ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕГИОНА: К ВОПРОСУ О ДЕФИНИЦИЯХ И ОЦЕНКЕ | Литвинова
1. Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона // Молодой ученый.- 2011.- № 4.- С. 161-169.
2. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: Монография.- М.: Финансовый университет, 2013.- 116 с.
3. Ройзман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России.- 2006.- № 3.- С. 9-11.
4. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: Учебное пособие. — М.: КноРус, 2010.- 166 с.
5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Под ред. В.С. Степина.- М.: Мысль, 2010.- 2816 с.
6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова.- М.: Астрель, АСТ, 2000.- 1424 с.
7. Гусева К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. — 1996. — № 6. — С. 90-99.
8. Зулькарнаев И.У. Институциональная перестройка экономики региона как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Сборник научных трудов Башкирского государственного университета.- Уфа, 2001.- С. 11-13.
9. Логунцова И.В. Инвестиционная привлекательность российских регионов: имиджевой аспект // Государственное управление. Электронный вестник. — 2009.- № 21.
10. Nagaev S., Woergoetter A. Regional Risk Rating in Russia. — Vienna: Bank Austria, 1995.
11. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения.- М.: Институт экономики РАН, 1997.- 351 с.
12. Рахимов Т.Р. Классификация методик оценки инвестиционного климата и ее применение для целей регионального развития // Региональная экономика и управление.- 2008.- № 2 (14).
Инвестиционный климат как фактор роста инвестиционной активности в России и регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР РОСТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ И РЕГИОНАХ
© В. ю. синявин
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: [email protected]
Синявин В. Ю. — Инвестиционный климат как фактор роста инвестиционной активности в России и регионах // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. C. 540-543. — Статья содержит анализ категориального аппарата проблемы повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата региональных экономических комплексов и социально-экономической системы страны в целом.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционная активность, факторы инвестиционной привлекательности.
Sinyavin V. U. — The investment climate as a factor of investment activity growth in Russia and its regions // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 540-543. — The article contains the analysis of the categorical apparatus of the problem of increasing the investment appeal and improving the investment climate of regional economic systems and socio-economic system of the country as a whole.
Keywords: investment appeal, investment climate, investment activity, the factors of investment appeal.
В последние годы на всех уровнях власти, включая федеральный центр, активно обсуждается вопрос о способах повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата российских регионов.
Задача формирования благоприятного инвестиционного климата в рамках каждого отдельно взятого регионального экономического комплекса тем более актуальна, что в 2010 году по версии британской компании Мар1есгоЙ;, Россия вошла в число 11 наиболее неблагоприятных стран. В список экстремально рискованных стран вошли в порядке убывания риска: Сомали, Конго, Судан, Мьянма, Афганистан, Ирак, Зимбабве, Северная Корея, Пакистан, Россия.
Анализ категориального аппарата требует, по нашему мнению, непременного смыслового разделения понятий «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность», уточнения места каждого из них в системе приоритетных целей субъекта управления, осуществляющего усилия по формированию инвестиционной политики вверенной ему экономической системы.
отношению к инвестициям, которые могут быть осуществлены в его социально-экономическую систему. Нередко он трактуется и как «совокупность сложившихся в какой-либо стране, политических, социальнокультурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала». из данного определения следует вывод, поддерживаемый нами, что инвестиционный климат можно рассматривать как один из факторов внешней среды предприятия, определяющий предпочтения потенциального инвестора в отношении этого предприятия. В понимании В. Е. Есипова и др. инвестиционный климат — баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска, что, по нашему мнению, крайне спорно, так как инвестиционный риск (в том числе) это и есть инвестиционная привлекательность [4].
В. И. Бережной в своем определении увязывает инвестиционный климат с категориями «инвестиционный потенциал» и «инвестиционные риски», говоря о нем, как о наборе «параметров, характеризующих потенциал страны (региона, отрасли, предприятия) по освоению инвестиций и риск их реализации, включая инвестиционный потенциал» [2]. Данное определение представляется нам так же несколько спорным, более подходящим для описания инвестиционной привлекательности, которая, как будет показано далее, согласно
одному из подходов как раз и трактуется как совокупность инвестиционных потенциалов и инвестиционных рисков. Отождествлять же понятия «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность», по нашему мнению ошибочно, по причинам, приведенным нами ниже.
В. В. Кирюхин рассматривает понятие инвестиционного климата как совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Он говорит, что «что инвестиционный климат предприятия или региона подразделяется на две составляющие: инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность» [3]. По нашему мнению, говорить об инвестиционном климате предприятия не корректно ибо мы считаем, что данное понятие применимо, прежде всего, для характеристики состояния территориально-организованной экономической системы. на этом уровне инвестиционный климат действительно можно трактовать как совокупность вышеназванных составляющих.
Понимание сути исследуемой категории и формирования авторского взгляда на его содержание требует анализа факторов, под воздействием которых инвестиционный климат развивается.
Среди общих факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона, в экономической литературе принято выделять: политические факторы (авторитетность местной власти, стабильность законодательных и общественных структур, распределение власти между различными политическими группами и партиями, состояние межнациональных отношений, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантии и защиты инвестиций, юридические условия инвестирования в те или иные отрасли), социальные факторы (социальные условия проживания населения, уровень социальной напряженности, наличие социальных конфликтов, уровень развития социальной сферы), экономические (наиболее влиятельные) факторы (структура экономики региона, тенденции экономического развития региона, сложившийся уровень инвестиционной активности, емкость существующего местного рынка, экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей, возможность перевода дивидендов за рубеж, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов), финансовые факторы (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий, система налогообложения, состояние платёжного баланса и прибыльность предприятий региона), ресурсно-сырьевые факторы (обеспеченность региона природными ресурсами), трудовые факторы (наличие трудовых ресурсов и уровень их квалификации, профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов), производственные факторы (особенности отраслевой специализации, наличие и размещение необходимых для производства ресурсов), инновационные факторы (уровень развития науки, уровень разработки и внедрения достижений
НТП в регионе, интеллектуально-образовательный уровень населения), инфраструктурные факторы (территориально-географическое положение региона, инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона, развитие системы телекоммуникаций, наличие инвестиционной инфраструктуры, степень развития инфраструктуры рыночной экономики), экологические факторы (уровень загрязнения окружающей среды, природно-климатические условия в регионе), криминальные факторы (коррумпированность структур власти, уровень преступности в регионе).
Следовательно, инвестиционный климат можно рассматривать в разрезе совокупности политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих потенциальных инвесторов.
В. Е. Есипов и др.выделяют следующие факторы, благоприятствующие притоку инвестиций в страну, регион: высокий потенциал внутреннего рынка, высокая норма прибыли, низкий уровень конкуренции, стабильная налоговая система, низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых), эффективная поддержка государства [4].
данные авторы приводят и факторы, препятствующие, по их мнению развитию инвестиционных процессов: политическая нестабильность в стране, социальная напряженность, высокий уровень инфляции, высокие ставки рефинансирования, высокий уровень внешнего и внутреннего долга, дефицит бюджета, пассивное сальдо платежного баланса, неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу, высокие трансакционные издержки.
В. Г. Блохина в качестве фактора, сдерживающих приток инвестиций в региональные предприятия и неблагоприятным образом отражающихся на инвестиционном климате называет продолжающийся чиновничий произвол (здесь с ней действительно трудно не согласиться). Привлечении иностранных инвестиций, по ее мнению, тормозят: отсутствие механизма правовой защиты на случай смены государственного строя и высокие таможенные пошлины на ввозимые из за рубежа машины и оборудование [1]
В нашем исследовании мы рассматриваем инвестиционный климат как набор внешних по отношению к предприятию факторов, поддающихся учету в его инвестиционной деятельности, формируемых на уровне региональной экономической системы и, в то же время, испытывающих влияние со стороны инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов и инвестиционной активности регионе.
Вне сомнения, часть факторов, определяющих инвестиционный климат региона, в пределах которого функционирует хозяйствующий субъект, не поддаются воздействию со стороны менеджмента отдельного предприятия и могут быть лишь учтены при разработке его стратегии развития (в том числе стратегии инвестиционного развития). В тоже время, очевидно, что инвестиционный климат в известной степени сле-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
дует рассматривать и как производную деятельности региональных хозяйствующих субъектов, прежде всего деятельности, направленной на привлечение инвестиционных ресурсов, их освоению, формированию высокого уровня результативности и инвестиционной привлекательности. Это следует, на наш взгляд из того обстоятельства, что нельзя ожидать высокую активность инвесторов (а именно по ней судят о благополучии инвестиционного климата территориально-ор-
ганизованной экономической системы), если предприятия региона низкоэффективны и не привлекательны для инвесторов.
