Инвестиции и поручительства
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы предоставляет обеспечение (поручительства) по обязательствам субъектов МСП:
— по банковской гарантии и факторингу (0,5%),
— по кредиту и аккредитиву (0,75%),
— по лизингу (0,5-1%).
Подробная информация
Программа пилотного тестирования инновационных решений в Москве
Программа позволяет инновационным компаниям получить доступ к площадке для пилотного тестирования как первому заказчику/потребителю инновационного решения, а также:
— провести тестирование собственного решения с широким охватом потенциальных пользователей;
— получить независимую экспертную оценку конкурентоспособности собственного решения;
— получить рекомендации по кастомизации инновационного решения.
Подробная информация
Карта инновационных решений
Проект Агентства инноваций Москвы, направленный на стимулирование спроса городских заказчиков на инновационную продукцию.
Подробная информация
Московский акселератор.
Совместная инициатива Агентства инноваций Москвы и фонда «Московский инновационный кластер», реализуемая при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития. Уникальный пример взаимодействия города, крупных корпораций и стартапов, направленный на развитие и масштабирование инновационного бизнеса в Москве.
Подробная информация
Future Tech
Программа формирует эффективное взаимодействие МСП и креативных специалистов Москвы на рынке инновационного технологического предпринимательства. Программа дает возможность совершенствования актуальных навыков для работы на рынке инноваций и возможность получения решения текущих бизнес-задач компании и поиска молодых эффективных кадров в команду.
Подробная информация
Хакатоны
Организация хакатона «под ключ». Хакатон – это соревнование команд по разработке цифровых продуктов и сервисов, направленных на решение актуальных задач города и бизнеса
Подробная информация
Цифровое деловое пространство
ЦДП предоставляет возможность проведения деловых мероприятий любого формата: форумы, конференции, презентации, семинары, лекции, телемосты, хакатоны и т.д. Оборудованные помещения разной вместимости позволят гибко и эффективно подойти к организации мероприятий
Подробная информация
Городские отраслевые форумы
Ключевые технологические бизнес-события по представлению инноваций для организаций, заинтересованных в их применении и реализации. Уникальность форумов заключается в тщательной подборке инновационных продуктов из наиболее востребованных технологических решений в каждой отрасли для целевого представления заинтересованным государственным и коммерческим организациям.
Подробная информация
Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий
Задачи, на решение которых направлена работа с Перечнем инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий: стимулирование закупок инновационных и высокотехнологичных продуктов; мониторинг закупок инновационных и высокотехнологичных продуктов; информирование производителей и заказчиков о предложении и спросе на инновационные продукты на рынке.
Подробная информация
Центры развития производственных технологий
Центры оказывают услуги: по проведению испытаний образцов продукции и материалов; по проведению добровольной и обязательной сертификации продукции и услуг, процессов и систем менеджмента качества.
Подробная информация
Центр консультирования по таможенному оформлению и логистике
Определение схемы ввоза/вывоза продукции. Консультирование по таможенному законодательству и выбору логистических маршрутов. Помощь в подготовке комплекта документов для таможенного оформления. Консультации по оформлению декларации и получению разрешительных документов
Подробная информация
В Москве насчитывается 764 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса — мэрия
26 мая. FINMARKET.RU — Мэр Москвы Сергей Собянин посетил «Бизнес.Техноград» на ВДНХ и пообщался с предпринимателями в день российского предпринимательства. «Мы в мае-апреле того года жёстких ограничений не вводили. Это дорогого стоило, потому что самая важная поддержка предпринимателей — даже не какие-то социальные пакеты, финансовая поддержка, а дать возможность спокойно жить и двигаться», — сказал Собянин в ходе общения с предпринимателями. Он отметил, что и осенью было тоже тяжело, потому что был рост заболеваемости, но власти Москвы удержались от того, чтобы объявить локдаун, как в большинстве европейских городов. Мэр уточнил, что вся медицинская система столицы работала на то, чтобы вовремя выявить и вылечить, и достаточно было мощности, — и лабораторных, и скорой помощи, поликлиник и больниц. «Сегодня мы открываем ещё один дом предпринимателей, уже третий по счёту. Есть на Покровке дом предпринимателей, где проводятся большие официальные мероприятия, здесь Техноград, который даёт образование по самым ведущим требованиям специальностей в городе… Сегодня, в этом замечательном месте, открываем ещё один такой большой корпус, где обучение профессии будет обучением бизнеса», — добавил он. Столичный градоначальник отметил, что создание огромной инфраструктуры — это большое направление развития.
Остаться б в живых: большинство малых компаний не планирует инвестиции | Статьи
2019 год переломил позитивный тренд в инвестиционных стратегиях малого бизнеса: число тех, кто не собирается вкладывать, превысило количество планирующих траты. Это следует из данных опроса, проведенного Промсвязьбанком, «Опорой России» и MAGRAM Market Research («Известия» ознакомились с его результатами). Среди причин — неблагоприятные экономические условия, низкая рентабельность компаний, снижение или стагнация спроса на продукцию, объяснили предприниматели. Процент приостановивших инвестиции фирм наверняка еще выше, и это значит, что малый бизнес находится на грани выживания, считают эксперты.
Тормоз для инвестиций
54% малых и средних компаний не планируют инвестировать в 2020 году, следует из индекса RSBI — исследования бизнес-настроений сектора МСП, организованного ПСБ совместно с «Опорой России» и независимым исследовательским агентством MAGRAM Market Research. Это на 5 п.п. больше, чем было зафиксировано в опросе 2019 года: тогда от планов вкладывать средства в бизнес воздержалось 49% предприятий.
Основной причиной отказа от инвестиций в 2020 году стали неблагоприятные экономические условия: они помешали 47% предпринимателей. На низкую рентабельность бизнеса сослалась треть опрошенных, а четверть бизнесменов заявила об уменьшении или стагнации спроса на их продукцию. 24% респондентов пожаловались, что не могут прогнозировать отдачу от инвестиций, а 15% сообщили, что стоимость вложений превышает их прибыльность.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алиса Юрьева
В то же время каждый пятый предприниматель отметил, что доволен масштабом своего бизнеса и необходимости в инвестициях нет. А 6% опрошенных признались в недостатке квалификации и знаний для того, чтобы делать вложения. Вопрос предполагал выбор нескольких вариантов ответа.
