Прямые и косвенные методы бюджетного финансирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
1 Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лав-рушина. М.: Энциклопедическая творческая ассоциация, 1995. С. 52.
2 Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 22.
3 См.: Русанов Ю.Ю. Информационные каналы банков -ского риск- менеджмента // Банковское дело. 2005. № 4. С. 34 — 38.
4 См.: Котов А.В. Формирование и развитие банковской инфраструктуры в России: Дис. … канд. экон. наук. Саратов, 2004. С. 34 — 35.
5 См.: Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 362 — 370.
6 См.: Миркин Я.М. Информационная инфраструктура рынка ценных бумаг // Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Энциклопедическая творческая ассоциация, 1995. С. 177.
7 См.: Там же. С. 177.
УДК 336.144.36
ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заинтересовано ли государство в финансировании инновационной деятельности? Насколько необходимо финансирование инновационной деятельности из централизованных источников с точки зрения государства и фирмы? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.
Как известно, источники финансирования инновационной деятельности с позиций коммерческой фирмы принято подразделять на централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов1.
Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование).
Государство выступает в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе2.
Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30 — 40% совокупного дохода в рамках страны, полученного владельцами средств производства3. Государством из бюджета осуществляется выделение средств на поддержание объектов государственного регулирования экономики (ГРЭ). Объекты ГРЭ — это такие явления и механизмы общественной жизни, функционирование которых не обеспечивается коммерческим сектором экономики надлежащим образом по причинам малой рентабельности. В соответствии с Законом РФ «О науке и научно-технической политике»4 на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового (бюджет — это всего лишь форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны). «Бюджетные ассигнования, пре-
А.Н. Плотников,
завкафедрой «Экономика и управление в строительстве», профессор
Ю.Ю. Ножкин,
аспирант кафедры «Экономика и управление в строительстве», Саратовский государственный технический университет
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
доставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации, в частности на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов Российской Федерации и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства Российской Федерации»5. В соответствии с законодательством основными источниками доходов бюджета являются налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ6.
Финансирование инновационной деятельности может осуществляться и из специализированных бюджетных фондов финансирования НИР и ОКР (рис. 1).
Рис. 1. Финансирование инновационной деятельности из специализированных бюджетных фондов
Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ) был создан постановлением Правительства РФ в 1996 г. и получил статус государственной некоммерческой организации. Государственные инвестиции для него выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% от государственных централизованных капиталовложений. Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и др. цели на возвратной основе.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) создан указом Президента РФ в 1992 г. Имеет статус государственной некоммерческой организации и образуется за счет бюджетных средств на гражданскую науку в размере 6%. Фонд содействует проведению научных исследований в виде поддержки научных проектов, предложенных отдельными учеными или их творческими группами в инициативном порядке (ад -ресное безвозвратное финансирование на основе грантов), повышению научной квалификации ученых, установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом, поддерживает МНТС в области фундаментальных научных исследований. РФФИ реализует инициативные научные и издательские проекты сроком до 3-х лет, организует научные конференции в России и выезды ученых на научные конференции за рубеж, занимается созданием информационных систем и баз данных, поддерживает ведущих ученых, научные школы и материально-техническую базу фундаментальной науки.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) выделился в 1995 г. из РФФИ. Был создан с целью поддержки фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук.
Фонд содействия развития малых форм предприятий в НТС (ФФРМФПНТС) учрежден постановлением Правительства «О фонде содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1996 г. Основной деятельностью фонда является финансирование расширения деятельности малых предприятий. Безусловно примечательной особенностью является тот факт, что при предоставлении кредита фонд не требует обеспечения последнего (при этом плата за кредит составляет не более 50% ставки ЦБ, а срок пользованием составляет не более 1 года). Фонд имеет статус государственной некоммерческой организации. Источниками образования являются бюджетные ассигнования (1 % от средств, предусмотренных на финансирование гражданской науки), поступления от деятельности самого фонда, добровольные взносы. Фонд предоставляет финансовую помощь на возвратной основе в виде
льготного кредитования (процентная ставка составляет до половины ставки рефинансирования ЦБ), может выступать залогодателем и поручителем, может принимать долевое участие в создании новых малых фирм. Отбор проектов осуществляется на основе бизнес-планов, которые проходят внешнюю, научно-техническую и экономическую экспертизу, после чего поступают на рассмотрение в конкурсную комиссию. Обязательными условиями предоставления поддержки являются наличие по проекту интеллектуальной собственности (наличие патента, владение ноу-хау, наличие полезных моделей и товарных знаков), обоснование наличия платежеспособного рынка (внутреннего и внешнего), на-
равления. Бюджет развития призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют Бюджет развития Министерство экономического развития и торговли (отвечает за практическое применение Бюджета развития и распределение средств) и Министерство финансов Российской Федерации (отвечает за нормативное обеспечение).
Источник формирования БР РФ обозначены на рис. 2.
Бюджет развития — это расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Рис. 2. Источники формирования Бюджета развития8
личие организационных возможностей по реализации проектов. Форма представления заявок на финансирование (бизнес-планов) фонда близка к стандартной форме 1ШЮ07.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Вместе с Фондом содействия развития малых форм предприятий в НТС эти два фонда являются основными субъектами, оказывающими государственную поддержку инновационной деятельности малых предприятий. ФФПМП ориентирован главным образом на поддержку малого бизнеса вообще, доля поддержки им инновационных проектов составляет не более 10%, а первый создан для поддержки и работает исключительно с инновационным малым предпринимательством.
Одной из мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного процесса в стране, является использование Бюджета развития. Бюджет развития — это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуп-
Средства Бюджета развития предоставляются, в частности, только тем инновационным фирмам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе, а также находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Фирма-претендент на государственную финансовую поддержку должна представить к конкурсу бизнес-план проекта или проектов установленной формы. После проведения конкурса заемщик должен провести тендер среди поставщиков и составить график выплат. Пройдя конкурсный отбор с положительным результатом, инновационная фирма может выбирать из следующих возможных форм поддержания инвестиционной деятельности предприятий за счет Бюджета развития (рис. 3).
