Ликвидация и реорганизация юридического лица: В чем отличие реорганизации от ликвидации юридического лица?
РазноеРеорганизация и ликвидация юридических лиц. Банкротство — Студопедия
Реорганизация юридического лица – способ прекращения деятельности юридического лица, который влечет возникновение новых организаций или изменение организационно‑правовой формы юридического лица. Виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению: 1) его учредителей либо органа юридического лица; 2) суда.
Учредители юридического лица обязаны незамедлительно письменно сообщить о его ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию.
Порядок ликвидации юридического лица, действия ликвидационной комиссии:
1) публикация в органах печати о ликвидации;
2) после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс;
3) при недостаточности денежных средств ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов;
4) после завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс;
5) вносится запись о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.09.2002 г. № 127‑ФЗ).
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.
9. Хозяйственные товарищества и общества: полное, товарищество на вере, дочернее, зависимое
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
Полным признается товарищество , участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.
Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников‑вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Хозяйственное общество признается дочерним
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
понятие, порядок осуществления, правовые последствия. — КиберПедия
Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации.
Реорганизация – это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме.
Последствием реорганизации является то, что реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Реорганизация осуществляется в пяти формах:слияние;присоединение;разделение;выделение;преобразование.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Ликвидацияюридическоголицавлечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Добровольная ликвидация
Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.
Порядок ликвидации
1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.
2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
ПоследствияПризнание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.
Ликвидация и реорганизация юридического лица :: BusinessMan.ru
Юридическое лицо выступает как организация, созданная и зарегистрированная в установленном в законе порядке. Предприятие имеет в оперативном управлении, собственности либо хозяйственном ведении обособленное имущество. Им оно отвечает по обязательствам, которые принимает при взаимодействии с другими субъектами. От своего имени компания может реализовывать и приобретать личные неимущественные и вещные права, совершать сделки, быть ответчиком либо истцом в суде. В процессе своей деятельности созданное предприятие может подвергаться различным изменениям. Рассмотрим далее, как происходит реорганизация и ликвидация юридического лица.
Терминология
Понятие реорганизации юридического лица предусмотрено в ГК. Нормы достаточно четко определяют специфику этой процедуры. В соответствии с положениями Кодекса, реорганизация юридического лица — это относительное прекращение работы предприятия с правопреемством. Последнее означает переход обязанностей и прав от одной компании к другой. Ликвидацией является полное прекращение функционирования юридического лица. В этом случае правопреемство не предусмотрено.
Классификация
В действующей редакции ГК, как и в предыдущей, устанавливаются виды реорганизации юридического лица. Однако в прошлом Кодексе их было всего три. В современной редакции законодательства их предусмотрено пять:
- Преобразование.
- Присоединение.
- Выделение.
- Слияние.
- Разделение.
Указанные виды реорганизации юридического лица имеют свои особенности. Рассмотрим их.
Слияние
Реорганизация юридического лица в такой форме предполагает формирование нового предприятия и прекращение работы субъектов, участвовавших в данной процедуре. Обязанности и права, которые принадлежали компаниям до слияния, переходят ко вновь образованной корпорации. Основанием их принятия выступает передаточный акт. Сформированная компания выступает в качестве универсального правопреемника субъектов, прекративших существование после того, как была проведена их реорганизация.
Присоединение юридического лица
Эта форма отличается тем, что одна компания примыкает к другой. В этом случае также все обязанности и права существовавшего предприятия переходят к уже существующему. В результате прежняя компания прекращает свою деятельность как самостоятельный хозяйствующий субъект. В этом случае также оформляется передаточный акт.
Разделение
Реорганизация юридического лица может осуществляться путем формирования из одной компании нескольких. В этом случае прежнее предприятие прекращает свою деятельность, а обязанности и права, которым оно обладало, переходят к вновь образованным компаниям. Их распределение осуществляется в соответствии с разделительным балансом. Вновь сформированные юрлица выступают как универсальные правопреемники.