Стратегии оптимистов
46% компаний все-таки собираются инвестировать в развитие, а более половины из них планирует увеличить размер вложений по сравнению с прошлым годом, говорится в исследовании. Треть, впрочем, оставит их на прежнем уровне, а 9% — сократит.
Главными драйверами инвестирования для МСП стали возможность привлечь новых клиентов — это актуально для 52% планирующих вложения, а также укрепить и сохранить позиции на рынке — в пользу этого высказались 47 и 44% респондентов соответственно. Вкладываться в бизнес предпринимателей мотивируют также возможность увеличить спрос (32%) и развить новые направления деятельности компании (27%). В то же время 15% предпринимателей к инвестициям мотивируют благоприятные экономические условия для компании, а 11% — уход с рынка конкурентов.
Чтобы достичь целей, бизнес в первую очередь собирается вкладывать в закупку и обновление оборудования, техники, а также транспорта — сделать это планирует почти половина опрошенных. На поиск новых партнеров инвестиции направят 43%, а на рекламу и маркетинг — треть предпринимателей.
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
Наименьшей популярностью пользуются вложения в развитие экспорта за границу: только 6% компаний будут это делать. Увеличение поставок за рубеж в секторе МСП — одна из целей профильного нацпроекта: планируется, что к 2024 году доля малых и средних предприятий в объеме несырьевого экспорта составит 10%.
По последним данным, внешнеэкономическую деятельность ведут менее 1% российских предприятий малого и среднего бизнеса, заявил «Известиям» вице-президент Российского экспортного центра Алексей Кожевников. Если в 2020 году половина компаний МСП действительно инвестируют в свой бизнес, а 6% из них вложатся в развитие поставок за рубеж, это даст серьезный прирост. Впрочем, в развитых странах свою продукцию на экспорт отправляют 10–15% компаний МСП, отметил он.
Источниками финансирования предприниматели чаще всего называли средства компании (52%) и личные деньги собственников бизнеса (49%), а также банковские кредиты (20%), следует из опроса. И только 7% высказались в пользу государственных субсидий и грантов. Напомним, что для малых предприятий действует программа льготного кредитования по ставке не выше 8,5%, в рамках которой можно взять кредит в том числе на инвестиционные цели. В Минэке не прокомментировали данные исследования по запросу «Известий».
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1530 компаний сектора МСП из всех регионов России, он проводился в январе 2020 года, отмечают авторы.
Дальше — хуже
Уже в январе предприниматели начали предчувствовать приближение экономической нестабильности и кризиса, что заставило большинство из них отказаться от планов по инвестициям, отметил глава «Опоры России» Александр Калинин. Индикаторами были снижение курса рубля и цен на энергоносители. С учетом негативных событий последнего времени малый бизнес продолжит сокращать вложения и в дальнейшем, прогнозирует он.
Тот факт, что по итогам 2019 года чаша весов склонилась в пользу предпринимателей, которые не планируют инвестировать, — результат планомерного усиления административного давления и неуверенности бизнеса в завтрашнем дне, заявил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Кроме того, темпы прироста поступлений в ФНС превышают динамику ВВП. Получается, что в результате «обеления» в бюджет уходят те средства, которые предприниматели могли бы инвестировать в развитие своего дела, констатировал эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Процент малых предприятий, не планирующих инвестировать сегодня, скорее всего, даже выше 54%, уверена вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. Ситуация тревожная уже давно: отсутствие спроса, низкая платежеспособность населения в 2019 году стали серьезными поводами к сокращению горизонтов планирования бизнеса, отметила эксперт.
Бизнес всегда должен думать о том, как развиваться и куда инвестировать средства, отметил директор института стратегического анализа ФБК Grand Thornton Игорь Николаев. Если больше половины малых предпринимателей не решают эти вопросы — значит, они сконцентрированы на проблеме выживания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Проверка деловой репутации российских компаний
Информация, размещенная на портале, не является гарантией деловой репутации компании. Рекомендуем проверить
Интернет-источники информации о состоянии бизнеса российских компаний
Для проверки деловой репутации возможного российского делового партнера иностранные компании могут использовать следующие бесплатные и доступные источники информации (преимущественно на русском языке).
База данных всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации и включенных в федеральные реестры, предоставлена Федеральной налоговой службой. Доступ к базе данных можно получить без регистрации на сайте http://egrul.nalog.ru.
Ведение и обновление базы данных, содержащей консолидированную статистическую информацию вместе с данными о конкретных российских организациях (платная услуга), осуществляется ФГУП «Главный межрегиональный центр обработки и распространения информации» Федеральной государственной службы по статистике ( ГМК Росстата).Доступ к данным осуществляется путем бесплатной регистрации на многофункциональном статистическом интернет-портале «Мультистат» (www.multistat.ru).
В настоящее время ФСФР России, отвечающая за регулирование фондовых рынков (http://www.fcsm.ru/ru/contributors/financialmarket/emitters/inf_open/), поручила информационным агентствам публичное раскрытие информация о фондовых рынках:
Между тем ежедневные котировки, а также информацию о внебиржевых сделках российских листинговых компаний можно также отслеживать на сайтах Reuters (http: // ru. reuters.com) и Фондовая биржа РТС (www.rts.ru).
Федеральная страховая служба (РОССТРАХНАДЗОР) как государственный орган по надзору и контролю в сфере страхового бизнеса предоставляет информацию об основных показателях деятельности национального страхового и андеррайтингового бизнеса (www.fssn.ru).
Банк России осуществляет надзор за национальными банковскими учреждениями. Информация об основных показателях национальных кредитных банков размещена на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru).
Ограниченное количество российских компаний внесено в Реестр надежных партнеров Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (www.tpprf.ru).
Информация, подлежащая опубликованию в соответствии с Федеральным законом от 26 -го октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внесена в Единый федеральный реестр данных о банкротстве (www.fedresurs.ru), деятельность которого осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации. Информация об осуществлении надзора, внешнего управления, признании должника банкротом и объявления об открытии тендерных предложений доступна на этом сайте.