Взаимозависимость и взаимодополняемость категорий «инвестиционный климат региона» и «инвестиционная привлекательность регионального предприятия» отражены в предложенной нами модели (рис. 1). Наличие, присутствующих в ней связей, мы объясняем следующим образом.
Рис.1. Модель взаимодействия инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности региональных хозяйствующих субъектов и инвестиционной активности в регионе
Во-первых, как указывалось выше, взгляды на инвестиционный климат как на совокупность инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности в значительно большей степени приемлемы для определения данного понятия с точки зрения общерегионального уровня. Кажется очевидным, что привлекательный в инвестиционном отношении регион отличается ростом инвестиционной активности, а значит лучшим инвестиционным климатом.
говорить об инвестиционном климате предприятия неправомерно — скорее само предприятие через уровень результативности и инвестиционной привлекательности влияет на активность инвесторов и на инвестиционный климат, который таким образом выступает как фактор среды, способный, при этом, поддаваться учету при разработке стратегии инвестиционного развития хозяйствующего субъекта.
Факторами формирования инвестиционного климата в регионе выступают и местные органы власти, которые своей деятельностью (прежде всего в области законотворчества и кредитной политики) воздействуют на инвестиционную активность и инвестиционную привлекательность региональных предприя-
тий. Не случайно среди рассмотренных нами факторов развития инвестиционного климата преобладают те, что характеризуют параметры, в значительной степени поддающиеся воздействию со стороны региональных властей.
Региональные власти влияют, кроме того, и напрямую на инвестиционную привлекательность субъектов территориально-организованной экономической системы, путем тех или иных управленческих воздействий.
Необходимо признать, также, что инвестиционный климат региона, в свою очередь, не может не испытывать зависимость со стороны общенационального инвестиционного климата, и, что федеральные органы власти через макроэкономическую политику оказывают на него, а опосредованно — на инвестиционную привлекательность региональных предприятий, значимое воздействие. В. г. Блохина прямо указывает, что инвестиционная деятельность в России продолжает оставаться наиболее проблемной сферой деятельности, главным образом по причине недостаточного участия государственных структур в оптимизации факторов инвестиционного климата. По ее сведениям, сумма
налогов на производителя в РФ остается самой высокой в Европе. государству — отмечает вышеназванный автор — следует принять меры по дерегулированию экономики, то есть снижению степени вмешательства государственных органов в деловую жизнь предпринимателей. В. г. Блохина справедливо указывает, что судебная зашита от покушений на собственность у нас одна из худших в мире [1].
За отсутствием видимых рычагов воздействия, региональному производителю остается лишь учитывать сложившуюся макроэкономическую ситуацию в своей деятельности. государство же, как верно указывают М. И. Ример, А. Д. Касатов и Н. Н. Матиенко, должно проводить целенаправленную политику по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране — основы формирования инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности [5].
Что же касается регионального хозяйствующего субъекта, то его основные усилия должны быть направлены, прежде всего, на создания условий для роста собственной инвестиционной привлекательно-
сти — главной цели его инвестиционной политики в силу сложившейся макроэкономической ситуации и экономической ситуации в регионах.
Благодарности. Статья опубликована в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блохина В. Г. Инвестиционный анализ. Ростов н /д.: Феникс, 2006. 320 с.
2. Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2006. 450 с.
3. Кирюхин В. В Финансово-кредитная система, бюджетное, валютное и кредитное регулирование экономики, инвестиционные ресурсы // Проблемы современной экономики. № 3 (19). 2010.
4. Есипов В. Е. Коммерческая оценка инвестиций. М.: КноРус, 2009. 2011. 704 с.
5. Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
Инвестиционный климат — это… Что такое Инвестиционный климат?
- Инвестиционный климат
- Инвестиционный климат
- Инвестиционный климат — совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска.
По-английски: Investment climate
Финансовый словарь Финам.
.
- Инвестиционный капитал
- Инвестиционный клуб
Смотреть что такое «Инвестиционный климат» в других словарях:
Инвестиционный климат — совокупность социально экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска … Википедия
Инвестиционный климат — (Iinvestment climate) — система правовых и экономических условий осуществления инвестиционной деятельности в стране, существенно влияющих на уровень доходности и риски инвестиционных операций. А. следовательно, и на желание отечественных… … Экономико-математический словарь
инвестиционный климат — Система правовых и экономических условий осуществления инвестиционной деятельности в стране, существенно влияющих на уровень доходности и риски инвестиционных операций. А. следовательно, и на желание отечественных и иностранных инвесторов… … Справочник технического переводчика
инвестиционный климат — Создание политических, экономических и иных условий для притока капитала и вложения его в новые и модернизацию старых отраслей хозяйства … Словарь по географии
Инвестиционный климат — реальные условия хозяйствования в данном месте. Например, инвестиционный климат в России оценивается как неблагоприятный для зарубежных инвесторов. Последние стремятся в сырьевой (энергетический) сектор российской экономики, но их туда не пускают … Геоэкономический словарь-справочник
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ — совокупность сложившихся в какой либо стране политических, социально культурных, финансово экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ — условия для приложения иностранного капитала в данной стране. Определяется прежде всего экономическими факторами: природными условиями, в том числе запасами полезных ископаемых, уровнем квалификации и величиной средней заработной платы трудящихся … Внешнеэкономический толковый словарь
инвестиционный климат — Экономические, финансовые и другие условия, оказывающие влияние на эффективность инвестиций … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Инвестиционный климат — ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы … Экономика: глоссарий
инвестиционный — улучшить инвестиционный климат • изменение, положительная … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Инвестиционный климат — Оценка инвестиционного климата и путей его улучшения
Инвестиционный климат — это уровень качества предпринимательской инфраструктуры страны, определяемый совокупностью политических, правовых, социальных, культурных, экономических и финансовых условий, а также эффективностью инвестиций в данной стране и уровнем риска при вложении капитала. Все эти показатели определяют степень привлекательности экономики страны для иностранных и отечественных инвесторов.
Из определения инвестиционного климата следует понимать, что этот экономический показатель состоит из двух наиболее существенных частей, а именно из инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков.
Благоприятный инвестиционный климат, характеризуется следующими факторами:
- не высокий уровень конкуренции в отдельно взятой отрасли
- стабильность налоговой системы
- эффективная и качественная поддержка государства, а также своевременное регулирование со стороны государства
- низкая стоимость сырья и ресурсов (трудовых, материальных и т.д.)
- высокий уровень нормы прибыли в стране
- высокий уровень потенциала внутренних рынков.
На уменьшение привлекательности инвестиционного климата оказывает влияние следующие факторы:
- нестабильная политическая атмосфера в стране
- высокие уровни инфляции и ставки рефинансирования
- социальная нестабильность (забастовки, митинги и т.п.)
- дефицитный бюджет
- большие объемы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего
- высокий уровень транзакционных расходов
- слабо развитое законодательство (несоблюдение закон в части инвестиций)
Оценка инвестиционного климата
Оценка инвестиционного климата любой страны состоит из оценки её инвестиционного потенциала и анализа её инвестиционных рисков.
Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность:
- размер валютных резервов страны
- стабильность валютного курса
- уровень и темпы роста экономики
- степень развитости банковской системы
- уровень налога на доходы от инвестиционной деятельности
- степень ликвидности ценных бумаг на рынке
- уровень защиты прав инвесторов
- уровень процентных ставок.
Все перечисленные выше факторы инвестиционный привлекательности проливают свет на состояние инвестиционного климата страны, однако для полноты картины необходимо сопоставить данные факторы, с факторами, определяющими уровень инвестиционного риска, а именно:
- законодательный риск
- экономический риск
- финансовый риск
- политический риск
- социальный риск
- экологический риск
- криминальный риск.
В том случае, если оценивается инвестиционный климат страны, имеющей федеративное устройство, то есть имеет деление на регионы, то учитывается инвестиционный потенциал каждого из регионов. Данный потенциал оценивается исходя из следующих показателей:
- потребительский потенциал (уровень покупательной способности населения)
- финансовый потенциал (уровень прибыльности предприятия и размер её налоговой базы)
- трудовой потенциал (наличие трудовых ресурсов и степень их квалифицированности)
- ресурсно-сырьевой потенциал (уровень обеспеченности основными природными ресурсами)
- производственный потенциал (степень развитости хозяйства и размер её производства)
- институциональный потенциал (наличие развитых институтов рыночной экономики)
- инфраструктурный потенциал (экономическое и географическое положение, уровень развития дорожной системы и т.п.)