Выделение
Такая реорганизация юридического лица предполагает выход одного или нескольких компаний из состава предприятия. При выделении к каждому новому субъекту переходят обязанности и права по разделительному балансу. Особенность этой процедуры в том, что прежняя компания не прекращает своей деятельности. Выделенные предприятия становятся обычными ее правопреемниками.
Преобразование
Оно предполагает изменения в организационно-правовой структуре юридического лица. В процессе существующая компания прекращает свою деятельность, а вместо нее появляется новое предприятие. К последнему переходят по передаточному акту обязанности и права действовавшей ранее корпорации. Таким образом, новая компания является универсальным правопреемником прежней.
Документы
Для начала процедуры необходимо собрать пакет обязательных бумаг. К ним относят:
- Св-во о госрегистрации компании.
- Св-во о постановке на учет в налоговой инспекции.
- Выписку из ЕГРЮЛ.
- Устав.
- Копии ИНН и паспорта руководителя.
Данный перечень распространяется на всех субъектов, которые участвуют в процедуре.
Порядок реорганизации юридического лица
Процедура проводится в несколько этапов:
- Принятие решения.
- Уведомление налоговой службы за три дня до предполагаемой даты начала процедуры.
- Извещение ФМС, ФСС и ПФ.
- Получение св-ва о начале процедуры.
- Опубликование сообщения в официальном издании (в Вестнике госрегистрации).
- Передача документации в уполномоченный орган, осуществляющий постановку на учет и регистрацию.
Порядок реорганизации юридического лица требует знания специфики законодательства. При проведении процедуры важно, чтобы были соблюдены требования нормативных актов. В частности, это касается принятия и оформления решения о реорганизации. Вся процедура занимает в среднем 3-5 месяцев.
Специфика процесса
Правопреемство выступает в качестве обязательного элемента, которым характеризуется реорганизация юридического лица. Это свойство позволяет отличить ее от процедуры полного прекращения работы компании. Закон прямо указывает на данный признак в ст. 61, п. 1 ГК. В юридических изданиях реорганизация определяется как относительное прекращение деятельности компании. При этом сохраняется его имущественная масса для функционирования в рамках гражданского оборота, и передаются его обязанности и права к другим субъектам.
Способы прекращения работы предприятия
Реорганизация и ликвидация юридического лица отличаются не только правовыми последствиями, но и характером самого процесса. В юридических изданиях отмечается, что свою деятельность компании прекращают по правилам, аналогичным тем, которые применяются при их создании. В науке различают добровольные и распорядительные основания ликвидации. Однако прямой зависимости способа создания от метода прекращения деятельности сегодня не отмечается. Проще говоря, совершенно необязательно, что ликвидация компании, созданной по добровольным основаниям, будет проходить также. Прекращение ее деятельности может осуществляться распорядительным способом.
Добровольный метод
Ликвидация нормативно-явочным способом имеет место тогда, когда решение принимается на общем собрании учредителей или уполномоченным органом компании. В качестве оснований для прекращения деятельности в таких случаях выступает:
- Истечение периода, на который предприятие было сформировано.
- Достижение цели, в соответствии с которой оно создавалось.
- Признание недействительности регистрации компании в суде в связи с нарушениями, допущенными при ее образовании, если они могут быть устранены.
Специфика нормативно-явочного способа заключается в том, что в качестве достаточного и единственного основания для ликвидации выступает решение учредителей либо уполномоченного органа юрлица.
Распорядительный способ
В этом случае решение о ликвидации принимает суд. Основаниями для вынесения такого акта считаются:
- Деятельность компании без необходимого на это разрешительного документа.
- Выполнение запрещенных законом работ/оказание услуг, не предусмотренных нормативными актами.
- Систематическое осуществление благотворительным или другим фондом, религиозным или общественным объединением деятельности, противоречащей Уставу.