Кроме того, рейтинговое агентство «Эксперт ПА» проводит исследования товарных рынков. На сайте агентства можно найти информацию о деятельности кредитных, страховых и лизинговых компаний.
Деловая информация о российских компаниях доступна на ресурсах агентства Интерфакс — http: // spark.interfax.ru (бесплатно в качестве гостя, в качестве зарегистрированного пользователя — по подписке; доступна англоязычная версия) и на сайте www.finmarket.ru.
Интерфакс-Д & Б- www.dnb.ru — совместное предприятие, созданное в 2008 году Группой Интерфакс и Dun & Bradstreet для работы в России и странах СНГ, обеспечивает доступ к глобальной бизнес-базе данных и предоставляет аналитические услуги для оценки кредитных рисков, отвечающие самым высоким международным стандартам.
Наконец, полная база данных малых и средних предприятий , работающих в Москве , доступна на сайте www. dmpmos.ru.
SOBRE LAS FUENTES DE LA INFORMACIN SOBRE COMPROBACIÓN DE REPUTACIÓN DE NEGOCIOS DE LAS ORGANIZACIONES RUSAS (VERSIN ESPAÑOLA)
американских предприятий инвестировали в Россию почти 100 миллиардов долларов
По данным шестого ежегодного совместного исследования Американской торговой палаты в России (AmCham) и Ernst & Young,американских компаний, работающих в России, осуществили прямые инвестиции на общую сумму 96,05 млрд долларов США.
Исследование, посвященное перспективам прямых инвестиций и двусторонней торговли между Россией и США, основывалось на данных 160 компаний. Согласно его выводам, только в 2020 году американские компании инвестировали в российскую экономику более 2,2 миллиарда долларов США, а в 2021 году планируют инвестировать еще около 1,8 миллиарда долларов США. Более половины этих денег пойдет в российскую энергетику и промышленность природных ресурсов.
«Несмотря на спад активности в 2020 году… 84% компаний сообщили, что в ближайшее время планируют запуск новых проектов в России. Это рекордное значение за время нашего исследования. Для 73,5% опрошенных американских компаний Россия является стратегическим рынком ». Об этом на прошлой неделе заявила партнер Ernst & Young София Азизян на 21-й инвестиционной конференции AmCham.
Согласно опросу, 78% компаний почувствовали негативное влияние санкций США на свой бизнес в России, по сравнению с 80% в прошлом году.
«Ограничения ставят американский бизнес в невыгодное положение по сравнению с компаниями из других стран и создают репутационный риск», — говорится в исследовании.
Кроме того, согласно выводам AmCham, «официальная статистика недооценивает реальный уровень экономических отношений между Россией и США», при этом данные о двусторонних инвестициях, полученные исследователями в рамках исследования, как минимум в девять раз превышают официальные данные.
Ссылки по теме
О насБрифинг по России написан Dezan Shira & Associates. Фирма имеет 28 офисов по всей Евразии, включая Китай, Россию, Индию и страны АСЕАН, помогая иностранным инвесторам в евразийском регионе.Пожалуйста, свяжитесь с Марией Котовой по адресу [email protected], чтобы получить консультации по российским инвестициям или помощь в анализе рынка, юридических, налоговых вопросах и вопросах соблюдения нормативных требований по всей Азии.
Россия — CzechInvest
CzechInvest в России и СНГ
ОфисCzechInvest в Москве использовал благоприятные условия как для малых и средних предприятий, так и для крупных корпораций, которые характерны для чешской деловой среды. Ключевая задача — укрепить позитивный взгляд на чешский бизнес-сектор, который уже хорошо зарекомендовал себя в России.Офис работает в разных секторах, но при этом делает упор на производство с высокой добавленной стоимостью с сильным компонентом НИОКР. Его усилия направлены на изменение характера российских инвестиций в высокоразвитые области, включая чешские предприятия.
Наиболее перспективными направлениями являются электротехника, лазерные технологии, науки о жизни и IT-индустрия.Услуги включают:
- консультационные услуги, ориентированные на инвестиции в Чехии
- помощь в регистрации чешского юридического лица и связанные с этим вопросы налогообложения
- подбор подходящего объекта недвижимости / земельного участка под коммерческую застройку
- руководство по бизнес-планированию
- консультации по инвестиционному планированию и финансовому сопровождению бизнес-проектов
- посредничество между инвесторами и банками, обеспечивающими финансирование проектов
- идентификация перспективных чешских стартапов
На сегодняшний день большая часть российских инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность и секторы энергетики.Однако структура инвестиций меняется в пользу областей с высокой добавленной стоимостью, таких как электротехника, информационные технологии и науки о жизни.
Российские малые и средние предприятия наиболее высоко ценят следующие преимущества чешской деловой среды:
- стабильная экономическая, политическая и налоговая среда
- стратегическое расположение в географическом центре ЕС
- Сильная интеграция поставщиков / клиентов на рынки ЕС
- высокий уровень промышленного развития
- ландшафт передовых исследований и разработок
Адрес
Чешский дом
3-я Тверская-Ямская улица,
36/40, Москва, Россия, 125047
Почему японские инвестиции в российский СПГ — это изолированная сделка — Московский центр Карнеги
Покупка японским консорциумом доли в Arctic LNG 2, безусловно, является значительным шагом в развитии экономических связей между Россией и Японией, но если Правительство России не сразу начинает работу по улучшению инвестиционного климата в стране, эта сделка станет не началом потока японских инвестиций, а скорее островком успеха в огромном море упущенных возможностей.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в российском городе Владивосток в прошлом месяце японская компания Mitsui & Co и поддерживаемая государством Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEC) подписали протокол с российской газодобывающей компанией Новатэк. инвестирование в проект «Арктик СПГ-2». Первоначальная сделка была согласована еще в июле на саммите G20 в Осаке, когда японская сторона купила 10% акций проекта за 2 миллиарда долларов. Новости о столь крупных инвестициях создают впечатление, что сближение между Россией и Японией в последние годы не прошло даром.Но на самом деле, несмотря на эту изолированную сделку по СПГ, экономические отношения далеки от процветания.