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Инвестиционный климат
Уважаемые предприниматели Всеволожского района!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании эффективности реализуемых мер по улучшению инвестиционного климата в роли эксперта и ответить на вопросы анкеты.
Для скачивания анкеты нажмите на ссылку.
Заполненные анкеты просим присылать на электронный адрес: [email protected] или [email protected] или в отдел по экономическому развитию и инвестициям Всеволожского муниципального района по адресу: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Всеволожский пр.72.
Опрос носит строго анонимный характер. Его результаты будут использованы в обобщенном виде для анализа и разработки мер по улучшения существующей ситуации.
Ваше мнение очень важно для нас! ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Уважаемые инвесторы!
Всеволожский район – один из наиболее перспективных районов Ленинградской области. Благоприятное географическое положение, богатое историческое и культурное наследие, природно-ресурсный потенциал – способствуют процветанию этой земли. На сегодняшний день социально-экономическое положение района можно охарактеризовать как устойчивое и достаточно развитое.
Мы приглашаем Вас к взаимовыгодному сотрудничеству в целях организации эффективного производства конкурентоспособных товаров и услуг.
Основные принципы нашей инвестиционной политики заключаются в создании условий наибольшего благоприятствования, оказании поддержки перспективным инвестиционным проектам, снижении административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, безусловном исполнении своих обязательств перед нашими партнерами, что станет залогом Вашего успеха.
Информация о свободных промышленных площадках, расположенных на территории Всеволожского муниципального района размещена в инвестиционном паспорте Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
С уважением,
глава администрации
Всеволожского муниципального района Андрей Низовский
С информацией о мерах поддержки, инвестиционных площадках, институтах развития Ленинградской области Вы можете ознакомиться в Навигаторе инвестора
Прямое обращение инвестора к руководству администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
Отдельными инвестиционными проектами является создание на территории Всеволожского района ряда индустриальных парков, инфраструктурно-подготовленных для создания на них предприятий различной отраслевой направленности.
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
|
|
инвестиционный климат столицы и зарубежное партнерство
ГлавнаяО проектеНовостиКоманда Москвы в МГИМО: инвестиционный климат столицы и зарубежное партнерство21.05.2021
Как попасть в пресс-службу мэра Москвы? Кто представляет Москву на зарубежных выставках? Какие международные холдинги развивают свое производство в столице? Об этом и многом другом узнали студенты МГИМО на встрече со спикерами Команды Москвы. Публикуем самые интересные тезисы.
Москва входит в топ-25 городов мира по привлекательности для инвесторов. В октябре 2020 года объем прямых иностранных инвестиций в город достиг 236 млрд. долларов. Поддерживать высокий уровень инвестиционного климата в Москве — главная задача Департамента инвестиционной и промышленной политики. В Москве работают крупнейшие мировые производители, например, Coca-Cola, Pepsico, завод немецкого концерна KSB. Департамент поддерживает и московских производителей, продвигая отечественные бренды. В следующий раз в аэропорту обратите внимание на прилавки Made in Moscow в Duty Free — товары оттуда произведены полностью в столице.
«Благоприятный инвестиционный климат Москвы, поддержка промышленных предприятий города, реализация новых амбициозных проектов, таких как строительство канатной дороги между станциями метро „Сходненская“ и „Речной вокзал“ и открытие производства комплектующих для воздушного транспорта в особой экономической зоне Москвы — все это в том числе работа команды профессионалов нашего Департамента. И мы всегда рады пригласить стажеров к нам. Приходите, мы с радостью продолжим развивать наш город вместе с молодыми специалистами!» — отметил заместитель руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Эмиль Петросян.
Заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Евгений Дридзе рассказал о том, как ведется работа с иностранными компаниями и организациями. Департамент отвечает практически за все, что связано с зарубежной деятельностью столицы — от бизнеса до культурных мероприятий. Департамент приглашает высококвалифицированных специалистов в город, организовывает мероприятия за рубежом — более ста в год. Попасть стажеров в Департамент сложно, но возможно, для этого нужно обладать хорошим знанием иностранного языка, аналитическими навыками и развитой памятью.
Евгений Дридзе рассказал том, чем могут заниматься стажеры в Департаменте: «характер задачи зависит в первую очередь от желаний и стремлений стажера. У нас можно заниматься гуманитарными проектами — участвовать в различных сферах, в том числе отборе заявок по поддержке соотечественников, проведении разных культурных мероприятий; можно попробовать себя в подразделении внешнеэкономического блока и разбирать сложные взаимоотношения иностранного бизнеса и регулирующих органов; а можно найти себя в службе протокола, в сопровождении делегаций. Каждая сфера деятельности требуют от стажера разных навыков.»
Кирилл Латыпов, ведущий специалист пресс-службы мэра Москвы, несколько лет назад тоже проходил программу стажировки. Он поделился со студентами своим карьерным путем — из пресс-службы управы, где он обрабатывал заявления жителей района, он попал в мэрию, где организовывать встречи мэра с прессой. Кирилл получил уникальный опыт работы и захотел остаться на госслужбе.
«Я уверен, у вас все получится. Главное, определите цели и идите к их реализации. Университетское образование дает релевантные знания для устройства на работу, но конечный результат всегда зависит только от вас» — дал напутствие студентам Кирилл Латыпов.
Команда Москвы — ежегодная серия встреч руководителей столичных органов власти со студентами в формате TED. Узнайте из первых уст, как развивается московский спорт и кто развивает цифровые технологии в городе.
Возврат к списку
Инвестиционный климат
Что такое инвестиционный климат?
Инвестиционный климат относится к экономическим, финансовым и социально-политическим условиям в стране или регионе, которые влияют на то, готовы ли отдельные лица, банки и учреждения предоставлять ссуды и приобретать долю (то есть инвестировать) в предприятиях, работающих там.
На инвестиционный климат влияет несколько косвенных факторов, включая уровень бедности, уровень преступности, инфраструктуру, участие рабочей силы, соображения национальной безопасности, политическую (нестабильность), неопределенность режима, налоги, ликвидность и стабильность финансовых рынков, верховенство закона, права собственности, нормативно-правовая среда, прозрачность правительства и подотчетность правительства.
Ключевые выводы
- Инвестиционный климат — это социально-экономический и политический ландшафт страны или региона, поскольку он связан с благоприятным отношением к инвестированию и кредитованию.
- Когда потенциальный инвестор сталкивается с множеством препятствий (например, в слаборазвитых странах, что может быть частично связано с политической нестабильностью или плохой инфраструктурой), инвестиционный климат может считаться неблагоприятным.
- Оценка инвестиционного климата сочетает в себе количественные и качественные оценки по ряду параметров.
Понимание инвестиционного климата
Неблагоприятный инвестиционный климат — одно из многих препятствий, с которыми сталкиваются слаборазвитые страны. Регуляторная реформа часто является ключевым компонентом устранения препятствий для инвестиций. Ряд некоммерческих организаций был создан с целью улучшения инвестиционного климата и стимулирования экономического развития в этих странах.
Кроме того, некоторые инвесторы готовы принять на себя высокий уровень риска и нестабильности, связанные с инвестированием в неблагоприятном климате, из-за вероятности того, что высокий риск будет вознагражден высокой прибылью.
Один из трудных аспектов понимания и оценки инвестиционного климата страны или региона заключается в том, что управление — это широкая концепция, которую можно эффективно применять различными способами. Существуют также различные виды управления: от политического управления (тип политической системы, конституционное устройство, отношения между государством и обществом), экономического управления (государственные институты, регулирующие экономику, конкуренцию, собственность и договорные права) и корпоративное управление. корпоративное управление (национальные и корпоративные законы и практика, определяющие корпоративное поведение, права акционеров, раскрытие информации и прозрачность, стандарты бухгалтерского учета).
Еще больше усложняет ситуацию то, что каждый аспект корпоративного управления играет против другого, поэтому суждения о том или ином инвестиционном климате должны приниматься в индивидуальном порядке.
Оценка инвестиционного климата
Чтобы частные лица, банки и учреждения чувствовали себя комфортно при инвестировании в данном инвестиционном климате, они должны иметь разумные ожидания в отношении условий, которые позволят их инвестициям процветать и расширяться.