- Работа с грубыми нарушениями норм права.
- Прочие случаи, предусмотренные законом.
Ход процедуры
Ликвидация проводится следующим образом:
- Участники, которые приняли соответствующее решение, формируют по предварительному согласованию с регистрирующим органом уполномоченную комиссию. Они также устанавливают сроки и порядок прекращения функционирования компании.
- Ликвидационная комиссия размещает в официальных изданиях сообщение о начале процедуры. В публикации указывается срок и порядок, в соответствии с которыми кредиторы могут заявить о своих требованиях. Вместе с этим ликвидационная комиссия обязана принять меры по выявлению лиц, перед которыми компания имеет обязательства. Она письменно извещает кредиторов о предстоящей процедуре. После завершения периода, в течение которого они могут предъявить свои требования, составляется ликвидационный промежуточный баланс. В нем содержатся данные об имущественном составе компании. В нем также приводится перечень требований известных кредиторов, результаты их рассмотрения. Ликвидационный баланс утверждается участниками предприятия либо органом, который принимал решение о начале процедуры, и согласовывается с регистрирующей службой.
Выплата задолженности кредиторам осуществляется комиссией в порядке их очередности. Она устанавливается в ст. 64 ГК.
27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица
27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица
Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется всоответствии сФЗот8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юридического лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа.
Ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано (ч. 2 ст. 61 ГК РФ):
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеРеорганизация юридических лиц: понятие, формы имущественные последствия
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда Юр. лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Реорганизация осуществляется в пяти формах: слияние; присоединение; разделение; выделение; преобразование.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в Юр. лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Ликвидация юридических лиц: понятие, порядок, имущественные последствия
Ликвидацияюридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юр. лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Добровольная ликвидация
Юр. лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано Юр. лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.
Юр. лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.
Порядок ликвидации
1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.
2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юр. лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.
Добровольная ликвидация
Юр. лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано Юр. лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.
Принудительная ликвидация
Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.
Юр. лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.
Порядок ликвидации
1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.
2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.
3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
29.Субъекты несостоятельности (банкротства) юридических лиц
Банкротство — одно из оснований ликвидации юридического лица. По решению суда Юр. лицо, являющееся коммерческой организацией, кроме казенного предприятия, а также Юр. лицо, которое действует в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может быть признано банкротом, если оно не способно удовлетворить требования кредиторов.
Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), так как при недостатке имущества предприятия по обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества (РФ, субъект РФ или муниципальное образование).
К признакам несостоятельности (банкротства) юридического лица относятся:
1) неспособность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам;
2) неспособность исполнения обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет и государственные внебюджетные фонды) ;
3) обязательства и (или) обязанность не исполнены юридическим лицом в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Юр. лицо совместно с кредиторами может подать решение об объявлении своего банкротства и о добровольной ликвидации.
Если после принятия решения о ликвидации юридического лица обнаружен недостаток стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подается собственником имущества должника, учредителем (участником) должника или руководителем должника после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) требования граждан, перед которыми Юр. лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда с лицами, которые работают по трудовому договору, контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица,
4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) расчеты с другими кредиторами.
К неплатежеспособному юридическому лицу применяются процедуры несостоятельности (банкротства) и комплекс мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.
При применении процедур банкротства:
1) все дела должника передаются введение специально назначаемого лица (арбитражного управляющего) ;
2) активы юридического лица объединяются в единое целое;
3) формируется собрание кредиторов;
4) прекращается индивидуальное удовлетворение требований кредиторов;
5) всем кредиторам предоставляется равные условия удовлетворения их требований в соответствии с установленными законом очередностью и принципами.
30. Процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц
15. Ликвидация и реорганизация юридических лиц.
А. Сущность реорганизации юридического лица заключается в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее или частичное правопреемство. Выделяют 5 форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Реорганизация юридического лица осуществляется либо по решению участников, органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (добровольно), либо по решению уполномоченных государственных органов (принудительно).