Правительство премьер-министра Японии Синдзо Абэ уже несколько лет подталкивает японские компании к инвестированию в Россию, но Москва не спешит улучшать для них инвестиционный климат. Сейчас у российских властей не хватает времени: это редкое окно возможностей для российской экономики, скорее всего, закроется, как только главный сторонник улучшения отношений между двумя странами — Абэ — покинет свой пост.
Несмотря на общую границу, экономические отношения между Россией и Японией никогда не были особенно развиты, а двусторонний товарооборот часто отставал от товарооборота между Россией и ведущими европейскими странами. Отчасти это связано с традиционной ориентацией российской экономики на Запад, но главным препятствием было отсутствие политической воли в обеих странах. Токио долгое время не хотел укреплять связи с Москвой, пока не будет разрешен территориальный спор по поводу южных Курильских островов.
Однако в мае 2016 года Абэ объявил о новом подходе к России. Япония решила сначала создать прочную основу для экономических и политических связей, а затем использовать эту базу, чтобы попытаться разрешить территориальный спор. В рамках этого нового подхода Абэ выбрал восемь направлений экономического сотрудничества: медицина, городское планирование, малые и средние предприятия, энергетика, промышленность, развитие Дальнего Востока, технологии и гуманитарные обмены.
Чтобы подчеркнуть свою серьезность, Абэ даже создал новую должность в кабинете министров — министра экономического сотрудничества с Россией — и назначил на эту должность своего близкого союзника Хиросигэ Секо. С 2016 года Абэ не пропускает ежегодный ВЭФ во Владивостоке. Для сравнения, лидер Китая — главного партнера России в Азии — Си Цзиньпин посетил форум всего один раз, в 2018 году. Наконец, в сентябре этого года правительство Абэ исполнило давнее пожелание российского бизнес-сообщества, и далее упрощен процесс получения японской визы, в том числе пятилетней.
Однако статистика показывает, что, несмотря на усилия Абэ, японские бизнесмены не разделяют энтузиазма своего премьер-министра в отношении России.Рекорд двусторонней торговли в 34,8 миллиарда долларов был установлен еще в 2013 году — за три года до того, как Абэ объявил о своем плане по восьми направлениям сотрудничества. В 2018 году товарооборот составил всего 23,1 миллиарда долларов, а в первом полугодии этого года он снизился на 0,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Япония опустилась с седьмого места на десятое в списке ключевых торговых партнеров России.Объем японских инвестиций в экономику России тоже не особо впечатляет. В 2017 году всего 0.07% всех японских инвестиций за рубежом приходилось на российские проекты. По состоянию на июнь 2017 года Япония инвестировала 1,8 млрд рублей в Дальневосточный федеральный округ России по сравнению со 140 млрд рублей из Китая.
Японские инвестиции в Arctic LNG 2, таким образом, являются исключением из правил, а не показателем положительной тенденции в двусторонних отношениях. И даже эта сделка сопряжена с трудностями. Компания Mitsubishi Corp., которая должна была инвестировать в проект вместе с Mitsui & Co, отказалась от участия, несмотря на готовность правительства Японии оказать активную помощь.Сообщается, что руководство компании сомневается в жизнеспособности проекта и в отсутствии гарантий того, что проект не попадет в санкционный список США в будущем. Mitsubishi не забыла и о том, что еще в 2006 году вместе с Shell и Mitsui она была вынуждена сократить свою долю в проекте «Сахалин-2» на 50 процентов, когда «Газпрому» потребовался контрольный пакет.
Даже компания Mitsui, имеющая большой опыт работы в России и более 200 русскоязычных сотрудников, долгое время не хотела инвестировать в Arctic LNG 2.Компания согласилась на сделку только после того, как JOGMEC предложила профинансировать ее 75 процентов, тем самым нарушив собственное правило не предоставлять более половины суммы инвестиций.
Западные (в первую очередь США) санкции частично виноваты в отсутствии интереса японских инвесторов к России. Япония ввела только символические санкции против России в 2014 году. Они были предназначены для того, чтобы Соединенные Штаты были счастливы, но при этом не мешали развитию экономических отношений с Россией. Основные опасения потенциальных японских инвесторов заключаются в том, что впоследствии проект может оказаться под управлением У.С. санкции. Это особенно актуально для проектов в энергетическом секторе, реализация которых требует многих лет. Кроме того, большинство крупных японских компаний инвестируют в США и не хотят терять доступ к рынку США.
И все же санкции — не главная причина низкого объема японских инвестиций в Россию. Согласно опросу, проведенному Японской бизнес-федерацией (Keidanren), японские компании считают тремя самыми большими препятствиями для ведения бизнеса в России: проблемы с властями (очень сложные процедуры авторизации и требования к оформлению документов), процедуры импорта и экспорта (непрозрачные процедуры в таможенное оформление и длительные сроки оформления), а также правовая система (противоречия между гражданским и налоговым кодексами и отсутствие перевода этих законов на английский язык).
Правительство России часто заявляет, что улучшение инвестиционного климата в стране является приоритетной задачей, но большинство опрошенных японских компаний говорят, что бизнес-среда в России за последний год ухудшилась. Для российских властей удобный повод обвинить японские компании в чрезмерной осторожности или в санкциях. На самом деле именно проблемы внутри России делают страну непривлекательной для японского бизнеса.
Скоро Россия может потерять возможность привлечь крупные японские инвестиции раз и навсегда: нынешний срок полномочий Абэ истекает в сентябре 2021 года, и большинство других лидеров правящей Либерально-демократической партии не поддерживают политику премьер-министра в отношении России.Даже близкие к Абэ политики разочарованы отсутствием прогресса в этом отношении. Говорят, что Секо, который ушел с поста министра экономического сотрудничества с Россией в сентябре этого года, был настолько раздражен медленным выполнением плана экономического сотрудничества, что в последние месяцы его пребывания в должности даже простое упоминание России раздражало его.
В Японии также растет чувство, что российское руководство издевается над Абэ. В июне и июле этого года самолеты ВВС России вторглись в воздушное пространство Японии.А когда Абэ был во Владивостоке в прошлом месяце на ВЭФ, президент России Владимир Путин по видеосвязи принял участие в открытии большого нового рыбоперерабатывающего завода на острове Шикотан — одном из Курильских островов, на которые претендует Япония. В Японии это считалось преднамеренным оскорблением.