В местах, где государство не обеспечивает определенной существенной общественной бизнес-инфраструктуры —, такой как разумное регулирование, законы, поддерживающие рынок, которые справедливо выполняются честными, хорошо обученными и беспристрастными судьями, а также прозрачная система закупок — невозможно установить необходимое доверие к инвестиционному климату.Короче говоря, частный сектор нуждается в эффективном, позволяющем государству функционировать эффективно и справедливо.
Если нельзя доверять государству в обеспечении такого уровня уверенности, масштабное ведение бизнеса становится проблематичным. Необходимы четкие правила игры в отношении того, как государство взаимодействует с частным сектором. Необходимы равные условия и платформы для конструктивного диалога между государственными агентами и частным бизнесом.
Инвестиционный климат
КонтекстВ течение последних трех десятилетий частный сектор был в авангарде экономических преобразований, создания рабочих мест и сокращения бедности во всем мире.Интеграция с мировыми рынками и повышение инвестиционной конкурентоспособности способствовали беспрецедентному росту экономики многих стран. Тем не менее значительному числу развивающихся стран еще предстоит в полной мере использовать свой экономический потенциал. Правительства обращаются к Группе Всемирного банка за советом по вопросам политики, которая позволит связать иностранный и внутренний частный сектор с динамизмом, порождаемым трансграничной торговлей и инвестиционными моделями, и поддержать устойчивость и восстановление своих экономик инклюзивным образом в условиях нынешнего COVID. -19 контекст пандемии.
СтратегияИспользуя комплексный подход, направленный на устранение правовых, нормативных, административных и институциональных барьеров, влияющих на все этапы жизненного цикла бизнеса и инвестиций, Всемирный банк помогает странам создать конкурентоспособный инвестиционный климат, который способствует стимулированию инвестиции для роста бизнеса. Способные мобилизовать широкий спектр инструментов Группы Всемирного банка, включая консультативные услуги и аналитику (ASA) и различные кредитные продукты (DPF, P4R и IPF), чтобы помочь развивающимся странам, наши эксперты по деловой среде, инвестиционной политике и продвижению предоставляют интегрированные IC решения, основанные на трех столпах:
- Движущая сила реформы, основанной на фактах: Глобальная аналитика и контрольные показатели, такие как Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Ведение бизнеса, опросы предприятий ГВБ, Глобальная база данных о регуляторных рисках или Женский бизнес и закон поставили реформы деловой среды и инвестиционной политики во главу угла повестки дня политиков и создали большой спрос на поддержку в этой области.Выявление источников входных барьеров, рыночных перекосов, оценка ограничивающих факторов для фирм и количественная оценка потенциального воздействия реформ политики стали возможными благодаря разработке последнего поколения инструментов диагностики инвестиционного климата. В основе всех вмешательств в области инвестиционного климата лежит хорошо разработанный набор диагностических и аналитических инструментов, прикладные исследования и глубокие знания передовой практики и опыта реформ. Этот набор знаний позволяет нашим командам мобилизовать опыт по широкому кругу политических и нормативных вопросов и создавать интегрированные, мультиинструментальные решения, адаптированные к потребностям и запросам клиентов.
- Повышение конкурентоспособности бизнеса: Разблокирование роста, возглавляемого частным сектором, зависит от способности страны создать нормативную и институциональную базу, которая позволяет производительным местным и иностранным компаниям инвестировать, формироваться и расти как на внутреннем, так и на международном уровне, а также нежизнеспособно. компании должны выйти, чтобы ресурсы распределялись эффективно внутри и между секторами. Государственная политика и постановления играют решающую роль в стимулировании деловой активности и повышении конкурентоспособности рынка.С этой целью решения IC предназначены для улучшения нормативно-правовой базы для иностранных и отечественных компаний на всех этапах жизненного цикла инвестиций и бизнеса. Поддерживая внедрение прозрачных, инклюзивных, предсказуемых и эффективных политик и методов регулирования, группа по инвестиционному климату помогает правительствам раскрыть потенциал для развития частного сектора и побудить компании инвестировать, конкурировать и расти, что, в свою очередь, создает продуктивные рабочие места.
- Расширение инвестиционных возможностей: Привлечение прямых иностранных инвестиций помогает связать экономику страны с глобальными производственно-сбытовыми цепочками и способствует модернизации экономики.ПИИ приносят в страны инвестиции, рабочие места, увеличение экспорта, вторичные эффекты цепочки поставок, новые технологии и методы ведения бизнеса. Хотя преимущества прямых иностранных инвестиций хорошо известны, они не могут быть получены без благоприятной политической, правовой и институциональной среды. В условиях глобального ландшафта, сильно пострадавшего от пандемии COVID-19, но все еще подверженного быстрым технологическим изменениям и политической неопределенности, страны должны уточнить свои ценностные предложения в качестве мест для инвестиций. Кроме того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами прямых иностранных инвестиций, стране требуется четкая и эффективная реализация инвестиционных стратегий и политики.Используя комплексный подход, направленный на устранение правовых, нормативных, процедурных и институциональных барьеров, влияющих на все этапы жизненного цикла инвестиций, группа по инвестиционному климату помогает странам создать конкурентоспособный инвестиционный климат, благоприятный для привлечения, удержания и расширения устойчивых прямых иностранных инвестиций.
Учитывая, что успешная разработка и реализация реформ инвестиционного климата требует скоординированных усилий множества различных отраслевых министерств и ведомств, наши группы поддерживают правительства в разработке программ реформирования инвестиционного климата в контексте более широкой программы повышения конкурентоспособности; определить приоритетные направления реформ в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе; ставить четкие цели с измеримыми результатами; и укрепить институциональный потенциал механизмов государственно-частного диалога и межведомственных комитетов по реформе.
- В Бангладеш правительство ввело широкую программу упрощения, включая снижение затрат на подключение к электросети и единое окно (OSS) для инвесторов. Реформы привели к экономии затрат для бизнеса и граждан на сумму более 721 миллиона долларов. На сегодняшний день более 1200 фирм воспользовались преимуществами OSS.
- В Эквадор команда поддержала введение новой упрощенной акционерной корпорации, более гибкой юридической формы, предназначенной для малых и средних компаний.В течение двух месяцев было создано более 500 фирм нового типа, 30% всех компаний были зарегистрированы за этот период.
- Эфиопия открыла шесть новых секторов для прямых иностранных инвестиций. За два года реформы было получено 96 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Комиссия по инвестициям Эфиопии также создала механизм для рассмотрения жалоб инвесторов до их перерастания в международные споры. Это привело к удержанию прямых иностранных инвестиций в размере 5,4 млн долларов США.
- В Гвинея была создана платформа онлайн-рынка поставщиков для решения проблемы низкого уровня участия местных поставщиков в горнодобывающем секторе.На платформе зарегистрировано 883 отечественных компании (111 принадлежащих женщинам). 77% размещенных запросов предложений были присуждены малым и средним предприятиям, зарегистрированным на платформе.
- В Ирак создание механизма рассмотрения жалоб инвесторов в рамках Инвестиционной комиссии Басры привело к удержанию прямых иностранных инвестиций в размере 220 миллионов долларов США, которые ранее подвергались риску продажи.
- Снятие ограничений на въезд в Мьянма посредством нового отрицательного списка, открывающего 70 секторов для полной иностранной собственности и сокращения проверки ПИИ посредством единого инвестиционного закона, привело к шестикратному увеличению числа утвержденных проектов ПИИ в период с 2013 по финансовый год. 2016 финансовый год — от 1 доллара США.От 4 миллиардов до 9,5 миллиардов долларов США.
- В Саудовская Аравия команда работала с Министерством торговли и инвестиций над устранением правовых барьеров для экономического участия женщин и принятием исторического пакета реформ, который ввел свободу передвижения и юридическое равенство в сфере занятости и пенсий, а также отменил положение о послушании и позволяло женщинам быть, среди прочего, главой семьи. Реформами пользуются более 5 миллионов женщин старше 21 года, а количество предприятий, принадлежащих женщинам, увеличилось на 50%.
- Первая фаза программы развития поставщиков в Вьетнам привела к увеличению емкости МСП на 70% за счет применения новых стандартов и инструментов управления, увеличению прибыли и оборота на 50%, 42% установили новые связи с покупателями МНП. 9% из которых стали официальными поставщиками для МНП.