Бюджет развития является реальным финансовым инструментом активизации инвестиционной деятельности в стране. Предоставляя кредиты фирмам, разрабатывающим инновационные товары и услуги, государство косвенно обеспечивает структурную перестройку экономики при условии, что полученная при-
Субсидирование бесприбыльных проектов
Гарантирование погаш ение связанных кредитов предоставленных
ф ирмам иностранными банками
Форвзл лиддержкн
КНИОЕЗЛСНиКНОЙ
деятельно ст /■а счьт средсп ЬР
Приобретение на ограниченный
срок государством
части пакета акций
Гарантирование частичного возмещения кредиторам
средств, потерянных заемщиком
Предоставление
льготного инвестиционного кр едита
Рис. 3. Формы поддержки инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития9
быль реинвестируется в национальное производство. Таким образом, Бюджет развития является эффективной формой образования и расходования денежных средств для получения прибыли и косвенно — для по -вышения уровня НТП в стране (с точки зрения государства) и для финансирования деловых операций -с точки зрения фирмы.
Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят следующие (рис. 4).
Рис. 4. Методы косвенного финансирования инновационной деятельности
Налоговые льготы. К ним относятся освобождение от налогообложения от -дельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности, изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов, установление необлагаемого минимума объекта налога, понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков, отсрочка взимания налога, вычет из начисленной суммы налога.
Инвестиционный налоговый кредит.
Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией, в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма назы -вается накопленной суммой кредита. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам умень -шить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускорен -ной амортизации коэффициент может составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводиться новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.
Неналоговые направления представлены на рис. 5.
Правительство Российской Федерации организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-тех-ниче-ские программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы со-
Установление льготных тарифов оплаты коммунальных успугдля научных организаций
Таможенные льготыI
Централизовазное реголированзе стандартизацией
Государством может раззешить относящимся в федеральной собственности наупным организоциям «с^н^у)^аат!0 овое временно неисиолнзуемое имущеарво в ареад;/ на срок до 1 года
Предоставление государственными органами права исповазования определенных резурсов в качестве своих вкладов в создаваемые для реалззации инновационных вроертоа хозяйствеоане общества
Рис. 5. Неналоговые направления
здания новых техники и технологий двойного применения10.
1 См.: Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2000. С.75.
2 См.: Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999. С.171.
3 См.: Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского М.: Юрайт, 1999.
4 См.: Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. от 19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января, 27, 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.,
23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня, 31 декабря 2005 г, 4 декабря 2006 г.) // Нормативная компьютерная база данных «Гарант’. 1996. №127-ФЗ.
5 Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского М.: Юрайт; 1999. С. 317 — 318.
6 См: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год » (с изм. от 26 июля, 1 декабря 2006 г.) // Нормативная компьютерная база данных «Гарант». 2005. № 189-ФЗ.
7 См.: Продуктовые и процессные инноваци // ИНр:// docs.rcsme.ru. 2000
8 Тульцева М. Бюджет развития — новая реальность // Мр:/ /www.economics.ru. 2000
9 Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 316.
10 Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» // Компьютерная нормативная база данных «Гарант». 1996. №127-ФЗ.
Прямое финансирование — с русского на все языки
Прямое финансирование — (DIRECT ASSISTANCE) термин, обозначающий прямые ссуды FDIC депозитному учреждению банкроту, если считается, что оно предоставляет «существенные» услуги обществу … Современные деньги и банковское дело: глоссарий
Торговое финансирование — Торговое финансирование в русском языке собирательный термин, обозначающий финансовые инструменты, позволяющие предоставить покупателю отсрочку платежа на приобретаемый товар. В международной практике термин «торговое финансирование»… … Википедия
Инновация — (Innoatsiya) Определение инноваций, инновационная деятельность Определение инноваций, инновационная деятельность, инновационная политика Содержание Содержание Общее определение новаций Инновация и др. похожие понятия Что такое новация Основы… … Энциклопедия инвестора
Денежная масса — (Money supply) Денежная масса это наличные средства, находящиеся в обращении, и безналичные средства, находящиеся на счетах в банках Понятие денежной массы: агрегаты денежной массы М0, М1, М2, М3, М4, ее ликвидность, наличные и безналичные… … Энциклопедия инвестора
Половое просвещение, ограниченное воздержанием — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Банк Японии — (Bank of Japan) Банк Японии это центральный банк Японии целью которого является обеспечение ценовой стабильности и стабильности финансовой системы Японии Банк Японии: денежная система Японии, закон о национальных банках, возникновение банковской… … Энциклопедия инвестора
Своп — (Swap) Своп это это соглашение между двумя контрагентами об обмене в будущем платежами в соответствии с определенными в контракте условиями Своп: валютный своп, сделка своп, кредитный своп, процентный своп, дефолтный своп, своп операции,… … Энциклопедия инвестора
Вражеские голоса — «Вражеские» голоса (также западные радиоголоса) советское идеологическое клише, применявшееся по отношению к ряду зарубежных радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би би си»,… … Википедия
Иностранное радиовещание на территорию СССР — (также западные радиоголоса) советское идеологическое клише, применявшееся к ряду зарубежных (по отношению к СССР) радиостанций (в первую очередь, «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна», «Русская служба Би би си», «Радио… … Википедия
ИНФЛЯЦИЯ — INFLATIONЭкон. явление, характеризуемое ростом цен, вызывает соответствующее обратно пропорциональное снижение связанной с ним категории покупательной способности денег. В целом И. противоположна дефляции, проявляющейся в падении уровня цен, что… … Энциклопедия банковского дела и финансов
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА — одна из форм экономической политики государства, направленная на совершенствование отраслевой структуры производства, поощрение развития новых и новейших отраслей, реструктуризацию старых отраслей и т.д. В большинстве стран важнейшей целью С.п.… … Внешнеэкономический толковый словарь
Понимание категории «Финансирование» в различных областях российского права Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
УДК 347.73:336.15(470+571)
Е. М. Андреева, А. В. Радько
Понимание категории «финансирование» в различных областях российского права
В статье произведен детальный анализ понятия финансирования и его понимания в правовой науке и российском законодательстве. Обобщены различные взгляды ученых на данную категорию, высказывается собственное мнение по проблеме. Представлены классификационные ряды финансирования с учетом последних новелл.