Покупка японским консорциумом доли в Arctic LNG 2, безусловно, является значительным шагом в развитии экономических связей между Россией и Японией, но если российское правительство в ближайшее время не начнет работу по улучшению инвестиционного климата в стране, эта сделка будет не началом потока японских инвестиций, а скорее островком успеха в огромном море упущенных возможностей.
Автор:
Уникальный шанс модернизировать Россию
по делам Европы
Зима 2003 г.
Мнение
Москва и ВТО: уникальный шанс модернизировать Россию
Боб Вастин и Владимир Гололобов
Заявка России на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) предоставляет руководству страны уникальную возможность модернизировать российскую экономику, в основном за счет развития важнейшего сектора услуг.
Если Россия вступит в ВТО на условиях, требующих истинных рыночных реформ, прозрачности и правовой защиты инвестиций, иностранные инвесторы могут помочь оживить сектор услуг России за счет расширения участия в экономике. Это стало бы важным фактором обеспечения процветания России и ее лучшей интеграции в мировой рынок.
Однако, к сожалению, Россия все еще далека от уступок, необходимых для членства в ВТО, и ее лидеры еще не осмелились противостоять корыстным интересам, которые сопротивляются необходимым реформам.Если Россия не воспользуется этой возможностью, она обретет второсортный экономический и политический статус.
Российский сектор услуг созрел для дальнейшего развития. Этот сектор относительно не пострадал от экономических потрясений 1990-х годов, и услуги малого бизнеса росли намного быстрее, чем обрабатывающая промышленность или сельское хозяйство. Доля услуг в валовом внутреннем продукте России выросла примерно с 39 процентов в 1990 году до 62 процентов в 1998 году.
Однако большая часть этих услуг — это личные услуги, такие как розничная торговля, оптовая торговля и транспортировка.Теперь Россия должна стимулировать рост своих основанных на знаниях услуг, таких как телекоммуникации и финансовые услуги, и может сделать это только за счет значительного увеличения притока прямых иностранных инвестиций.
Большая часть прямых иностранных инвестиций в России приходится на энергетику и добычу, но общий уровень инвестиций остается чрезвычайно низким, а годовой приток сокращается.
Прямые иностранные инвестиции упали с 3,3 миллиарда долларов в 1999 году до 2,5 миллиарда долларов (17,51 доллара на душу населения) в 2001 году, что составляет всего 0.03 процента мировых прямых иностранных инвестиций. Совокупные прямые иностранные инвестиции России намного ниже, чем у Китая (36,48 доллара на душу населения) и Бразилии (129,59 доллара на душу населения).
Сфера услуг в настоящее время является основным получателем прямых иностранных инвестиций во всем мире. Но российские услуги не получают достаточно сильной иностранной поддержки для создания необходимой инфраструктуры услуг, необходимой современной экономике.
Зависимость России от изначально нестабильного экспорта топлива, который составлял 59 процентов всего ее экспорта в 2000 году, потенциально разрушительна для экономики в целом и для федерального бюджета. Резкое падение цен на нефть явилось причиной ухудшения условий торговли в 1980-х и 1990-х годах.
Создание привлекательной среды для прямых иностранных инвестиций в сферу услуг должно быть ключевым приоритетом для российского правительства, если оно желает обеспечить устойчивую, глобально жизнеспособную экономику. Вступление в ВТО дает Москве наилучшие шансы на достижение этих целей.
Низкий уровень прямых иностранных инвестиций в российские услуги объясняется рядом причин:
Нормативные барьеры в сфере услуг.Россия накладывает существенные ограничения на коммерческое присутствие иностранных фирм, включая ограничения на форму учреждения и процент владения. Эти барьеры являются мощным сдерживающим фактором для инвестиций в услуги, и они особенно жесткие в финансовом и телекоммуникационном секторах.
Медленные темпы приватизации. Структурные реформы, начатые в 1990-е годы, зашли в тупик. Хотя инвесторы смогли купить 25% акций государственной телекоммуникационной монополии, дальнейшая приватизация была отложена на неопределенный срок. Еще меньший прогресс был достигнут в приватизации сектора финансовых услуг.
Отсутствие прозрачности регулирования. В настоящее время нет обязательств по обеспечению участия частного сектора в процессе нормотворчества, например, путем заблаговременного уведомления о новых нормативных предложениях и предоставления адекватных возможностей для общественного обсуждения. Нет никаких положений о недискриминационном применении правил.
Лицензионные и сертификационные требования остаются сложными и обременительными, а решения о лицензировании непрозрачны.Трудности с лицензированием усугубляет запутанная правовая структура российских нормативных актов, в которых часто не указывается регулирующий орган.
Даже если такие обязанности ясны, выполнение нормативных требований на региональном и национальном уровнях может быть непоследовательным. Серьезно не хватает независимых регуляторов, например, в сфере телекоммуникаций и финансовых услуг.
Непредсказуемая отраслевая политика. Иностранные инвестиции и права недостаточно защищены законом.Также будет важно гарантировать, что поставщики услуг, уже представленные на российском рынке, не потеряют приобретенные права или доступ к рынку в соответствии с условиями, согласованными для вступления России в ВТО.
По оценкам ING Bank, прямые иностранные инвестиции в российские услуги, вероятно, будут расти на 4–4,5 процента в год в первые два года после вступления России в ВТО. Для реализации амбициозных проектов в области телекоммуникаций и содействия общей модернизации промышленности России необходимо обеспечить стабильный приток иностранного капитала.
В частности, иностранный капитал потребуется для достижения Россией цели достичь европейского уровня развития телекоммуникаций, проекта, который, по оценкам, потребует общих инвестиций в 33 миллиарда долларов.
Значительная либерализация российского сектора услуг в результате вступления в ВТО также приведет к повышению эффективности и производительности в других областях, таких как сельское хозяйство, и, таким образом, к повышению общего уровня жизни.
Переговоры России с ВТО продвигались крайне медленно с момента их начала более девяти лет назад.Неудивительно, что такие сложные переговоры требуют времени, как и в случае с Китаем, который, наконец, вступил в ВТО в 2001 году.
