торговые гильдии, полные и семейные товарищества. В результате родилось понятие корпорация союза, которое признавалось государством в качестве субъекта правоотношений. Эти структуры в дальнейшем переросли в современные понятия юридических лиц.
Готовые работы на аналогичную тему
Понятие реорганизации
Определение 2
Под реорганизацией в юридической науке принято понимать способ прекращения деятельности одних юридических лиц и образовании новых.
Замечание 1
Сам процесс реорганизации основывается на универсальном правопреемстве, то есть переходе имущества, прав и обязанностей с ним связанных к правопреемнику на основании либо разделительного баланса, либо передаточного акта.
Формы реорганизации юридических лиц
Реорганизация юридического лица может быть произведена несколькими основными способами.
- Путем слияния, когда два или более юридических лиц образуют одно. При этой форме реорганизации все имущество, права, обязанности долги по нему переходят к вновь созданному юридическому лицу.
- Путем присоединения, где одно юридическое лицо входит в состав, как правило, более крупного юридического лица, зачастую это еще называют поглощением. При такой форме реорганизации все имущество, права на него и долги переходит к тому юридическому лицу, к которому присоединяются.
- Путем разделения, когда из одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц, при этом старое юридическое лицо прекращает свое существование. К вновь образованным переходит имущество, а так же права, обязанности и долги предыдущего юридического лица на основании раздельного баланса.
- Путем выделения, когда из одного юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, причем изначальное юридическое лицо продолжает свое правовое существование. Выделение производится на основании решения учредителей, либо органа, который на основании учредительных документов уполномочен решать подобные вопросы. Новым юридическим лицам передается часть имущества основного, а так же часть прав, обязанностей и долгов.
- Путем преобразования, когда юридическое лицо с одним видом преобразуется в юридическое лицо другого вида, то есть меняется организационно-правовая форма. Вновь образовавшееся юридическое лицо принимает на себя все прав, обязанности и долги предыдущего юридического лица на основании передаточного акта.
В зависимости от формы реорганизации определяется порядок ее проведения и состав документации для этого необходимой. В процессе реорганизации происходи прекращение деятельности старых форм и либо образование новых форм, либо перерождение старых форм в новые.
Реорганизация может носит характер добровольной или в исключительных случаях принудительный.
Реорганизация юридических лиц на добровольных началах осуществляется по воле его участников или учредителей, либо на основании решения органа юридического лица, который имеет право решать подобные вопросы. Кто именно принимает решение о реорганизации юридического лица должно быть зафиксировано в его учредительных документах.
Замечание 2
В отдельных случаях реорганизация юридических лиц будет требовать согласие государственных органов, уполномоченных для принятия подобного рода решений. Принудительная реорганизация юридических лиц осуществляется по решению, уполномоченных для их принятия государственных органов или суда, может быть произведена либо путем разделения, либо путем выделения.
Общая характеристика оснований и порядка реорганизации юридического лица — Предпринимательское право
В отличие от индивидуальных предпринимателей, прекращение деятельности которых по общему правилу не предполагает правопреемства, хозяйствующие субъекты — юридические лица могут как полностью прекратить предпринимательскую деятельность (в результате ликвидации), так и иметь правопреемников в отношении их имущества и обязательств.
Реорганизация является таким способом прекращения деятельности юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства.
Реорганизация — преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией, при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия (Современный экономический словарь).
Вопрос о правовой природе реорганизации (а следовательно, об основаниях и порядке ее оспаривания) является в юридической науке дискуссионным.
Реорганизация юридического лица может рассматриваться:
В отсутствие законодательного закрепления понятия «реорганизация» представляется возможным сформулировать следующее ее определение.
Реорганизация представляет собой совокупность юридически значимых действий учредителей юридических лиц и государственных органов, направленных на осуществление перехода прав и обязанностей юридических лиц к другим юридическим лицам в порядке правопреемства, а также совершаемых уполномоченным государственным органом актов государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, изменений к их учредительным документам.