- В рамках проекта инвестиционной политики и поощрения западных Балкан была оказана поддержка шести странам Западных Балкан — Албании, Боснии и Герцеговине, Косово, Черногории, Северной Македонии и Сербии — в гармонизации их инвестиционной политики и реализации регионального поощрения инвестиций. инициатива.В результате проекта было проведено 10 законодательных и институциональных реформ по улучшению инвестиционного климата, включая принятие согласованных на региональном уровне стандартов для международных инвестиционных соглашений и генерирование более 130 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций для региона, в результате чего было создано более 3000 рабочих мест, в том числе 2000 для женщин.
Улучшение деловой среды для процветания (IBEP)
Обзор | Задача развития | Описание программы | Обзор страновых проектов | Результаты на сегодняшний день | События | Публикации, поддерживаемые IBEP | Блоги
Обзор
Четырехлетняя программа «Улучшение деловой среды для процветания» (IBEP) реализуется Группой Всемирного банка (WBG) при поддержке Фонда процветания Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании.Программа направлена на совершенствование разработки и реализации реформ деловой среды в странах со средним уровнем дохода с целью усиления деловой конкуренции и ускорения общего процветания. Он построен вокруг окна глобального влияния и взаимодействия на страновом уровне в девяти странах: Бразилии, Индонезии, Малайзии, Нигерии, Пакистане, Филиппинах, Южной Африке, Турции и Вьетнаме. См. Теорию изменений программы.
Задача развития
Страны со средним уровнем дохода (ССД) являются домом для значительной части населения мира (представляющего около пяти из семи миллиардов человек в мире), а также глобальной бедности (на которую приходится 73% бедного населения мира) .Они также считаются основными двигателями глобального роста, генерируя около одной трети мирового ВВП, хотя часто сталкиваются с общими проблемами, в том числе:
- Стагнация роста производительности
- Ухудшение неравенства и уровня бедности
- Слабые структуры управления
- Растущая нестабильность
- Более частые и серьезные кризисы (например, кризис беженцев, скачки цен на сырьевые товары)
Эти проблемы мешают политикам содействовать устойчивому росту, интеграции фирм в мировую экономику или более равномерному распределению богатства.Кроме того, появление глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) изменило глобальный экономический ландшафт. ГЦСС изменили производство товаров, повысили значимость частных инвестиций и установили мировые стандарты экономической деятельности. Учитывая их важность, благоприятная деловая среда имеет важное значение для создания возможностей и стимулов для компаний к продуктивным инвестициям, созданию рабочих мест и росту. Прозрачные и простые правила, низкие затраты на ведение бизнеса и открытые рынки дают частному сектору уверенность в том, чтобы начать бизнес, увеличить долю рынка и выйти на новые рынки.
Работая с правительствами над улучшением деловой среды, стимулированием конкуренции, а также привлечением и удержанием инвестиций, IBEP стремится помочь странам создать больше возможностей для трудоустройства и повысить их общее благосостояние.
Описание программы
Взаимодействие со странами
Программа IBEP направлена на решение основных проблем развития, с которыми сталкиваются страны со средним уровнем дохода. Конкретные мероприятия разработаны в соответствии с национальными планами и стратегиями развития стран, а также с Систематической страновой диагностикой и рамками странового партнерства ГВБ.Страновые программы разработаны на основе следующих трех тематических направлений:
- Укрепление правил и практики ведения бизнеса . Правительственные постановления играют решающую роль в создании предсказуемой и благоприятной основы для создания, работы и роста предприятий. Целью этого компонента является совершенствование правил, снижение административных расходов, развитие открытых и конкурентных рынков и снижение неопределенности для предприятий и инвесторов.
- Повышение конкурентоспособности бизнеса .Местные фирмы повышают свою конкурентоспособность, когда они интегрируются в производственно-сбытовые цепочки, повышают стандарты качества услуг и продукции, участвуют в государственных тендерах или используют технологии. Этот компонент направлен на улучшение связей местных фирм с международными рынками и инвесторами, а также на повышение их способности соблюдать стандарты качества услуг и продукции.
- Катализатор общего процветания . Общее процветание включает в себя два элемента: экономический рост и равенство. С точки зрения предприятий и инвесторов, отстающие регионы в большинстве крупных стран со средним уровнем дохода составляют крупные рынки и могут стать потенциальными двигателями роста.Однако эти регионы сталкиваются со значительными пробелами с точки зрения человеческого потенциала, правовой, нормативной и институциональной базы для инвестиций, а также охвата и эффективности государственных услуг, которые препятствуют деловой активности, в конечном итоге сдерживая производительность и создание рабочих мест. Цель этого компонента — способствовать всеобщему процветанию за счет улучшения деловой среды на субнациональном уровне.
Окно глобального влияния
Помимо взаимодействия со странами, МБП использует глобальный охват и межстрановые знания ГВБ для разработки и реализации страновых программ МБП.Он также демонстрирует опыт стран, в которых осуществляются программы, на благо других развивающихся стран и способствует развитию возможностей взаимного обучения. Таким образом, «Окно глобального влияния» разрабатывает и использует ряд аналитических и глобальных инициатив по вовлечению в свои пять основных направлений, сфокусированных на (i) аналитике, (ii) инструментах реформ, (iii) разработке адаптивной политики, (iii) двухгодичной глобальной инвестиционной конкурентоспособности. Отчет и (iv) мероприятия по взаимному обучению, в которых принимают участие политики, руководители бизнеса и академических кругов для расширения партнерских отношений, обмена идеями и разработки решений.Ниже приведен список поддерживаемых IBEP публикаций, разработанных с помощью Global Influence Window.
Гендер и инклюзия
Программа также включает сквозную тему гендера и инклюзивности (G&I) во всех ее мероприятиях. Опираясь на импульс коллегиального обучения, проведенного в Йоханнесбурге, Южная Африка, в марте 2019 года, программа предприняла согласованные усилия по формулированию подхода G&I и установлению целей в каждой из девяти стран.
Нормативно-правовая среда бизнеса
КонтекстНесмотря на положительную тенденцию реформ в последние десятилетия, сложные требования или неэффективное регулирование во многих странах по-прежнему сдерживают инновации, препятствуют инвестициям, ослабляют конкурентоспособность, ставят под угрозу диверсификацию экономики и, как следствие, препятствуют экономическому росту. Часто нормативные акты также способствуют низкому участию женщин в экономике и неформальном секторе.
СтратегияГруппа Всемирного банка по регулированию бизнеса поддерживает правительства клиентов посредством аналитики, технических консультаций и кредитных операций.Мы поддерживаем реализацию реформ, направленных на развитие предпринимательства, инвестиций и конкурентоспособности, упрощая ведение бизнеса в стране. Наша работа с правительствами сосредоточена на микроэкономическом вмешательстве и реформах регулирования бизнеса. Нормативные акты и институты, регулирующие вход, рост и выход фирм — включая регистрацию, лицензирование, проверки, права собственности и другие — играют важную роль в создании конкурентных рынков и, таким образом, в поддержке повышения производительности и роста.Если все сделано правильно, эти нормативные реформы могут снизить затраты и риски ведения бизнеса в стране, а также обеспечить равные условия и защитить потребителей, здоровье и безопасность населения.
Чтобы помочь странам-клиентам устранить правовые и институциональные недостатки, которые влияют на частные инвестиции и поддерживают участие женщин в экономической жизни, мы используем различные средства диагностики и глобальные инструменты знаний для оказания поддержки правительствам-клиентам. К ним относятся первичные исследования, а также сравнительный анализ с использованием сравнительных показателей, таких как показатели Doing Business Группы Всемирного банка; Женщины, бизнес и закон; и обследования предприятий, среди прочего.Мы также используем внутренние и внешние партнерские отношения для поддержки нашего предложения.
Работая с широким спектром инструментов Группы банков, включая консультационные услуги и аналитику (ASA), возмещаемые консультационные услуги (RAS) и различные кредитные продукты, чтобы помочь развивающимся странам, группа по регулированию бизнеса работает с правительствами клиентов по следующему адресу:
- Разрабатывать бизнес-правила, регулирующие вход, деятельность, рост и выход фирм, которые были бы прозрачными и эффективными для устранения сбоев рынка, одновременно защищая общественные блага, такие как окружающая среда, здоровье и безопасность.
- Применение принципов, основанных на оценке риска, к регулированию, чтобы позволить правительствам эффективно распределять ограниченные государственные ресурсы, смягчать чрезмерную свободу действий и снижать нагрузку на предприятия с низким уровнем риска.