При реорганизации должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица. Реорганизация оформляется составлением передаточного акта (слияние, присоединение, преобразование) или разделительного баланса (разделение, выделение).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Данные кредиторы вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.
Юридическое лицо считается реорганизованным, по общему правилу, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (при присоединении – с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Б. Ликвидация юридического лица – способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица может быть добровольной (по причине нецелесообразности, истечения срока, на который оно было создано, достижение или принципиальная недостижимость установленных целей и т.д.) и принудительной (по решению суда или иных органов, при осуществлении деятельности без соответствующего разрешения, либо деятельности запрещенной законодательством, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям и т.д.).
Порядок ликвидации:
1. Участники организации, ее уполномоченные органы или суд назначают ликвидационную комиссию, определяют порядок и сроки ликвидации.
2. Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами (не менее 2 месяцев), выявляет кредиторов и дебиторов.
3. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс.
4. Расчет с кредиторами в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК). Если недостаточно денежных средств, – продажа имущества с публичных торгов.
5. Составление окончательного ликвидационного баланса. Оставшееся имущество распределяется между участниками (если это соответствует законодательству и учредительным документам).
6. Регистрирующий орган вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр.
Отмена добровольной ликвидации юридического лица
В комплекте:
Отмена решения о ликвидации юридического лица — процедура, предусмотренная законодательством Российской Федерации. Прекратить ликвидацию коммерческой организации можно на любом этапе, но только до момента внесения изменений в реестр.
Как принимается решение о прекращении бизнеса?
Чтобы понять, когда можно отменить ликвидацию юридического лица, важно знать, по каким причинам компания прекращает свое существование.Это происходит в одной из двух форм: добровольной или принудительной. Другими словами, процедура инициируется либо самими владельцами бизнеса, либо судом. Добровольное приостановление деятельности предпочтительнее, поскольку это помогает сохранить репутацию, снизить риски штрафов, сэкономить время на судебных разбирательствах.
Законгласит, что добровольное прекращение хозяйственной деятельности возможно по решению учредителей или с участием уполномоченных лиц компании. Когда возникает необходимость в этом трудном шаге? Чаще всего предприниматели закрывают компанию по истечении срока, на который она была создана.Другой вариант — достичь целей, ради которых был организован бизнес. В таких ситуациях учредители или руководство принимают официальное решение о прекращении хозяйственной деятельности. После этого начинается многоэтапная процедура ликвидации компании.
«Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает процедуру прекращения бизнеса, а также перечень документов, которые необходимо предоставить в органы власти. Однако отмена ликвидации юридического лица может произойти без согласия владельцев бизнеса.В таких случаях суд вмешивается в дело и определяет прекращение деятельности компании как незаконное действие.
Когда необходимо отменить ликвидацию юридического лица
Закон обязывает учредителей незамедлительно уведомить уполномоченный государственный регистрирующий орган о прекращении деятельности по внесению изменений в реестр. Обязательно проинформировать органы власти в письменной форме после того, как официальная пресса опубликует информацию о процессе закрытия бизнеса. В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) отмечается, что компания находится в процессе ликвидации.
Однако решение о ликвидации юридического лица может быть отменено на любой стадии процедуры. Закон предусматривает множество возможных причин для таких действий. Сами владельцы бизнеса могут остановить процесс, подав заявление в налоговые органы или арбитражный суд. Кредиторы компании, перед которой остались долговые обязательства, вправе потребовать прекращения процедуры.
Основная проблема, адресованная юристам, — это не причины прекращения процесса закрытия бизнеса. Основная сложность — как сделать это без лишних затрат.Например, если вы хотите быстро закрыть ООО, чтобы избежать убытков, рекомендуем рассмотреть упрощенную схему ликвидации. Также, если ООО еще не работает, его деятельность может быть приостановлена, но не прекращена. Необязательно немедленно закрывать компанию, временно прекратившую вести хозяйственную деятельность.