Некоторые наблюдатели за переговорами придрались к медленным процессам в ВТО. Но основная причина задержки не в процессе, а в волеизъявлении. Российским переговорщикам приходилось обучаться — или получать знания от членов рабочей группы по вступлению в ВТО — по обширным обязательствам, которые влечет за собой членство в ВТО.
Выполнение этих обязательств, как обнаружили другие заявители в ВТО, потребует очень существенных изменений во внутреннем законодательстве.Они требуют, чтобы высшее руководство России решило изменить протекционистскую политику страны, законы и постановления — решение, которое еще не принято.
Вторичной причиной задержек является сложность графиков обязательств, используемых в Генеральном соглашении по торговле услугами, которое стало для российских переговорщиков сложной кривой обучения.
На данный момент российские предложения гораздо менее значительны, чем обязательства, взятые на себя Китаем по вступлению в ВТО.В дополнение к твердому общему обязательству по обеспечению прозрачности и гарантии приобретенных прав Россия должна принять следующие конкретные обязательства:
В банковском деле и страховании иностранным финансовым учреждениям следует разрешить выбирать форму коммерческого присутствия, включая открытие филиалов, которая наилучшим образом соответствует их бизнес-целям.
Россия должна снять ограничения на иностранные инвестиции в финансовый сектор. В принципе, он должен снять ограничения на общее иностранное участие в страховании (15 процентов) и в банковской сфере (12 процентов).Следует также снизить лимиты на иностранные инвестиции в определенные виды страховой деятельности.
России следует либерализовать сектора обязательного страхования. Запрет иностранным фирмам предлагать обязательное страхование, особенно страхование автогражданской ответственности, которое становится обязательным с 1 июля 2003 года, нанесет России долгий ущерб. На обязательное страхование приходится наибольший объем страховых премий в России.
Либерализованный страховой сектор обеспечит лучшую безопасность для предприятий и предоставит больше капитала для инвестиций.Более открытый рынок страхования приведет к совершенствованию практики предотвращения убытков и гарантирует компенсацию за телесные повреждения и имущественный ущерб, которые в настоящее время истощают общественные и индивидуальные ресурсы. Ограничения по страхованию имущества и страхованию от несчастных случаев наносят ущерб будущему росту рынка и контрпродуктивны для всей российской экономики.
В сфере телекоммуникаций России следует взять на себя серьезные обязательства в отношении кабельных, спутниковых и других расширенных услуг. Поставщикам дополнительных услуг, в том числе услуг передачи данных и Интернета, а также услуг частных арендованных каналов, должен быть предоставлен полный доступ к рынку и национальный режим.
России также следует ускорить темпы структурных реформ и сократить периоды ввода в действие для выполнения своих обязательств в отношении услуг междугородной и международной телефонной связи. В соответствии с практикой ВТО исключительные права в области телекоммуникаций должны применяться только к базовым услугам.
Российское правительство должно гарантировать, что местные власти применяют отраслевые нормативные акты недискриминационным образом. Кроме того, лицензированные поставщики должны иметь возможность предлагать все услуги, которые они уполномочены предоставлять при вступлении в ВТО.Должен быть создан независимый регулирующий орган.
Россия должна отменить свое решение об установлении предела иностранной собственности в телекоммуникационной отрасли на уровне 49 процентов. Фактически это может привести к сокращению иностранного участия в этом секторе. Отклонение от ранее взятых обязательств настораживает иностранных инвесторов.
В области компьютерных и связанных с ними услуг Россия должна гарантировать полный доступ к рынку и национальный режим обработки данных, внедрения программного обеспечения и услуг баз данных.
При экспресс-доставке необходимо обеспечить полный доступ на рынок и национальный режим мультимодальных курьерских служб. Россия должна заявить, что особые обязательства в отношении курьерских услуг распространяются как на государственный, так и на частный секторы, чтобы обеспечить равное отношение ко всем подобным услугам.
В области бухгалтерского учета Москве следует отказаться от требования о том, чтобы руководители иностранных компаний были гражданами России. В других странах это требование не применяется, что ограничивает возможности компаний нанимать квалифицированных и опытных менеджеров. Активное участие иностранных руководителей международных бухгалтерских фирм поможет России перейти на международные стандарты бухгалтерского учета к январю 2004 года, как и планировалось.
В сфере аудиовизуальных услуг Россия должна взять на себя серьезные обязательства в сфере кино, домашних развлечений, радио, телепроизводства и звукозаписи. При вступлении Россия также должна взять на себя обязательство выполнять соглашение ВТО о защите интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оценка цифровых продуктов для таможенных целей должна основываться на носителе.
В сфере энергетических услуг Россия должна обеспечить полный доступ к рынку и национальный режим в области разведки и разработки нефти и природного газа, маркетинга электроэнергии и природного газа и услуг, связанных с энергетикой.Благодаря находящемуся на рассмотрении законодательству о либерализации электроэнергетики у России есть возможность создать благоприятные нормативные условия для рыночного ценообразования и разрешить открытый доступ к производству и поставке электроэнергии.
В сфере экологических услуг Россия должна взять на себя обязательства по открытию рынка для всех видов поставок, особенно в отношении систем очистки, восстановления, предотвращения и мониторинга окружающей среды. Россия должна разрешить временный беспошлинный ввоз инструментов и оборудования, необходимых для таких услуг.
Для обеспечения конкурентоспособной экономической среды России следует отказаться от перекрестного субсидирования, в том числе в сфере телекоммуникаций и курьерских услуг. Перекрестное субсидирование препятствует выходу на рынок новых участников и предоставлению конкурентоспособных высококачественных услуг.
Российские заинтересованные группы, однако, продолжают призывать своих переговорщиков обеспечить защиту «молодой индустрии» для значительной части российского сектора услуг, особенно в сфере финансовых услуг. Эта тактика политически недальновидна и экономически вредна, поскольку российские услуги наверняка еще больше отстанут от остального мира, если она будет принята.Такая политика может нанести особый ущерб российскому сектору услуг, учитывая его зависимость от технологических инноваций.
Соединенные Штаты не ожидают мгновенного открытия российских рынков услуг и согласятся с поэтапной либерализацией, если период постепенного внедрения будет разумным — максимум от трех до пяти лет. Российские группы интересов настаивают на гораздо более длительных периодах.