In the article the detailed analysis of concept of funding and its understanding in a legal science and the Russian legislation is made. Authors generalised various views of scientists at the given category and expressed your own opinion on a problem. Also classification of funding are presented in this publication taking into account last changes of legislation.
Ключевые слова: финансирование, публичные финансы, частные финансы, финансовая деятельность государства.
Key words: funding, the public finance, the private finance, financial activity of the
state.
Понятие «финансирование» является универсальной категорией равно используемой и экономической, и юридической науками. Законодатель применяет его как в сфере публичного, так и частного права. Например, в гражданском праве имеется правовой институт финансирования под уступку денежного требования (гл. 23 ГК РФ), корпоративное право говорит о финансировании деятельности акционерного общества [15], конституционное право (ст. 124 Конституции РФ) устанавливает порядок финансирования судов [14], деятельности федеральных и региональных органов государственной власти [17], избирательное право регулирует финансирование референдумов, выборов, избирательных кампаний кандидатов [18], административное право устанавливает барьеры по финансированию терроризма [12] и т. д. Однако
© Андреева Е.М., Радько А.В., 2016
самое широкое распространение и развитие понятие «финансирование» получило в науке финансового права и финансовом законодательстве. Там оно рассматривается как разновидность метода финансовой деятельности государства [28, с. 91]. К сожалению, комментируемый термин не имеет легальной трактовки ни в одной из обозначенных сфер.
Н. Н. Ровинский понимал под финансированием отпуск средств [23, с. 158]. О.Н. Горбунова определяла его как безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности [29, с. 357]. Н.И. Химичева и Е.В. Покачалова рассматривали его как урегулированное нормами права выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возмездности и возвратности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям [31, с. 363]. Ю.А. Крохина исходила их того, что финансирование — это вид распределительных отношений в бюджетной сфере, обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства [9, с. 38]. Э.Д. Соколова писала о том, что оно выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств [26, с. 62]. Абсолютно оригинальное определение финансированию дает С.В. Запольский, который отмечает: «во всех случаях, когда уплачиваемая сумма предполагает возмещение затрат не должником, а лицом, не состоящим в эквивалентно-возмездных отношениях с кредитором, возникающие отношения должны именоваться финансированием» [6, с. 8]. Бюджетным кодексом Российской Федерации постулируется вывод, что финансирование — это оплата денежных обязательств (ст. 226.1) либо предоставление средств (ст. 6).
Одни авторы (О.Н. Горбунова, Ю.А. Крохина, Э.Д. Соколова) отделяют кредитование от финансирования, другие (Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова, Н.А. Саттарова, А.И. Худяков) наоборот, полагают, что кредитование является разновидностью финансирования, такого же мнения придерживается и законодатель. В Бюджетном кодексе РФ целевой иностранный кредит (заимствование) рассматривается как форма финансирования проектов (ст. 6). В правовых актах также встречается термин «возвратное финансирование» [19, 21].
В большинстве своем правоведы данный термин относят к сфере публичных финансов [5, с. 32], хотя, как было показано выше, он активно применяется в частном праве. Авторы публикации выступают за межотраслевое
143
понимание рассматриваемой категории, тем не менее, требуется ее легальное закрепление.
Общим в работах названных ведущих специалистов, в нормах законодательства является взгляд на финансирование, во-первых, как на процесс (деятельность), суть которого заключается в передаче (перечислении) финансовых средств от одного субъекта правоотношений к другому; во-вторых, как на метод (форму) распределения финансовых ресурсов. Ничего не мешает нам также признать финансирование правоотношением.
Если вернуться к анализу научных публикаций, то авторы выделяют некоторые виды финансирования, классифицируя его по разным критериям. Используемые при этом термины зачастую дублируются, а иногда и противоречат друг другу.
Как уже упоминалось, в зависимости от требования по возврату предоставленных финансовых средств, разграничивают возвратное и безвозвратное (невозвратное) финансирование. Метод безвозвратного финансирования означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод возвратного финансирования — выделение денежных средств на началах возвратности и возмездности [8, с. 22].
Также специалистами указывается на прямое и косвенное; прямое и непрямое; прямое и опосредованное финансирование (полагаем, что данная классификация происходит по единому критерию). Прямое финансирование предполагает перемещение финансовых ресурсов непосредственно от одного лица к другому. В этом смысле прямое финансирование и есть синоним термина «финансирование» как такового. Косвенное финансирование, которое правильнее было бы назвать «регулированием», связано с созданием каких-либо благоприятных условий для второй стороны. Наиболее важным и распространенным методом косвенного регулирования является предоставление специальных налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность [24, с. 631]. На наш взгляд, косвенное финансирование к финансированию отношение не имеет. Термин непрямое финансирование определяется как финансирование с участием финансовых посредников [30]. Другие авторы такое финансирование называют опосредованным [32]. Справедливости ради, отметим, что в подзаконных актах словосочетание «прямое финансирование» используется довольно часто, в то время как «косвенное финансирование» упоминается в трех из них [11]. Словосочетания «непрямое» либо «опосредованное финансирование» в законодательстве отсутствуют.