Статья 57 ГК РФ устанавливает основания реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования):
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
- по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (в случаях, установленных законом, в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).
Таким образом, в зависимости от основания и субъекта, принимающего решение об осуществлении реорганизации, можно выделить две разновидности реорганизации:
- добровольную;
- принудительную.
Основания принудительной реорганизации указаны в ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих реорганизацию юридических лиц, прежде всего необходимо назвать ГК РФ, ст. ст. 57-60 которого;
- содержат общие положения о реорганизации;
- определяют порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц;
- регулируют содержание передаточного акта и разделительного баланса;
- устанавливают гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации.
ГК РФ устанавливает следующие пять форм (способов) реорганизации:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование.
При осуществлении реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования происходит прекращение деятельности юридического лица.
Реорганизация в форме выделения не предполагает прекращения существования юридического лица, из которого произошло выделение.
Порядок осуществления и конкретные формы реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм установлены отдельными законодательными актами, к которым относятся:
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
- Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и т.д.
Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Ст. 50 НК РФ определяет правовые последствия реорганизации для исполнения обязанностей по уплате налогов, детализирует их применительно к различным формам реорганизации. Так, по общему правилу обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). В то же время при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
Среди источников правового регулирования реорганизации важное место занимают акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации. Порядок принятия решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации
Особенности правопреемства при осуществлении реорганизации регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В результате присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Необходимо отметить, что действующее законодательство содержит определенные ограничения для преобразования коммерческих и некоммерческих организаций в иные организационно-правовые формы, а также прямо предписывает случаи, когда возможно изменение вида юридического лица — его преобразование из некоммерческой организации в коммерческую, и наоборот. Так, общее правило ст. 68 ГК РФ о преобразовании хозяйственных товариществ и обществ только в хозяйственные товарищества и общества другого вида или производственные кооперативы конкретизируется в положениях ст. 92 ГК РФ о том, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. От преобразования как формы реорганизации необходимо отличать изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, происходящее, в частности, при преобразовании закрытого акционерного общества в открытое.
В п. 2 ст. 57 ГК РФ предусмотрен механизм реализации принудительной реорганизации. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В числе норм, направленных на обеспечение прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц, необходимо назвать в первую очередь требование п. 1 ст. 59 ГК РФ, согласно которому передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Гарантиям прав кредиторов юридического лица при его реорганизации посвящена также ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Порядок осуществления прав кредиторов конкретизируется в законах, регламентирующих правовое положение юридических лиц различных организационно-правовых форм.
Порядок реорганизации юридических лиц
Учредители (участники) юридического лица или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации юридического лица, утверждают передаточный акт или разделительный баланс, изменения к учредительным документам существующих юридических лиц, а также учредительные документы вновь возникших юридических лиц.
Реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае, если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении.
Далее необходимо произвести:
- государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации;
- государственную регистрацию ликвидации юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
- государственную регистрацию изменений к учредительным документам юридических лиц, продолжающих свое существование (при реорганизации в форме выделения).
Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с нормами главы V Закона о регистрации.
Какие бывают виды реорганизации? Ликвидация юридического лица
- Бизнес
- Бизнес-термины
- В помощь бизнесмену
- Как начать бизнес
- Школы бизнеса
- Юридическая помощь
- Финансовые услуги
- Бизнес-план
- Финансы
- Личные финансы
- Платежные системы
- Страхование
- Способы заработка
- Недвижимость
- Инвестиции
- Бинарные опционы
- В помощь инвестору
- Криптовалюты
- Фондовый рынок
- Форекс
- Интернет
- WEB-технологии
- Заработок в Интернете
- Интернет-сервисы
- Деловой мир
- Известные люди
- Личностное развитие
- Психология успеха
- Профессии
- Работа и карьера
Реорганизация в форме преобразования | Современный предприниматель
Развитие бизнеса нередко предполагает изменение его организационно-правовой формы. Законодательством допускается в таком случае реорганизация юридического лица в форме преобразования.