Например, руководители Сбербанка, государственного банка и крупнейшего поставщика розничных банковских услуг, призывают к переходному периоду от 10 до 12 лет в банковской сфере. Ростелеком, государственная телекоммуникационная монополия, хотел бы, чтобы Россия открыла услуги междугородной и международной связи через восемь лет после присоединения.
Такие условия присоединения неприемлемы для иностранных инвесторов и гарантируют отсталость России в этих секторах. Российские предложения далеко не достаточно хороши, чтобы их приняли США или Европейский Союз, которые в целом согласны с шагами, которые Москва должна предпринять в сфере услуг и в других секторах.
Таким образом, Россия стоит перед еще одним важным поворотным моментом на тернистом пути к конституционной стабильности и экономической реформе.Ее лидеры могут воспользоваться возможностью, предоставляемой вступлением в ВТО, для проведения внутренних реформ, которые абсолютно необходимы, если Россия хочет получить внешнее финансирование, необходимое для модернизации своих важнейших секторов услуг. Несомненно, российские лидеры понимают, что они должны противостоять влиятельным группам интересов, которые лишают Россию ее главного шанса разорвать оковы экономической стагнации.
Боб Вэстин — президент Коалиции предприятий сферы услуг (CSI). Ранее он был президентом Института экономического лидерства Конгресса США и занимал должности на Капитолийском холме, в исполнительной власти и в частном секторе.Владимир Гололобов, юрист CSI, занимается проектом по вступлению России в ВТО. Он имеет степень магистра коммерческой дипломатии Монтерейского института международных исследований.
Россия продолжает наступление очарования в Африке | fDi Intelligence — ваш источник информации о прямых иностранных инвестициях
В последние годы Россия активизировала усилия по расширению своей роли в Африке за счет инвестиций, торговли и военной помощи. Действия Москвы по расширению своих коммерческих и геополитических интересов на континенте завершились в октябре 2019 года первым саммитом Россия-Африка, который прошел на черноморском курорте Сочи.
Президент Владимир Путин заявил 45 присутствующим главам африканских государств и правительств, что налаживание взаимовыгодных связей с африканскими странами «теперь является одним из приоритетов внешней политики России».
По данным организатора Росконгресса, по итогам мероприятия между Россией и африканскими странами было подписано 92 сделки на общую сумму 1000 млрд рублей (13,95 млрд долларов).
Однако растущее военное влияние России порождает опасения по поводу усиления геополитической напряженности на континенте, в то время как разрушение из-за коронавируса может помешать России реализовать свои амбиции.
Меньший игрок
В 2019 году Россия экспортировала в Африку продукции на сумму 13 миллиардов долларов, что более чем на 40% больше, чем в 2015 году, согласно данным Международного торгового центра. Однако это меркнет по сравнению с 101 миллиардом долларов экспорта из Китая и почти 29 миллиардами долларов экспорта из США.
С 2003 года российские компании также объявили о менее четверти от числа новых проектов ПИИ, осуществленных китайскими компаниями в Африке, и менее 9% от числа американских компаний, согласно данным мониторинга инвестиций с нуля fDi Markets .
Действительно, согласно оценкам Unctad, менее 1% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Африку в конечном итоге были получены из России в 2017 году. Однако в последние годы инвестиции российских компаний в Африку увеличились: в 2019 году было объявлено о рекордных 19 новых проектах, согласно данным fDi Markets.
В прошлом году московский валютный брокер Grand Capital лидировал, открыв 11 офисов по всему континенту, в том числе в Буркина-Фасо, Нигерии и Танзании, а инвестиционный банк Renaissance Capital открыл новую торговую точку в Найроби, Кения.В марте 2020 года Grand Capital также открыла свою африканскую штаб-квартиру в столице Намибии Виндхуке.
Добыча богатого пласта
Хотя российские компании в секторе финансовых услуг становятся все более активными в Африке, основная часть коммерческих интересов России, поддерживаемых государством, сосредоточена в секторе природных ресурсов.
Согласно оценкам fDi Markets, на металлургический, угольный, нефтегазовый секторы в совокупности приходится 90% всех объявленных Россией инвестиций в новые месторождения в Африке с 2003 года.
Кирилл Дмитриев, генеральный директор российского фонда национального благосостояния, сказал fDi в интервью, что у России «большое сотрудничество в алмазной и других добывающих отраслях со многими африканскими странами», и это «определенно» будет расти в будущем.
Российские горнодобывающие компании ведут деятельность по крайней мере в семи африканских странах, включая операции алмазного гиганта АЛРОСА в Анголе, совместный проект российской компании Vi Holding по добыче платины в Зимбабве и золотодобывающие предприятия Esimath в Судане.
Между тем, российская алюминиевая компания «Русал» владеет и управляет бокситовыми рудниками и глиноземным заводом в Гвинее, а также имеет другие предприятия в Нигерии.
Ядерные сделки
Ядерная энергия также стала стратегическим сектором для российских инвестиций в Африку, по крайней мере, семь стран к югу от Сахары подписали предварительные соглашения с этой страной, по данным Всемирной ядерной ассоциации.
Российский государственный гигант атомной энергетики «Росатом» в настоящее время также строит первую в Египте атомную электростанцию в Эль-Дабаа, при этом российское государство предоставило кредит в 25 миллиардов долларов для покрытия ее стоимости.
Между тем российские нефтегазовые компании, такие как государственные Роснефть, Газпром и Лукойл, проявляют все больший интерес. В совокупности три российские фирмы имеют интересы в таких странах, как Алжир, Египет, Мозамбик, Камерун, Гана, Нигерия и Ливия.
Одновременно с саммитом в Сочи в октябре 2019 года Российский государственный банк развития ВЭБ также подписал соглашение на 2,2 млрд долларов о финансировании нефтеперерабатывающего завода в Марокко.
Военный интерес
В то время как большая часть деятельности России в Африке обусловлена коммерческими интересами, более широкое использование частных военных подрядчиков, продажа оружия и поддержка политической стратегии вызвали споры по поводу ее реальной повестки дня на континенте.
«Трудно провести четкую грань между государственными и частными интересами в участии России в Африке, или, если на то пошло, коммерческом и политическом», — говорит Дараг Макдауэлл, глава отдела Европы и главный аналитик по России в глобальной компании по анализу рисков Verisk Maplecroft. .