В зависимости от источника предлагаем разграничивать централизованное и децентрализованное финансирование. Централизованное финанси-
144
рование осуществляется из централизованных денежных фондов, например из федерального, регионального бюджетов. Соответственно, децентрализованное финансирование происходит за счет внебюджетных источников. Так, к децентрализованным можно причислить денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей [28, с. 16]. Укажем на особое мнение Л.И. Сергеева, который отмечает двойственный характер и относительность понятия «централизованные и децентрализованные фонды». Так, областной бюджет является централизованным денежным фондом относительно ресурсов муниципальных образований, входящих в область, и одновременно децентрализованным фондом относительно финансовых ресурсов федерального центра, так как рассматривается наряду с другими нижестоящими бюджетами [25, с. 11]. В его понимании принадлежность источника финансирования (бюджетные, внебюджетные денежные средства) не может служить критерием данной классификации, поскольку, например, несколько нижестоящих бюджетов по отношению к вышестоящему он также рассматривает как децентрализованный источник, хотя эти источники являются однородными. Следуя такой логике, выбор вида финансирования уместнее делать в зависимости от того, происходит ли оно из одного источника либо из нескольких, но однородных источников. В первом случае оно будет централизованным, во втором нет. Однако при обозначенном подходе данное деление теряет всякий смысл с учетом новых понятий «одноканальное» и «многоканальное» финансирование. Обозреваемая терминология очевидным образом заимствована из советского периода развития финансового права и в настоящее время не используется в законодательстве. Полагаем, что ее аналогами будут являться такие виды финансирования, как бюджетное и внебюджетное финансирование. При этом, под бюджетным финансированием следует понимать финансирование из государственных (муниципальных) фондов денежных средств, в то время как внебюджетное финансирование осуществляется за счет частных финансов. Авторы предлагают в качестве форм бюджетного финансирования прямое и зачетное финансирование [27, с. 32]. Прямое финансирование осуществляется путем реального выделения из бюджета финансовых ресурсов получателям бюджетных средств [1]. Зачетное финансирование возможно при установлении встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств [27, с. 481]. И с тем, и другим трудно согласиться. Прямое финансирование, как мы определились выше, является более широким термином и применимо к любому виду финансирования. Что касается зачетного финансирования, а точнее, бюджетного зачета, думается, что оно является
145
методом финансовой деятельности государства, тем не менее, не может быть причислено к понятию финансирования, поскольку, как и косвенное финансирование, не предполагает перечисление денежных средств (в настоящее время бюджетный зачет не предусмотрен действующим законодательством).
Возникает существенный вопрос, относится ли перечисление денежных средств из государственных внебюджетных фондов к бюджетному финансированию? Полагаем, что ответ будет положительным. Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджеты внебюджетных фондов всех уровней входят в бюджетную систему Российской Федерации. Денежные средства бюджета по форме собственности являются государственными (муниципальными) и предназначены для решения государственных (муниципальных) задач (ст. 6 БК РФ, ст. 214 ГК РФ).
Если вернуться к понятиям одноканального и многоканального финансирования, то под первым понимается перечисление средств на какие-либо цели из одного источника. По высказыванию М. Гужеля, применительно к одноканальному финансированию системы здравоохранения, одноканальное финансирование — это «когда все средства на лечение пациентов, в том числе средства на содержание медицинских организаций, поступают из одного источника, в нашем случае — через систему обязательного медицинского страхования» [7, с. 2, 6]. Соответственно, многоканальное финансирование есть одновременное финансирование из разных источников (по уровню и форме собственности), например из бюджета и за счет частных пожертвований.
В зависимости от необходимости соблюдения целевого назначения либо иных условий перечисления (получения) средств, финансирование можно подразделить на целевое, условное и безусловное. Словосочетание «целевое финансирование» широко применяется в законодательстве, в то время как последние два в нем не используются. Целевое финансирование подразумевает расходование предоставленных средств по указанному назначению. Условное предполагает перечисление средств при соблюдении получателем заранее определенных условий, например резервирование в бюджете получателя суммы софинансирования на те же цели. Е.Л. Васянина под ним понимает выделение денежных средств из публичных денежных фондов при наличии установленных действующим законодательством условий [4].
Хотелось бы упомянуть еще один термин в этой области — «самофинансирование», под которым понимается использование собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования [33]. Трудно отнести его к разновидности финансирования, так как оно требует наличия как минимум
двух самостоятельных субъектов. Обозначенное понятие также можно встретить в законодательстве, однако без расшифровки его содержания [16].
В последнее время наметилась тенденция к появлению в науке и законодательстве совершенно новых видов финансирования и, соответственно, новых терминов, их характеризующих. При этом новые понятия абсолютно не адаптированы и не гармонизированы с существующим в российском праве понятийным аппаратом и выглядят как некие чужеродные элементы. В частности, в законодательство и науку введена дефиниция «проектное финансирование» как специфический вид кредитования. Основными признаками проектного финансирования А.В. Белицкая выделяет следующие: сочетание различных источников финансирования инвестиционного проекта; возврат вложенных средств за счет прибыли от осуществления инвестиционного проекта; сложная договорная структура, предполагающая распределение рисков между участниками инвестиционного проекта; наличие обеспечения, являющегося единственным активом инвестиционного проекта; наличие специальной проектной компании [3]. Однако легальное определение проектного финансирования дается только в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (введено с конца 2013 г.) и неясно подлежит ли оно распространению на другие области права [13]. Так, закон определяет его как финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.
В 2016 г. нормативное закрепление получили еще два вида финансирования — краудфандинг и краудинвестинг как формы коллективного финансирования (еще один новый термин!) проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития [20]. Е. Архипов дает такое определение краудфандинга (от англ. crowd funding): «финансирование какого-либо проекта заранее не определенным кругом лиц» [2]. Краудинвестинг определяют как сбор средств для реализации проектов с последующим участием в акционерном капитале [10].
Кроме того, новеллами банковского права являются такие термины, как «объектное финансирование», «товарно-сырьевое финансирование» и некоторые другие без надлежащей детализации [22].
В заключение подведем некоторые итоги. Понятие «финансирование» сегодня используется в различных отраслях права. Если раньше оно превалировало в сфере публичных финансов, то сегодня повсеместно употребляется и в частно-правовых сферах. Представляется проблемой отсутствие легального понимания «финансирование» в законодательстве. В последнее время прослеживается тенденция к внедрению в науку и законодательство новых терминов, характеризующих разновидности финансирования, например, краудфандинг, краудинвестинг. При этом они не гармонизированы с существующим понятийным аппаратом и в целом с российской системой права.