Реорганизация в форме преобразования – что это значит?
Реорганизация путем преобразования – это процесс смены юридическим лицом своей организационно-правовой формы путем одновременного исключения из ЕГРЮЛ прежнего юрлица и регистрации нового, к которому переходят все права и обязанности исключенного.
Реорганизация в форме преобразования: порядок
Процедура преобразования предусматривает ряд требований, которые должны быть учтены при принятии решения о реорганизации.
Прежде всего, это ограничения по возможным организационно-правовым формам. Так, согласно закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» реорганизация в форме преобразования ООО возможна только в иное хозяйственное общество, или производственный кооператив (ст. 56 закона № 14-ФЗ). А законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» допускается реорганизация в форме преобразования АО в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство (ст. 20 закона № 208-ФЗ). Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность преобразования производственного кооператива в хозяйственное общество (ст. 106.6 ГК РФ).
Реорганизация предприятия в форме преобразования может носить как добровольный характер – на основании решения собственников бизнеса, так и принудительный, когда уполномоченный орган требует проведение процедуры на основе положений законодательства. Например, при превышении числа участников ООО более пятидесяти человек, данное общество должно быть преобразовано в акционерное, либо в кооператив (ст. 7 закона № 14-ФЗ).
Читайте также: Разделительный баланс при реорганизации
Реорганизация преобразованием: пошагово
Первый этап – принятие решения о преобразовании. В документе должна быть отражена информация о новой организационно-правовой форме, а также о причинах, повлекших необходимость данной смены. Кроме того, должен быть определен порядок обмена долей, акций, паев. Одновременно с этим рассматривается проект устава образуемого юридического лица, выбирается исполнительный орган.
В рамках первого этапа проводится инвентаризация, позволяющая установить точную стоимость активов и тем самым определить размер доли каждого владельца бизнеса. Особенно это актуально, если проводится реорганизация в форме преобразования ЗАО в ООО, т.к. необходимо определить фактическую стоимость каждой акции, выраженной в номинальных цифрах.
Второй этап – уведомление уполномоченного органа, контрагентов и кредиторов.
Уведомление о реорганизации в форме преобразования, образец которого можно найти здесь (форма Р12003, утв. Приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@), должно быть направлено в налоговый орган по месту регистрации в трехдневный срок с момента утверждения решения собранием (с приложением решения).
Контрагенты уведомляются посредством обязательной публикации сообщения о реорганизации в специальном печатном издании – «Вестник госрегистрации». Реорганизуемая организация должна сделать не менее двух публикаций с разницей в один месяц.
Третий этап – подготовка передаточного акта. К этому моменту уже должен быть сформирован исполнительный орган и утвержден устав нового юридического лица.
Четвертый этап – регистрация нового юридического лица, возникающего в результате преобразования. Заявитель получает одновременно два листа записи в ЕГРЮЛ: о прекращении регистрации – в отношении реорганизуемого юрлица и о регистрации новой организации. С момента регистрации к созданной организации переходят все права и обязанности.
Средние сроки реорганизации в форме преобразования составляют от трех месяцев, т.к. организация должна дважды опубликовать сообщение о реорганизации, срок действия которого составляет по месяцу, кроме того регистрация изменений в налоговой также занимает определенное время. Поэтому менее, чем за три месяца сменить организационно-правовую форму не получится.
Читайте также: Кадровые вопросы при реорганизации
Реорганизация юридического лица – преобразование: особенности
Ряд особенностей данной формы реорганизации был отмечен выше, но есть еще несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при планировании преобразования.
Процедура преобразования ограничивает возможность смены в составе участников юридического лица – пока не завершится реорганизация невозможно выйти из числа учредителей или ввести в него нового. Такую операцию можно совершить только после регистрации нового юрлица.