Отмена решения о ликвидации юридического лица: последовательность действий
При необходимости отмены решения о ликвидации юридического лица в первую очередь необходимо подать официальное уведомление.Для начала вы отправляете письменное сообщение в тот же отдел, с которым вы говорили о прекращении бизнеса. Для этого необходимо подготовить форму № Р15001 с приложением к ней нового запроса. Доверьте подготовку необходимых документов юристам, чтобы ваше заявление было заполнено без ошибок.
Если отмена решения о ликвидации юридического лица произошла до того, как вы успели сообщить властям о своем желании прекратить деятельность компании, обращаться в регистрирующие органы не нужно.Однако помните, что без уведомления государственных органов прекращение деятельности компании не может считаться законным. А по заявлению налогового органа, вам придется подавать отчеты и платить налоги, даже если на самом деле компания давно не работает.
Об отмене ликвидации юридического лица уведомляется налоговый орган лично или через представителя по доверенности. Он должен быть нотариально заверен; без этого документ не будет считаться правомочным. Вы также можете связаться с властями по почте или через Интернет.Если речь идет об ООО с одним участником, заполните решение о прекращении процедуры. Если в ООО есть несколько участников или если мы говорим об акционерном обществе, протокол собрания потребуется.
Кроме того, отмена решения о ликвидации юридического лица может быть произведена в судебном порядке. Например, суд вправе признать недействительным решение участников ООО о прекращении деятельности по требованию одного из участников. Конечно, для этого должна быть веская причина. Вы также можете обжаловать действия налогового органа.Для оспаривания записи в Едином государственном реестре юридических лиц законом дается один год со дня прекращения деятельности компании.
Сообщение об отмене добровольной ликвидации юридического лица
В обязанности ликвидационной комиссии входит публикация информации о прекращении деятельности общества. Комиссия также должна связаться с кредиторами, перед которыми у компании есть долговые обязательства. Это важно, потому что они имеют право предъявлять претензии и взыскивать долги. В противном случае речь пойдет о банкротстве предприятия.
Когда компания официально прекращает выполнять свои функции, считается, что должник выполнил обязательства перед кредиторами, потому что им дается время заявить о своих требованиях. Но при отмене добровольной ликвидации юридического лица обязательства снова действуют. Например, кредитор не мог вовремя запросить компенсацию, но если процедура прекращения бизнеса прекращается, компания все равно должна погасить кредиты.
Закон не требует информировать кредиторов в случае добровольной отмены расторжения юридического лица.Однако, хотя вам не будут предъявлены иски, это стоит сделать для поддержания собственной деловой репутации.
ЮристыVALEN помогут вам со всеми необходимыми процедурами, связанными с закрытием бизнеса и прекращением этой процедуры. Оказываем поддержку на всех этапах:
- консультирует по вопросам прекращения деятельности коммерческой организации и отмены решения;
- готовить документы от имени учредителей компании, уведомлять кредиторов, составлять бухгалтерский баланс;
- оформить отмену ранее принятого решения о прекращении деятельности общества;
- заполнить соответствующие формы документов, при необходимости заверить их;
- подавать документы в уполномоченные органы и получать бумаги, подтверждающие выполнение необходимых действий;
- оказывает комплексное юридическое сопровождение при обжаловании решений о ликвидации.
Чтобы проконсультироваться с юристами или заказать нашу услугу, оставьте заявку на сайте или позвоните по одному из номеров вверху страницы.
.Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности
Дата принятия: части первая и вторая, 25 июня 2004 года; часть третья, 1 июля 2010 г .; часть четвертая, 18 июля 2013 г.