Список литературы
1. Андреева Е.М. Правовые вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние // Финансовое право. — 2015. — № 1. — С. 3-6.
2. Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А.Е. Молотникова. — М.: Стартап, 2015. — Вып. IV. — С. 18-27.
3. Белицкая А.В. Понятие и правовые основы проектного финансирования // Юрист. — 2015. — № 11. — С. 31-36.
4. Васянина Е.Л. К вопросу о правовой природе финансирования // Рос. юстиция. — 2016. — № 2.
5. Васянина Е.Л. Фискальные доходы государства: Правовой анализ: моногр. — М.: Контракт, 2015.
6. Запольский С.В. Теория финансового права: науч. оч. — М.: РАП, 2010.
7. Какой будет петербургская медицина в нынешнем году? // Социальная политика: газ. — 2011. — № 8. — С. 2-6.
8. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: учеб. — М.: Юристъ, 2000.
9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. — М.: Норма, 2008.
10. Миляев К.В., Жданова О.А. Роль крауд-сервисов и пирингового кредитования в развитии венчурной экосистемы России // Аудитор. — 2016. — № 8. — С. 48-53.
11. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития: распоряжение Правительства РФ от 03.11.2014 № 2199-р. // СЗ РФ. — 2014. — № 46. -Ст. 6390.
12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. — 2001. — № 33. — Ст. 3418.
13. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ. -1996. — № 17. — Ст. 1918.
14. О финансировании судов Российской Федерации: федер. закон от 10.02.1999 г. № 30-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 7. — Ст. 877.
15. Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.
16. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 15.
17. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
18. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
19. Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года: распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013г. № 2593-р // СЗ РФ. — 2014. -№ 2. — Ст. 219.
20. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р. // СЗ РФ. — 2016. — № 24. — Ст. 354.
21. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. // Официальный сайт Министерства финансов РФ. http://www.minfin.ru (дата обр. 01.07.2016).
22. Положение о порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов (утв. Банком России 06.08.2015 № 483-П) // Вестн. Банка России. -2015. — № 81.
23. Ровинский Н. Н. Государственный бюджет СССР. — М.: Госфиниздат, 1944.
24. Российское предпринимательское право: учеб. / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. — М.: Проспект, 2011.
25. Сергеев Л.И. Противоречия финансов как сущность природы и содержания финансового контроля в обществе // Финансовое право. — 2012. — № 2.
26. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. — М.: Юриспруденция, 2009.
27. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. М.В. Карасева. — М.: Юристъ, 2004.
28. Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. — М.: Юрист, 2004.
29. Финансовое право: учеб. / под ред. О.Н. Горбуновой. — М., 2001.
30. Финансы: учеб. / под ред. проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012. — 656 с.
31. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: учеб.-метод. комплекс. — М.: Норма, 2005.
32. Швейцарское финансовое право и международные стандарты = Schweizerisches Finanzmarktrecht und internationale Standards / П. Нобель; пер. с нем. Н. Сирот-кина, Ю. Волобуева, В. Иванова; науч. ред. И.Г. Хубер. — 2-е русскояз. изд. — М.: Инфотропик Медиа, 2012.
33. Щеголева Н.Г., Хабаров В.И. Финансы и кредит: учеб. пособие. — М.: Моск. финансово-пром. акад., 2011.
Рынки прямого и косвенного финансирования. Роль и виды финансовых посредников. Особенность депозитных финансовых посредников
По механизму передачи средств от владельцев к пользователей:
Рынки прямого финансирования – первичный рынок ценных бумаг или рынок эмиссий ценных бумаг. Первичный фондовый рынок — рынок первоначального размещения ценных бумаг — здесь предприятия получают средства от размещения акций и облигаций, которые идут на финансирование производственного процесса Если акции – то хочет привлечь инвесторов и акционеров. Облигации – хочет взять деньги взаймы. Покупатели ценных бумаг при их эмиссии делают выбор кому отдать деньги (выбирает эмитента).
Рынки косвенного финансирования – передача средств от владельцев к пользователям осуществляется через специализированных финансовых посредников (КБ). Роль: Финансовый посредник — институт, который осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам.
Финансовые посредники:
1) банки (депозитные фин. посредники) — гарантируют возврат средств. КБ размещают средства клиентов от своего имени и на свой страх и риск. Банк убытки принимает на себя. Инвестирование средств через банки более надежное, но менее прибыльное.
2) другие фин.посредники (не берут на себя много):
СКФИ: осуществляют деятельность на фин.рынках, выполняют роль финансовых посредников, специализирующихся либо на конкретном виде операции, либо на каком-либо рынке.
СКФИ:
· Инвестиционные компании – специализированные компании, которые занимаются операциями с ценными бумагами.
· УК-ПИФ (УК – управляющие компании) ПИФ – потрфель из определенного вида бумаг. Для управления ПИФом создается УК данного ПИФа УК – организация, кот для управления Пифом должна иметь лицензию профессионального участника рынка, кот дает ФСФР. Если эта лицензия включает доверит управление ценных бум, то владелец такой бумаги может быть управляющим ПИФом. УК обычно управляет несколькими ПИФами. Диверсификация портфеля – распределение вложений между различными видами, типами и классами ценных бумаг.
· УК-Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – заключают договор дополнительного пенсионного обслуживания с гражданами, это пенсия дополнительная к государственной. Пенсионные фонды могут быть независимыми, созданными крупными компаний (для работников этих компаний). Чтобы воспользоваться пенсией из НПФ бывают условия (проработать сколько-то лет в компании).
· Лизинговые компании, факторинговые компании, форфейтинговые компании: не лицензируемые виды деятельности.
· Кредитные товарищества и союзы, общества взаимного кредита
· Страховые компании: работают только на основе лицензии, это замкнутая система. Страховые компании осуществляют перераспределение в рамках своих клиентов. Перераспределение средств между теми у кого произошел страховой случай и между теми, у кого не произошел страховой случай. Страховые компании часть средств размещают в ценные бумаги и банковские депозиты.