Реорганизация в форме преобразования, правопреемство при котором носит универсальный характер, не исключает претензий со стороны налоговых органов и иных кредиторов. Даже наличие задолженности не станет препятствием для процедуры преобразования, но долговое обязательство перейдет на вновь создаваемую организацию.
Под особым контролем находится реорганизация АО в форме преобразования в ООО. Акционерное общество должно уведомить Центробанк о гашении акций в результате преобразования. При этом в отношении иных ценных бумаг, например, облигаций, необходимость гашения определяется общем собранием, а также наличием требований кредиторов.
Реорганизация преобразованием – это один из вариантов изменить формат ведения бизнеса, который не требует серьезных финансовых затрат, но предусматривает учет ряда особенностей реорганизуемого и создаваемого бизнеса.
Читайте также: Правовые последствия реорганизации юридического лица
Реорганизация юридического лица. Виды реорганизации.
Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.
Виды реорганизации:
Правовые нормы, регламентирующие процедуру реорганизации, позволяют выделить следующие формы (виды) реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
1.Реорганизация в форме слияния. Слияние – это форма реорганизации юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из этих лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Реорганизация юридического лица путем слияния считается завершенной с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о создании нового юридического лица. При этом созданное в процессе слияния юридическое лицо становится полным правопреемником всех прав и обязанностей слившихся организаций.
Также следует учитывать, что к отношениям, возникающим при слиянии, в результате которого создается хотя бы одно юридическое лицо в идентичной ранее существовавшей форме, применяются соответственно нормы о слиянии в рамках одной организационно-правовой формы, а в отношении сливающихся юридических лиц, в результате чего создается юридическое лицо иной организационно-правовой формы, — соответствующие нормы, относящиеся к слиянию того юридического лица, которое получается в результате слияния. Таким образом, в процессе слияния необходим учет требований, предъявляемых при слиянии двух и более видов юридических лиц.
В процессе реорганизации путем слияния не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после.
Так как при слиянии происходит ликвидация участвующих в реорганизации юридических лиц с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу, о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов сливающихся юридического лица, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в специализированным периодическом издании — Вестнике государственной регистрации. Уведомить кредиторов необходимо в течение 5 дней со дня принятия решения о реорганизации.
Кредиторы участвующих в реорганизации юридических лиц в течение тридцати дней со дня направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств юридического лица и возмещения им убытков.
Участвующие в реорганизации юридические лица передают все свои права и обязательства вновь создаваемому юридического лицу. Все права и обязательства сливающихся юридических лиц, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточных актах, которые утверждаются соответствующим органом управления каждого из участвующего в реорганизации юридического лица (в ООО – Общим собранием участников, в АО – общим собранием акционеров).
2. Реорганизация в форме присоединения. Данная форма реорганизации рассматривается в качестве частного случая слияния юридических лиц. Суть данной формы реорганизации заключается в том, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Статус последнего не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав. Таким образом, реорганизация в форме присоединения относится к универсальному правопреемству.
Детально порядок и условия присоединения определяются договором о присоединении, который подписывается соответствующими представителями от каждой организации, участвующей в присоединении.
В настоящее время не существует серьезных препятствий к присоединению юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. Допускается и одновременное присоединение нескольких лиц к другому юридическому лицу, в том числе различных организационно-правовых форм. Вместе с тем присоединение возможно лишь к одному юридическому лицу, при этом в рамках присоединения не допускается смена организационно-правовой формы организации, к которой осуществляется присоединение, — это возможно лишь при слиянии.
3.Реорганизация в форме разделения. При реорганизации в форме разделения происходит разделение юридического лица на два и более юридических лиц, при этом само юридическое лицо, которое реорганизуется, прекращает свое существование в результате проведения реорганизации. При разделении юридического лица к каждому из возникших юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
О возможности разделения, в результате которого создаются юридические лица в форме, отличающейся от организационно-правовой формы реорганизованного юридического лица, в действующем законодательстве практически ничего не говорится. Как правило, допускается разделение юридического лица, если в результате такого разделения создаются два и более юридических лица в форме, как и ранее существовавшей.