- Устранение административных и институциональных недостатков, влияющих на частные инвестиции.
- Упростите бюрократию, чтобы снизить затраты на ведение бизнеса и уменьшить возможности для коррупции и неформальной деятельности.
- Разработать нейтральные с гендерной точки зрения нормативные акты, обеспечивающие большее равенство в трудовой жизни женщин и способствующие участию женщин в экономике, включая выход на рынок труда, открытие / ведение бизнеса, доступ к кредитам, равенство в оплате труда, управление активами по уходу за детьми и получение пенсии.
- Внедрение эффективных межотраслевых стратегий реформ и механизмов реализации.
На практике
- В Греции группа поддержала правительство введением режима лицензирования и инспекций с учетом рисков, влияющих на более 100 видов экономической деятельности в ключевых секторах (например, туризм), и сбережения фирм на срок до трех месяцев вовремя, потраченное на соблюдение правил лицензирования.
- В Саудовская Аравия команда работала с Министерством торговли и инвестиций над устранением юридических барьеров для участия женщин в экономической жизни и принятием исторического пакета реформ, который ввел свободу передвижения и юридическое равенство в сфере занятости и пенсий, а также отменил положение о послушании и позволяло женщинам быть, среди прочего, главой семьи.Реформами пользуются более 5 миллионов женщин старше 21 года, а количество предприятий, принадлежащих женщинам, увеличилось на 50%.
- В Бангладеш правительство ввело широкую программу упрощения, включая снижение затрат на подключение к электросети и единое окно (OSS) для инвесторов. Реформы привели к экономии затрат для бизнеса и граждан на сумму более 721 миллиона долларов. На сегодняшний день более 1200 фирм воспользовались преимуществами OSS.
- В Эквадор команда поддержала введение новой упрощенной акционерной корпорации, более гибкой юридической формы, предназначенной для малых и средних компаний.В течение шести месяцев было создано более 3000 фирм нового типа, что составляет около 50% всех компаний, зарегистрированных за этот период.
Танзания — Заявление об инвестиционном климате
Заявления об инвестиционном климате Государственного департамента США предоставляют информацию о деловом климате более чем 170 стран и готовятся экономическими чиновниками, размещенными в посольствах и учреждениях по всему миру. Они анализируют различные экономики, которые являются или могут стать рынками для США.С. предприятий.
Темывключают открытость для инвестиций, правовые и регулирующие системы, разрешение споров, права интеллектуальной собственности, прозрачность, требования к производительности, государственные предприятия, ответственное ведение бизнеса и коррупцию.
Эти заявления подчеркивают постоянные препятствия на пути дальнейших инвестиций в США. Устранение этих препятствий приведет к расширению высококачественных инвестиций частного сектора в инфраструктуру, расширению экономических прав и возможностей женщин и созданию здоровой деловой среды для цифровой экономики.Чтобы получить доступ к ICS, посетите веб-сайт Заявления об инвестиционном климате Государственного департамента США.
Краткое содержание
Объединенная Республика Танзания отличается относительно стабильной политической средой, разумной макроэкономической политикой, устойчивостью к внешним потрясениям и облегчением бремени задолженности. Однако недавно принятая политика правительства Танзании (ПТ) вызвала вопросы о долгосрочных перспективах прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и способствовала созданию более сложной деловой среды.За два года Танзания опустилась на 12 позиций в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Несмотря на рост ВВП Танзании, 28,2 процента населения живет за чертой бедности, установленной правительством Таджикистана, и безработица среди молодежи остается проблемой. МВФ продолжает предупреждать о замедлении экономического роста и возможных экономических рисках, включая обеспокоенность частного сектора жестким и произвольным применением правил; застойный рост кредита; плохое доверие к бюджету и его исполнение; и чрезмерная внутренняя задолженность.В 2016 году Правительство Таджикистана начало кампанию по увеличению доходов, поощрению найма граждан Танзании по сравнению с иностранцами и защите / развитию местной промышленности. Эти меры включали новые налоги в определенных отраслях, а также агрессивный сбор налоговой службой Танзании (TRA), который некоторые считали произвольным и беспокоящим. Что касается занятости, правительство Таджикистана ввело трудовые правила, которые затрудняют найм иностранных сотрудников, создавая нечеткие бюрократические стандарты. Наконец, что касается местной промышленности, правительство Таджикистана продолжало использовать повышенные тарифы, а также запреты на импорт и экспорт в качестве заявленного, но неэффективного способа защиты / роста местной промышленности.
Частный сектор продолжает бороться с недавним законодательством, которое является расплывчатым и часто карательным по отношению к частному сектору. Эти законы увеличили риск / стоимость инвестирования в широко определенные природные ресурсы, в первую очередь за счет лишения права на международный арбитраж и предоставления парламенту одностороннего права переписать неопределенные «недобросовестные» условия контрактов. По состоянию на начало марта 2020 года правительство обсуждало возможный новый акт об арбитраже, но на тот момент копии предложенного закона не были доступны для рассмотрения.Кроме того, новые законы о местном содержании в горнодобывающей промышленности настоятельно поощряют прием на работу, заключение договоров и партнерство с танзанийскими компаниями или частными лицами. В 2019 году в ответ на призывы местных и международных инвесторов, а также Всемирного банка и МВФ Правительство Таджикистана возобновило свои усилия по участию в государственно-частном диалоге и решению проблем в деловой среде. Президент Магуфули назвал 2019 год «годом инвестиций» и в этой связи сделал ряд громких замечаний, подчеркнув важность частного сектора.
Прибыльные секторы для иностранных инвестиций в Танзании традиционно включали сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность и услуги, движимые банковским делом, строительством, туризмом и торговлей. Однако агрессивные меры по увеличению доходов и недружественное законодательство для инвесторов сделали инвестиции менее привлекательными в последние годы. Коррупция, особенно в сфере государственных закупок, приватизации, налогообложения и таможенного оформления, остается проблемой для иностранных инвесторов, хотя правительство уделяет приоритетное внимание борьбе с этой практикой.Планы ПТ по развитию инфраструктуры, как ожидается, откроют инвестиционные возможности в сфере железных дорог, девелопмента недвижимости и строительства.
По сравнению со своими многочисленными соседними странами, Танзания остается политически стабильной и мирной страной, а также региональным лидером, в том числе в Восточноафриканском сообществе (ВАС). Однако с ноября 2015 года правительство вводит все более строгие ограничения на политическую деятельность, в том числе резко ограничивает способность оппозиционных политических партий и организаций гражданского общества публично обсуждать вопросы или проводить мирные собрания.Всеобщие выборы в октябре 2015 года прошли в значительной степени в открытой и прозрачной атмосфере; однако одновременные выборы на Занзибаре были неоднозначно аннулированы после того, как кандидат от оппозиции объявил о своей победе. Оппозиция бойкотировала повторные выборы. Дополнительные выборы в 2017 и 2018 годах были омрачены обвинениями в нарушениях и случаях политического насилия.
Движущая сила реформы инвестиционного климата
На протяжении шести десятилетий мы придерживались нашего основополагающего видения — частный сектор важен для развития.
В этой серии историй вы узнаете больше о том, как IFC превратилась из небольшой организации в крупнейшую глобальную организацию развития, ориентированную на частный сектор.
В 80-е годы IFC вернулась к своей основной задаче, которая всегда была больше, чем сама IFC.
Проблема заключалась в следующем: независимо от того, сколько капитала мы могли предоставить и мобилизовать сами, его никогда не будет достаточно для финансирования крупномасштабного создания рабочих мест, необходимых для выведения стран из бедности.Решения такого масштаба потребуют широких и согласованных действий правительства для улучшения инвестиционного климата, превращая страны в более привлекательные направления для частного капитала.
IFC могла бы стать катализатором, консультируя по вопросам реформ и финансируя знаковые проекты. Однако в конечном итоге правительства должны проявить политическую волю, чтобы провести реформы, необходимые для резкого увеличения инвестиционных потоков и для их сохранения на долгие годы.
Переломный момент наступил на крупнейшем в мире развивающемся рынке, Китае, и успех там помог IFC спровоцировать волну реформ инвестиционного климата в других развивающихся странах мира.
Когда Китай начал либерализовать свою экономику и открыть ее для иностранных инвестиций, он обратился за помощью к нескольким международным агентствам по развитию. IFC вошла в Китай в 1985 году, сделав первоначальные инвестиции в завод по производству грузовиков Peugeot и предоставив консультации по вопросам совершенствования законодательства о совместных предприятиях. При этом наша команда обнаружила гораздо больший барьер для прямых иностранных инвестиций: кандидаты в совместные предприятия столкнутся с трудностями репатриации прибыли, полученной в местной валюте, из-за ограничений валютного режима Китая.