Назначение
«Руководство для законодательных органов» содержит исчерпывающее изложение основных целей и принципов, которые должны быть отражены в законах государства о несостоятельности. Он предназначен для информирования и содействия реформе законодательства о несостоятельности во всем мире, предоставляя справочный инструмент для национальных органов власти и законодательных органов при подготовке новых законов и постановлений или проверке адекватности существующих законов и постановлений.Предлагаемый совет направлен на достижение баланса между необходимостью как можно быстрее и эффективнее решать финансовые проблемы должника; интересы различных сторон, непосредственно связанных с этим финансовым затруднением, в основном кредиторов и других заинтересованных сторон в бизнесе должника; и проблемы государственной политики, такие как занятость и налогообложение. Руководство для законодательных органов помогает читателю оценить различные доступные подходы и решения и выбрать наиболее подходящий для местных условий.
Актуальность для международной торговли
Все чаще признается, что сильные и эффективные режимы несостоятельности важны для всех государств как средство предотвращения или ограничения финансовых кризисов и содействия быстрому и упорядоченному урегулированию чрезмерной задолженности. Такие режимы могут способствовать упорядоченному перераспределению экономических ресурсов от нежизнеспособных предприятий к более эффективной и прибыльной деятельности; обеспечивать стимулы, которые не только побуждают предпринимателей вкладывать средства, но и побуждают менеджеров обанкротившихся предприятий предпринять первые шаги для решения этой проблемы и сохранения занятости; снизить затраты на бизнес; и увеличить доступность кредита.Сравнительный анализ эффективности систем несостоятельности стал как обычным, так и необходимым для целей кредитования, затрагивая государства на всех уровнях экономического развития.
Большая часть законодательства, касающегося корпораций и особенно их режима в случае несостоятельности, касается одного юридического лица, несмотря на то, что бизнес корпораций все чаще осуществляется как на национальном, так и на международном уровне через группы предприятий — группы корпораций, иногда очень большие, которые связаны между собой различными формами собственности и контроля.Эти группы, широко представленные как на развивающихся, так и на развитых рынках, являются общим средством ведения международной торговли и финансов. Когда некоторые или все составные части таких групп становятся неплатежеспособными, в настоящее время существует очень мало режимов внутреннего законодательства и нет международных или региональных правовых режимов, которые могли бы эффективно координировать ведение возникающих в результате производства по делу о несостоятельности, часто с участием нескольких юрисдикций.
Основные положения
Руководство для законодательных органов состоит из четырех частей.
Часть первая обсуждает ключевые цели законодательства о несостоятельности, структурные вопросы, такие как взаимосвязь между законодательством о несостоятельности и другими законами, типы доступных механизмов для решения финансовых трудностей должника и институциональные рамки, необходимые для поддержки эффективного режима несостоятельности.
Часть вторая посвящена основным характеристикам действующего законодательства о несостоятельности, максимально внимательно следя за различными этапами несостоятельности, начиная с их начала и заканчивая освобождением от ответственности должника и закрытием производства.Ключевые элементы включают: стандартизированные критерии начала работы; мораторий на защиту активов конкурсной массы, включающий действия обеспеченных кредиторов; финансирование после открытия производства; участие кредиторов; положение об ускоренной реорганизации; упрощенные требования к подаче и проверке претензий; преобразование реорганизации в ликвидацию в случае неудачи реорганизации; и четкие правила освобождения должника от ответственности и закрытия производства по делу о несостоятельности.
Часть третья касается режима групп предприятий при несостоятельности как на национальном, так и на международном уровне. Хотя многие из проблем, рассмотренных в , части первая, и , две, , в равной степени применимы к группам предприятий, некоторые из них применимы только в контексте группы предприятий. Часть третья , таким образом, развивает и дополняет , части первой и двух . На национальном уровне комментарии и рекомендации , часть третья, охватывают различные механизмы, которые могут использоваться для оптимизации производства по делу о несостоятельности с участием двух или более членов одной и той же группы предприятий.К ним относятся: процессуальная координация нескольких производств в отношении разных должников; вопросы, касающиеся финансирования после открытия производства и после подачи заявки в групповом контексте; положения о недопущении; существенное объединение производства по делу о несостоятельности, затрагивающего двух или более членов группы; назначение одного или того же управляющего в деле о несостоятельности для всех участников группы, являющейся объектом несостоятельности; и согласованные планы реорганизации. Что касается международного режима групп, часть третья фокусируется на сотрудничестве и координации, распространяя положения, основанные на Типовом законе о трансграничной несостоятельности, на групповой контекст и, при необходимости, учитывая применимость механизмов к международному контексту предложил рассматривать несостоятельность групп предприятий в национальном контексте.