4.Реорганизация в форме преобразования. Такая форма предполагает смену организационно-правовой формы юридического лица с переходом прав и обязанностей от юридического лица одного вида к юридическому лицу другого вида. При преобразовании всегда присутствует один правопредшественник и один правопреемник, что отличает преобразование от всех других форм реорганизации.
Можно выделить следующие отличия преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом – передаточным актом.
5.Реорганизация в форме выделения. При реорганизации в форме выделения происходит такое разделение юридического лица, при котором из его состава «отделяется» одно или несколько юридических лиц, а само реорганизуемое юридическое лицо продолжает существование и после завершения процесса реорганизации. При выделении одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При выделении как в одном из способов реорганизации меняется лишь состав имущества данного юридического лица. По сути в этом и заключается отличие выделения от разделения юридического лица. При последнем способе реорганизации разделенное юридическое лицо перестает существовать, вместо него появляются два или более новых юридических лица, к которым переходят права и обязанности разделенного юридического лица.
Способы реорганизации юридических лиц. Реорганизация в форме слияния, присоединения и выделения нового юридического лица
Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена такая процедура, как реорганизация юридических лиц. В чем его специфика? Какие есть способы реализации этой процедуры?
Что такое реорганизация юридического лица?
Прежде чем рассматривать предусмотренное законодательством Российской Федерации способы реорганизации юридических лиц, изучим, что означает соответствующий термин.Его толкование дано непосредственно в положениях нормативных источников права, основным из которых является Гражданский кодекс России. В соответствии с ее положениями под реорганизацией юридического лица следует понимать процесс, при котором юридическое лицо тем или иным образом передает собственные полномочия другому хозяйствующему субъекту.
Следует различать, в частности, трансформацию в форме слияния — когда несколько фирм объединяют свои права и обязанности, от такого процесса, как реорганизация через выделение, в котором первоначальный хозяйствующий субъект не перестает вести основной бизнес.Есть и другие виды реорганизации — далее в статье мы рассмотрим их более подробно.
Следует отметить, что это совершенно иная с точки зрения закона точка зрения на процесс ликвидации предприятия. Результатом этого является исключение из государственного реестра записи о фирме как о ведущей активной деятельности. Однако ликвидация и реорганизация — это процессы, которые так или иначе могут быть связаны между собой в рамках изменений в структуре управления предприятием, холдингами.Поэтому их рассмотрение во многих случаях может проводиться в одном контексте.
Реорганизация бывает двух видов — добровольная и принудительная. Рассмотрим их особенности более подробно.
Что такое добровольная реорганизация?
Реорганизация соответствующего типа проводится в соответствии с решением, принятым руководством компании. В этом случае возможны варианты определения дальнейшего формата ведения бизнеса. Так, например, если реорганизация предполагается в форме слияния, то субъекты хозяйствования, участвующие в этом процессе, заключают специальное соглашение, которое фиксирует порядок данной процедуры, а также принципы распределения долей в акционерном капитале. образованная фирма (либо количество акций, переходящих в собственность того или иного совладельца).
Что такое принудительная организация?
Этот вид реорганизации предполагает принятие решения компетентным органом или судом, согласно которому осуществляется рассматриваемая процедура. Причиной принудительной реорганизации может быть, например, необходимость организовать расчет фирмы с кредиторами путем продажи имущества, подлежащего распределению между другими субъектами хозяйствования.
Классификация реорганизаций
Какие существуют способы реорганизации юридических лиц? Законодательством РФ предусмотрена классификация, согласно которой выделяются 5 соответствующих процедур:
— слияние фирм;
— присоединение одной компании к другой;
— подразделение фирмы;
— размещение предприятия;
— трансформация бизнеса.