Фондовый рынок (рынок ценных бумаг), его структура и инструменты. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Государственный регулятор рынка ценных бумаг. Лицензирование участников рынка ценных бумаг.
Фондовый рынок бывает:
1) первичный фондовый рынок — рынок первоначального размещения ценных бумаг — здесь предприятия получают средства от размещения акций и облигаций, которые идут на финансирование производственного процесса
2) вторичный фондовый рынок — предназначен для распределения прав на долю собственности или долгов иметента (который делится в свою очередь на Биржевой (т.е. организованный) и внебиржевой)
На Биржевом фондовом рынке фиксируются наибольшие обороты торгов, сделки на этом рынке происходят с наименьшими временными и денежными затратами. Т.е. на этом рынке гарантирована поставка товара и взаиморасчет за него. За данную ГАРАНТИЮ, биржа и берет свои комиссию, на которую и существует — Биржевой сбор.
Внебиржевой фондовый рынок играет вспомагательную роль и на нем контрагент (покупатель или продавец) не имеет гарантии при покупке товара или ценных бумаг.
На российском рынке существует 2 организованные площадки (Биржи): Фондовая Секция MMВБ (Московская Межбанковская Валютная Биржа), Фондовая Биржа РТС (Российские Торговые Системы).
Инструменты фондового рынка:
1) Акции и выпуски акций
a. Акции : обыкновенные и привилегированные
b. Выпуски акций: Бонусный выпуск, Выпуск акций «с правом»
2) Ценные бумаги, связанные с акциями:
a. Депозитарные расписки
b. Конвертируемые облигации
c. Облигации с варрантами
3) Деривативы:
a. Фьючерсы: фьючерсы на индексы акций, фьючерсы на акции
b. Свопы
c. Опционы: на акции, на фондовые индексы, на индексные фьючерсы
В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
Операции с другими ценными бумагами предусматривают необходимость получения лицензий проф. участников рынка ценных бумаг. В связи с этим необходимо различать профессиональные и непрофессиональные виды деятельности на РЦБ. Первые требуют лицензий, а вторые нет. Векселя, чеки, банковские сертификаты – не эмиссионные или оборотные (на обороте оформляются передаточные надписи), с ними любые операции.
Эмиссионные ценные бумаги – акции, облигации.
Среди непрофессиональных видов деят. различают эмиссионную деятельность и инвестиционную деятельность. Они непрофессиональные., т к любые юр. лица сформированные в виде ООО или ОАО могут без ограничений могут эмитировать и облигации, и акции (это доступно любому).
Профессиональные виды деятельности, требующие лицензирования (по закону):
1) Дилерская – купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем выставления своих котировок и принятия обязательства выполнять сделки по этим котировкам.
2) Брокерская – купля-продажа ценных бумаг по поручению и за счет клиента
3) Депозитарная – открытие и ведение счетов депо по учету ценных бумаг клиента, а также осуществляется учет перехода прав по ценным бумагам и услуги хранения.
4) Доверительное управление ценными бумагами, ден средствами, предназначенными для вложения в ценные бумаги и доходы от операций с ценными бумагами. По закону доверительное управление ден. средствами запрещено.
a. физ лиц – состоятельный клиент банка
b. юр лиц
5) Осуществление расчетов и клиринг по операциям с ценными бумагами
6) Ведение реестра держателей именных ценных бумаг (это делает регистратор)
7) Деятельность по организации торговли ценными бумагами – эту функцию выполняет фондовая биржа
Понятие и виды ценных бумаг, их развернутая характеристика. Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Классические и производные ценные бумаги. Акция, облигация, вексель, банковский депозитный (сберегательный) сертификат.
Ценная бумага – это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ.
Виды ценных бумаг:
1. Облигация – это долговое обязательство, в соответствии с которым заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечению определенного срока и регулярного дохода в виде фиксированного или плавающего % (купона ).
2. Акция — ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в собственности (в уставном фонде акционерного общества, эмитировавшего эту акцию).
3. Вексель – долговое письменное денежное обязательство выплатить заранее определенную сумму денег определенному лицу в установленное время.
4. Чек – это поручение банку оплатить сумму, указанную в чеке, чекодержателю.
5. Опцион – это ценная бумага, дающая держателю право выбора покупки (продажи)определенного актива в установленное время (или в течении этого срока, в зависимости от вида опциона) (по ГК РФ – не является ценной бумагой).
6. Фьючерс – это биржевой контракт (что означает стандартизированный), с твердыми обязательствами, о покупке или продаже определенного актива в будущем на установленную дату по фиксированной цене. (по ГК РФ – не является ценной бумагой)
7. Форвард – это внебиржевой контракт, с твердыми обязательствами, о покупке или продаже определенного актива в будущем на установленную дату по фиксированной цене. (по ГК РФ – не является ценной бумагой)
8. Банковский сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая право держателя на депозит в банке и проценты по нему.
Эмиссионные ценные бумаги – это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
1. Имеют массовый характер их выпуска (объясняется высокими издержками их выпуска)
2. Предполагают равный объем прав у держателей ценных бумаг одного выпуска.
Не эмиссионные – все остальные (вексель, чек, банковский сертификат).
Производные ценные бумаги – это бездокументарные ценные бумаги, в основе которых лежит имущественное право, возникающее в связи изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги актива. (Другими словами, производные ценные бумаги – это ценные бумаги, цена которых зависит от цены другого базового количественного показателя (может быть цена акций или даже температура), который лежит в основе данной ценной бумаги)
Классические ценные бумаги – все остальные (вексель, чек, акции, облигации, банковские сертификаты)
предоставлять прямое финансирование — со всех языков на русский
1. сущ.1) фин. финансирование
The type and amount of finance required for a business depends on many factors: type of business, success of firm and state of the economy.
This form of financing is usually used for start-up businesses to limit the amount of finance initially needed.