Для решения этой важной проблемы в 1986 году IFC предоставила китайским властям результаты опроса 100 иностранных компаний, проявивших интерес к стране. Больше всего компаний беспокоила сложность обмена валюты. Играя роль честного посредника в качестве члена Группы Всемирного банка, мы смогли убедительно обосновать необходимость реформ.
Китайское правительство согласилось постепенно ослабить эти ограничения в течение следующих нескольких лет. После важных последних шагов в 1990 году — вкупе с реформами, поощряемыми другими агентствами развития, — в Китае произошел взрывной рост прямых иностранных инвестиций.
Хотя основное внимание уделялось экспортно-ориентированным секторам, большая часть этих инвестиций была направлена на внутренний рынок, где обмен валюты имел важное значение. За следующие 25 лет страна достигла беспрецедентного экономического роста. К 2016 году она вывела из нищеты 700 миллионов человек — больше, чем любая другая страна в истории.
Ободренная прогрессом в Китае, IFC работала со Всемирным банком и сообществом доноров над созданием нового органа для помощи другим странам в привлечении прямых иностранных инвестиций — Консультационной службы по иностранным инвестициям (FIAS).В течение следующих трех десятилетий FIAS — теперь называемая Фондом консультационных услуг по инвестиционному климату — будет поддерживать реформы в более чем 100 странах. Эта работа привела к эпохе быстрого роста прямых иностранных инвестиций, когда чистые потоки в развивающиеся страны увеличились с 12 миллиардов долларов в 1986 году до 120 миллиардов долларов в 1997 году.
Введение в ответственное инвестирование: изменение климата для владельцев активов | Вводное руководство
Руководство состоит из двух частей:
- Часть 1: Актуальность изменения климата, включая: почему это важно для инвесторов; наука; почему действия правительства важны для инвесторов.
- Часть 2: Подходы, которые владельцы активов должны адаптировать в своем (А) инвестиционном процессе (Б) Взаимодействие (В) Раскрытие информации и: возможные действия, которые необходимо предпринять; доступные ресурсы; вводные вопросы, которые нужно задать инвестиционным менеджерам.
PRI работает, чтобы помочь инвесторам защитить свои портфели от рисков, связанных с климатом, выявлять новые возможности и определять процессы, которые помогут владельцам активов участвовать в обсуждении этих тем. Избранные дополнительные материалы для чтения представлены повсюду.Чтобы получить дополнительную информацию по этому руководству или об изменении климата в целом, свяжитесь с нами.
Основные направления сотрудничества и программы PRI в области климата:
Часть 1: Актуальность изменения климата
Почему это важно для инвесторов?
Изменение климата окажет значительное физическое и экономическое воздействие на многие различные аспекты человеческой деятельности, как было определено органами, включая Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК), МВФ и Банк Англии.
Изменение климата — системная проблема, которая затрагивает все типы активов и секторов. Таким образом, это повлияет на доходность портфеля, оценку активов и процессы распределения активов владельцев активов с диверсифицированными глобальными портфелями.
Это откроет новые возможности для инвестиций. Например, согласно прогнозу МГЭИК, новые государственные и частные инвестиции в энергетику должны вырасти примерно до 2,4 триллиона долларов США в год до 2035 года, что составляет около 2,5% мирового ВВП.
Изменение климата также сопряжено с новыми рисками.
Страновой уровень:
- С 2015 года неспособность адаптироваться к изменению климата входит в пятерку основных рисков Всемирного экономического форума.
Уровень сектора:
- Физические изменения климата уже имели ощутимые финансовые последствия для некоторых секторов, таких как страхование. Общие убытки от стихийных бедствий мирового масштаба в 2019 году составили 150 миллиардов долларов США 1 .
- Ожидаемая отдача от других товаров, таких как энергия, коммунальные услуги, товары повседневного спроса и телекоммуникации, также существенно повлияет.По мнению некоторых консультантов и аналитиков, на оценку компаний или активов будет влиять то, как корпорации решат реагировать на климатические проблемы 2 .
Эти последствия совпадают с растущим вниманием регулирующих органов к важности включения ESG для выполнения фидуциарных обязанностей. Некоторые страны уже ввели более строгие требования для учета предпочтений клиентов и бенефициаров в отношении изменения климата, включая отчетность о том, как эти обязательства выполняются.
Владельцы активов неизбежно будут инвестировать в активы и отрасли, поведение и бизнес-модели которых должны адаптироваться. Изменение климата приведет к изменениям погоды, потребительского спроса и ожиданий общества, а также к разработке новых правил и технологий — важных соображений при разработке инвестиционной политики, привлечении управляющего активами, работе с инвестиционными консультантами и выполнении фидуциарных обязательств.
Инвесторы не могут избежать рисков, связанных с климатом, но они могут защитить свои портфели от них.
Наука
Температура Земли сейчас повышается быстрее, чем когда-либо в новейшей истории, о чем свидетельствуют более многочисленные и нестабильные погодные явления, повышение уровня моря и повышение температуры морской среды. Повышение глобальной температуры стало особенно заметным после промышленной революции, и с 1970-х годов каждое последующее десятилетие было последовательно более теплым, чем последнее (см. Рисунок 1).
Рисунок 1: Глобальное изменение температуры (1850-2019), покажи свои полосы
Такие виды деятельности, как производство, транспорт, сельское хозяйство и производство электроэнергии (см. Рисунок 2), увеличивают концентрацию выбросов парниковых газов (ПГ) в атмосфере, что приводит к парниковому эффекту, который задерживает солнечное тепло и способствует повышению глобальной температуры.
Деятельность человека способствует глобальному потеплению примерно на 1,0 ° C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Текущие схемы выбросов указывают на то, что к 2040 г. она может достичь 1,5 ° C 3 .
Рисунок 2: Глобальные выбросы по секторам, Ускорение перехода к низкоуглеродным технологиям, Институт Брукингса,
Почему действия правительства важны для инвесторов
Правительства начинают отвечать. Согласно выводам МГЭИК, Парижское соглашение является лучшим примером международных действий.Он связывает 197 стран, ратифицировавших Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата, с общим делом — предпринять амбициозные усилия по борьбе с изменением климата и адаптации к его последствиям при расширенной поддержке для помощи развивающимся странам. Он направлен на то, чтобы остановить повышение глобальной температуры более чем на 2,0 ° C по сравнению с доиндустриальными уровнями в этом столетии и ограничить это повышение еще до 1,5 ° C.
Рисунок 3: Механизм амбиций в Парижском соглашении
Парижское соглашение обязывает правительства использовать храповой механизм, который требует ужесточения регулирования и действий, если наука указывает на траекторию глобального потепления за пределами этой центральной цели.Задержка с принятием мер будет иметь значительные финансовые последствия; как указано в работе PRI «Неизбежный политический ответ».
Хотя действия правительства имеют значение, владельцы активов несут ответственность за выполнение своих собственных обязательств в отношении климата, независимо от того, достигают ли правительства целевых показателей. Учитывая, что многие владельцы активов имеют будущие обязательства, есть сильный стимул учитывать инвестиционные последствия глобального потепления и поощрять сокращение выбросов сейчас, а не позже.
Новое постановление, такое как Таксономия ЕС, также повысит требования к отчетности для инвесторов.
Ограничение глобального потепления до 1,5 ° C требует увеличения инвестиций и социальных изменений. Для достижения этих целей необходимы изменения в том, как общество и бизнес путешествуют, потребляют ресурсы и генерируют энергию.
Часть 2: Как должны реагировать владельцы активов?
Трехэтапный подход к реализации мер реагирования на изменение климата
То, как владельцы активов отреагируют на этот важный вызов, будет различным, но действия могут включать:
- введение автономной климатической политики;
- рассмотрение инвестиционных решений;
- сложных управляющих фондами; и
- взаимодействует с компаниями и политиками.
В этом разделе описываются подходы, которые владельцы активов могут использовать для защиты своих портфелей от системных рисков, связанных с изменением климата.
A. Инвестиционный процесс
Принцип 1: «Мы будем учитывать вопросы ESG в инвестиционном анализе и процессах принятия решений».
Не существует универсального подхода к интеграции факторов ESG, включая вопросы изменения климата, в инвестиционный процесс.