Слияние представляет собой объединение в единую структуру 2 и более хозяйствующих субъектов. При этом каждая из объединенных фирм прекращает свою деятельность. После регистрации нового юридического лица в ФНС процедура реорганизации присоединения считается завершенной.
Порядок реорганизации юридического лица может предполагать присоединение одного или нескольких предприятий к другому. В этом случае каждая из фирм, входящих в другую структуру, прекращает свою деятельность. Кроме того, прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения подразумевает передачу его прав и обязанностей обществу, в которое вошел соответствующий хозяйствующий субъект.Рассматриваемая процедура считается завершенной, как только
.бланков для контрактов ЕС | Европейская комиссия
Финансовая идентификация и юридическое лицо
Приведенные ниже формы предназначены для того, чтобы помочь вам в общении с отделами Комиссии, которые попросят вас передать ваши юридические или банковские координаты, чтобы их можно было записать в «Файле юридического лица (LEF)» и в « Файл банковского счета (BAF) ».
В соответствии с положениями нормативных положений, упомянутых ниже, службы, с которыми вы намереваетесь подписать соглашение о финансировании или контракте и / или которые будут выделять вам средства, не могут запускать процедуры присуждения контракта или субсидии, а также не могут переходите к авторизации платежей в вашу пользу, если ваши координаты не регистрируются и не проверяются централизованно.
Пожалуйста, прочтите эти важные инструкции перед заполнением документов!
Следующие формы Adobe-Acrobat можно заполнить в цифровом виде онлайн (затем распечатать и подписать форму), но вам потребуется Adobe Acrobat версии не ниже 8. Если у вас нет этой версии, вы можете ее загрузить. Эта версия позволяет сохранить копию заполненной формы (при необходимости) на вашем компьютере.
Если у вас нет этого программного обеспечения, пожалуйста,
- распечатать эту форму
- заполнить вручную
- подпиши
Примечание: Обратите внимание, что если вы отправляете эту информацию через онлайн-портал, ручное заполнение и подпись этой формы может не потребоваться.Пожалуйста, обратитесь к конкретным инструкциям, предоставленным комиссионным отделом, с которым вы контактируете.
Финансовая идентификация
Финансовая идентификация
Загрузите форму финансовой идентификации, чтобы сообщить банковские координаты, необходимые для авторизации платежей из ЕС.
Юридические лица
Юридические лица
Форма юридического лица для физических лиц, частных компаний и органов публичного права, необходимая для предоставления финансирования ЕС.
Контракты с низкой стоимостью
Общие условия контрактов на низкую стоимость:
.Юридическое лицо | Статья о юридическом лице в The Free Dictionary
организация (объединение лиц, предприятие или учреждение), имеющая гражданские права и обязанности. Юридическое лицо — это общественное (коллективное) создание, выступающее в качестве самостоятельного субъекта в гражданско-правовых отношениях. На основании устава юридическое лицо действует от своего имени в гражданско-правовых отношениях и несет самостоятельную имущественную ответственность по своим долгам.
В СССР права юридического лица принадлежат организациям, обладающим индивидуальным имуществом, которые могут приобретать имущественные и личные неимущественные права от своего имени, которые имеют обязательства, и которые могут быть истцами или ответчиками в суде, арбитраж (государственный арбитраж) или арбитражная коллегия.Юридические лица — государственные предприятия и другие государственные организации, работающие на прибылях и убытках и имеющие основные средства, оборотный капитал и независимые остатки; учреждения и другие государственные организации, действующие за счет государственного бюджета и ведущие независимую отчетность, если их руководители имеют право распоряжаться средствами; государственные организации, финансируемые из других источников и имеющие независимые бюджеты и балансы, например, почта и телеграф; колхозы, межколхозные организации и другие кооперативные и общественные организации (и их объединения), а также в случаях, предусмотренных законом, предприятия и учреждения таких организаций и объединений с обособленным имуществом и самостоятельными балансами.