Farmers will receive additional finance from EU funds.
to receive cheap [low-cost\] finance from smb. — получить дешевое финансирование от кого-л.
to receive bonded [mortgage\] finance from the banks — получить под залог [ипотечное\] финансирование от банков
The company helps clients ascertain the most cost effective route for raising finance for buying property in Spain and other European countries.
With invoice discounting, the invoice financier (known as an invoice discounter) will provide finance against the sales invoices only.
The Football authorities have provided the bulk of the finance for the stadium.
The bulk of the finance for the project will come from private sources (such as bank finance or retained earnings).
to raise finance of £1m — найти финансирование в размере 1 млн ф. ст.
They raise finance of £25k-£1m from their network of suitable banks.
long-term [short-term\] finance — долгосрочное [краткосрочное\] финансирование
This probably carries the lowest level of risk to the company of all the alternative sources of long-term finance.
Syn:
See:
capital finance, development finance, equity finance, export finance, government finance, haircut finance, loan finance, project finance, student finance, refinance, sales finance company, finance bill, international finance subsidiary, premium finance agreement, Association of African Development Finance Institutions, Finance Corporation for Industry, Finance for Industry, Industrial and Commercial Finance Corporation, War Finance Division2)
а) эк. финансы
A company can prosper only when the finance of the company is properly maintained. — Компания может процветать только в том случае, если ее финансы должным образом управляются.
This allows me to manage my finance effectively.
My finance is hopeless, mainly owing to the European complications.
I can now look after my children and my finance is better.
б) , упр. финансы, управление финансами, финансовое дело редк.
This book is for managers who want to study finance and accounting further.
to work in ( corporate) finance — работать в области (корпоративных) финансов
People who work in corporate finance and accounting are responsible for managing the money-forecasting where it will come from, knowing where it is, and helping managers decide how to spend it in ways that will ensure the greatest return.
See:
2. гл.фин. финансировать
to finance a project [programme\] — финансировать проект [программу\]
to finance by borrowing — финансировать путем заимствования, финансировать с помощью займов
See:
* * *
финансы, финансирование: 1) термин для обозначения сферы финансово-кредитных отношений — аккумулирование финансовых ресурсов (банковский и фирменный кредиты, покупка в рассрочку, выпуск ценных бумаг), совокупность финансовых отношений государства, компаний и др.; corporate finance; 2) денежные суммы, кредиты.
* * *
* * *
——
Финансы/Кредит/Валюта
1. финансовое дело, финансы
совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, объединения, фирмы, государства, а также система их финансирования, распределения и использования
Финансы/Кредит/Валюта
2. доходы, средства
прямое финансирование — с английского на русский
прямое финансирование — Средство, с помощью которого лицо получает кредит на покупку или аренду собственности или услуг путем получения ссуды в банке или ином третьем лице, которое не является поставщиком собственность или услуги… Словарь права Блэка
прямое финансирование — Средство, с помощью которого лицо получает кредит на покупку или аренду собственности или услуг путем получения ссуды в банке или ином третьем лице, которое не является поставщиком собственности или услуг… Словарь права Блэка
Аренда с прямым финансированием — В США метод, используемый арендодателями в договоре капитальной аренды, при котором арендодатель приобрел актив исключительно с целью его сдачи в аренду.Минимальные арендные платежи должны быть взыскиваемыми, и с суммой не должно быть никаких существенных неопределенностей…… Бухгалтерский словарь
Прямое публичное размещение — Прямое публичное размещение (DPO) аналогично первичному публичному размещению (IPO), в котором акции продаются инвесторам, но в отличие от IPO, компания использует DPO для привлечения капитала напрямую и без помощь инвестиционно-банковской фирмы или брокера… Wikipedia
Схема прямого субсидирования — Образование в Гонконге, Бюро образования, Управление по оценке экзаменов Гонконга… Википедия
Прямой метод — Метод создания отчета о движении денежных средств за определенный отчетный период.В этом методе используется информация о фактических денежных потоках из операционного сегмента компании вместо использования значений учета по методу начисления. Под прямыми и косвенными…… Инвестиционный словарь
Прямое публичное размещение — DPO — Когда компания привлекает капитал, продавая свои акции напрямую своим клиентам, сотрудникам, поставщикам, дистрибьюторам и друзьям в сообществе. DPO являются альтернативой гарантированным публичным предложениям дилерских фирм брокеров по ценным бумагам, где… Инвестиционный словарь
прямая аренда — форма финансирования аренды, при которой банк приобретает недвижимость у поставщика, а затем сдает ее в аренду непосредственно конечному пользователю.Банк является собственником и арендодателем, а конечный пользователь — арендатором. Глоссарий American Banker Glossary, в котором… Финансовые и коммерческие термины
Финансирование кино и телевидения в Австралии — Финансирование кино и телевидения в Австралии за последние 30 лет включало сочетание государственной поддержки, участия дистрибьюторов / вещателей и частных инвестиций. В значительной степени государственная политика сформировала форму и масштаб…… Wikipedia
финансирование дефицита — ➔ финансирование * * * Бюджетная политика, которая приводит к возникновению дефицита и, как следствие, потребности в государственных займах.Это может быть прямым результатом позитивных действий правительства или неспособности контролировать расходы. * * * финансирование дефицита Великобритания США существительное [U] ►…… Финансовые и коммерческие условия
Прямые иностранные инвестиции в Иране — препятствовали неблагоприятные или сложные операционные требования и международные санкции, хотя в начале 2000-х годов правительство Ирана либерализовало инвестиционные правила. В начале 2000-х иностранные инвесторы сконцентрировали…… Wikipedia
прямое финансирование — с русского на все языки
прямое финансирование — Средство, с помощью которого лицо получает кредит на покупку или аренду собственности или услуг путем получения ссуды в банке или ином третьем лице, не являющемся поставщиком собственность или услуги… Словарь права Блэка