Часть четвертая фокусируется на обязательствах, которые могут быть возложены на тех, кто несет ответственность за принятие решений в отношении управления предприятием, когда это предприятие сталкивается с неизбежной несостоятельностью или неплатежеспособность становится неизбежной. Целью введения таких обязательств, которые подлежат исполнению после открытия производства по делу о несостоятельности, является защита законных интересов кредиторов и других заинтересованных сторон и создание стимулов для своевременных действий по минимизации последствий финансового кризиса, испытываемого предприятием.
.Что такое юридическое лицо? (с иллюстрациями)
Юридическое лицо — это физическое лицо, предприятие или организация, которые имеют правоспособность заключать договор с другим лицом. По сути, этот статус позволяет должным образом инкорпорированной организации функционировать так же, как и физическое лицо, когда дело доходит до заключения обязывающих контрактов на все виды товаров и услуг. Наряду со способностью юридически устанавливать договорные отношения с другими организациями, организация несет ответственность за соблюдение условий этих соглашений или за риск судебного преследования за невыполнение этих договорных обязательств.
Компания, занимающаяся продажей или обслуживанием мотоциклов, является юридическим лицом, поскольку покупатели могут подать на нее в суд и заключить договор на запчасти.Практически любой зарегистрированный бизнес или организация может считаться юридическим лицом. Сюда входят коммерческие компании, некоммерческие ассоциации и другие группы, партнерства и даже целевые фонды.Когда бизнес или другая организация соблюдает требования, установленные юрисдикцией, в которой они созданы, с ними обычно обращаются так, как если бы бизнес или организация были физическим лицом. Это верно, когда речь идет о таких вопросах, как уплата налогов, получение бизнес-лицензий или операционных лицензий, а также участие в любых юридических действиях.
Некоммерческие организации являются юридическими лицами, поскольку у них есть договорные обязательства с сотрудниками и поставщиками.Одним из ключевых преимуществ определения юридического лица является то, что этот статус позволяет возбуждать судебные иски против компании, а не против людей, которые владеют и управляют организацией. Это важное различие, поскольку оно обычно предотвращает ликвидацию частной собственности должностных лиц или владельцев компании для урегулирования любых юридических вопросов, связанных с самим бизнесом.Например, если суд выносит решение против компании XYZ и разрешает выплату истцу компенсации в размере 1 000 000 долларов США (USD), ответственность за выплату этого вознаграждения несут только активы компании. Частная собственность, принадлежащая владельцам и должностным лицам этой компании, не могла быть затронута во исполнение решения суда.
В некоторых странах существуют особые условия, которым должен соответствовать бизнес или некоммерческое предприятие, чтобы получить этот статус.Хотя эти условия несколько различаются от страны к стране, большинство из них связано с получением действующих лицензий на деятельность, а также с соблюдением любых правил, которые используются для определения того, что составляет индивидуальное предпринимательство, партнерство или какую-либо форму корпорации. Компетентный деловой поверенный будет осведомлен о требованиях, которые должны быть соблюдены, и может посоветовать любому, кто создает новый бизнес или другое предприятие, как соответствовать этим требованиям.
Товарищество можно рассматривать как юридическое лицо..Содержание предлагаемого закона о реабилитации и ликвидации предприятий 2 Глобальная инициатива Всемирного банка по вопросам несостоятельности и режимов кредиторов / должников Чарльз.