Государственным организациям — юридическим лицам выделяется государственное имущество, которым они владеют, пользуются и распоряжаются на праве оперативного управления. Точно так же межколхозные организации, колхозные предприятия и учреждения, а также другие кооперативные и общественные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, выделенным им как юридическим лицам. Имущество этих юридических лиц принадлежит образовавшим их колхозам, кооперативным и общественным организациям.
Юридические лица создаются в порядке, установленном законодательством Союза и республики; некоторые общественные организации создаются в порядке, установленном их уставом, например, профсоюзы создаются в соответствии с Уставом профсоюзов СССР. Государственные организации создаются административными постановлениями компетентных государственных органов. Социальные организации (добровольные общества и некоторые кооперативные организации) создаются по инициативе их спонсоров, в том числе граждан или других юридических лиц, но они должны быть санкционированы компетентным государственным органом или уполномоченным вышестоящим органом кооперативной системы или общественной организации.Колхозы возникают без лицензирования, то есть когда группа лиц объединяется в колхоз, а затем регистрирует свой устав в исполкоме областного Совета депутатов трудящихся. Интерколхозы, государственно-колхозные и другие государственно-кооперативные организации возникают в результате договора о совместной хозяйственной деятельности, заключаемого заинтересованными организациями.
У каждого юридического лица есть свое название. Правоспособность юридического лица, известная как специальная франшиза, определяется целями его деятельности.Это право начинается после ратификации его устава или подзаконных актов. Если его устав должен быть зарегистрирован, его правоспособность начинается с момента регистрации. Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы, компетенция которых определена в уставе. Государство не отвечает по долгам государственных организаций, являющихся юридическими лицами, и такие организации не несут ответственности по долгам государства. Государственная организация также не отвечает по долгам подведомственного ей предприятия, являющегося самостоятельным юридическим лицом.Отношения между кооперативными или общественными организациями и созданными ими предприятиями, являющимися юридическими лицами, основываются на одинаковых принципах. Ответственность юридического лица по своим долгам распространяется на все принадлежащее ему или закрепленное за ним имущество, которое подлежит исполнению в соответствии с законодательством.
Юридическое лицо прекращается путем ликвидации всей его деятельности и имущества. В таком случае после удовлетворения всех обоснованных требований кредиторов оставшееся имущество используется для целей, указанных в уставе, или передается соответствующим органам в порядке, установленном уставом или законом.Юридическое лицо может быть прекращено также путем реорганизации — слияния двух или более юридических лиц, разделения одного юридического лица на два или более или объединения одного или нескольких юридических лиц с другим юридическим лицом.
Советское государство (СССР или союзная республика) также может выступать субъектом гражданских правоотношений, например, государство имеет право наследовать имущество как по закону, так и по завещанию. Торговые представительства СССР в зарубежных странах имеют права юридического лица.
Значение института юридического лица значительно возросло с экономическими реформами, проведенными в СССР и других социалистических странах в 1960-1970-е годы, которые привели к значительному расширению прав социалистических государственных предприятий.
В капиталистических странах институт юридического лица используется как законное средство централизации и концентрации капитала и организации экономической деятельности капиталистических предприятий. Существуют различные типы корпораций (объединений лиц), которые действуют как юридические лица, признанные законом, — компании, работающие с целью получения прибыли.Наиболее распространенный тип юридического лица — акционерное общество. В форме юридических лиц также создаются различные благотворительные, социально-культурные и другие некоммерческие организации.
Во многих странах с 1940-х годов профсоюзы и некоторые другие общественные организации были признаны законом в качестве юридических лиц в результате длительной борьбы рабочего класса, всех трудящихся и демократических кругов. Таким образом, эти организации смогли лучше решать проблемы, стоящие перед ними в их борьбе против капиталистической эксплуатации, и была создана материальная основа для защиты демократических прав и свобод, завоеванных трудящимися.
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
.
Добавить комментарий