Возможные действия в связи с изменением климата:
- Рассматривайте вопросы ESG в заявлениях об инвестиционной политике.
- Поддержка разработки инструментов, показателей и анализа, связанных с ESG.
- Оценить возможности внутренних и внешних инвестиционных менеджеров по включению вопросов ESG.
- Попросите поставщиков инвестиционных услуг (например, финансовых аналитиков, консультантов, брокеров, исследовательские фирмы или рейтинговые компании) интегрировать факторы ESG в развивающиеся исследования и анализ.
- Поощрять академические и другие исследования по этой теме.
- Advocate ESG-тренинг для инвестиционных профессионалов
Владельцы активов могут включить меры реагирования на изменение климата в инвестиционный процесс в три этапа:
- Разработать инвестиционную политику
- Разработать инвестиционную стратегию
- Интеграция на протяжении всего инвестиционного процесса
PRI разработала эту структуру и ресурсы, чтобы помочь владельцам активов выполнить следующие шаги:
1.Разработать инвестиционную политику
2. Разработать инвестиционную стратегию
Этап | Ресурсы |
---|---|
Цель инвестиционной стратегии | |
Планирование, принципы и управление в советах директоров | |
Ответственные инвестиции Дорожная карта экономической политики Советы несут ответственность за стратегическую интеграцию климатических рисков, что должно обеспечить приоритетность согласования с нулевым показателем к 2050 году. | |
Инвестиции в климатические решения | |
Владельцы активов, прекращающие использование ископаемого топлива, должны делать это таким образом, чтобы обеспечить справедливый переход; социальный аспект реформы политики в долгосрочных интересах общества. | |
Создание портфеля |
3. Интеграция на протяжении всего инвестиционного процесса
Б. Помолвка
Принцип 2: «Мы будем активными собственниками и включим вопросы ESG в нашу политику и практику владения.”
Обязательства по взаимодействию, которые берут на себя все подписавшие, недавно были расширены за счет активного владения PRI 2.0. рамки, которые поощряют совместные действия по системным вопросам, таким как изменение климата.
Возможные действия в связи с изменением климата:
- Разработать и раскрыть политику активной собственности в соответствии с Принципами
- Осуществлять право голоса или контролировать соблюдение политики голосования (если передано на аутсорсинг).
- Разработайте возможность взаимодействия (напрямую или через аутсорсинг).
- Участвовать в разработке политики, нормативных актов и стандартов (таких как продвижение и защита прав акционеров).
- Решения держателей файлов согласуются с долгосрочными соображениями ESG.
- Взаимодействие с компаниями по вопросам ESG
- Участвовать в совместных инициативах
- Попросите инвестиционных менеджеров взять на себя обязательства, связанные с ESG, и отчитаться о них.
Владельцы активов могут быть активными собственниками и участвовать в решении проблем изменения климата, в частности, через:
- Взаимодействие с корпоративным климатом: с упором на прямое и косвенное влияние 4 компаний на государственную политику, связанную с климатом.
- Сотрудничество: работа с другими инвесторами для продвижения инициатив, которые соответствуют Парижскому соглашению.
- Участие в политике: продвижение политики и регулирования, которые поддерживают правительства в достижении целей и задач Парижского соглашения и поощряют решения для устойчивого экономического восстановления после пандемии COVID-19.
- Взаимодействие с инвестиционными консультантами: для выработки более целостного ответа на изменение климата.
PRI имеет ряд партнеров по сотрудничеству и ресурсов, доступных для подписавших его сторон, которые указаны в таблице ниже, чтобы помочь владельцам активов реализовывать успешные программы взаимодействия:
Совместная инициатива | Что она дает |
---|---|
Climate Action 100+ | Глобальное совместное мероприятие, нацеленное на крупнейших в мире источников выбросов парниковых газов, с целью сокращения выбросов, улучшения раскрытия финансовой информации, связанной с климатом, и улучшения управления вопросами изменения климата. |
Созываемый ООН Альянс владельцев нулевых активов | Инициатива по лидерству в области климата с FI ЮНЕП, учрежденная для стимулирования реакции инвестиционной отрасли на перевод портфелей на нулевые чистые выбросы парниковых газов к 2050 году. |
Программа для инвесторов | Рамки для инвесторов, позволяющие увеличить инвестиции в преобразование и вдохновить правительства активизировать свои амбиции / действия по смягчению последствий изменения климата. |
Гипотеза универсального собственника | Институциональные инвесторы могут сотрудничать в целях поощрения политиков и компаний к снижению воздействия на окружающую среду. |
Сеть по экологизации финансовой системы (NGFS) | Форум, который поможет банкам и финансовым регулирующим органам решить вопрос перехода к низкоуглеродной экономике.Его рекомендации 5 согласуются с TCFD и поддерживают сотрудничество на страновом уровне. |
C. Раскрытие информации
Принцип 3: «Мы будем добиваться надлежащего раскрытия информации по вопросам ESG компаниями, в которые мы инвестируем».
Принцип 6: «Каждый из нас будет отчитываться о своей деятельности и прогрессе в реализации Принципов».
Владельцы активов должны раскрывать свою собственную политику и действия в отношении климата, а также требовать раскрытия информации от портфельных компаний и управляющих активами в этом отношении.
Возможные действия в связи с изменением климата:
- Раскройте, как вопросы ESG интегрированы в инвестиционную практику.
- Раскрыть информацию об активной собственности (голосование, участие и / или диалог по вопросам политики).
- Раскрыть, что требуется от поставщиков услуг в отношении Принципов.
- Общайтесь с бенефициарами по вопросам ESG и Принципам.
- Отчет о прогрессе и / или достижениях в отношении Принципов с использованием подхода «соблюдай или объясняй».
- Стремиться определить влияние Принципов.
- Используйте отчетность для повышения осведомленности среди более широкой группы заинтересованных сторон.
Владельцы активов могут сообщить о раскрытии информации о существенных рисках изменения климата по:
- Согласование с рекомендациями TCFD
- Выявление и устранение пробелов в отчетности о климате
- Внедрение новейшей передовой практики
Все большее число владельцев активов сделали первый шаг в проведении и публикации углеродных «следов» своих портфелей.Рекомендации TCFD идут дальше, предлагая подход, который включает и сообщает о физических и переходных рисках, которые не могут быть отражены в углеродных следах. Система отчетности PRI теперь согласована с рекомендациями TCFD и поможет владельцам активов отчитываться в соответствии с этими рекомендациями.
В таблице ниже представлены ресурсы, доступные для раскрытия информации о климате:
Вводные вопросы для инвестиционных менеджеров
Следующие ниже вопросы могут быть использованы в качестве основы для обсуждения между владельцами активов и управляющими активами в ходе комплексной проверки или проверки.Они следуют структуре рекомендаций TCFD. Более подробные вопросы по мониторингу менеджеров будут доступны в следующем техническом руководстве PRI 6 .
1. Общеорганизационная поддержка рекомендаций TCFD
- Поддерживает ли ваша организация рекомендации TCFD?
- Если нет, объясните, пожалуйста, причину этого решения.
- Если да, то когда вы предполагаете реализовать рекомендации?
2.Управление
- Включила ли ваша организация мониторинг воздействий, связанных с климатом, в обязанности совета директоров и / или группы управления по надзору?
- Как, кем и как часто проверяется прогресс?
3. Стратегия
Существует ли общефирменная стратегия по выявлению рисков и возможностей, связанных с изменением климата?
Рассматривала ли организация влияние сценариев, связанных с климатом, на будущие результаты с точки зрения ожидаемого риска и доходности, а также выявления новых возможностей?
4.Управление рисками
- Создан ли процесс для оценки и интеграции связанных с климатом инвестиционных рисков (переходных и физических воздействий) в инвестиционные решения?
- Каков ваш процесс мониторинга этих рисков?
5. Метрики
- Какие показатели, связанные с климатом, если таковые имеются, использует ваша организация?
- Можете ли вы описать, как эти показатели повлияли на инвестиционные решения?
6.Задача, цели и следующие шаги
- Подготовила ли организация информацию о своих климатических обязательствах в соответствии с рекомендациями TCFD и в преддверии предстоящего постановления ЕС о таксономии?
- Приняла ли организация меры по переводу инвестиционных портфелей на нулевые выбросы парниковых газов к 2050 году?
- Подготовила ли организация и смоделировала ли она такие сценарии, как «Неизбежная политическая реакция»?
Дополнительная литература
Ресурсы других организаций
.
Добавить комментарий