Презентация на тему: «Содержание предлагаемого закона о реабилитации и ликвидации предприятия 2 Глобальная инициатива Всемирного банка по банкротству и режимам кредитора / дебитора, Чарльз». — Стенограмма презентации:
1 Содержание предлагаемого закона о реабилитации и ликвидации предприятий 2 Глобальная инициатива Всемирного банка по вопросам несостоятельности и режимов кредиторов / должников Чарльз Г.Дело II Судья по делам о банкротстве США (в отставке) 10 ноября 2013 г. Кувейт, Кувейт КУВЕЙТ: УЛУЧШЕНИЕ ПЛАТЕЖНОСТИ КУВЕЙТА И РЕДАКТОРА / D EBTOR R EGIMES P UBLIC W ORKSHOP
2 Цели Закона Внедрить вариант реабилитации: Тесная взаимосвязь между реабилитацией и доступностью кредита Финансовое оздоровление жизнеспособных предприятий под надзором суда. Улучшение процедур ликвидации: Если предприятие нежизнеспособно, процедуры увеличивают стоимость и сокращают время, необходимое для этого.10 ноября 20133
3 Предлагаемые особенности нового закона (1) Демократия кредиторов Обеспечение того, что решения большинства участвующих кредиторов могут изменять права неучаствующих кредиторов Расширение прав и возможностей кредиторов — Уведомление — Информация — Голосование кредиторы 10 ноября 20134
4 Разрешить утверждение плана в отношении несогласного класса обеспеченных кредиторов Должен получить как минимум ликвидационную сумму Периодические денежные выплаты, равные сумме требований на рыночных условиях Суд должен принять это решение 10 ноября 2013 г.5 Предлагаемые особенности нового закона (2)
5 Расширение прав и возможностей профессионального администратора Равное отношение к кредиторам, находящимся в аналогичном положении Если реабилитация невозможна, более эффективный, прозрачный и рыночный процесс ликвидации — Увеличение выплат кредиторам — Более короткий период времени 10 ноября 2013 г.6 Предлагаемые особенности нового закона (3)
6 Сократить необходимое время — оптимизировать процедуры — устранить ненужные процедурные барьеры Отменить большинство статей Закона о торговле, касающихся несостоятельности, и заменить их интегрированным законом.10 ноября 20137 Предлагаемые особенности нового закона (4)
7 Пересмотреть, чтобы привести в соответствие с законодательством Кувейта Более короткие статьи Разделить положения между законом и исполнительными нормами Ссылка на другие применимые законы Последовательные определения 10 ноября 2013 г.
8 Сохранить некоторые положения действующего законодательства, которые соответствуют передовой международной практике. Специальные положения для определенных должников — Мелкие должники — Умершие должники 10 ноября 2013 г.
9 Сохранить действующие положения, касающиеся преступлений несостоятельности. Расскажите подробнее о многочисленных предлагаемых процедурах. Укажите, когда несоблюдение сроков приводит к утрате прав. Пересмотреть положения, касающиеся личной ответственности и других нормативных аспектов администратора. 10 ноября 2013 г. 10 принятые комментарии
10 Включение различных существующих положений кувейтского законодательства, которые могут быть необязательными в современном законе, но не умаляют существенным образом его эффективности.10 ноября 2013 г. 11 комментариев приняты
11 Карательные положения Ограничение для мошенников-должников — ограничение права передвижения, — надзор, — потеря определенных гражданских прав — запрет на участие в коммерческой деятельности Приоритет для налоговых требований 10 ноября 2013 г.12 Комментарии не приняты (1)
12 Доступ к процедуре v.отмена уголовных штрафов и неуплаченных налогов Должность кредитора, контролирующего администратора — Не требуется в свете комитетов кредиторов — Имеется только один администратор без дополнительных наблюдателей или менеджеров 10 ноября 2013 г.
.
Добавить комментарий