прямое финансирование — Средство, с помощью которого лицо получает кредит на покупку или аренду собственности или услуг путем получения ссуды в банке или ином третьем лице, которое не является поставщиком собственности или услуг… Словарь права Блэка
Аренда с прямым финансированием — В США метод, используемый арендодателями в договоре капитальной аренды, при котором арендодатель приобрел актив исключительно с целью его сдачи в аренду.Минимальные арендные платежи должны быть взыскиваемыми, и с суммой не должно быть никаких существенных неопределенностей…… Бухгалтерский словарь
Прямое публичное размещение — Прямое публичное размещение (DPO) аналогично первичному публичному размещению (IPO), в котором акции продаются инвесторам, но в отличие от IPO, компания использует DPO для привлечения капитала напрямую и без помощь инвестиционно-банковской фирмы или брокера… Wikipedia
Схема прямого субсидирования — Образование в Гонконге, Бюро образования, Управление по оценке экзаменов Гонконга… Википедия
Прямой метод — Метод создания отчета о движении денежных средств за определенный отчетный период.В этом методе используется информация о фактических денежных потоках из операционного сегмента компании вместо использования значений учета по методу начисления. Под прямыми и косвенными…… Инвестиционный словарь
Прямое публичное размещение — DPO — Когда компания привлекает капитал, продавая свои акции напрямую своим клиентам, сотрудникам, поставщикам, дистрибьюторам и друзьям в сообществе. DPO являются альтернативой гарантированным публичным предложениям дилерских фирм брокеров по ценным бумагам, где… Инвестиционный словарь
прямая аренда — форма финансирования аренды, при которой банк приобретает недвижимость у поставщика, а затем сдает ее в аренду непосредственно конечному пользователю.Банк является собственником и арендодателем, а конечный пользователь — арендатором. Глоссарий American Banker Glossary, в котором… Финансовые и коммерческие термины
Финансирование кино и телевидения в Австралии — Финансирование кино и телевидения в Австралии за последние 30 лет включало сочетание государственной поддержки, участия дистрибьюторов / вещателей и частных инвестиций. В значительной степени государственная политика сформировала форму и масштаб…… Wikipedia
финансирование дефицита — ➔ финансирование * * * Бюджетная политика, которая приводит к возникновению дефицита и, как следствие, потребности в государственных займах.Это может быть прямым результатом позитивных действий правительства или неспособности контролировать расходы. * * * финансирование дефицита Великобритания США существительное [U] ►…… Финансовые и коммерческие условия
Прямые иностранные инвестиции в Иране — препятствовали неблагоприятные или сложные операционные требования и международные санкции, хотя в начале 2000-х годов правительство Ирана либерализовало инвестиционные правила. В начале 2000-х иностранные инвесторы сконцентрировали…… Wikipedia
direct finance — с английского на русский
Прямое лоббирование в США — прямые методы, используемые лоббистами для воздействия на законодательные органы США. Группы по интересам из многих секторов тратят миллиарды долларов на лоббирование. В США существует три закона о лоббировании. Они требуют, чтобы лоббистское лицо было…… Wikipedia
Прямая почтовая рассылка — Прямая почтовая рассылка, также известная как нежелательная почта, рекламная почта или admail, представляет собой доставку рекламных материалов получателям почтовой корреспонденции.Он составляет значительную часть прямого маркетинга. Некоторые организации пытаются помочь людям отказаться от… Wikipedia
Торговля с прямым доступом — это технология, которая позволяет биржевым трейдерам торговать напрямую с маркет-мейкерами или специалистами, а не через биржевых брокеров. [1] Торговые системы с прямым доступом используют программное обеспечение для внешней торговли и высокоскоростные компьютерные ссылки на акции…… Wikipedia
прямой обмен — ➔ exchange1 * * * прямой обмен Великобритания США имя существительное [U] ► ФИНАНСЫ, БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ситуация, при которой одна валюта продается напрямую за другую валюту: »Прямые обменные курсы более выгодны, чем курсы обмена других валюты.→ Сравнить…… Финансовые и коммерческие условия
Отклонение прямых затрат на оплату труда — это разница между нормативными затратами на фактическое производство и фактическими затратами на производство. [1] Есть два вида отклонений в рабочей силе. Разница в оплате труда — это разница между стандартной стоимостью и фактической стоимостью, уплаченной за…… Wikipedia
Программа прямого участия — (или план прямого участия, сокращенно DPP) — это финансовая гарантия, которая позволяет инвесторам участвовать в денежных потоках и налоговых льготах коммерческого предприятия.В прошлом, в основном использовавшееся в качестве налогового убежища, в последнее время налоговое законодательство сократило…… Wikipedia
Дивидендные взносы по прямому дебету — также известные как 3DC — это выплаты акционерам за акции, выпущенные в кредит. Выпуск акций в кредит считается целесообразным, когда заинтересованное лицо (например, основатель компании или другое ключевое лицо) желает сохранить…… Wikipedia
ипотека с прямым сокращением — ➔ ипотека1 * * * ипотека с прямым сокращением Великобритании имя существительное в США [C] СОБСТВЕННОСТЬ, ФИНАНСЫ ► ссуда на покупку дома или другой собственности, при которой каждый платеж уменьшает заемную сумму, а также процент по кредит… Финансово-хозяйственные условия
прямой заем — Великобритания США существительное [C] ФИНАНСЫ ► деньги, которые заимствованы непосредственно у лица или организации, которые договорились ссудить деньги: »Правительство снижает процентную ставку дисконтирования для прямых займов банкам.»Она начала свой бизнес с…… Финансовые и коммерческие условия
прямое кредитование — Великобритания США существительное [U] ФИНАНСЫ ► ситуация, в которой физическое или юридическое лицо ссужает деньги напрямую другому лицу или организации без участия кого-либо еще: »Университеты принимают программы прямого кредитования, чтобы дать студентам … … Финансовые и коммерческие условия
прямая ликвидация — Великобритания США существительное [U] ФИНАНСЫ ► ситуация, при которой активы обанкротившейся компании продаются напрямую, а не через другую организацию: »Мы заинтересованы в поиске поставщиков, заинтересованных в участии в торгах на технологических аукционах и продажах при прямой ликвидации … Финансовые и коммерческие условия
Добавить комментарий