Согласно отчету Шведского агентства оборонных исследований, с 2015 года Россия подписала соглашения о военном сотрудничестве с более чем 17 африканскими странами. По данным аналитического центра Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в последние годы Россия обогнала США и Китай и стала крупнейшим экспортером оружия в Африку, на которую приходилось 49% экспорта в регион в период с 2015 по 19 год.
Российские частные военные подрядчики (ЧВК), такие как печально известная ЧВК Вагнера, как сообщается, проводили операции по охране промышленных активов и поддержке неустойчивых режимов в таких странах, как Ливия, Мозамбик и Центральноафриканская Республика.
«В ряде случаев ЧВК Вагнера, похоже, заключала контракты в коммерческих целях. «Официальное» российское государство может затем использовать эти существующие коммерческие обязательства для достижения дипломатических целей », — говорит Макдауэлл, отметивший присутствие Вагнера в Судане до революции 2018 года.
Российское военное и дипломатическое взаимодействие с Гвинеей активизировалось после того, как «Русал» вложил значительные средства в запасы бокситов в стране, обвинив его в том, что действующий президент Альфа Конде призвал Путина помочь с его переизбранием. Однако глава агентства по продвижению инвестиций Гвинеи Намори Камара сказал fDi , что не понимает, почему были выделены российские инвестиции, и что они относительно невелики по сравнению с инвестициями из других стран. «У нас неприсоединившаяся политика, и мы ведем дела со всеми странами.
В отчете, опубликованном в марте 2020 года поддерживаемым Кремлем аналитическим центром Российского совета по международным делам, говорится: «Необходимо противодействовать попыткам дискредитации роли России в Африке… [и что] необходимо провести предметное обсуждение того, какой международный партнеров, с которыми Россия могла бы сотрудничать в Африке ».
Джидеофор Адибе, профессор международных отношений и политологии в Государственном университете Насарава Нигерии, считает, что эта напряженность может привести к «второй холодной войне», если США предпримут шаги по ограничению российского влияния, но в равной степени может предоставить африканским странам возможность.«Если участие России вновь пробудит интерес традиционных союзников Африки, тогда оно предоставит [африканским странам] возможность добиться уступок», — добавляет он.
Эффект Covid-19
Пол Стронски, старший научный сотрудник аналитического центра Программы Карнеги по России и Евразии, говорит, что способность российских государственных предприятий выполнять обязательства саммита будет в значительной степени зависеть от состояния внутренней экономики России и политическая обстановка перед лицом пандемии Covid-19.
Однако по мере того, как первоначальный шок от Covid-19 утихает, некоторые африканские страны вызывают интерес со стороны российских инвесторов. «Встреча в Сочи открыла глаза. Если бы не Covid, мы бы уже увидели гораздо больше результатов от нашей встречи », — говорит доктор Мозес Икиара, глава Кенийского агентства по продвижению инвестиций, который говорит, что недавно получил интерес от российского инвестора, с которым он познакомился в Сочи.
Поскольку следующий саммит Россия-Африка уже намечен на 2022 год, а энергоресурсы и минеральное сырье являются ключевыми для стратегических целей России, Россия, вероятно, продолжит расширять свое взаимодействие с Африкой.
Эта статья впервые появилась в августовском — сентябрьском выпуске журнала fDi Magazine. Посмотреть цифровое издание журнала можно здесь.
Иностранные инвестиции в России на рекордно низком уровне — Реальное время
Нормативно-правовая среда в России создает больше препятствий для иностранных инвесторов, чем спад, связанный с коронавирусом, говорится в недавнем исследовании. Большинство компаний не планируют наращивать инвестиции на российский рынок до конца 2020 года.
европейских инвесторов говорят, что жесткие правила России являются большим препятствием для ведения бизнеса в стране, чем пандемия коронавируса, сообщает The Moscow Times со ссылкой на последний ежегодный опрос иностранных фирм — членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Почти 70% участников считают, что регулирование представляет собой серьезную проблему для работы в России, и более половины не ожидают улучшения ситуации в ближайшие несколько лет. Пандемию коронавируса называют основным препятствием 57% членов АЕБ.Хотя большинство говорит, что их продажи упали из-за кризиса, компании надеются, что они смогут относительно быстро восстановиться. Более 80% ожидают восстановления своего бизнеса к концу следующего года.
Только каждый четвертый из опрошенных членов АЕБ планирует увеличить инвестиции в Россию в этом году, что является самым слабым прогнозом с 2015 года. Хотя увеличение инвестиций входит в число целей президента Владимира Путина, компании отмечают, что государственная политика предназначена для поддержки отечественные компании и импортозамещение.Опрос показал, что предприятия предпочитают сокращение инвестиций как способ решения краткосрочных экономических проблем, связанных с пандемией коронавируса.
По словам старшего советника Ernst & Young Стюарта Лоусона, прямые иностранные инвестиции в России находятся на рекордно низком уровне. «Частично это находится вне всякого контроля, потому что пандемия привела к серьезным сбоям в торговле и деловых поездках», — говорит он, добавляя, что некоторые действия властей не помогли.Такие дела, как задержание американского инвестора Майкла Калви, «не мотивируют иностранных инвесторов идти на риски, необходимые для выхода на этот рынок», — объясняет Лоусон.
Только 9% респондентов сократили численность персонала, а 14% сократили заработную плату сотрудников, чтобы справиться с замедлением темпов роста, связанным с пандемией.Правительство России, объявившее сохранение рабочих мест во время пандемии главным приоритетом компаний, ввело «ссуды на заработную плату» под низкие проценты, чтобы помочь компаниям покрыть небольшую часть заработной платы персонала. Эти долги подлежат списанию, если компании сохранят не менее 90% персонала.
Однако, по словам генерального директора исследовательской компании GfK Russia Алексея Дорофеева, реальная картина может быть хуже, поскольку опрос проводился в июле и августе, когда экономические ограничения и ограничения мобильности были в значительной степени сняты.По словам главы Счетной палаты Алексея Кудрина, сейчас Россия находится в тисках второй волны, которая потенциально может выбить еще один процентный пункт из ВВП России в этом году.
Анна Литвина
.
Добавить комментарий